Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В отечественной психологии в 60-70-е годы XX века



Состояниеисследований в 60-е годы. Проблема совместной деятельности непосредственно стала разрабатываться в нашей стране в первой половине 60-х годов. Результаты некоторых ис­следований, выполненных в эти годы, подробно были опубликова­ны позднее. Не только внутреннее развитие самой социальной психологии привело к постановке данной проблемы, но прежде

всего она была вызвана практическими потребностями. Причем ,

зарождались эти исследования независимо друг от друга в трех

важных сферах практики того периода. < :

Во-первых, интенсивное развитие авиации и особенно космо-

навтики в те годы (готовящиеся групповые полеты в космос) по-

ставили перед психологами практическую задачу комплектований ' !

малых групп (экипажей) для эффективного выполнения совмест­ной деятельности в необычных условиях обитания человека. Это направление исследований хорошо известно трудами таких спе­циалистов как Ф Д. Горбов и М А. Новиков [9, 10]. В различных научных центрах изучалось влияние многочисленных психологи­ческих факторов на показатели совместной деятельности, причем . преимущественно в лабораторных условиях [7, 32, 35].

Фактически в тот же период, во-вторых, была поставлена 1

практическая задача подготовки (обучения и воспитания) моло- ,

дежных (школьных и студенческих) лидеров первичных учебных, ' !

а позднее, учебно-производственных и других коллективов. Очень t ]

скоро выяснилось, что отбор и подготовка лидеров может осуще­ствляться только через их включение в процесс организации со­вместной деятельности группы. В начале 60-х годов это направле­ние исследований было связано прежде всего с Курским госпедин- ; статутом и такими именами как Л.И. Уманский и А,С. Чернышев , ' [24,40,62,67].

В-третьих, в это же время начинает выполняться работа соци- ',

альных психологов Ленинградского госуниверситета на промыш­ленных предприятиях города и области Эти исследования прово­дились в первичных и вторичных трудовых коллективах (брига­дах, отделах, участках, цехах) и были направлены на изучение та­ких психологических феноменов, как' отношение к труду и удов­летворенность трудом, межличностные отношения и лидерство в

коллективе, взаимоотношения с руководителями и т.д. Цель этих исследований заключалась в оптимизации отношений и повыше­нии эффективности совместной трудовой деятельности коллекти­вов. Данное направление наиболее интенсивно разрабатывалось под руководством Б.Г. Ананьева и Е.С. Кузьмина Н.В. Голубевой, Н Н. Обозовым, А А. Русалиновой. АЛ Свенцицким, Э.С. Чугу-новой и др. [8, 25, 26, 70]. В тот же период времени в секторе пси­хологии Института философии АН СССР под руководством К К. Платонова и ЕВ. Шороховой были выполнены конкретные исследования в реальных трудовых группах [27]. Хотя основным объектом этих исследований была личность рабочего, под руково­дством К.К. Платонова были получены полезные данные о роли трудовых групп в реализации потенциалов личности в групповой деятельности. То есть, не столько на теоретическом, сколько на эмпирическом уровне исследования фактически была реализована концептуальная триада «личность- коллектив- деятельность», которая позднее стала осмысливаться одним из важнейших теоре­тических положений психологии коллектива

Характеризуя в целом этот период исследований (60-е годы), можно выделить следующие его особенности:

а) высокая степень детерминированности исследований со­вместной деятельности практическими потребностями и социаль­ным заказом;

б) доминирование эмпирических и экспериментальных (лабо­раторных) исследований совместной деятельности позволило ка­чественно улучшить их методическое оснащение, а разработанные в 60-е годы аппаратурные методики «гомеостат» [10], «сенсомо-торный интегратор» [63], «арка» [67], «кибернометр» [38], а также многие другие бланковые методики и шкалы стали классическими и до сих пор используются социальными психологами;

в) были подробно изучены, хотя и отдельно взятые, но прин­ципиально важные социально-психологические феномены, вклю­ченные в процесс совместной деятельности и оказывающие влия­ние на ее результаты: совместимость, сработанность, организован­ность малых групп, удовлетворенность трудовой деятельностью и коллективом, межличностные отношения в группе, психологиче­ские типы лидерства} взаимоотношения с руководством и т.д.

Состояние исследований в 70-е годы. Интенсивные эмпири­ческие и научно-практические исследования совместной деятель-

ности естественным образом привели к накоплению данных и ие- '

обходимости их теоретического обобщения. Острая потребность в этом возникла на рубеже 60-70-х годов, а в 70-е годы появилось много интересных теоретических разработок, которые внесли су­щественный вклад в становление концепции совместной деятель­ности. Остановимся только на основных теоретических направле­ниях исследования этого периода.

Под руководством К К Платонова была разработана ориги- ' (

нальная психологическая теория групп и коллективов, принципи- ', >

альная роль в которой отводится целям и мотивам совместной дея- '

тельности групп [22] В его понимании, коллективами могут быть •!

названы только такие группы, которые объединяются «общими ]

целями и близкими мотивами совместной деятельности, подчи-

ненными целям этого общества» [22, с 13]

Под руководством А В. Петровского была разработана соци­ально-психологическая теория деятельностного опосредования межличностных отношений в группе и в более широком смысле -групповой активности [42] В его понимании, все социально- ,

психологические феномены в группе детерминируются (опосред­ствуются) содержанием совместной деятельности, но при этом , ' главным предметам исследования в социальной психологии кол­лектива являются межличностные отношения [43; 48, с 34]

Разрабатывая методологические проблемы социально-психо-

огиеского исследования и развивая марксистские традиции в соци­ально-психологическом знании, Г М Андреева [2 и А.В. Петров­ский [41] сформулировали наиболее общий объяснительный прин­цип деятельности в социальной психологии, конкретные социаль­но-психологические феномены (и, прежде всего, групповые) могут быть поняты и объяснены, исходя из анализа содержания деятель-

ности, которую выполняет личность или группа. Наиболее успеш­но принцип деятельности был реализован позднее во многих ис­следованиях социальной перцепции, межличностных отношений и общения, выполненных их учениками [14, 16, 65].

Обобщая многочисленные данные групповых экспериментов. Н Н. Обозов разработал теоретическую модель (схему) регуляции совместной деятельности, которая включала три основных блока факторов: условия деятельности (например характер задач, время совместной работы, уровень взаимосвязанности членов группы и т д ), уровни проявления личностных характеристик (особенно мо-

тивации и направленности), а также степень подобия или различий участников совместной деятельности по личностным характери­стикам (ценностным оришгациям, установкам, мотивации и т.п.) [36, с. 125-139].

Важный вклад в теоретическое осмысление проблемы совме­стной деятельности внесли результаты исследований, выполнен­ных под руководством Б.Ф. Ломова и посвященных анализу изме­нений различных познавательных процессов (сенсорно-перцептив-ых, мнсмических, мыслительных и др.), вызванных переходом от индивидуального к групповому (совместному) выполнению дея­тельности [29]. Было убедительно показано, что многие характе­ристики познавательных процессов трансформируются в условиях совместной деятельности [11, 23, 34, 36]. Аналогичные исследова­ния выполнялись под руководством Н.Н. Обозова, В.Ф. Рубахина, Е,В. Шороховой и др

На рубеже 60-70-х годов и особенно в 70-е годы интенсивно исследовались различные психологические феномены в группе, выполняющей совместную деятельность, например: организован­ность (А С. Чернышев), ее эмоционально-психологические со­стояния (А.Н. Лутошкин), групповое волевое усилие (Л.И. Ака­тов), мотивация групповой деятельности (Е.И. Тимощук), срабо­танность (Н.Н. Обозов). Особое место в этот период занимают ис­следования Л.И. Уманского, посвященные различным формам ор­ганизации совместной деятельности и сохраняющие свою акту­альность до сих пор.

Давая обобщенную оценку второму периоду (70-м годам) ис­следований совместной деятельности, можно отметить следующее:

а) в результате интенсивного теоретического анализа места и роли совместной деятельности в объяснении групповых психоло­гических феноменов был определен ее статус как ведущего факто­ра, детерминирующего эти феномены (другими словами: ей при­дан статус детерминирующей среды и условий существования групповых феноменов);

б) исследования совместной деятельности значительно расшири­ли свои границы по объектам: изучалась операторская [30, 33], учеб­ная [31, 50], изобретательская [5], управленческая [15] и другие виды совместной деятельности (педагогическая, спортивная, научная);

в) доминирующее внимание к теоретическому анализу и обобщающим схемам в некоторой степени увело исследователей

от непосредственного изучения собственно совместной деятельно­сти (что было характерно для 60-х годов) к изучению феноменов группы, на которые она оказывает влияние, например, общения, социальной перцепции, межличностных отношений, лидерства, социально-психологического климата, стиля руководства, адапта­ции в группе,

г) характерно доминирование структурного подхода в иссле­дований совместной деятельности, причем основные компоненты психологической структуры индивидуальной деятельности рас­сматриваются как общие и используются для анализа структуры совместной деятельности (цели, мотивы, действия, результаты и т.п). Наиболее последовательно структурный подход был реали­зован в работах Б Ф, Ломова [28]. Е И Головахи [6] и др.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.