Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сравнительный анализ ценностных ориентации младших школьников экспериментальной и контрольной групп



Оценка нормальности распределений изучавшихся пере­менных.Проверка на нормальность распределения изучавшихся переменных основана на критерии Колмогорова-Смирнова. Уро­вень достоверности различий оценивался на 10% уровне (p>0,1), тенденция к нормальности квалифицировалась при 0,05> p<0,1

Высокая степень нормальности распределения характерна для следующих ценностей: соматических (р=0,746), эмоциональных (р=0,245). интеллектуальных (p=0,199), нравственных (р=0,292), материальных (р=0,846), культурных (р=0,663), ориентации на людей и общество (р=0,217). Группа волевых ценностей обнару­жила тенденцию к нормальности распределения при р=0,063.

Распределение других изучавшихся переменных значимо от­личается от нормального

Следовательно, для всего массива данных можно применять устойчивую к отклонениям от нормальности меру - медиану, а для переменных с нормальным распределением, - сравнение средних, дисперсионный и ранговый анализы.

Результаты ранжирования по средним значениям пере­менных. Врезультате проверки распределений на нормальность были выбраны средние значения массива переменных. Процедура ранжирования проводилась методом начисления большему сред­нему значению меньшего ранга (табл. 1).

Таблица 1.Средние и ранговые значения

ценностных ориентации младших школьников

 

Ценностные ориентации Эксперимен­тальная группа Контрольная группа Общая выборка
М Ранг М Ранг М Ранг
Соматические Волевые Эмоциональные Интеллектуальные Нравственные Материальные Культурные Люди и общество 27,50 35,63 23,43 24,84 24,92 25,33 27,44 27,25 2 1 8 7 б S 3 4 29,82 29,44 25,66 27,15 27,63 27,80 29,75 29,72 1 4 8 7 6 5 2 3 28,54 31,96 24,64 26,06 26,31 26,64 28,58 28,58 4 1 8 7 6 5 2 2

Данное ранжирование представляет собой ненадежное упоря­дочивание средних без их сравнения. Использование метода оп­равдано последующим анализом результатов в сравнении с анало­гичными, полученными ранее другими исследователями

Второе ранжирование с опорой на критерий знаков при 5% уровне достоверности (р<0,05) позволило сделать парные оценки переменных по типу соматические ЦО=волевые ЦО; соматиче­ские ЦО>эмоциональные ЦО и т д

В результате, порядковая шкала по 3-м анализируемым груп­пам приняла вид, представленный на рис. 1.

Результаты ранжирования всего массива переменных на общей выборке определили порядок в иерархии ценностных ориентации испытуемых Максимальное количество баллов (31, 96 из 40 воз­можных) школьники присвоили волевым ЦО Второе место разде­лили культурные ценности и ориентация на людей и общество (28, 58). Далее ЦО в порядке убывания их значимости, соматические, материальные, нравственные, интеллектуальные, эмоциональные

В экспериментальной и контрольной группах последователь­ность предпочтений имеет ряд отличий: в экспериментальной груп­пе (далее - 1 группа) 1 ранг имеют волевые ценности (35, 63), в кон­трольной (далее - 2 группа) - соматические (29, 82) 2-ой ранг при­своен в 1 группе - соматическим (27, 50). Во 2 группе - культурным (29, 75) ценностям. Последующие места распределились между ценностями в порядке убывания их значимости: в группе - куль-

турные, ориентация на людей и общество, материальные (5 ранг), нравственные (6 ранг), интеллектуальные (7 ранг), эмоциональные (8 ранг); во 2 группе - ориентация на людей и общество, волевые, материальные (5 ранг), нравственные (6 ранг), интеллектуальные (7 ранг), эмоциональные (8 ранг) Обращает на себя внимание тот факт, что последние 4 ранга совпадают по типам ценностных ори­ентации в обеих группах и, как следствие, выборке в целом.

На основании полученных результатов можно предполо­жить, что: 1) в иерархии ЦО наблюдается некоторая инвари­антность относительно материальных, нравственных, интел­лектуальных и эмоциональных ценностей, 2) верхушка иерархиче­ской пирамиды подвержена влиянию независимой переменной, что свидетельствует о меньшей устойчивости ориентации на людей и общество, а также волевых, соматических и культурных ЦО,

В распределении средних значений ЦО на порядковой шкале в 1 и 2 группах и всей совокупности переменных наблюдается ряд отличий (рис. 1): «нулевой» сдвиг переменных имеет место у эмо­циональных и волевых ЦО (первые - крайние слева, вторые -крайние справа), «типичный» сдвиг - за счет смещения матери­альных ценностей и ориентации на людей/общество в сторону усиления значения признака «Нетипичный» сдвиг культурных и соматических ориентации в сторону ослабления значения призна­ка происходит в связи с дроблением групп ценностей от 4-х в кон­трольной к 5-ти - в экспериментальной группах

Результаты шкалирования подтверждают наличие измене­ний в иерархии ценностных ориентации и характеризуют усиле­ние материальных ЦО и ориентации на людей и общество.

Результаты исследований ЦО младших школьников, выпол­ненных санкт-петербургскими психологами (Н А. Волкова, 1983, Л.Г. Десфонтейнес, 1995.), продемонстрировали иную последова­тельность в рассматриваемой иерархии ценностных ориентации Так, например, в работе НА Волковой, проведенной в 1983г. на ленинградских школьниках, дети отдавали предпочтение, нравст­венным ЦО (1 рангХ волевым ЦО и ориентации на лю­дей/общество (2 ранг), интеллектуальным ЦО (3 ранг). Матери­альные ценности в исследовании НА Волковой занимали по­следнее 8 место.

В работе Л.Г. Десфонтейнес (1995г) ранжировались 6 типов ЦО; познание (1 ранг), труд (2 ранг), материальные ценности (4

ранг), игра (6 ранг), нравственные ценности (3 ранг), творчество (5 ранг) (четвертый раиг шестизначной шкалы можно примерно соотнести с пятым рангом восьмизначной).

Несмотря на отличия в типологии ценностных ориентации сравнительный анализ ранга материальных ценностей в исследо­ваниях Н.А. Волковой и Л.Г. Десфонтейнес показал сдвиг этих ценностей в сторону усиления их значимости в период между 1983 и 1995 годами.

Таким образом, анализируя изменение ранга материальных ценностей в исследованиях НА. Волковой (1983г.), Л.Г. Десфон­тейнес (1995г.) и нашего (1998г.), можно предположить, что за по­следние 15 лет в сознании младших школьников усилилась значи­мость материальных ценностей. Изучение причин таких измене­ний требуют специальных исследований.

Описание различий переменных между эксперименталь­ной и контрольной группами по медиане. Анализ переменных по медианному тесту на 5% уровне значимости (р<0,05) не выявил значимых различий между экспериментальной и контрольной группами по следующим факторам: пол, уровни общественной ак­тивности и успеваемости, а также некоторым ЦО, которые не бу­дут участвовать в дальнейшем обсуждении.

В первую очередь обращает на себя внимание группа волевых ценностей, которая характеризуется наиболее значимыми разли­чиями. Испытуемые экспериментальной группы оценивают воле­вые качества выше, чем школьники из контрольной группы в про­порции 37 к 11, соответственно, низкие оценки по группе волевых ценностей обнаружены у 13 детей экспериментальной группы и 39 - контрольной. Общий результат конкретизируется следующим: «решительность», «настойчивость», «самостоятельность» имеют выше оценки в обеих группах, но в экспериментальной в несколь­ко раз выше, чем в контрольной. «Инициативность» и «воспитание сильной воли» имеют симметрично низкие оценки, однако в экс­периментальной группе они снова значительно выше (18 к 5). «Доводить начатое дело до конца» высоко оценили только дети экспериментальной группы (33 к 11).

Группа соматических ценностей обнаружила различия по од­ной ценности: «любить подвижные игры». Причем испытуемые экспериментальной группы склонны занижать ее значение (43 чел из 50), тогда как во второй группе сопоставимое количество детей

дает высокие и низкие оценки (20 и 30 чел).

Нравственные ценности в экспериментальной группе в целом занижены (18 человек дают высокие и 32 чел. - низкие), в кон­трольной - наоборот, их оценка получилась более высокой (соот­ветственно 31 и 19). Из восьми нравственных ценностей только по «чувству ответственности» обнаружилось значимое различие (8 высоких и 42 низких оценки в экспериментальной группе, 31 и ] 9 - контрольной)

Оценки материальных ценностей в первой и второй группах обратно пропорциональны 18 испытуемых экспериментальной и 32 - контрольной групп высоко оценили данный тип ценностей и наоборот - 32 и 18 - дали низкую оценку

Группа культурных ценностей и, конкретно, «способность на­слаждаться произведениями искусства» детьми контрольной груп­пы оценивается выше (соотношение высоких и низких оценок. 12 и 38 экспериментальной группе, 26 и 24 - в контрольной).

Такая же тенденция наблюдается и по ориентациям на людей и общество Значимое различие получено по ценности «иметь много знакомых ребят во дворе», высокая оценка обнаружена у 15 детей из экспериментальной группы и у 21 - из контрольной

Таким образом, сравнительный анализ ценностных ориентации показал, что дети экспериментальной группы склонны выше оцени­вать волевые ценности, тогда как дети контрольной группы дают более высокие оценки культурным, нравственны.», материальным, соматическим ценностям и ориентации на людей и общество

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.