Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Исследование отношений коллектива и личности в истории социальной психологии



Теоретической основой анализа проблемы коллектива и лич­ности является решение общемировоззренческой философской проблемы личности и общества. В принципиальном виде эта проблема разрабатывалась философами, социологами по трем направлениям: роль субъективного человеческого фактора в ис­тории, личность и массы, герои и толпа (П.Л. Лавров [39]. Н.К. Михайловский [46], Н.И, Кареев [28]). Они представляли психологическую школу в социологии.

Специфическим образом проблема личности и общества по­ставлена Е.В. Де Роберти[25, 26]. Он выдвинул и обосновал био­социальную концепциюих взаимоотношений. Критически отно­сясь к распространенным в то время организмическим взглядам на общество, Де Роберти сформулировал положение о том, что наря­ду с другими существует особый вид энергии. Это - надорганиче-ская, общественная энергия, «общественность». Эта форма энер­гии вырабатывается в обществе, воплощается в культуре. Ею об­ладает человек, по этому параметру он отличается от животных Разум человека выступает как одна из форм существования этой энергии. Понятие общественности, по мнению Де Роберти, вклю­чает большой ряд явлений, среди которых важное место занимает психическое взаимодействие. Оно представляет собой наиболее позднюю и завершенную форму взаимодействия, осуществляю­щуюся посредством «этико-коллективного психизма». Коллектив­ный опыт Де Роберти понимает как опыт психический.

Более конкретными и интересными представляются взгляды Де Роберти на взаимоотношения личности и групп. Личность формируется под воздействием социальной среды, социальных групп. Воспринимая эти воздействия, социальный индивид пред­ставляет собой личность «более сконцентрированную, более сгущенную и, вследствие этого, более активную, богато одарен­ную и во всех отношениях более совершенную, чем группа, ее породившая» [26, с.24].

Своими работами Де Роберти включился в дискуссию об от­ношении индивидуальной и коллективной психологии. В этой форме тогда стояла проблема отношения личности в коллектива По мнению Де Роберти, «личная психология есть уже, в сущности.

психология коллективная, соборная... или иначе говоря, никакой другой психологии кроме социальной на самом деле не существу­ет» [26, с.24], В этом он проявился, прежде всего, как социолог

В обсуждении проблемы коллектива и личности принял ак­тивное участие В.А. Артемов Впонимании соотношения индиви­да и коллектива В.А. Артемов опирался на философскую литера­туру, в частности, на работу НИ Бухарина «Теория исторического материализма». В этой работе Н И Бухарин писал «общество во­все не есть простая куча людей, их сумма: подсчитал отдельных Иванов и Матрен - получилось общество. Общество есть реаль­ная совокупность «систем»,.. Здесь есть целая сложная сеть взаи­модействий между отдельными людьми, самых разнообразных и разнокалиберных» [20, с.90]. В.А. Артемов выдвинул следующие четыре положения,определяющие взаимоотношения коллектива и личности, коллектив является не простой суммой, а системой индивидов; система коллектива заключается в нем самом, она су­ществует имманентно, а не трансцендентно ему, понимание кол­лектива как специфической системы не должно быть связано с ор­ганической системой общества; коллективное поведение, раз воз­никнув, определяет поведение каждого из образующих его инди­видов, как целое определяет его части, само из них возникая [9]

Специфические особенности характерны для поведения кол­лектива. Это поведение характеризуется своеобразным единством, оно базируется на поведении индивидов, видоизменяется под влиянием ситуации На основе поведения индивидов, входящих в коллектив, возникает новое качественное образование. Сущест­венной характеристикой является взаимозависимость поведения коллектива и составляющих его индивидов.

Рассматривая взаимодействие коллектива и личности, В.А Артемов вначале утверждал, что существует единая социаль­ная психология, распадающаяся по предмету своего изучения на социальную психологию индивида и социальную психологию кол­лектива [8]. Затем эта точка зрения была изменена на представле­ние о существовании индивидуальной и социальной психологии.

Особую остроту вопрос об отношении индивидуальной и социальной психологии приобрел в связи с обсуждением отно­шения психологии и марксизма. Сложилась парадоксальная си­туация: за марксистскую перестройку выступили с противопо­ложных точек зрения КН. Корнилов и Г.И, Челпанов. Камнем

преткновения оказалась социальная психология К.Н Корнилов, критикуя старую индивидуалистическую психологию, считал, что новая психология должна быть социальной. Всю психоло­гию следует строить на основе марксизма [36, 37]. Г.И. Челпа-нов критиковал рефлексологический подход к психологии чело­века [54, 55. «Символом реформы психологии при новой идео­логии, - писал он, - должно являться не устройство собачников, как это делается в современных психологических учреждениях, а организация работ по изучению социальной психологии» [54, с 101 Поскольку социальную психологию следует, как он счи­тал, строить, проводя исследования «на целом обществе», то марксизм и должен быть использован в ней. Индивидуальная психология, таким образом, может обойтись без него

В рамках естественнонаучного подхода к проблеме личности и коллектива одной из плодотворных попыток была коллектив­ная рефлексология В.М. Бехтерева. Основные положения этой концепции сводятся к следующему. Человек - фактор обществен­ных событий. Личность представляет собой биосоциальное явле­ние. В определение коллектива, данном В.М. Бехтеревым, изна­чально включается личность. Коллектив представляет собой соби­рательную личность. В не совсем обычном термине «собира­тельная личность» отражена интересная идея объединения лично­сти и соборности, собирательности (общности).

Законы индивидуальной и собирательной личности по Бехтере­ву одни и те же. Он сформулировал и дал подробную характеристи­ку 23 таким общим законам. Это - законы сохранения энергии, тя­готения, отталкивания, противодействия равного действию, подо­бия, ритма, энтропии, эволюции, приспособляемости, отбора, инер­ции и т.д. Основанием этих законов служит энергия. Взгляды В.М. Бехтерева по этому вопросу отдали дань модному тогда энер­гетизму Это касается общего подхода. Когда же В М. Бехтерев ана­лизирует конкретные формы психической жизни индивида и кол­лектива, он, как правило, этими законами не пользуется. Позитив­ные данные представлены им при анализе общения и деятельности как факторов функционирования коллективов. Им введен термин взаимообщение. В основании классификации коллективов положе­ны цели их деятельности. По этому основанию В.М Бехтерев раз­личает толпу, публику, собрания и другие объединения людей

Социально-психологический интерес представляют взгляды

В.М. Бехтерева на личность. Общую характеристику взаимоотно­шений личности и общества он дополняет анализом силы общест­венного влияния на личность, «повелительного принципа» дейст­вия общества на личность, подавления личности обществом [11]. С другой стороны, формулируется идея о всестороннем ее развитии, об индивидуальной жизни, о роли великих людей в историческом процессе. В зависимости от уровня развития личности различают­ся ее влияния на коллектив. Различные по целям образования кол­лективы, по степени их сформированности по-разному влияют на личность. Специфическими являются функции большинства, меньшинства, руководителей в группе [11].

Качества коллектива и его отношения к окружающему миру зависят от состава входящих в него индивидов. Поведение коллек­тива представляется равнодействующей всех устремлений отдель­ных индивидов, входящих в него. Сущность всякого коллектива -единение, объединение. В коллектив объединяются подобные ин­дивиды, но объединяются и противоположные. «Общая жизнь, общая работа, общая деятельность и совместно перенесенные не­взгоды или радости жизни всем своим существом служат к объе­динению коллектива... Неблагополучие объединяет людей силь­нее, чем общее благополучие... Коллектив только тогда является настоящим коллективом, когда благодаря воздействиям одних его членов на других устанавливается их единение в том или другом отношении» [11, с.111].

Идеи коллективной рефлексологии В.М. Бехтерева оставили большой след в науке. За ним следовали ученики, разрабатывав­шие отдельные проблемы - коллектива, личности, средств воздей­ствия и др. С ним не соглашались, резко его критиковали. Приме­чательно то, что эта критика велась с двух сторон. Во-первых, кри­тическую оценку концепции В.М. Бехтерева давали представители субъективной традиционной психологии. Среди них, прежде всего Г.И. Челпанов. Во-вторых, спорили с В.М. Бехтеревым представи­тели объективной материалистической психологии - В.А. Арте­мов, К.Н. Корнилов и др. Идеи В.М Бехтерева были в центре дис­куссий 20-ых - 30-ых годов в области социальной психологии.

В эмпирических исследованиях отношения к бехтеревским работам были разные. Были у него и прямые продолжатели. Реф­лексологический подход к коллективам реализовал А.С. Залуж-ный.Важной представляется мысль А.С. Залужного о том, что

единство выступает как свойственное коллективу качество. Оно является «функцией взаимоотношений частей целого, каким явля­ется коллектив» [27, с.53]. В типах социального поведения выра­жаются взаимоотношения личности и группы. А,С. Залужный вы­делил четыре типа, защитно-негативистский, агрессивный, пер­вично-социальный и коллективно-социальный.

В работах А.С Залужного поставлена проблема вожачества в детском коллективе. Эта проблема является одной из форм кон­кретной реализации соотношения личности и группы «Можно сказать, - пишет Я.Л. Коломинский. - что исследования того вре­мени чаще всего рассматривали проблему вожака, как проблему личности в коллективе, вернее в группе» (34, с.31]. А С Залужный выделяет роль и функции вожаков, определяет факторы их вы­движения, дает характеристику индивидуальных особенностей вожаков. Выделены типы ситуативных и постоянных вожаков.

Проблема вожачества выступила одной из важных в изуче­нии эволюции детских коллективов Е.А. Аркиным [6, 7]

Интересные данные по психологии вожачества получены Д.Б, Элькониным в 30-х годах. Разрабатывая проблему типоло­гии вожачества, он выделяет 6 ступеней его развития: пассивное вожачество; активное вожачество, проявляемое в отдельные мо­менты сотрудничества, активное вожачество, охватывающее зна­чительные отрезки процесса, но не распространяемое на весь про­цесс; активное вожачество, охватывающее весь процесс сотрудни­чества в целом. В отдельные моменты основного вожака дополня­ет другой, который «не имеет вполне равноправного с главным вожаком значения» [59, с.82]. На последней ступени «появляются два вполне равноправных вожака, которые обладают каждый сво­ей сферой влияния» [59, с.82]. Д.Б. Эльконин описывает три типа вожаков: вожак-диктатор, эмоциональный организатор, интеллек­туальный рационализатор или сухой указчик [59] Эта типология не потеряла своего значения и в наше время для индивидуально-типологических характеристик лидеров.

Проблема коллектива и личности по-своему стояла в каждой концепции коллектива. В этом отношении история социальной пси­хологии богата данными. Так, Е А Аркин давал определение коллек­тива как «группы детей, длительно связанных общностью среды и организации, своей самодеятельностью, в значительной степени оп­ределяющих содержание и развитие коллективной жизни» [6, с.6].

Попытка найти специфику коллектива и входящих в него лич­ностей предпринята Л.А. Бызовым. Одной из задач исследования коллективов он считал раскрытие законов, «по которым протекают душевные явления, когда индивид находится в группе, под влия­нием коллектива» [27, с.216].

Разработка общей теории коллектива и обобщение конкрет­ных исследований содержится в трудах Б.В. Беляева. В его опре­делении группа представляет собой множество индивидов, кото­рые влияют друг на друга. Он различает психологию коллектива и психологию группы [10] Основными признаками коллектива. по Б.В. Беляеву, являются: территориальное и временное объеди­нение индивидуумов (соприсутствие), наличие единого, общего для всех раздражителя (объединение индивидуумов в эффектор-ном моменте поведения), система взаимодействия индивидуумов, обусловленная единым раздражителем и объединенной реакцией; непосредственная социальная стимуляция индивидов в процессе реагирования [10].

Важные положения об изучении личности в группе высказы­вал Г.А. Фортунатов. Идея связи личности и группы заложена им в понимание коллектива. «Коллектив не есть простое скопление индивидуумов, он всегда является системой взаимодействующих особей и при этом характеризуется наличностью не просто объе­диняющихся, но и организующих его в единое целое моментов» [53, С.47]. Коллектив- «реальная совокупность формирующихся личностей, объединенных, в одно целое общим выполнением ка­ких-либо социально-биологических функций, и в процессе дли­тельного воздействия создающих явления социального порядка» [53. С.48]. Г.А. Фортунатов считал, что для того, чтобы решить практические воспитательные задачи, надо понять характерные особенности общественной жизни детей, изучить типы детских обществ, проанализировать факторы, создающие, организующие и дезорганизующие детские коллективы, выяснить положение и роль отдельных личностей в жизни коллектива [53]. Положение личности в коллективе видоизменяет ее поведение. «Изучая струк­туру коллектива, - пишет он, - мы не можем обойти вопрос о влиянии положения в коллективе отдельных его членов, которые иногда совершенно перерождаются, получая особые права и обя­занности, или вообще попадая в новые взаимоотношения с коллек­тивом, в детских коллективах особенно хорошо можно видеть, как

выполняемые функции (место, занимаемое в общественном целом) видоизменяют основные особенности личности» [53, с.53|.

Особенности поведения индивидуума и характерологические свойства составляют основу типологии личности в группе. Г.А. Фортунатов выделил 6 типов личностей в коллективе: вожаки и организаторы - целеустремленные", активисты, обладающие личной инициативой при необязательной твердости характера, ис­полнители; одиночки, живущие своей жизнью: бунтари, вступаю­щие в борьбу против вожаков, установлений, принятых в коллек­тиве; затравленные члены коллектива Принадлежность к одному из типов не является чем-то абсолютным

Специфическую позицию по вопросу о личности и группе за­нимал П.П. Блонский. Изучение поведения индивидуума необхо­димо проводить не в рамках индивидуальной жизни, а как функ­цию социальной среды. «Научная психология есть та психология, которая раньше называлась социальной психологией и в качестве таковой влачила самое жалкое существование. Мы же должны по­ступать наоборот: исходить именно из социальной психологии и от нее идти к психологии того или иного индивидуума Поведение индивида есть функция поведения окружающего его общества» [14. С.43]. Личность выступает как функция социального устройст­ва. Поведение индивидуума является некоторой вариацией пове­дения того или иного класса. П.П. Блонский утверждал важность связи человека с исторической эпохой, с обществом, не исключал преемственности психологии человека и психологии животных Психологию личности называл социальной психологией. С соци­альной психологией, по мнению П.П. Блонского. совпадала и об­щая психология.

Особое место в истории социальной психологии принадлежит А.С. Макаренко. Анализу его концепции посвящено большое ко­личество работ. Укажем лишь на некоторые положения его уче­ния, имеющие непосредственное отношение к теме «личность в группе». Главная психолого-педагогическая идея А.С. Макарен­ко- воспитывать в коллективе, посредством коллектива и для коллектива. Связь личности и группы выявлена в известном опре­делении А.С. Макаренко коллектива. В характеристике качеств коллектива эта связь детализирована По мнению А.С. Макарен­ко, коллектив должен объединять людей не только общей целью, но и общим трудом, общей его организацией. Коллектив должен

]9

представлять собой часть общества, быть органически связанным с другими коллективами. Связующими механизмами между людь­ми в коллективе выступают принципы распоряжения, обсужде­ния, подчинения, согласованности и взаимной зависимости [44] При классификации коллективов А.С. Макаренко указывал, что в первичном коллективе более тесным является взаимодействие личностей. Первичный коллектив выступает как звено связи меж­ду личностью и вторичным коллективом. «Непосредственного пе­рехода от целого коллектива к личности нет, а есть только переход через посредство первичного коллектива...» [44. с. 160]. Воспита­ние в коллективе, «будучи общим и единым, дает возможность каждой отдельной личности сохранить свою индивидуальность, идти вперед по линиям своих наклонностей» [44, с. 448].

Организующую и воспитательную роль коллектива в форми­ровании личности подчеркивала Н.К. Крупская. Эту идею она вложила в характеристику коллектива. Умение работать коллек­тивно является основным общественным навыком. Призывала це­нить и организовывать совместную работу детей как начала кол­лективного труда. Формирование коллективизма необходимо на­чинать с раннего детства, но коллектив не должен обезличивать человека Каждый в коллективе должен сохранять свое индивиду­альное лицо [38].

В педагогических исследованиях В.А. Сухомлинского кол­лектив рассматривается как фактор воспитания школьников Предпосылками воспитания у них коллективизма являются, на­личие постоянного по составу, сплоченного едиными стремления­ми учительского коллектива; формирование хорошо организован­ных первичных классных коллективов, обеспечивающих получе­ние детьми богатого опыта коллективистских отношений; посто­янная коллективная деятельность учащихся, в основе которой ле­жат интересы и которая охватывает все стороны жизни школьни­ков - учение, общеполезный труд, досуг [52].

В теоретико-эмпирических исследованиях А.Л. Шнирмана развернуто представлена психологическая проблематика личности в группе [56, 57, 58] В своих исходных посылках он отправляется от концепции А.С. Макаренко. Можно сказать, он наиболее полно реализовал эту концепцию в психологии.

Важным является положение А.Л. Шнирмана о психологиче­ском содержании проблемы развития личности. «Для того, чтобы

действительно раскрыть в психологическом плане проблему «со­циальной детерминации» личности, надо начать с изучения разви­тия и поведения конкретной личности в конкретном коллективе» [58, с.29| Коллектив, являясь связующим звеном между личностью и обществом, выступает как жизненное условие развития лично­сти. Общественные требования к личности преломляются через особенности прежде всего первичного коллектива Между лично­стью и коллективом осуществляется постоянно диалектическое взаимодействие: «а) влияние коллектива в целом и отдельных его членов на данную личность и б) влияние самой личности на дру­гих членов коллектива и на коллектив в целом» [58. с 30]

Механизмами взаимодействия личности и группы являются включение личности в деятельность конкретного объединения и общение между людьми. Ценным в теоретическом и методиче­ском плане является формулирование А.Л. Шнирманом основных принципов, которым должна быть подчинена методика исследо­ваний личности как члена коллектива. В этих принципах коллек­тив и личность представлены в единстве. Выделено семь принци­пов, обязательное выявление особенностей коллектива, членом ко­торого является данная личность; исследование личности в ее внутриколлективных и межколлективных отношениях; изучение личности в различных видах деятельности в коллективе; сравни­тельное изучение особенностей и деятельности членов разных коллективов, а также сравнительное изучение поведения одной и той же личности в условиях различных коллективов, сравнительное изучение одного и того же лица (или одних и тех же лиц) на разных стадиях развития коллектива и развития самой личности, изучение развития личности в процессе ее воспитания: целостный подход к вопросам изучения и воспитания личности и коллектива [58].

Указанные принципы были реализованы в многолетних эмпи­рических исследованиях школьных коллективов и личностей в них. Их изучение началось после войны и продолжилось до конца жизни А.Л. Шнирмана (1960 г.). Это обобщено в его монографиче­ской работе [58]. Два основных круга вопросов интересовали А.Л. Шнирмана. роль первичного коллектива в развитии некото­рых сторон самосознания и личности школьника; условия разви­тия личности как члена коллектива. В качестве специальной зада­чи выступило исследование коллективизма как системообразую­щего качества группы и как личностного качества индивида в

группе Чрезвычайно важным представляется методологический вывод, к которому приходит А.Л Шнирман. «Изучение личности в коллективе должно быть одним из основных принципов психо­логического исследования» [58, с 256].

А.Л. Шнирман разработал программу основных направле­ний развития научно-исследовательской деятельности по изуче­нию личности как члена коллектива. В нее включались основ­ные блоки, изучение влияния коллектива на развитие личности и отдельных ее сторон, изучение влияния отдельных личностей на развитие и формирование некоторых качеств коллектива Определение основных направлений исследования отношений личности и группы не потеряло своего значения и до наших дней. К сожалению, в историко-психологических исследованиях ни эта программа, ни в целом взгляды А Л Шнирмана, за ред­ким исключением [33], почти не представлены

Исследования личности в коллективе проводились как учениками А.Л. Шнирмана, так и другими учеными. Анализ влияния коллектива на развитие у школьников требователь­ности к себе как черты характера, этапов усвоения этих тре­бований содержится в работах А А Бодалева [15]. К И. Мель­никова изучала влияние коллектива школьников на формиро­вание сознательного отношения к учебной и общественной деятельности [45. Роль разных форм общностей (пионерской и комсомольской организаций) в формировании направленно­сти личности школьников исследовалась Л.И. Божович, ТЕ. Конниковой, MB. Кропачевой [16, 17, 19, 35] Большое место исследования роли коллектива в формировании созна­ния и самосознания школьников занимают в работах П.Н. Размыслова [49]. Т.Е. Конникова показала, что личность ребенка, ее место в отношениях с другими детьми, с учителя­ми формируется в процессе общения в условиях совместной деятельности [35]. Развитию личности как члена коллектива много внимания уделяется А Г. Ковалевым [29] В работах Л.И. Божович [16, 17] поставлен ряд проблем коллектива и личности Развернутое исследование проблем личности и формирования ее в детском возрасте обобщено в ее фунда­ментальной монографии Эта работа опубликована в 1966 г. и выходит за рамки анализируемого периода [18].

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.