Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психологические механизмы взаимовлияния личности и группы



Традиционно в зарубежной и отечественной психологии ос­новными механизмами воздействия людей друг на друга призна­ются заражение, подражание, внушение и убеждение. В дополне­ние к этим формам, мы считаем, что оценка также выполняет функцию воздействия и взаимовлияния.

Исключительно большая роль в исследовании этих меха­низмов принадлежит В.М. Бехтереву. Прежде всего, следует отметить, что, характеризуя факторы, объединяющие людей, он говорит о взаимовнушении, взаимоподражании и взаимоиндук­ции. В.М. Бехтерев выступает за то, чтобы рассматривать эти механизмы в совокупности, а не выдвигать какой-то из них по

преимуществу. В этой связи он критически оценивал концеп­цию Тарда об исключительной роли подражания.

В М. Бехтерев дал общие характеристики этой совокупности механизмов воздействия на людей Законы взаимодействия, по Бехтереву, являются общими для личности и коллектива. Они суть явления психологические и лежат в основе общественной жизни [11].Через эти механизмы осуществляется связь личности с обще­ством В.М. Бехтерев отмечал коллективообразующую функцию этих механизмов «Благодаря им устанавливаются взаимоотноше­ния между людьми и достигается коллективное объединение, ина­че говоря, благодаря им становится возможным образование кол­лектива людей или собирательной личности» [11, с 113]. Происхо­дит согласование действий всего коллектива или группы лиц в коллективе. При помощи этих механизмов индивидуальные дос­тижения распространяются на весь коллектив, коллективные фе­номены усваиваются индивидуумом. Общей чертой всех форм воздействия является то, что они изменчивы, постоянно развива­ются, находятся в зависимости от состояния личности и группы в каждый данный момент, от источника воздействия. «Так, совер­шенно неодинаковое влияние на школьника окажут жест или сло­во своего сотоварища или жест или слово своего учителя, точно также на необразованного человека окажут неодинаковое воздей­ствие жесты и слова другого такого же неуча, как он сам. и жесты и слова образованного человека и т.д.» [11,с.280].

Наряду с общими закономерностями функционирования всех форм воздействия, В.М. Бехтерев выявил ряд особенностей каж­дой из них Он считал возможным экспериментальное исследова­ние влияния заражения.Оно является одним из ранних механиз­мов влияния личностей друг на друга в процессе индивидуального развития ребенка При заражении происходит передача непосред­ственного влияния в форме сочетательного рефлекса.

Анализу роли внушенияв общественной жизни В.М Бехтерев посвятил специальную работу [12] Внушение считается важным фактором «проявления общественных процессов» [11, с 15]. Анали­зируя опыты с внушающим воздействием товарищей по группе на оценку длины и цвета зрительных раздражителей, В.М. Бехтерев по существу характеризовал те закономерности, которые позже вошли в арсенал исследовательской деятельности по изучению конформизма, влияния людей друг на друга в совместной деятельности [13]

В.М. Бехтерев считал возможным объективное изучение внушаемо­сти в толпе. Внушение осуществляется не только в гипнозе, как ду­мали многие, но и в бодрствующем нормальном состоянии. Гипноти­ческое внушение - лишь один из его видов. В М Бехтерев указывал на роль внушения в происхождении коллективных иллюзий, галлю­цинаций, в развитии общего настроения, коллективных действий, пропаганды При внушении исполнение того или иного действия осуществляется под влиянием словесного символа, соответствующе­го данному действию. Под влиянием символов происходит воспроиз­ведение уже имеющегося в опыте движения или состояния. В качест­ве таких символов выступают слова «На роли внушения в значи­тельной мере основано эпидемическое распространение некоторых из общественных явлений» [11, с. 131

Идеи В.М. Бехтерева о роли слова, языка как средства внуше­ния имели большое значение в истории науки. Недаром он назван одним из пионеров «коллективной психотерапии» [24] В фунда­ментальном труде К.И. Платонова «Слово как лечебный и физио­логический фактор» дана многосторонняя монографическая харак­теристика внушающей функции слова.

Что касается подражания, то его изучение в отечественной науке имеет давнюю традицию. Много внимания подражанию как фактору общественного прогресса уделял Н.К. Михайловский [46].

Развернутая характеристика подражания содержится в трудах В М Бехтерева «Подражание является с одной стороны стимулом к социальной жизни, с другой является неизбежным следствием общения двух или более социально живущих индивидов» [11, с 157] Подражание - основа общественности. «При его посредстве достигается заимствование одним индивидом от другого всякого нового успеха или изобретения» [11, с 157]. При подражании фор­мируется установка на согласованность действий отдельных инди­видов в совместной деятельности.

По мнению В.М. Бехтерева, «подражание есть основной соци­альный рефлекс, как репродукция есть основной рефлекс индиви­дуальной соотносительной деятельности» [11, с.273]. На подража­нии основано все воспитание, вся культура

Анализируя конкретный материал, В.М. Бехтерев отмечает особо важное значение подражания в толпе. Подражание в боль­шой мере осуществляется по отношению к руководящим лицам дети подражают родителям, ученики учителям, младшие старшим.

В обществе это тоже проявляется: подражание начинается с руко­водящих слоев населения и передается к ниже стоящим слоям [11]

В.М. Бехтерев сформулировал важную мысль о том, что в конкретных коллективах существуют определенные тормозящие, противодействующие подражанию механизмы. Их носителями яв­ляются конкретные люди, с их индивидуальным жизненным опы­том, укладом жизни, вкусами, привычками, обычаями. Противове­сом подражанию выступает конкуренция, соперничество, а сред­ством подражания - язык: «Сам язык есть подражание» [11, с. 115]

Одним из целенаправленных способов воздействия является убеждение. Процесс убеждения, приводящий к усвоению идей, дей­ствует в массах людей, как и у отдельных лиц В М Бехтерев сделал попытку отметить особенности внушения и убеждения. «. В одном случае дело идет о непосредственном прививании другому лицу и, следовательно, вызывании у него определенных состояний, дейст­вий или заявлений путем слова или жеста стороннего человека, то­гда как в другом случае дело идет о вызывании в другом лице дей­ствий или заявлений посредством доводов или так называемых ло­гических посылок, говорящих в пользу необходимости или полез­ности при данных обстоятельствах действий или заявлений...» [11, С.281]. Важно замечание В.М. Бехтерева о том, что успех убеждения обеспечивается тем, что сам воздействующий после возражений и хритики тех, на кого он влияет, усвоит высказанные ими доводы и примет их как руководящие линии своего поведения.

Кроме рассмотренных выше механизмов воздействия и взаимовлияния, регулирующую роль в поведении личности в группе выполняют общение, речь, жесты, вкус, мода, обычаи, общественное мнение.

В качестве регуляторов взаимоотношений в группе выступают разные формы оценок. Уже в раннем детстве, как указывает В.М. Бехтерев, эти регуляторы действуют в форме противодейст­вия, запрещения и осуждения. Последние ограничивают свободу движений, действуют в виде тормозящих условий, а оживляют действия и побуждают их положительные оценки - похвала, по­ощрение, награда. В.М. Бехтерев лишь кратко останавливается на анализе этих форм взаимовлияния

Специальное глубокое исследование оценки проведено Б.Г Ана­ньевым [1] Его труд «Психология педагогической оценки», опубли­кованный в 1935 г., по праву можно назвать «одним из первых фун-

даментальных социально-психологических исследований, в котором глубоко научно рассмотрены вопросы общения педагога с учащими­ся и учащихся с педагогами, родителями и друг с другом и роль в этом процессе общения педагогической оценки» [4, с.7]. Эта работа недостаточно освоена в историко-психологических исследованиях Задуманная как психолого-педагогическая, работа Б. Г. Ананьева имеет значение для общей и социальной психологии, для психологии личности. Большую роль она играет в понимании механизмов взаи­модействия и взаимовлияния личности и группы.

Б Г. Ананьев показал многостороннее воздействие оценки на развитие личности школьника в целом, на его интеллектуальную и эмоциональную сферу, в частности. Оценка выполняет две функ­ции: 1) ориентирующую, воздействующую на умственную работу школьника, содействующую осознанию учеником процесса этой работы и пониманию им собственных знаний; 2) стимулирующую, воздействующую на аффективно-волевую сферу посредством пере­живания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намере­ний, поступков и отношений [4. Роль оценки анализируется в ви­доизменяющейся психологической ситуации Сам ситуационный подход представляет большую теоретическую ценность. Главной ситуацией выступает урок, частной - опрос на уроке. Выявлены ти­пы оценок в ситуации опроса: непосредственная оценка, отсутствие оценки как вид оценочной стимуляции, ситуация опосредованной оценки. Существуют разные формы этих оценок: неопределенная оценка, замечание, отрицание, согласие, одобрение, порицание, не­одобрение. Эти формы являются ступенями оценок между одобре­нием и порицанием. Они могут сосуществовать, совмещаться, до­полнять друг друга. В этих оценках выражается взаимодействие в диаде: учитель-ученик, ученик-другой ученик; в общности- класс-ученик, семья-ученик, семья-учитель. Динамика оценок может ре­гулировать динамику взаимоотношений в этих сочетаниях Оценка влияет на успешность обучения. Наряду с анализом роли общей оценки привлекается внимание к функциям парциональных оценок

Эмпирические данные, полученные в естественных условиях, показывают как формируются оценочные представления педагога о школьнике, как складывается педагогическая характеристика ученика. В эту характеристику включается оценка личности уче­ника, связанная со степенью успешности учебы, способности школьника, его работоспособность, активность, учебный интерес,

самооценка, общительность, дисциплина на уроке, поведение, са­мостоятельная работа школьника, влияние среды, темперамент. В оценочную познавательную характеристику включаются воспри­ятие и понимание учебного материала, память и внимание.

Доя характеристики значения работы Б Г. Ананьева, для по­нимания взаимодействия личности и группы важен его анализ влияния педагогической оценки на формирование школьной со-оценки и сооценки школьника. В сооценке участвует учитель и школьный класс, учитель и семья. Сооценка в концепции Б.Г. Ананьева представляет собой по существу экспертную оцен­ку, развитую впоследствии в один из распространенных методиче­ских средств в социально-психологических исследованиях.

Оценка влияет на формирование коллективных связей. Исследо­вания показали, что «сильная и слабая группы характеризуются меньшей включенностью в отношения внутри классного коллектива. Наиболее богатой группой в смысле товарищеских связей является средне-слабая группа, которая в большей мере объединена внутрен­ними связями; внешние связи у нее имеются со средней группой и в незначительном проценте с отдельными группами» [4, с.251].

Исследования регулирующей функции оценки в отношениях личности и группы не были широко развернуты, а полезный опыт, накопленный в истории социальной психологии, использован не полностью. Характеристика теоретической ценности работ про­шлых лет в этой области пока отрывочна, несистематична.

В целом весь спектр проблем, связанных с психологией воз­действия, за редким исключением (В.Н. Куликов, Б.Д. Парыгин, Ю А. Шерковин), не привлек должного внимания исследователей Эта проблематика, начатая в истории социальной психологии в 20-х годах, продолжает и поныне быть актуальной, она выводит тео­ретические исследования непосредственно в практику взаимодей­ствий и взаимоотношений людей в общностях

Литература

! Ананьев Б.Г Психология педагогической оценки. Л, 1935

2- Ананьев Б.Г. Воспитание характера школьника Л., 1941

•? Ананьев Б.Г. Проблема формирования характера. Л., 1949.

*?• Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т. . М, 1980.

5- Анисимов О.С., Артыков Д.Р., Рахимов СР. Основы социальной психологии. М., 1987.

6- Аркин ЕЛ. Об изучении детского коллектива. И, 1927.

7. ApKUh EA Задачи и методы изучения шкочьного коллектива. М.-Л., 1929

8. Артемов В А. Введение в социальную психологию М, 1927

9 Артемов В А. Основные данные социальной психологии // Элементы социальной психологии. М, 1930 С. 3-39

10 Беляев Б.В. Проблема катектива и его экспериментально-психологиче­ского изучетя/УПсихология. М.-Л, 1929 T. Вып. 2. С179-214.

11 Бехтерев В.М Коллективная рефлексология. Пг., 1921

12. Бехтерев В М Роль внушения в общественной жизни СПб., 1898

13. Бехтерев ВМ, Лонге МФ Влияние коллектива на лич-ностъ//Педология и воспитание М, 1928 С 41-73

14 Блонский П.П. Избранные психологические произведения. М, 1964

15 Бодалев А.А. О формировании требовательности к себе у школьни­ков//Учен, записки ЛГУ. Л, 1955 №203.

16. БожовичЛ.И Очерки психологии детей М, 1950.

17. Божович Л.И. Особенности самосознания у подростков // Вопросы психологии, 1955. № 1.

18. Божович ЛИ. Личность и ее формирование в детском возрасте М, 1968

19. Божович Л И, Конникова ТЕ Некоторые проблемы формирования личности советского школьника в процессе пионерской работы // Советская педагогика, 1954 № 2

20. Бухарин Н И. Теория исторического материализма. М, 1929.

21. Бызов Л. Психология коллектива/вопросы организации и управле­ния. 1924. № 1.

22 Вагнер В А. Психологические типы и коллективная психология М, 1929.

23 Вагнер В А Психология толпы и коллективная психология Л, 1929

24. Групповая психотерапия М, 1990

25. Де Роберти КВ. Новая постановка основных вопросов социологии. СПб, 1909.

26 Де Роберти КВ. Социология и психология/Шовые идеи в социоло­гии. СПб., 1914 № 2.

27 ЗалужныпА С Учение о коллективе М.~Л, 1930

28 КареевНИ Общие основы социологии М, 1919

29 Ковалев А Г Типические особенности характера старшего школь­ника Аетореф дисс докт психол наук Л, 1953

30 Ковалев А.Г Взаимовлияние людей в процессе общения и формиро­вание общественной психологии // Вопросы психологии личности и общественной психологии. Учен записки ЛГПИ им. Герцена. Л, 1956 Т ХХШ Вып 2.

31 Ковалев А.Г. Принципы и методы изучения личности школьни-ка//Учей. записки ЛГПИ. Л, 1962 Т 232 С 271-287.

32 Ковалев А.Г, Мясищев В.Н Психические особенности человека Т1. Л., 1957.

33. Коллектив и личность/Под ред. КК Платонова и др. М, 1975.

34. Коламинскип ЯЛ. Психология детского коллектива. Минск 1984.

35 Конникова Т.Е. Организация коллектива учащихся в школе

Л/., 1957. 36. Корнилов КН. Учебник психологии, изложенный с точки зрения

диалектического материализма. М, 1929

37 Корнилов К.Н, Современная психология и марксизм М, 1925.

38 Крупская И.К. Педагогические сочинения. Т.6. М, 1959.

39. Лавров П.Л. Философия и социология //Нзбр. произв. Т. 1. td., 1947.

40. Лазурский А.Ф. Естественный эксперимент и его школьное приме­нение. Пг., 1918.

41 Лазурский А.Ф. Классификация личностей. Пг., 1922.

42. Лазурский А.Ф. Программа исследования личности в ее отношениях к среде. Пг., 1912.

43. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. Пг., 1917

44. Макаренко АС. Собрание сочинений в 7-ми т. Т. 5. М., 1957.

45. Мельникова К И. Влияние коллектива учащихся на формирование сознательного отношения к учению//Учен. записки ЛГПИ Т. X Л., 1955

46. Михайловский Н.К Герои итолпа//Полн собр. соч. Т2. СПб, 1896.

47 Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психо­логии отношений человека // Психологическая наука в СССР. М, 1960. Т.П. С. 110-125.

48. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. М., 1949.

49. Розмыслов П.Н. Роль коллектива в формировании самосознания школьника/УСемья и школа. 1951. Л? 6.

50. Рожков Н. Русская история в сравнительно-историческом освеще­нии (Основы социальной динамики). Т. 1. Пг,-М„ 1919.

51. Рожков Н. Исторические и социологические очерки. Ч. 1. Ы., 1906. 52 Сухомлииский В.А. Воспитание коллективизма у школьников. М., 1956.

53. Фортунатов ГЛ. Изучение детских коллективов // Вестник про­свещения. 1925. № 9. С.45-54

54. Челпанов Г.И. Психология или рефлексология? М., 1926.

55. Челпанов Г.И. Социальная психология или «условные рефлексы»? М, 1926.

56. Шнирман А Л. Внутриколлективные отношения как условие разви­тия личности школьника // Учен, записки ЛГПИ. Л., 1956. Т. XX. Вып. 2. С. 156-180.

57. Шнирман А.Л. Формирование отношений к коллективу и развитие самосознания старших школъников//Известия АПН РСФСР М, 1948. Вып. 18. С.55-69.

58. Шнирман А.Л. Коллектив и развитие личности школьника // Учен записки ЛГПИ им Герцена. Т. 232. Л, 1962. С. 7-266.

59. Эльконин Д.Б. Детские коллективы // Учебник педологии для пед-техникумов. 4.2. М -Л., 193! С 121-140

Психологическая дистанция

между личностью и представителями

различных социальных категорий1

А.Л. Журавлев, А.Б Купрейченко

Введение

Постановка проблемы. Одним из факторов, определяющих различия в отношении личности к другим людям, является их при­надлежность к разным социальным категориям, на которые она раз­деляет свое окружение «Психологическая дистанция» является поня­тием, с помощью которого сначала качественно, а затем количест­венно можно оценить различия в этих отношениях. Особенностью понятия «психологическая дистанция» является то, что в совокуп­ность научных понятий оно было привнесено из обыденного знания, здравого смысла Поэтому содержание и структура этого феномена исследовались недостаточно. Проблема состоит в том, что, несмотря на широкое применение социологами и психологами термина дис­танция» с различными прилагательными (социальная, психологиче­ская, «симпатическая» и т п), используемые термины не согласованы между собой и не соотнесены с более общими концептуальными представлениями.

Актуальность данной проблемы позволяет оценить следующее положение из справочного руководства «Современная психоло­гия» «Научных исследований по межличностным отношениям в настоящее время проводится весьма мало Перспективными про­блемами являются: совместимость деловых и межличностных от­ношений, социальная дистанция в них, доверительность в разных типах интерперсональных отношений и ее критерии, а также особенность межперсональных связей в различных видах профес­сиональной деятельности в условиях рыночной экономики (выде­лено нами - А.Ж., А.К.)» [17, с 523] Перспективными здесь выде­ляются проблемы, которые анализируются в нашем исследовании

1 Подготовка данной работы финансировалась РГНФ (Грант № 99-06-00064) 36

Цель работы-определить место понятия «психологическая дистанция» в системе психологических понятий, а также исследо­вать структуру этого феномена

Теоретические задачи исследования: 1)проанализировать соотношение понятий «социальная дистанция», «психологическая дистанция», «межличностное доверие» и др. и попытаться устра­нить их концептуальную несогласованность; 2) сформулировать определение понятия «психологическая дистанция»

Эмпирические задачи: 1)изучить имплицитные представле­ния личности о психологической дистанции с представителями различных категорий ее социального окружения, 2) выделить уни­версальные факторы категоризации личностью ее социального ок­ружения, лежащие в основе феномена психологической дистан­ции; 3) изучить особенности категоризации личностью ее соци­ального окружения по критерию психологической дистанции (на примере предпринимателей).

Для достижения поставленных цели и задач необходимо, в первую очередь, проанализировать процессы, лежащие в основе формирования психологической дистанции, то есть, процессы ка­тегоризации социального окружения. Именно социальная катего­ризация, по мнению Г Тэджфела, «лежит в сердце здравого смыс­ла, повседневного знания ипонимания» [31, с.114].

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.