Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Исследования проявлений



личностных особенностей человекав группе

Из 38 социально-психологических феноменов, описанных О.С. Анисимовым с соавторами [5], 28 относятся к личности в ее связях с группой. В истории социальной психологии на социально-психологические характеристики личности было обращено внима­ние ряда крупных исследователей. Б начале XX в. НА. Рожков предпринял попытку создать историческ} ю характерологию [50, 51] Характер понимался как психологический склад личности. Одни черты характера являются основными, другие производными от них Отношения личности и общества, внутри социальных групп и между ними представлены как межиндивидуальные. «Психический тип это то же в истории духовной культуры, что тип экономический в истории хозяйства, тип социальный в истории устройства общества, тип политический в истории государства» [50, с 1 ] -2 Н А. Рожков считал исторически важным то. что «марксисты признают не психо­логию отдельного человека, равно как и не психологию «человека вообще», а психологию социальной группы, члены которой связаны между собой одинаковыми хозяйственными интересами» [51. с. 176] Эти положения Н.А. Рожков пытается применить в своей типологии общественных характеров в связи с исторически меняющейся структурой человеческого общества. Он выделяет 6 типов психиче­ского склада личности: эгоисты, индивидуалисты, эстетики, этики, аналитики и этические индивидуалисты В этих типах отчетливо вы­является связь личностных характеристик с системой отношений че­ловека с другими людьми. Основанием для деления этих типов вы­ступает главная, определяющая черта поведения человека, она же является ведущей при формировании личности.

Поиск характеристик типов отношений людей между собой, в группе и между группами, содержится в трудах В.А. Вагнера [22. 23]. Если Н.А. Рожков рассматривал социальную ступень в разви­тии общества и на ее основе искал характерологические особенно­сти людей, то В.А. Вагнер прослеживал сквозные линии в разви­тии общества от животных к человеку, от биологии к социологии. Типы человека являются общими для него и нкивотных. В.А. Ваг­нер выделяет вожаческий, стадный, социальный и антисоциальный типы. Каждый тип характеризуется наследственно-соматическими (характер, темперамент, эмоции) и наследственно-психонервными

признаками (инстинкты, частью способности разумного организ­ма). Психологическим содержанием типов являются взаимоотно­шения в группе Прн бнояогизаторском подходе к эволюции об­щества, законам его развития В.А Вагнер представлял очень инте­ресные психологические описания типов социального поведе­ния. Так, для вожаческого типа характерны эгоизм, честолюбие, стремление властвовать. Стадный тип, которому свойственна подражательность, слабое проявление самостоятельности, пы­тается разыскать кого-нибудь, за кем бы он мог следовать Со­циальный тип жертвует собой во имя блага других. Между ти­пами идет постоянная борьба, особенно между вожаческим и социальным типом за влияние на людей стадного типа. Вожаки, по мнению В А Вагнера, не могут объединяться в один посто­янный коллектив, их может на время объединить единство ин­тересов, но как только общая задача решается, между людьми этого типа начинается ожесточенная борьба. «Толпа в человече­ском обществе представляет собой явление идентичное толпе стадных животных» [22, с.156-157]

Психологическая типология личности представлена А.Ф. Ла-зурским, который сформулировал идею о существовании «проме­жуточных психологии» Промежуточной между индивидуальной и социальной психологией является психология личности. По суще­ству этой идеей А.Ф Лазурский закладывает основы социальной психологии личности [40, 41, 42, 43].

В основу типологии личности А Ф Лазурский положил соотношение эндо- и экзопсихики Первая характеризует связь физиологических и психических процессов, вторая - отношения личности и внешней среды Эта последняя характеристика име­ет существенное значение для понимания личности в обществе, в группе. По мнению А.Ф. Лазурского, «классификация лично­сти должна быть не только психологической, но и психосоци­альной в широком смысле этого слова» [47, с 6] Социально-психологические качества личности проявляются по-разному, в зависимости от объекта отношений, соотношения эндо- и экзоп­сихики, от уровня развития личности А.Ф. Лазурский выделил три уровня: низкий, средний, высший В условиях естественно­го эксперимента (метода, введенного и обоснованного А.Ф. Ла-зурским) изучались отношения личности в семье, школе, среди сверстников. Тонкие наблюдения и выводы из исследований

приводятся А Ф. Лазурским при характеристике чувств по от­ношению к другим людям Среди этих чувств выделялись обще­ственные чувства, чувства симпатии, родственные привязанно­сти (к семье, родителям, детям), чувство уважения (к старшим, начальству), чувство сострадания, поддержки (к слабым, к ста­рикам) и др. Социально-психологические особенности личности проявляются и в отношениях к себе самой, В отношениях, лич­ности отражается ее статус в общности, уровень требований к другим и к себе, отношение к оценкам и мнениям окружающих, податливость или сопротивляемость внешним влияниям, мера приспособленности человека к внешним условиям своей жизни и деятельности, уровень самооценки и самосознания личности

Линия А.Ф. Лазурского в создании характерологии личности была продолжена В.Н. Мясищевым [32, 47. 48]. Он внес даль­нейший вклад в создание социальной психологии личности. Осо­бенность его концепции состоит в том, что в качестве системооб­разующего признака типологических психологических характери­стик личности он берет отношения человека. Эта концепция дос­таточно хорошо известна. Исходя из понимания сущности лично­сти как совокупности общественных отношении, ВН, Мясищев дает дифференцированную характеристику этих отношений Су­ществуют объективные и субъективные отношения. Выделяются общественные и межличностные отношения. Особенности отно­шений определяются их объектами. Отношения отличаются своим знаком. Взаимоотношения между людьми являются формой отно­шений. Они определяют взаимодействие людей. Механизмами осуществления отношений являются общение и деятельность.

Непосредственное отношение к рассмотрению личности в группе имеют некоторые работы Б.Г. Ананьева. В 1949 г. им была прочитана публичная лекция на тему «Проблема формирования ха­рактера» Текст этой лекции стал основой публикации отдельным изданием этой работы в том же году [3]. Мы обращаем внимание на эту публикацию потому, что на нее мало ссылаются. Между тем. здесь в концентрированном виде выражена точка зрения автора на характер. Для нас она интересна тем, что в ней указывается на та­кие свойства характера, в которых прежде всего выражаются отно­шения между людьми. Представления о характере изложены в ра­боте «Воспитание характера школьника», опубликованной в 1941 г. По мнению Б.Г. Ананьева, характер в психологическом отношении

для каждой личности будет такое ее проявление, которое выражает основную жизненную направленность. Проявляется он в своеобраз­ном для данной личности образе действий [2 Наряду со своеобра­зием жизненной направленности,проявляющейся в потребностях, интересах, идеалах, основными свойствами характера являются нравственные привычки,существующие в форме привязанно­стей, вкусов, коммуникативные свойства,в которых выражаются отношения личности к другим людям, и самооценка. Всамооценке проявляется отношение личности к самой себе Кроме того, харак­тер включает волевые, интеллектуальные свойства, эмоционально-динамические проявления, образовавшиеся на основе темперамента [3]. Основными жизненными объектами, отношения к которым оп­ределяют направленность личности, выделяются- «1) природа, об­щество и общественные идеи (идеология), 2) труд как способ суще­ствования человека, 3) другие люди, общественная связь с которы­ми характерна для данного индивида, 4) собственная деятельность и личность человека» [4, с.64]. Эти отношения являются характерооб-разующими. Они фиксируются в чертах характера Примерами та­ких черт являются - принципиальность, жизнерадостность, чест­ность, требовательность, строгость, чуткость, решительность, об­щительность, сдержанность, настойчивость и др. В формировании черт характера ведущую роль играют те отношения, которые фор­мируются непосредственно в системе общения и общественных от­ношений, в труде, и которые, в свою очередь, обусловливают отно­шение человека к собственной личности, к самому себе [4 с.63]. В процессе общения, во взаимодействии человека с другими людьми осуществляется восприятие и понимание личностью других и фор­мируется ее самосознание как обобщенное знание своей личности Самооценка связана с оценкой «Именно общение, практика обще­ственной жизни, сотрудничество, идейная борьба дают человеку возможность не только ориентироваться в быту и в знаниях других людей, но и понять самого себя)1 [4, с 70]

Необходимость исследования личности в коллективепод­черкивал на рубеже 50-60-х годов А.Г. Ковалев[29, 30, 31]. Онсчитал, что «индивидуально-психологическое исследование долж­но постоянно сочетаться с социально-психологическим изучени­ем» [31, с 373] А.Г. Ковалев критически оценил две существовав­шие в то время тенденции* 1) исследовать личность изолированно от коллектива, в котором она живет и формируется, 2) при иссле-

довании коллектива забывать о том, что он состоит из конкретных личностей, имеющих свои индивидуальные особенности [31 А Г Ковалев справедливо указывал, что исследователи коллектива часто концентрируют внимание на его организации, структуре, уровнял развития, не обращаясь к изучению социально-психологи­ческих явлений в нем, в частности, не учитывая настроения в кол­лективе, их динамику. Для понимания личности в группе важным представляется следующее положение А Г. Ковалева: «В процес­се труда можно изучить и отношение личности к другим людям, к коллективу, к собственным обязанностям. Эти данные можно получить, сопоставив усилия учащегося в труде, имеющем кол­лективную значимость, и в труде, имеющем только частно-лич­ное значение, выполняемом в коллективе и в сотрудничестве с другими и в труде рядом с другими и, наконец, в труде, выпол­няемом в одиночку и наедине (судить об этом можно по произво­дительности труда)» [31, с 275].

В конкретных исследованиях школьников, в какой-то степени следуя методике организации эксперимента и способам обработки эмпирических данных А Ф. Лазурского, А.Г Ковалев дает перечень показателей по разным уровням развития отношений школьника его способностей, активности, успешности в деятельности, а также показателей типологических особенностей высшей нервной дея­тельности. Представляется существенной характеристика содержа­ния этих перечней Так, перечень показателей по отношениям включает, отношения к коллективу, отношения к учению, отноше­ния к труду, отношение к искусству. Перечень показателей по спо­собностям- интеллектуальные способности, организаторские спо­собности, способности в области искусства Показателями по ак­тивности являются: уровень активности в учебе, уровень активно­сти в общественной деятельности, уровень активности в физиче­ском труде Успешность в деятельности определяется по показате­лям- успехи в учебе, успехи в общественной деятельности, успехи в труде и успехи в области искусства |31 ]

А Г Ковалев разработал примерную программу изучения нравственно-психологического облика школьника Эта программа состоит из 4-х блоков: 1) история жизни и формирования личности дошкольника; 2) история жизни и формирования нравственно-психологического облика младшего школьника; 3) анализ условий жизни и образа поведения подростка и старшего школьника и

4) сводная характеристика школьника. Во все блоки включены со­циально-психологические вопросы. Но наиболее концентрированно социально-психологические данные для характеристики личности можно получить по 3-ему блоку. Он включает следующие позиции коллектив и его структура; нравственно-психологическая атмосфера в жизни коллектива; положение изучаемой личности в коллективе (в активе или в пассиве); авторитет изучаемой личности в коллекти­ве (оценка и притязания); отношение изучаемой личности к коллек­тиву (оценка и притязания); авторитет коллектива в глазах изучае­мой личности, отношения разных учителей к школьнику, критерии этих отношений; отношения школьника к различным учителям и мотивы этих отношений; внешкольные связи, их характер и влияние на поведение изучаемого школьника; образ жизни в семье; отноше­ние школьника к различным предметам обучения и мотивы этих от­ношений; отношение к труду; отношение к сверстникам; отношение к общественным обязанностям, мотивы и уровень активности в об­щественной деятельности; нравственные убеждения [31].

В этой программе и других публикациях А.Г. Ковалева содер­жится много данных для понимания закономерностей внутригруп-повых отношений, оценки статуса личности в группе, форм ее взаимодействия с группой. Хотя эти исследования проведены на школьниках, они имеют общее социально-психологическое значе­ние. Многие из выдвинутых А.Г, Ковалевым идей на рубеже 50-60-х годов актуальны и в настоящее время.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.