Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

МОТИВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА В



ПЕРИОДЫ РОСТА И СПАДА ОРГАНИЗАЦИИ................................................202

Г И. Марасанов

Введение........................................................................................202

Программа исследования мотивов профессиональной

деятельности персонала организации.........................................209

Сравнительный анализ мотивов деятельности персонала на этапах роста и спада организации

(результаты групповых дискуссий).............................................213

Сравнительный анализ «декларируемых» и «реально действующих» мотивов деятельности персонала организации.. 216

Выводы..........................................................................................220

Литература.....................................................................................222

Приложение 1. Описание объектов исследования.....................223

Приложение 2. «Палитры» мотивов профессиональной деятельности персонала (результаты групповых дискуссий).. 225 Приложение 3. Матрицы частот присвоения рангов мотивам профессиональной деятельности персонала

(по итогам анкетирования)...........................................................227

Приложение 4. Ранговая корреляция между мотивами, выделенными в групповых дискуссиях и

проранжированными в ходе опроса............................................230

Приложение 5. Сравнение средних квадратических отклонений рангов мотивов, присвоенных персоналом организаций, находящихся на этапах спада и подъема...............232

Совместная жизнцдеятельность организации и критерии

подбора персонала......................................................................,........233

А.Б. Купрейченко

Введение........................................................................................233

Профессиональные и организационные критерии подбора

персонала.......................................................................................235

Качества персонала, оцениваемые при подборе кадров............239

Матрица оценки персонала..........................................................243

Заключение....................................................................................246

Литература.....................................................................................248

Приложение 1. Професснограмма главного бухгалтера коммерческого банка....................................................................250

Процедура изучения субъективных представлений работников

о проблемах организации...............................................................252

А А, Вахин

Введение .............................................................................252

Концептуальные основы процедуры изучения субъективных

предпочтений....................................................................... 255

Описание процедуры и технологии ее применения................2 57

Этапыработы........................................................ 258

Опыт применения процедуры в конкретной организации........263

Заключение....................................................................... 268

Литература......................................................269

Факторы предпочтения руководителем различных форм

власти в организации.................................................. 270

Л.Ю. Леекович

Введение.................................................................................270

Психологический анализ основных форм власти в

организации........................................................................... 272

Личностные факторы и предпочтения руководителем

различных форм власти в организации................................276

Ситуационные факторы и предпочтения руководителем

различных форм власти ........................................................ 279

Выводы.............................................................................283

Литература............................................................................284

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................... 285

Предисловие

Предлагаемая специалистам книга подготовлена сотрудника­ми и аспирантами лаборатории социальной и экономической пси­хологии Института психологии РАН, преподавателями и выпуск­никами кафедры социальной и этнической психологии Москов­ской гуманитарно-социальной академии, а также некоторыми представителями других организаций, с которыми существует тес­ное профессиональное сотрудничество.

Содержание данного научного труда представляет собой ре­зультат интеграции нескольких научно-исследовательских направ­лений, ранее сложившихся в указанной лаборатории ИП РАН и на соответствующей кафедре МГСА Во-первых, это продолжение психологических исследований совместной деятельности групп, главным образом, трудовых, что было характерным для данного научного коллектива в 80-90-е годы XX столетия, во-вторых, это продолжение накопления данных о социально-психологической динамике личности и группы в изменяющихся экономических ус­ловиях, то есть, по теме, интенсивно разрабатывавшейся все 90-е годы; в-третьих, это развитие методического направления иссле­дований лаборатории и кафедры, причем представленного как ис­следовательскими, так и психодиагностическими методиками и различными приемами.

Содержательная новизна данной книги заключается, прежде всего, в представлении результатов исследований, выполненных в самые последние годы, а также некоторые уточнения, допол­ненные данные уже известных, ранее выполненных исследова­ний, сохраняющих свою актуальность и по-прежнему вызываю­щих интерес у специалистов

По нашему мнению, некоторые новые тенденции в развитии отмеченных выше научных направлений исследования необходи­мо выделить особо:

1. Данный труд включает результаты исследований новых для социальной психологии феноменов, либо слабо изученных, либо мало известных, к которым относятся, например: психоло­гическая оценка личностью других людей как метод воздействия

на личность и группу, феномен психологической дистанции и его роль в категоризации личностью своего социального окружения динамика ценностных ориентации личности младшего школьни­ка под влиянием раннего экономического образования, измене­ния социальной психологии трудового коллектива в условиях его частичного сокращения, феномен предпочтения руководителем форм власти в организации и многие другие.

2. Представленная специалистам книга включает материалы социально-психологических исследований, выполненных как на традиционных для социальной психологии объектах, так и на от­носительно новых, ставших популярными лишь в 90-« годы XX века К последним относятся, прежде всего, следующие совре­менные российские предприниматели сферы малого бизнеса, де­ловые женщины с разными психологическими типами активности, переживающие острые организационно-экономические кризисы трудовые коллективы, руководители как заказчики (клиенты) ор­ганизационно-управленческого консультирования, разного типа социальные организации в целом и др Используя классические обозначения социально-психологических объектов исследования можно утверждать, что приведенные в книге результаты исследо­ваний получены как на личности в группе и малой группе, что традиционно для социальной психологии, так и на больших соци­альных группах, что значительно реже изучалось К ним, в пер­вую очередь, относятся социальные организации, психологиче­ские проблемы которых также интенсивно стали разрабатываться в 90-е годы, что и получило здесь свое отражение, причем весьма объемное, в виде целого самостоятельного раздела. Фактически можно сказать, что данной работой утверждается новое для со­циальной психологии научное направление исследований, по­священное психологическим проблемам совместной жизнедея­тельности организаций. По сути, бесспорно, оно является погра­ничным для социальной, организационной и экономической пси­хологии, психологии труда и управления

3 В социальной психологии 90-х годов XX века происходило явное расширение (и по объектам, и по предмету) области иссле­дований с позиций концепции совместной деятельности Посте­пенно изучались все новые и новые объекты, например семьи предпринимателей, группы в экстремальных условиях, общности жителей радиоактивно зараженных зон, коллективы работников в

кризисных условиях {коллективы с новыми формами хозяйство­вания) и т д Эти исследования постепенно приводили к некото­рому «кризису» в использовании понятия «совместная деятель­ность», сложившееся содержание которого не полностью описы­вало изучавшиеся социально-психологические феномены При­чем границы понятия «совместная деятельность» становились «узкими» в нескольких смыслах. Во-первых, на перечисленных объектах не столько собственно совместная деятельность стано­вилась определяющей в общностях, сколько многие другие фор­мы совместной активности людей: взаимоотношения, общение, групповые формы поведения, многообразные формы взаимодей­ствия людей н т.п. Во-вторых, традиционные исследования со­вместной деятельности ранее концентрировались на изучении чалых групп и трудовых коллективов, а в последние годы явный интерес вызывали различные формы совместной активности лич­ности и группы, межгруппового взаимодействия, совместной ак­тивности больших социальных групп, а также взаимодействия малых и больших общностей и т д

В данном коллективном труде показано, что концептуальным выходом из сложившегося положения является необходимое ис­пользование относительно новых научных понятий, содержание которых явно расширяет границы понятия «совместная деятель­ность». К ним, прежде всего, относятся понятия «совместная жиз­недеятельность», поставленная в заголовок книги в целом, и в на­звания многих составляющих ее статей, а также «совместность», позволяющая более широко трактовать свое содержание, но при этом описывать реальные социально-психологические феномены. Безусловно, полезным в этом ряду нам представляется понятие «совместная активность». Теоретическая разработка используемых понятий фактически только начинается, но это невозможно сде­лать, не опираясь на фактические эмпирические данные исследо­ваний. Последнее и пытается сделать авторский коллектив пред­ставляемой книги.

Необходимо отметить, что в последние годы понятие «совме­стная жизнедеятельность» значительно чаще и в более широком контексте стало использоваться в социальной психологии. Ранее это понятие связывалось, в основном, с изучением малых групп в экстремальных условиях их функционирования. В настоящее же время под совместной жизнедеятельностью понимается любое

взаимосвязанное (взаимозависимое, взаимовлияющее) функцио­нирование людей в социальных группах разной чисденности, то есть, в группах, действующих, выполняющих свои функции, реа­лизующих свои роли и назначение, что-то осуществляющих, ис­полняющих и т.п. По содержанию понятие «совместная жизнедея­тельность» достаточно объемно, поэтому адекватно может быть использовано для описания социально-психологических явлений в очень разнородных группах- семье и кругу друзей, трудовых и учебных коллективах, занятых игрой и выполняющих управление, специально организованных и стихийно формирующихся, лабора­торных и естественных и т д., то есть, реализующих самые разные формы и виды своей активности (деятельность и общение, взаимо­отношения и созерцание, отдельные действия и поступки, более сложное поведение и т.д.). Нужно заметить, что понятия «совме­стная жизнедеятельность», «совместное функционирование» и «совместная активность» пока рассматриваются как достаточно близкие по содержанию, однако, сейчас более важно не столько то. что их дифференцирует (это, скорее всего, дело будущего), сколь­ко то, что все эти понятия шире по объему, чем «совместная дея­тельность» А именно в такого рода понятиях возникла потреб­ность в 90-е годы в результате развития исследовательской и прак­тической социальной психологии.

Сравнивая разные разделы данной книги, можно отметить, что первые два посвящены классическим социально-психологическим объектам исследования (личности в группе и малой группе), а тре­тий - организации как очень специфическому объекту, находяще­муся на пересечении интересов социальной, экономической и осо­бенно организационной психологии. Новизна этого раздела состо­ит в концептуальном подходе к анализу проблем организации с позиций совместной жизнедеятельности.

Представляемая книга, являясь по сути тематическим сборни­ком научных трудов, все же одновременно имеет и исследователь­скую, и практическую направленность. Его содержание может быть полезным для преподавателей социально-психологических Дисциплин и для студентов-психологов, специализирующихся в области социальной, организационной, экономической психологии и психологии управления персоналом

Ответственный редактор А Л. Журавлев

Н

Раздел

Социально-психологические исследования личности в совместной жизнедеятельности

ГРУППЫ

Исследования личности в группе в истории отечественной социальной психологии в 20-х - 50-х годах XX века1

Е.В. Шорохова

Введение

В исторических работах по социальной психологии основное внимание уделялось проблеме малых групп и коллективов. Лич­ность в ее отношениях к коллективу не выделялась как специаль­ный объект социально-психологических исследований. Между тем по существу эта проблематика в той или иной форме стояла ранее во всех направлениях социальной психологии В общем виде во­прос о личности и группе обсуждался при рассмотрении теорети­ческих проблем отношения общества и человека, социальной де­терминации личности, природы психического, коллектива как свя­зующего звена между обществом и личностью. Наряду с общей постановкой этой проблемы, в той или иной степени исследовался ряд конкретных вопросов этого направления. В данной работе ос­тановимся на трех вопросах' анализе исследований отношений коллектива и личности, характеристике проявлений личностных особенностей человека в группе, изучении психологических меха­низмов взаимовлияния коллектива и личности. Для анализа берет­ся первая половина XX века Предполагается не хронологическая, а тематическая форма изложения Основное место в работе займет характеристика решения проблемы в 30-х - 50-х годах.

1 Исследование финансировалось РГНФ {Гранты № 96-03-04315 я Ws 99-06-00O64)

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.