Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Концентры общения младших школьников, обучающихся в классах для детей с задержкой психического развития



 

 

 

Параметры Количество выборов
максимально возможное по группе абсолютное в процентах к максимально возможному
+ - + -
I. Отношение к матери - 44,9 -
II. Отношение к отцу - 23,9
III. Отношение к матери и отцу как единой родительской чете   8,4  
IV. Отношение к братьям и сестрам   34,8  
V. Отношение к бабушке, дедушке и к другим родственникам   10,2  
VI. Отношение к сверстникам - 22,3 -
VII. Отношение к учителю - 20,5 -

Знак «+» обозначает положительный выбор, а знак «-» — негатив­ное решение вопроса.

Полученный материал свидетельствует о том, что для млад­ших школьников особенно большое значение имеет общение с матерью(I)1.

Зафиксированные в протоколах пояснения детей к выборам, сделанным в альбомах с графическими и вербальными задания­ми, дали возможность выявить осознаваемую самим ребенком роль, которую играет в его жизни мать.

1 Здесь и далее римскими цифрами обозначен порядковый номер параметра, внесенного в таблицу.

Дети указывают на свое эмоциональное отношение к матери: «Люблю маму очень», «Мама лучше всех», «Мама — самый доро­гой человек на свете».

Большинство детей подчеркивают, что именно мать является для них тем человеком, который помогает им обрести уверенность в себе, сбалансировать отношения с окружающим миром: «Мама не будет ругать», «Успокоит, пожалеет», «Поймет и скажет, что делать в этом случае», «Мама будет рядом, если мне будет боль­но. И мне не будет больно».

В матери они видят человека, чутко реагирующего на их успехи, оказывающего им помощь: «Мама обрадуется сразу», «Похва­лит», «Поможет», «Объяснит в телике, что непонятно». Дети це­нят привязанность к себе матери: «Она по мне скучает», «Мама добрая, ласковая. Ухаживает за мной».

Им нравится умение матери создать радостную атмосферу обще­ния: «С мамой всегда весело». Вместе с тем дети отмечают и то, что именно мать заботится о том, чтобы «принести вкусное», «ку­пить что-нибудь», обеспечить ребенка карманными деньгами — «Мама мне деньги дает».

Без специального вопроса со стороны экспериментатора, как бы рассуждая, младшие школьники говорят о том, что их больше привлекает в матери по сравнению с отцом: «Мама пожалеет, а папа начинает орать», «Мама добрее папы», «Если пойду с па­пой — он все: "быстрее и быстрее", а с мамой не надо торопиться».

Общение с братьями и сестрами (IV)у младших школьников с задержкой психического развития, обучающихся в специаль­ных классах, занимает второе место.

Братья и сестры ценятся «потому, что они родные» и в то же вре­мя близки по возрасту: «Мама, папа, тетя будут разговаривать, а я с братом».

Дети констатируют свою эмоциональную привязанность: «Люб­лю свою сестру», «С сестрой хорошие отношения». В братьях и сестрах детей привлекает умение играть, рассказы­вать, создавать хорошее настроение, а также оказывать помощь в учении: «С братом интересно играть», «Он хорошо рассказыва­ет», «Сестра рассмешит», «Сестра добрая, она объясняет мне». В высказываниях некоторых детей звучит душевная отзывчивость: «Играю с сестрой, потому что с ней никто не играет никогда».

Общение с отцом (И)менее значимо для младших школьни­ков, чем общение с братьями и сестрами.

Больше всего дети ценят в отце способность поделиться своими знаниями: «Папа рассказывает разные истории интересные»,

«Рассказывает истории смешные», «С папой интересно», «С па­пой можно поговорить», «Я очень люблю с папой поговорить». Школьники ценят спокойное отношение отца к их промахам и провинностям: «Папа не очень ругает», «Мама будет ругать, а папа — нет».

Вообще, сравнение отца с матерью довольно часто присутствует в высказываниях детей: «Сяду рядом с папой, потому он тоже род­ной: и папа, и мама», «Люблю больше папу, а мама занята», «Мож­но и с папой, если мама очень занята». Отец чаще балует ребенка: «Папа хорошие подарки приносит», «Вкусненькое дает».

Дети с задержкой психического развития, живущие в роди­тельской семье, мало фиксированы на ее целостности (III). Од­нако для некоторых детей единство родителей играет большую роль: «Без папы и мамы скучно», «Они меня больше всего лю­бят». Об общении с бабушкой, дедушкой и другими родственни­ками дети упоминают гораздо реже (V).

Обращает на себя внимание, что для младших школьников с задержкой психического развития общение со сверстниками (VI)и с учителями, «чужими» взрослыми(VII) имеет практи­чески одинаковое значение.

В общении со сверстниками они предпочитают эндогенные груп­пы. Дети утверждают, что с представителями другого пола играть неинтересно. Кроме того, девочки полагают, что общение с маль­чиками небезопасно: «Если с мальчиком играть, он может оби­деть и толкнуть», «Я не хочу играть с мальчиками, потому что они обзываются любовниками», «С девочками интереснее». В свою очередь мальчики также не испытывают желания общать­ся с представительницами противоположного пола. Наиболее полное обоснование предпочтения общения с представителем того же пола дал Егор Н.: «С девочками не очень охота играть. У девочек другое все: они думают о другом, говорят о другом. А с мальчиками можно играть, потому что они более друзья». Почти половина учеников третьих классов (45,5 %) предпочита­ют общение с детьми более старшего возраста, обосновывая вы­бор тем, что старшие ребята могут помочь, расширить кругозор: «Он мне рассказывает больше, объясняет больше мне», «С ними веселее, больше знают».

Общаться со сверстниками и с детьми младшего возраста склонны одинаковые по количеству группы младших школьников с задер­жкой психического развития. Они хорошо осознают свой воз­раст: «Товарищи моего возраста: они не маленькие, не большие».

Данные эксперимента показывают, что игра является основным содержанием внеучебного общения этих детей. Именно для ее осуществления их больше всего устраивают сверстники: «Мои товарищи того же возраста, того же роста. Мы вместе бегаем», «Они лучше играть могут», «Люблю играть со своими сверст­никами, потому что тот, кто меньше меня, не очень меня пони­мает. И старше тоже не понимает. В моем возрасте мы понима­ем и я его, и он меня».

Некоторые испытуемые высказывают опасение по поводу общения с детьми старшего возраста: «Если с большими, могут подраться». В то же время лишь немногие 10-летние дети с задержкой психи­ческого развития ценят в общении с товарищами не только воз­можность совместной игры, но и иное содержание: возможность «разговаривать о смешном», умение товарища рассказывать об увиденном, о прочитанном. Высказывания о важности помощи со стороны друга единичны. В зависимости от опыта реального общения дети нередко высказывают полярные суждения о роли, которую играет друг в их жизни: «Подруга — надежный человек, она может спасти» или «Если задача решена неправильно, друг скажет: "Ну и что?!" А мама может объяснить». Обоснования предпочтения общения с более младшими детьми однотипны и мало дифференцированы: «Маленькие лучше, чем старшие. Со сверстниками не очень люблю», «Люблю играть со всеми, но лучше всего с маленькими: они смешнее!».

Иерархия значимости для младших школьников общения с разными людьми изучалась также А. С. Сагидовой (2003). Ис­следовалось эмоциональное отношение к ближайшему окруже­нию учеников 4-6 классов г. Махачкалы. Субъекты исследова­ния — нормативно развивающиеся школьники и их сверстники, задержка психического развития которых обусловлена церебраль­ной астенией (согласно МКБ-10 шифр болезни детей F 06.6 — органическое эмоционально лабильное астеническое расстрой­ство). Такое дифференцированное — в зависимости от этиоло­гии патогенеза — изучение общения детей с задержкой развития осуществлено впервые. В данной работе охвачен широкий круг проблем коммуникативной деятельности:

♦ аффилиативные отношения;

♦ формирование взаимоотношений в зависимости от акцен­туации характера ребенка;

♦ эмоциональные связи в семье;

_33

♦ особенности родительского отношения к детям;

♦ эмоциональное отношение школьников к предпочитаемым сверстникам и к учителю.

Экспериментальные данные показали, что для нормативно развивающихся школьников 9-11 лет г. Махачкалы наиболее значимы отношения с родителями как с родительской четой (68,9 %). Ранговое положение матери и отца одинаково (59,7 и 59,2 %). Равнозначны для них отношения с матерью и с родитель­ской четой: 49 и 45,2 %. Эмоциональные связи с отцом менее значи­мы (23,2 %), они совпадают с отношением к учителю (22,5 %). Для нормативно развивающихся детей общение с учителем играет не­сравненно большую роль — 36,4 %. Различное место в коммуника­тивных связях разных групп школьников занимают сверстники: 34,8 % выборов у детей с задержкой психического развития и 13,5 % выборов у их нормативно развивающихся сверстников. Достовер­ность различий подтверждена статистически (использовались кри­терий хи-квадрат Пирсона и V-критерий Манна-Уитни). У обеих групп детей одинаково эмоциональное отношение к сибсам (16,5; 21,2 %), к бабушке и дедушке (13,5; 15,3 %).

Представляет интерес сравнение данных об иерархии значи­мости общения с разными людьми в двух экспериментальных группах детей с задержкой психического развития, комплекто­вание которых отличалось по ряду факторов.

Во-первых, в исследовании Д. Альраххаля экспериментальная группа рассматривается как единая полиморфная, без учета эти­ологии задержки развития. А. Сагидова изучает детей, задержка психического развития которых обусловлена астеническим рас­стройством центральной нервной системы.

Во-вторых, дети экспериментальных групп проживают в раз­ных этнических условиях — в Москве и в г. Махачкале.

В-третьих, экспериментальные группы отличаются возрастом их участников. Московские дети — ученики третьих классов, школьники Махачкалы — ученики 4-6 классов1.

1 Данные о межличностных отношениях школьников с расстрой­ством личности органического происхождения (F07.0), имеющиеся в работе А. С. Сагидовой, здесь не приводятся.

Данные о предпочитаемых концентрах общения этих детей представлены в табл. 4.

Таблица 4

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.