Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Показатели трудового потенциала человека



Элементы Источники Накопления Результаты достижений Следствия недооценки
1. Физическое и духовное здоровье.     2. Нравствен-ность.   3. Творчество.   4. Активность.   5. Организован-ность.   6. Образование.   7. Профессиона-лизм.   8. Ресурсы рабочего времени. Здоровый образ жизни, физкультура и спорт, душевное равновесие.   Внутренние духовные качества личности.     Креативные качества личности.     Свобода предприни-мательской инициа-тивы.   Объединение усилий предпринимательских структур.     Накопление знаний в избранной сфере деятельности.   Качество людских ресурсов и системы образования, трудолюбие.   Возможность работы на нескольких работах. Длительная работо-способность, отсутствие больничных листов.   Стремление к успеху, самореализации, видение перспективы роста.   Сохранение гено-фонда нации.     Рост количества малых и средних рыночных структур.   Формирование общественной организации «ОПОРА РОССИИ».   Рост уровня образования молодых людей.   Профессионализм рабочих в России не уступает зарубежным аналогам.   Избыток численности работающих, низкая производительность труда.   Вредные привычки, низкая продолжительности жизни.   Создание узкого олигархического слоя, обнищание населения.   «Утечка умов» за рубеж, пассивность работников.   Отсутствие меха-низма поддержки предпринимателей.   Доля малых предприятий в ВВП 10 – 12%, на Западе 50 – 60%.   Несоответствие рыночного спроса и предложения.   Отставание оснащения рабочих мест и организации производства.   Реализации потенциала мешает система оплаты труда.

 

Основная ценность для человека - это здоровье, которое определяет его длительную работоспособность, благополучие, удовлетворенность жизнью и счастье. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как «состояние полного физического и социального благополучия. Благополучие – это динамическое состояние ума, характеризующееся психической гармонией между способностями, потребностями и ожиданиями работающего и теми требованиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет окружающая среда» (Всемирная организация здравоохранения, с. 19).

Главными способами укрепления здоровья человека считаются здоровый образ жизни, регулярные занятия физической культурой и спортом, ранняя профилактика и предупреждение заболеваний, качественное медицинское обслуживание.

Известно, что по сравнению с экономически развитыми странами мира состояние здоровья населения России значительно хуже. Так, российский мужчина с трудом доживает до пенсионного возраста (60 лет), в то время как в большинстве зарубежных стран пенсионный возраст для мужчин и женщин установлен в 65 лет. Разница в продолжительности жизни мужчин и женщин в России составляет 12 – 14 лет, что в 2 – 3 раза выше, чем в экономически развитых странах.

Анализ состояния здоровья населения России показывает, что основными причинами неблагополучия являются употребление спиртных напитков и курение, низкое качества продуктов питания, отравления, работа в условиях, несоответствующих санитарно-гигиеническим нормам, несчастные случаи и травмы. Потери времени из-за болезней и травм ведут к снижению трудового потенциала человека.

Наряду с материальным благополучием, условиями труда и медицинским обслуживанием населения на здоровье и трудовой потенциал человека оказывает его духовный настрой (оптимистический или пессимистический). Таким образом, физическое и духовное здоровье человека тесно взаимосвязаны между собой и в сочетании с нравственными качествами оказывают влияние на трудовой потенциал личности.

Нравственность как элемент трудового потенциала достаточно сложное и противоречивое явление. В условиях становления свободного рыночного общества в России пока преобладает пессимистический взгляд на состояние нравственности ограниченного олигархического слоя людей, получивших несметные богатства в результате массовой поспешной приватизации, либерализации цен и внешней торговли.

Быстрое и несправедливое обогащение узкого круга лиц в сфере теневой экономики при попустительстве представителей коррумпированной власти сочетается с неоправданным социальным расслоением российского общества и обнищанием большинства населения страны.

По многим показателям нынешнюю ситуацию в России сравнивают с периодом первоначального накопления капитала на «диком Западе», где также отмечался всплеск злоупотреблений властью, правового нигилизма и массовой коррупции.

В то же время появляются оптимистические взгляды на принципы рыночной нравственности. Нравственность в условиях современного свободного рыночного общества заключается, прежде всего, в принципе «Будь энергичен, добивайся успеха своими силами». Ведь каждый человек стремится к личному успеху, а наибольшая свобода дает максимум возможностей для этого.

У современного нравственного человека должны быть свои важнейшие ценности:

не ленись, будь энергичен, всегда стремись к большему;

саморазвивайся, учись, становись умнее — тем самым ты содействуешь прогрессу человечества;

добивайся личного успеха, достигай богатства, живи в достатке — тем самым ты содействуешь процветанию и развитию общества;

не доставляй другим неудобств, не лезь в чужую жизнь, уважай личность другого человека и частную собственность.

Современная нравственность только пробивает себе дорогу в России, но считается, что новое поколение уже значительно индивидуальнее и свободнее. От работодателей нередко приходится слышать, что нанимать молодежь на работу выгодно — молодые люди честнее, энергичнее и реже воруют. В то же время, в переходный период достаточно часто наблюдаются кризисные явления, в том числе и в сфере нравственности.

Очевидно, что одновременно нравственность предполагает необходимость порядочности, в частности, осуждается обман другого человека, покушение на чужую жизнь, здоровье, имущество, свободу.

Если человек внутренне сочувствует, сопереживает другому человеку и в связи с этим старается не делать другому того, чего не хотел бы себе, если человек внутренне неагрессивен и мудр — можно сказать, что это уже нравственный человек. Нравственность — это, прежде всего, внутренний самоконтроль.

Важным нравственным принципом современного общества является уважение к закону и праву, так как только закон может защитить свободу человека, обеспечить равенство и безопасность людей. И, напротив, желание подчинить другого человека, унизить чье-либо достоинство являются самыми постыдными вещами.

Современная нравственность предъявляет к человеку больше требований, чем когда-либо ранее в человеческой истории, она требует от человека развиваться и собственными усилиями добиваться успеха. Но она не говорит, как это сделать, лишь стимулируя человека к постоянному поиску, преодолению себя и напряжению своих сил.

Взамен современная нравственность дает человеку ощущение того, что он не винтик бессмысленной машины, придуманной неизвестно зачем, а творец будущего и один из строителей самого себя и всего этого мира. Кроме того, саморазвитие, повышение профессионализма приводит и к обретению материального богатства, дает достаток и процветание уже «в этой жизни».

Ведь невозможно развить себя за счет других — это можно сделать лишь в результате собственных усилий. Поэтому отпадает потребность приносить ущерб другим в любой форме. Нравственность непосредственно связана с творческим началом в человеке.

Каждый человек в своей жизни занимается творчеством, когда он не просто механически выполняет свою работу, но и пытается внести в нее что-то от себя, в чем-то ее усовершенствовать. Везде, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, где человек работает с любовью, вкусом и вдохновением, он невольно становится мастером.

Творчество – это процесс деятельности человека, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), это уникальность его результата

Творческая деятельность особую актуальность приобрела в середине ХХ годов в период нарастания темпов научно-технического прогресса, когда достижения науки стали значительным фактором экономического развития.

Быстрый рост числа научных работников в условиях современной научно-технической революции обусловил проблему профессионального отбора и подготовки научных кадров определенного профиля с заданными профессиональными и психологическими свойствами.

Это стимулировало развитие работ в области психологии научного творчества и создание новых методов для этого. Известно, что широко распространенная в западных странах техника тестирования не только не выявляла творческие способности, но и браковала людей, склонных к нестандартному мышлению.

В психологии со временем появляется особый раздел, посвященный изучению проблем руководства научными коллективами, организации малых групп в науке, деятельности такой новой фигуры, как ученый-организатор, изменению мотивации научного творчества. Принцип коллективного творчества основан на разделении совместной работы на два основных этапа: генерирования идей и их критической оценки.

В соответствии с этим принципом сначала в течение короткого времени генерируются как можно большее количество идей, а затем из общей массы суждений и догадок отбираются наиболее оригинальные и перспективные варианты.

Творчество представляет собой также некоторый аспект развития личности, относящийся к его переходу на высокий интеллектуальный уровень. Творческий индивид выделяется из массы тем, что способен решать определенный круг постоянно возникающих задач с более высоким качеством за то же время. Люди творческого характера труда образуют особую социальную группу, функции которых состоят в решении специальных задач интеллектуального и духовного типа.

Особенностями свойств людей творческого труда являются одаренность, оригинальность, фантазия, интуиция, воодушевление, техническое изобретение, способность к научному открытию. В качестве предпосылок творчества рассматриваются повышенная восприимчивость личности, удовольствие от внезапной идеи и самостоятельность мышления.

Носителем творческого начала в личности считается, прежде всего, изобретательство, цель которого — решать сложные задачи, поставленные определенной ситуацией. Она обычно характеризуется неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Выдвижение новых идей предполагает выход за рамки сложившихся и уже ставших привычными теорий и связанных с ними методов решения, критическое отношение к традиции. В психологии творчество изучается как психологический процесс создания нового и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают её включённость в этот процесс. Экспериментальная психология доказала, что бессознательное и сознательное, интуитивное и рассудочное в процессе творчества дополняют друг друга.

Интерес к исследованию различных аспектов творчества резко обострился под воздействием высоких темпов научно-технического прогресса. Это вызвало кризис прежних методик изучения личности, в частности традиционных тестов, которые часто давали низкую оценку умственных способностей в случаях, когда испытуемые проявляли оригинальность и нестандартность мышления.

Разрабатываются новые системы тестов для определения наличия творческих признаков личности. При этом особая роль придаётся воображению, гибкости ума, мышлению. Успехи кибернетики, передача техническим устройствам поддающихся формализации умственных операций резко повысили интерес к творческим качествам личности, способностям, которые не могут быть формализованы.

Научное творчество – это деятельность, направленная на производство нового знания, которое получает социальную апробацию и прочно входит в систему науки. Природа научного творчества раскрывается на основе трактовки науки как ряда сменяющих друг друга систем знаний, объединенных исторической связью.

Вместе с тем, отвечая на запросы логики развития науки, ученый отнюдь не служит ее простым проводником: усваивая итоги исторических знаний, он должен выстрадать, сделать зримыми новые идеи, когда они еще никому не видны и не известны. Эти процессы вызревания и внутреннего синтеза новых идей пока еще мало изучены. Своеобразие умственных процессов в творческой деятельности стали относить на счет интуиции, противопоставляя ее логическому мышлению.

Ключевой момент творческого процесса — это озарение. Проблема, долгое время волновавшая исследователя и не поддававшаяся решению, вдруг видится ему под другим углом зрения, в результате противоречившие друг другу компоненты информации оказываются совместимыми или же обнаруживается недостающий фрагмент информации. Противоречивость и (или) неполнота проблемной ситуации снимаются, сменяясь ощущением красоты и гармоничности вдруг найденного решения.

Обычно научное озарение сопровождается сильными положительными эмоциями и убежденностью личности в том, что решение найдено, хотя зачастую в этот момент автор еще не может его не только обосновать, но даже и сформулировать.

Творческая или креативная личность характеризуется, прежде всего, способностью эффективно оперировать противоречивой информацией. Другими творческими качествами личности являются высокая интуитивность, усмотрение более глубокого смысла и следствия воспринятого, уверенность в себе и в то же время неудовлетворенность ситуацией, в которой субъект себя обнаруживает, открытость восприятию как внешнего, так и внутреннего мира.

Креативная личность обычно высоко мотивирована, демонстрирует значительный уровень энергии, обладает рефлексивным мышлением, от которого получает удовольствие, самостоятельна и неконфликтна. Несмотря на широко известные истории о чудачествах талантов и гениев, доказано, что особые нервные стрессы снижают творческую способность личности вплоть до ее полного блокирования.

Существуют некоторые отдельно взятые качества, такие как, например, оригинальность и беглость мышления, чувствительность к противоречивой или неполной информации, склонность к отказу от стереотипных вариантов решений, которые характерны для творческих личностей. Существует подход к оценке взаимодействия между творческой личностью и ее окружением, из чего выводится представление об источниках творчества и характере его результатов.

Россия исторически богата творческими личностями, которые составляют генофонд нации, включая М.В. Ломоносова, Д.И, Менделеева, И.П. Павлова, С.П. Королева. Преемственность поколений позволяет сохранить генофонд и умножить его. Вместе с тем недооценка в личности творческих задатков приводит страну к явлению «утечки умов» за рубеж, которые там получают признание и Нобелевские премии.

Отмечается снижение активности российских работников в изобретательской и рационализаторской работе. Из общего числа изобретений, полученных в России, патентуется за рубежом менее 1 % (16. с. 113). Доля разных стран в мировом фонде патентов составляет: США – 30%, ФРГ – 20%, Япония – 10%, Россия – 1,5%. Наибольшие потери для экономики России обусловлены не столько недостаточным количеством изобретений, сколько отсутствием заинтересованности в их практическом применении.

Активность личности как составляющая характеристика трудового потенциала обусловлена предоставлением свободы для проявления предпринимательской инициативы. По данным Российской газеты лишь 6 из 1000 россиян рискуют заниматься предпринимательством, на Западе аналогичный показатель выше в 5 - 10 раз, а это значит, что резервы для роста малого бизнеса в нашей стране колоссальные.

Специалисты утверждают, что если ежегодно количество малых и средних предприятий в России будет увеличиваться на один миллион, то для национальной экономики и социальной жизни страны наступят времена расцвета, а удвоение ВВП станет реальностью даже раньше, чем на это рассчитывают самые смелые оптимисты.

Организованность – важный резерв активизации предпринимательской инициативы в России. Для этого необходимо создать организацию в виде союза или ассоциации, способной поддержать и защитить интересы предпринимателя.

Созданная в Российской Федерации Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" поставила задачу - консолидировать предпринимателей, которые сегодня сильно разобщены и не имеют весомого голоса в гражданском обществе. В нее входят около 100 отраслевых союзов и организаций в 63 субъектах Российской Федерации.

Пока доля малых предприятий в ВВП всего 10-12 процентов. Главное препятствие для предпринимательства - административные барьеры. В большинстве развитых стран, особенно там, где доля малого бизнеса в ВВП превышает 50-60 процентов, существуют специальные структуры, которые дают возможность людям открыть свое дело, функционирует государственная система финансовой поддержки и кредитования.

Если предприниматель приходит в такой центр и предлагает нечто принципиально новое, то ему легче получить кредит, кроме того уменьшаются риски в случае неудачи проекта. Так, в США уже более полувека успешно действует Администрация малого бизнеса при президенте страны, предназначенная для поддержки предпринимательства.

Большая группа проблем связана с пониженной способностью малого предприятия к "самозащите", хотя российское законодательство уже содержит правовые нормы, необходимые для эффективной защиты прав предпринимателей. По некоторым оценкам, уже сейчас предпринимателями у государства выигрывается до 90 процентов судебных дел, что свидетельствует о росте организованности инициативных личностей.

Организованность человека достигается его аккуратностью, дисциплинированностью обязательностью, законопослушностью. Образцом может служить Германия (16., с. 118), где детям с ясельного возраста постоянно внушают правило: «Порядок – это половина жизни». Знаменитый «немецкий порядок» (deutshe Ordnung) проявляется в быту, в высоком качестве продукции, четкости законов, соблюдении договоров. Японский опыт поведения и труда основан на «пяти С»: Сейси (порядочность), Сейтан (опрятность), Сейсо (чистота), Сейкецу (чистоплотность), Сиуке (дисциплина).

Наращиванию природных задатков личности и трудового потенциала способствует система образования, которая считается лучшим помещением капитала семьи и общества. Образовательный и культурный уровень населения России в настоящее время находится на традиционно высоком уровне и позволяет получать необходимые знания в избранной человеком будущей сфере деятельности. Вместе с тем существует ряд проблем, связанных с оснащением образовательных учреждений современным оборудованием и приборами, а также соотношением реальной потребности в квалифицированных кадрах по отдельным областям знаний и численностью выпускников учебных заведений.

В частности в связи существенным спадом реального производства в 90-е годы фактически пришло в упадок среднее профессиональное образование, многие технические вузы также были сокращены и предприятия в настоящее время вынуждены преимущественно самостоятельно готовить себе квалифицированных рабочих и специалистов.

Восстановление утраченных позиций в подготовке квалифицированных кадровых ресурсов в технических, медицинских и других наукоемких областей потребует существенных материально-технических и финансовых вложений, чтобы обеспечить подготовку выпускников современного уровня.

Многочисленные негосударственные высшие учебные заведения ориентированы в основном на гуманитарные профили подготовки студентов, что привело к несоответствию рыночного спроса и предложения в связи с избытком выпускников менеджеров и юристов, в результате многие выпускники образовательных учреждений работают не по специальности.

Профессионализм как один из ведущих компонентов трудового потенциала человека зависит от нескольких взаимосвязанных факторов: реальных характеристик людских ресурсов, качества системы образования, желания качественно выполнять трудовые операции, условий труда на конкретных рабочих местах, трудолюбия и настойчивости для достижения требуемого уровня квалификации каждого работника.

По своим физиологическим, моральным и психологическим качествам людские ресурсы России сравнимы с ресурсами других стран, но условия труда пока заметно уступают ведущим зарубежным странам. В частности до настоящего времени оснащение рабочих мест современным оборудованием идет медленными темпами. Поэтому на рабочих местах еще достаточно высока доля малоквалифицированного ручного труда (16. с. 120), им занято около 30% работающих.

Недостатки в системе образования, в том числе некачественное техническое оснащение образовательных учреждений, оказывают негативное влияние на профессионализм руководящего состава и специалистов. По утверждению ведущего специалиста в области экономики и социологии труда Б.М. Генкина по профессионализму российский рабочий меньше отличается от американского или японского. В то же время российский инженер, и особенно руководитель, по уровню профессионализма заметно уступает своим зарубежным коллегам.

Ресурсы рабочего времени в России регламентированы Трудовым кодексом РФ в строгом соответствии с общепризнанными мировыми стандартами. Тем не менее, производительность труда в современной России в 6-8 раз уступает ведущим экономическим развитым странам. Одной из основных причин отставания является нерациональная и во многом уравнительная система оплаты труда, которая по величине на порядок ниже общепринятым международным стандартам.

В этих условиях, чтобы обеспечить достойный уровень жизни, российский работник вынужден работать в двух-трех местах, что не способствует его полной отдаче, а его мотивация соответствует уровню оплаты труда. Работодатель в условиях низкой оплаты труда пытается компенсировать низкую производительность дополнительной численностью работников.

В первую очередь излишняя численность работников проявляется как в бюджетных, так и в коммерческих организациях на руководящих должностях, что приводит к дублированию контрольных функций. Иногда в специальной литературе с непонятной гордостью отмечается, что современная Россия настолько интеллектуально развита, что в стране каждый третий работник – управленец.

Высокий уровень трудового потенциала человека при полной его реализации в процессе социализации личности позволяет ей не только добросовестным трудом заработать на достойную жизнь, но и принести прибыль организации, способствует росту качества жизни населения.

Таким образом затраты на формирование трудового потенциала окупаются и формируется человеческий капитал. Однако такой процесс происходит не автоматически. Требуются целенаправленные усилия по созданию условий для достижения соответствия целей и способностей личности с потребностью общества, то есть ее социализация.

Содержание процесса социализации личности

Каждый человек с рождения обладает определенными природными задатками, которые в дальнейшем развиваются или затухают в зависимости от условий труда и влияния внешней среды. Индивидуальные различия личностных качеств каждого человека предопределяет достаточно сложные и ответственные задачи по объективной оценке уровня потенциальных способностей и созданию условий для максимально эффективного их использования с учетом предрасположенности личности.

Первоначальным шагом в оценке потенциала личности становится мнение родителей. Объективность такой оценки зависит от социального статуса и профессионального уровня родителей, перечня их основных жизненных ценностей. Конечно, каждый родитель практически всегда хочет видеть оптимистические варианты будущего для своего ребенка, поэтому обычно склонен к завышению реального уровня его потенциала.

На помощь родителям приходят специалисты, которые могут дать объективную оценку личностным данным ребенка, особенно при наличии ярко выраженных его наклонностей к определенному виду занятий. При этом желательно выявлять наклонности ребенка как можно более в раннем возрасте. Проблема заключается в том, что родители должны попасть к нужному специалисту, так как созданию универсальных центров по оценке предрасположенности детей до настоящего времени в нашей стране уделяется недостаточное внимание.

Следует отметить, что проявление особых природных способностей обычно характерно для сравнительно небольшого числа детей, в частности ярко выраженными творческими способностями по статистике обладают около десяти процентов населения. Надежды большинства родителей на то, что их дети настолько талантливы и могут добиться успеха в творческом труде, далеко не всегда сбываются. Поэтому желательно, чтобы родители в большей мере уделяли внимание трудовому воспитанию детей, так как для достижения успеха в жизни всегда требуется, прежде всего, высокое трудолюбие.

Негативное влияние на объективность оценки потенциала детей нередко оказывают средства массовой информации, которые нередко демонстрируют легкие способы достижения успеха. Примером служит массовое увлечение модельным бизнесом, в том числе с помощью сомнительных фирм, отправляющих молодых девушек в зарубежные страны.

Решающим звеном социализации личности является специальная система профессиональной ориентации, которая достаточно интенсивно внедряется в дошкольных учреждениях и детских дворцах творчества, продолжается в процессе школьного образования, а также при отборе работников специалистами кадровых служб организации. Такая система должна способствовать сочетанию интересов личности, организации и общества в целом.

При этом система должна охватывать все этапы развития личности и происходящие процессы изменения потенциала человека. Она также должна учитывать потребности общества в кадровых ресурсах различного уровня квалификации в соответствии с темпами научно-технического прогресса и отражать общественные взгляды на роль человеческих ресурсов в общественном развитии.

Основными этапами развития и социализации личности следует считать:

первичный выбор профессии как вектора жизненного пути, его изменения по мере накопления знаний, навыков, практического опыта и роста квалификации;

становление молодого человека в производственной среде с учетом его потенциальных способностей, влияния трудового коллектива и сложившейся организационной культуры;

профессиональный рост по мере освоения должностных обязанностей и включение в состав персонала организации как равноправного члена команды;

реализация профессиональной или административной карьеры с учетом оценки накопленного трудового потенциала со стороны высшего руководства и специалистов кадровой службы.

Таким образом, социализация личности (Рис. 2.1) начинается в процессе подготовки трудовых ресурсов, продолжается в трудовом коллективе в составе персонала организации и при успешном накоплении трудового потенциала личность становится элементом человеческого капитала организации.

Личность

 

Выбор профессии и первичного жизненного пути.   Система подготовки трудовых ресурсов.   Работа в трудовом коллективе в качестве персонала.   Накопление трудового потенциала как условие становления в качестве элемента человеческого капитала организации.

 

Рисунок 2.1. Процесс социализации личности

Процесс социализации личности во многом зависит от природных задатков, мотивации к получению современных знаний и непрерывному их пополнению, качества социальной среды, настойчивости в достижении поставленных целей.

Возможность влияния на природные задатки личности заключается в здоровом образе жизни родителей, раннем выявлении предрасположенности детей и создании условий для их развития в соответствии с реальными потенциальными способностями.

Мотивация к получению современных знаний нарастает при правильном выборе будущей профессии, когда ее освоение проходит без постоянного перенапряжения, с получением высоких результатов и удовлетворенности. И наоборот, стремление к получению престижной специальности без необходимых интеллектуальных задатков приводит к трудностям подготовки трудовых ресурсов, а тем более к некачественной работе в будущей должности. Как гласит народная мудрость «каждый человек хорош на своем месте».

Социальная среда в процессе социализации личности берет свое начало с желания и умения государства ценить талантливых людей, а также всеми формами и методами препятствовать продвижению во власть и науку нечестных, но весьма инициативных темных личностей. Опасность негативных руководителей и лжеученых проявляется в их стремлении иметь аналогичное окружение, что не способствует формированию здорового человеческого капитала, который от безысходности довольствуется «утечкой умов» за рубеж.

Политика государства в области подготовки трудовых ресурсов заключается в отладке системы профессиональной ориентации молодежи, соблюдении разумного соотношения численности выпускников и реальной потребности в кадровых ресурсах по профилям подготовки, регулировании занятости выпускников, прежде всего, бюджетных образовательных заведений.

Социальная политика государства в области подготовки трудовых ресурсов и реализации полученных теоретических знаний на практической работе в значительной степени отражается на состоянии морально-психологического климата и взаимоотношениях в трудовом коллективе.

Негативное влияние на становление молодых работников в организации оказывает, прежде всего, несовершенство системы вознаграждения персонала за труд. Уровень средней заработной платы в России на порядок ниже по сравнению с экономически развитыми странами мира, а с учетом различия в оплате рядовых сотрудников и руководящего состава становится ясной причина стремления наиболее способных и талантливых молодых людей к выезду за рубеж.

В то же время накопление достаточного практического опыта способной личностью открывает возможность ее карьерного роста и в российских условиях. Реализация деловой карьеры в условиях современной рыночной среды представляет собой согласованную технологию действий самого сотрудника, руководства всех уровней управления и специалистов кадровой службы, в процессе которой формируются человеческие ресурсы организации.

Наряду с внутриорганизационным продвижением возможны процессы отбора наиболее активных работников в качестве кандидатов на должности в органы государственной или муниципальной власти или на выборные должности в общественные организации.

Таким образом, процесс социализации личности заключается в целенаправленных и согласованных усилиях семьи, самой личности, организации и государства в выявлении потенциальных природных задатков каждого человека и их реализации в целях постепенного формирования квалифицированных трудовых ресурсов, трудоспособного персонала организации и его качественного перехода в ценный для общества человеческий капитал.

Сложность этого процесса обусловлена необходимостью поиска рационального уровня затрат на каждом этапе и получаемой ценности человеческого капитала в обозримой перспективе. Это требует применения научно обоснованной технологии формирования человеческого капитала с учетом получения не сиюминутной выгоды, а стратегического преимущества в будущем.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.