Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Игра «Кто пришел? Что принес?»



Логопед сажает на стол плюшевого мишку с погремушкой, зайку с барабаном, кота с бубном. После этого логопед предлага­ет детям послушать и запомнить как звучат инструменты. Затем за ширмой звенит погремушкой, бубном, стучит в барабан. Дети отгадывают, что звучит и кто хозяин игрушки.

3. Динамическая пауза. Логопед предлагает детям при зво­
не бубна бежать на цыпочках, апри громких хлопках по нему —
маршировать, высоко поднимая ноги.

4. Игра «Верно или нет?»

Логопед раздает детям по два кружка (красному и зеленому) и предлагает игру: если дети услышат правильное название того, что изображено на картинке, то должны поднять зеленый кру­жок, если неправильное — красный. Затем выставляет картин­ку, на которой нарисованы, например, банан и громко, четко произносит звукосочетания ПАНАН, БАМАН, ПАМАН, БАНАН, БАМАМ и т. п. Дети поднимают соответствующие кружки. Лого­пед следит за правильностью реакций детей.

5. Подводится итог занятия, оценивается деятельность детей.

II период обучения Занятие № 2

Тема: Звук К.

Цели:Учить детей выделять звук К в словах (в конце и середине слов), анализировать обратный слог типа АК, определять наличие или отсутствие звука К в слове.

Ход занятия

Организационныймомент. Логопед просит детей назвать слова

со звуком К. Кто скажет слово, не повторяясь, садится на место.

1. Игра с картинками «День-ночь».

На наборном полотне логопеда 8—10 картинок с изображе­ниями предметов, в названии которых есть звук К (веник, га­мак, мак, мука, банка и т.п.). Логопед говорит: «Ночь». Дети закрывают глаза. В это время он переворачивает две картинки. Логопед говорит «День!». Дети открывают глаза и называют пе­ревернутые картинки по памяти. (Количество картинок можно увеличивать в зависимости от уровня подготовленности детей.)

2. Построение предложений с опорой на предметную кар­
тинку.

На наборном полотне — предметные картинки. В названиях, изображенных на них предметов и объектов, присутствует звук К (садик, лютик, кофейник, комок, кубик и т. п.).

Логопед задает ребятам вопрос, не указывая на определен­ную картинку. Задача детей — выбрать нужный объект и соста­вить предложение. Вопросы, например, такие:

— С чем идет Вика? (С лютиком» кофейником, кубиком и т. п.)

— Откуда идет Вика? (Из садика.)

— К чему подходит Катя? (К кубику, к садику.)

3. Игра «Назови один предмет».

Логопед называет множественное число существительных, в которых нет звука К или он находится в мягком варианте. Зада­ча детей — назвать один предмет так, чтобы в слове появился твердый звук К. Даются слова: фантики, зонтики, огоньки, утя­та, телята, бублики.

4. Динамическая пауза. Дети повторяют движения логопеда, а во второй раз и стихи:

АК — АК— АК. Вот какой гамак (три хлопка, руки в стороны).

Ш *- ОК — ОК. Вот какой комок

(три хлопка, присесть, «лепить» снежок).

УК — УК — УК. Обломился сук (три хлопка, руки вверх-вниз). •

По окончании физкультминутки логопед просит назвать сло­ва, в которых дети услышали звук К.

5. Анализ обратного слога.

С помощью символов логопед анализирует с детьми слоги АК, ОК, УК, ИК.

6. Логопед читает короткие стихи и просит детей выбрать
слова со звуком К:

Раз паук на лук и мак сеть повесил, как гамак.

Лег в гамак паук-чудак, не найти его никак.

7. Игра «Назови ласково».

Логопед называет слова без звука К и просит детей назвать данный предмет ласково, тогда сразу появится звук К. Даются слова: бант, самолет, винт, гном, мост, дом, пень.

8. У детей на столах разложены картинки с изображением одного или двух предметов, в названиях которых есть звук К. Логопед просит поставить картинки на наборное полотно справа, если про предмет можно сказать один, и слева, если можно сказать одна.

Слова, например, такие: сук, банка, ветка, нитка, каток, моток и т. п. (Отметим, что хуже всего дети с общим недоразвитием речи воспринимают звук К в начале слова, поэтому такие слова на данном этапе не даются.)

9. Подводится итог занятия, оценивается работа детей.

Занятие № 7

Тема: Звуки К, Т.

Цели: Учить детей дифференцировать на слух звуки К и Т в сло­вах. Продолжать учить детей анализу и синтезу обратного слога типа АК.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед предлагает повторить сочета­ния из двух-трех слогов. Например: AT — АК — AT, ТА — КА, ИТ.— ИК

и т. п.

1. Игра «Лишнее слово».

Логопед выставляет на наборное полотно пять картинок с изоб­ражениями, в названиях которых присутствует звук К или Т. На­пример: маК, Тумба, вениК, совоК. Затем предлагает детям вспомнить, какие звуки учили на прошлом занятии, уточняет их артикуляцию и звучание. Потом логопед, указывая на картинки, просит произнести слова, обозначающие изображенные предметы, и сказать, какое слово (с учетом наличия в нем звука К или Т) среди них «лишнее».

(Игра повторяется еще два-три раза на Материале разных слов.) Дети в обязательном Порядке проговаривают слова хором и по одному.

2. Игра «Подберем подарки».

Логопед показывает Детям две нарядные куклы и объясняет, что зовут их Таня и Катя. Затем сообщает, что сейчас дети будут играть в день рождения и дарить куклам подарки: Кате те, в названии которых есть звук К, Тане те, в названии которых есть звук Т. Логопед достает из коробки подарок и вместе с детьми проговаривает его название: цветоК (Карандаш, Копилка, Коше­лек, Туфли, зонТ и т. п.).

(Важно, чтобы в одном слове не было звуков К и Т вместе.) Когда «распределены» все подарки, можно для Тани приду­мать кушанья, в названии которых присутствует звук Т (здесь уже может встречаться звук К, важно, чтобы дети выделяли звук Т): салаТ, ТомаТный сок, нарТошка, компоТ, коТлеТы и т. п. Таким же образом подбираются названия блюд со звуком К для Кати: Клубника, Кофе, Крем, соК, напитоК, селедКа и т. п.

3. Динамическая nay за. Дети повторяют движения, которые показывает логопед, а во второй раз и стихи:

АК— АК — АК, вырос в поле мак (три хлопка, присесть).

ОТ — ОТ — ОТ, это — бегемот

(три хлопка, руки в стороны, шаги на месте).

УК — УК — УК, вот ползет паук (три хлопка, потянуться вверх)»

ИТ■ — ИТ — ИТ, самолет летит (три хлопка, руки в сторо­ны, наклоны).

4. Анализ и синтез обратного слога с помощью символов.

У детей на столах — символы гласных звуков А, У, И, со­гласных звуков К и Т. По заданию логопеда дети с помощью символов выкладывают сочетания: АК, AT, УТ, УК и анализи­руют их, называя первый и второй звуки. Затем по символам или на слух осуществляется синтез слогов (соединяются звуки И* К; И, Т). Дети называют получившиеся слоги.

5. На столах у детей разложены картинки с изображениями, в названиях которых присутствует звук К или Т (по одному в слове); гамаК, пауК, билеТ, буфеТ и т. п. Дети подходят к лого­педу, называют свое слово, определяют, какой из звуков (К или Т) в нем слышится, и ставят картинку к соответствующему сим­волу, расположенному на наборном полотне.

6. Логопед вновь достает кукол и сажает их на стол. Просит детей подобрать слова-действия: для Тани •— со звуком Т (поеТ, ходиТ, говорит, ТАнцуеТ и т. д), для Кати — со звуками К и Т вместе (КопаеТ, КрасиТ, КруТиТ, оТКрываеТ, заКрываеТ, поКу-паеТ и т. п.).

При подборе слов логопед помогает детям подсказывающими жестами, наводящими словами, мимикой, так как задание слож­ное. Если группа слабая, логопед использует картинки с изобра­жением действий.

7. Подводится итог занятия, оценивается работа детей.

Занятие № 13

Тема: Звуки К, X.

Цели: Учить детей дифференцировать звуки К и X в словах (на слух и в произношении), анализировать обратный слог типа АК, АХ.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед читает стихотворение:

Вот какой невежда чижик —

Не читает чудных книжек.

Научить его хочу

И никак не научу.

После этого предлагает детям выбрать слова со звуком К, затем со звуком X. Те ребята, которые верно называют слова, — садятся на своем места.

1. Логопед напоминает, что сегодня дети будут продолжать учиться различать звуки К и X. Затем показывает символы этих звуков.

Повторяются артикуляция данных звуков и особенности их звучания (когда говорим звук К — сжатый язык стучит по «потолочку», когда говорим X — дуем на сжатый язык; звук X тянем, звук К нельзя тянуть и т. п.).

2. Логопед просит детей поставить на наборное полотно сим­волы звуков К и X в той последовательности, в который они слышатся в словах: кухня, охотник, хомяк, кухонный, холо­дильник. (Символы выставляются после произнесения каждого слова.)

3. Анализ обратного слога.

Логопед предлагает проанализировать сочетания звуков: АК, АХ, ОК ОХ, УК, УХ. Если у детей это вызывает затруднения, на наборное полотно выставляются символы соответствующих зву­ков. Здесь можно провести игру с мячом на преобразование сло­гов. Логопед бросает мяч ребенку в говорит слог АК. Ребенок должен заменить звук К на X и, возвращая мяч, назвать полу­чившийся слог (АК — АХ, ОК ~ ОХ, УК — УХ и т. п.).

5. Динамическая пауза. Логопед предлагает изобразить:

боксеров —-

АХ — АХ — АХ, мы поборем страх (три хлопка, движения руками как при боксе);

старичков —

ОХ — ОХ — ОХ, что-то стал я плох (руки к щекам, рукой дотронуться до поясницы);

детей на поляне —

УХ — УХ — УХ, очень много мух (махи руками над головой).

5. Логопед читает рассказ и выставляет на наборное полотно соответствующие предметные картинки:

— Коля принес в дом хомяка и прятал его под тахту. Мама пошла на кухню, да как закричит: «АХ! ОХ! Крыса!». «Мама, не бойся,— сказал Коля, — это не крыса, это — хомяк. Видишь, у
него нет хвоста!»

Логопед просит выбрать слова со звуком К и со звуком X, а также слова, в которых присутствуют оба звуки вместе.

6. Игра «Чего не хватает?»

Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изобра­жениями хаты, халата, кота, хомяка, слоника. Затем, закрывая листком бумаги ту или иную деталь рисунка, просит назвать, чего на нем не хватает.

Дети отвечают полным предложением:

— У хаты не хватает окна (у халата - рукава, у кота — хвоста, у слоника — хобота,

В конце игры обязательно отдельно проговариваются слова со звуком К, и отдельно — со звуком X.

7. Игра «Раз, два, три, выходи».

У каждого ребенка — по картинке. На картинках изображе­ны предметы, в названиях которых присутствует звук К или X. Логопед просит подойти к нему сначала тех детей, кто нашел в названии предмета звук К, затем тех, кто нашел звук X.

8. Подводится итог занятия, оценивается деятельность [детей.

Занятие № 18

Тема: Звук О.

Цели: Учить детей выделять звук О в начале слов, выделять сло­ва со звуком О. в стихах и рассказе. Продолжать учить детей анализу и синтезу звукосочетаний из трех гласных типа АОУ.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед предлагает сесть тому из де­тей, кто повторит три похожих слова: дом — сом.— ком (он — ох ', осы — овцы — косы и т. п.).

1. Логопед объясняет, что сегодня дети узнают новый звук. | Его можно петь, тянуть, его легко говорить. Предлагает по арти­куляции угадать этот звук. Затем уточняет аналоги звука О: так

удивляется мама, когда сын убрал игрушки; так радуется девоч­ка кукле Барби и т. п. Дети выразительно, с соответствующей интонацией произносят звук О.

По просьбе логопеда звук О произносится детьми (по одному и хором) высоким голосом (низким голосом, тихо, громко). Логопед уточняет артикуляцию и показывает зрительный символ звука О.

2. Анализ и синтез сочетания из трех гласных звуков.

У детей на столах по три-четыре зрительных символа гласных звуков. Логопед предлагает выложить из них следующие сочетания: ОАУ, АОУ, ОИУ, УОА и т. п. Затем дети анализируют звуковые сочетания с помощью зрительной опоры (какой звук 1-й, какой 2-й, какой 3-й) и воспроизводят их целиком, «читают».

3. Выделение первого звука в словах на О.

Логопед по одной выставляет на наборное полотно картинки. В названии предмета или объекта, изображенного на картинке, пер­вый звук — О. Например: осы, ослик, осень, овцы, обруч, озеро, остров и т. п. (Новые и сложные понятия уточняются и проговари­ваются хором.) Часть этих слов детям предлагается включить в предложение в измененном падеже. Например, слово ослик. Лого­пед спрашивает:

— Кого увидели дети? (Ослика.)

— На ком поехали дети? (На ослике.)

— Кому дети дали сено? (Ослику.) и т. п.

Таким же образом можно изменять слова окунь, обувь, остров и т. п.

4. Игра с картинками «Раз, два, три».

Для лучшего запоминания новых слов, начинающихся на звук О, логопед просит детей называть только те картинки, которые он покажет, и точно в том же порядке. Затем поочередно пока­зывает три картинки из восьми-девяти, произнося только «раз, два, три».

Дети должны в том же порядке воспроизвести три слова, при произнесении которых обязательно делается акцент на звук О.

5. Логопед читает рассказ:

— Оля и Осип пошли на озеро ловить рыбу. Они поймали очень маленького окуня и видели облако, похожее на ослика.

Детям предлагается отобрать слова, начинающиеся на звук О.

6. Динамическая пауза. Логопед объясняет, что есть очень маленькие слова, в которых первый звук — О. Затем изображает и комментирует действия, соответствующие этим словам-междо­метиям:

0X1 (Идет старушка, согнувшись.)

ОЙ! (Упала чашка и разбилась.)

ОП! (Произносит танцор, разводя руки в стороны.)

Дети повторяют действия логопеда и короткие слова к ним.

7. Логопед предлагает детям выбрать из коротких стишков слова со звуком О:

Ослик в озеро забрался: Он от ос в воде скрывался. Ослик очень любит осень. Ох, как много летом ос, Очень больно жалят нос.

(Если дети называют слова со звуком О в середине, это поощ­ряется логопедом.)

8. Игра «Раз, два, три, картинку подними».

У детей на столах картинки, на которых названия изобра­женных предметов не всегда содержат звук О. Например: туфли, ванна, кит, тапки, ослик, облако и т. п.

Логопед просит на счет «три» поднять картинки только тех детей, у кого в слове, обозначающем название изображенного предмета, есть звук О.

9. Подводится итог занятия, оценивается работа детей.

 

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.