Цели:Учить детей отвечать на вопрос развернутой фразой из трех-четырех слов, пересказывать текст, составленный из трех-четырех простых предложений, с наглядной опорой в виде натуральных объектов, предметов и действий с ними. Развивать внимание и словесно-логическое мышление детей.
Ход занятия
Организационный момент.Логопед предлагает сесть только тому, кто повторит названия трех-четырех игрушек: машинка, кубик, мяч (робот, кукла, пирамидка; луноход, конструктор, коляска и т. п.).
1. Дети сидят полукругом около игрового уголка. Логопед предлагает всем смотреть внимательно на то, что сейчас произойдет. В помещение входят мальчик и девочка из той же группы, с которыми логопед оговорил заранее,какие действия необходимо им произвести. Мальчик берет кубики и строит башню на ковре. Девочка кормит куклу Барби, сидящую на стульчике .
2. Когда дети просмотрели выполненные мальчиком и девочкой действия, логопед задает вопросы, на которые просит отвечать полно и точно:
— Кто вошел в группу?
— Что взял Алеша?
— Что взяла Катя?
— Что строил Алеша?
— Кого кормила Катя?
(Вопрос что делал? в начале обучения вызывает сложности у детей данной категории.)
3. Словарная работа. Логопед объясняет, что сейчас ребята будут подбирать слова и за каждое правильно сказанное слово они получат звездочку. Далее говорит: «Алеша выстроил баш ню, а что еще можно строить?»
Дети подбирают слова: строят дом (гараж, дачу, магазин, аптеку и т. п.).
Логопед продолжает: «Катя кормила Барби, а что еще можно делать с куклой?»
(Логопед помогает детям жестами, подсказывающими словами и т. п.)
4. Динамическая пауза. Дети встают около своих стульчиков. Логопед читает стихотворение, содержащее словесные команды. Ребята совершают соответствующие действия.
Девочки и мальчики прыгают, как мячики,
Ножками топают, ручками хлопают,
Головкой кивают, все вместе отдыхают.
5. На ковер выставляются три красные и одна желтая игрушки. Логопед просит детей убрать «лишнюю» игрушку (неподходящую по цвету остальным) и подталкивает ход рассуждений детей наводящими вопросами: «Какого цвета игрушки? Все они одного цвета?» и т.п. Таким же образом можно рассмотреть три большие игрушки и одну совсем маленькую («лишнюю» по раз меру) и т.д.
6. Логопед напоминает детям о том, что делали в кукольном уголке Алеша и Катя, затем объясняет, что сейчас ребята услышат рассказ. Не торопясь, четко, громко и выразительно логопед рассказывает:
— Алеша и Катя вошли в группу. Алеша взял кубики. Катя взяла куклу Барби. Алеша строил башню. Катя кормила куклу. Дети играли.
Логопед просит детей самих рассказать о том, что они видели. Начинается опрос с детей из сильной подгруппы. Опрашиваются трое-пятеро ребят. .... .
7. Подводится итог занятия, оценивается деятельность детей.
Занятие № 15
Тема: Составление рассказа по демонстрируемому действию.
Цели: Учить детей отвечать на вопрос 3—6-словной фразой, строя ее в полном соответствии с порядком слов в вопросе; объединять фразы в рассказ из четырех-пяти предложений с наглядной опорой в виде предметов и объектов с их свойствами и качествами, действий с ними. Развивать внимание и словесно-логическое мышление детей.
Ход занятия
Организационный момент. Логопед предлагает детям взять свои
стульчики и пройти в умывальную комнату. Здесь дети ставят стульчики перед умывальниками и встают; рядом. Логопед просит детей повторить за ним по три-четыре определения. Признаки называются к предметам, которые логопед берет в руки: (мыло) гладкое, розовое, тяжелое; (полотенце) белое, чистое, легкое; (зубная щетка) красная, длинная, легкая. (При затруднениях подбираются более простые определения и количество их уменьшается.)
1. Логопед объясняет, что сегодня дети опять увидят выступление трех «артистов».
Два мальчика и девочка, действия которых логопед оговорил с ними заранее, подходят к умывальникам. Один мальчик берет щетку, пасту и начинает чистить зубы; другой — моет руки с мылом. Девочка причесывается перед зеркалом.
Когда «спектакль» окончен, логопед задает всем вопросы, напоминая, что отвечать надо полным предложением, громко и четко:
— Что взял Петя?
— Что взял Витя?
— Что взяла Лена?
— На что Петя выдавил пасту? — Что намылил Витя?
— Что расчесывала Лена?
— Чем Лена расчесывала волосы?
(Разные вопросы к одному и тому же действию полезны для отработки падежных форм и для работы над фразой.)
2. После детальных и последовательных вопросов логопед просит одного из детей сильной подгруппы рассказать о том, что делали Петя, Витя и Лена. В качестве опорных сигналов можно использовать предметы, с которыми действовали «артисты». После рассказываний двух-трех ребят можно переходить к физкультурной паузе.
3. Динамическая пауза. Логопед командует: «Правую руку на пояс, левую — вперед, затем правую руку к плечу, левую — вверх» и т. п. (Такие упражнения не только позволяют детям подвигаться, но и положительно влияют на развитие их внимания.)
4. С целью развития словесно-логического мышления можно предложить игру «К какому предмету подходит действие?» Логопед называет действие, а дети — соответствующий предмет: вытирать... (лицо) полоскать... (рот) чистить... (зубы) вытираться... (полотенцем)
причесываться... (расческой) и т.п.
Можно усложнить игру, предложив найти ошибку в сочетаниях слов: «Расческой чистят зубы», «Полотенцем намыливают руки», «Пастой вытирают лицо» и т. п.
5. Словарная работа. В занятии, где отсутствует образец рассказа, его составление должно следовать сразу же после разбора темы. Словарную работу можно провести после демонстрации объекта.
В качестве объекта, к которому нужно подобрать определения, на этом занятии можно взять мыло или полотенце. С помощью подсказок логопеда (жестов, опорных слов, слов-антонимов) дети называют 5—6 определений. (Мыло — гладкое, скользкое, тяжелое, белое, ароматное, липкое и т. п.)
Для подбора действий логопед предлагает детям сказать, что можно делать с полотенцем (стирать, гладить, вытираться, вешать, сушить и т. п.). Здесь также логопед помогает детям жестами, словами.
6. Логопед вновь предлагает ребятам вспомнить рассказ о том, что делали Петя, Витя, Леня, и двум-трем детям воспроизвести его целиком. После чего дает, при необходимости, свой вариант связного, полного рассказа.
7. Подводится итог занятия, оценивается работа детей.
Занятие № 17
Тема: Пересказ короткого рассказа с использованием
Фланелеграфа.
Цели: Продолжать учить детей точно и полно отвечать на воп-* рос, строя фразу из четырех-шести слов; пересказывать короткий текст, наглядной опорой для которого служат действия на фланелеграфе с предметными картинками.
Ход занятия
Организационный момент. Логопед просит сесть только тех детей, которым он скажет слово «пожалуйста». Задания звучат примерно так: «Леня, сядь, пожалуйста», «Ваня, садись», «Катя, пожалуйста, сядь», «Петя, садись на место» и т. п.
/. Логопед показывает детям большой фланелеграф и объясняет, что сегодня они будут смотреть «телевизор», где появится разные картинка. Затем читает рассказ, поочередно выставляя на фланелеграф те персонажи, о которых говорит:
— Наступил вечер. Вся семья дома. Мама в кресле вяжет шапку. Папа на диване читает газету. Наташа делает гимнастику в своей комнате. А собака Тишка играет с мячиком.
2. Разбор рассказа по вопросам. Логопед просит отвечать детей не только полно и точно, но и обязательно громко, внятно. Вопросы:
— Наступило утро или вечер? (Понятие «время суток» на этом этапе не дается.)
— 1где сидит мама?
— Что мама делает?
— Где сидит папа?
— Что читает папа?
— Что делает папа?
— Где папа читает газету?
— Где мама вяжет шапку? и т. п. (Вопросы предусматривают наращивание фразы.)
3. Словарная работа. Логопед просит детей придумать на следующие вопросы различные варианты ответов и дать их полным предложением: «Что может делать мама? Что может делать Наташа? Что может делать Тишка?»
За каждый правильный ответ логопед дает ребенку звездочку или фишку.
4. Для уточнения родственных отношений и развития мышления проводится игра «Кто — кому». Логопед задает вопросы: «Кто Наташа маме? А бабушке?», «Кто папа для мамы? А мама для папы?», «Кто мама для бабушки?», «А кто Наташа для брата Алеши? и т.п.
5. Динамическая пауза. Логопед просит детей представить действия, которые герои рассказа могут совершать дома и изобразить; как мама подметает кухню, пылесосит комнату, стирает белье; как папа забивает гвозди; как Наташа делает гимнастику; как Тишка спит.
6. Логопед, показывая на картинки, расположенные на фланелеграфе, повторно рассказывает (а не читает!) текст. Трое-четверо ребят выходят к доске и повторяют услышанное.
После каждого рассказа логопед поощряет отвечающих за добавления в нем, выразительность, отсутствие пауз, громкость и четкость ответа и т. п.
7. Подводится итог занятия, оценивается работа детей.
II период обучения
Занятие №8
Тема: Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картинок.
Цели: Учить детей пересказывать текст с наглядной опорой в виде серии сюжетных картинок, отображающих последовательность событий, и, следовательно, являющихся зрительным планом изложения.
Ход занятия
Организационный момент. Логопед просит сесть тех детей, которые вспомнят, какие животные и птицы могут жить в наших квартирах. Дети называют собаку, кошку, попугая, рыбок, хомяка, канарейку и т. п.
1. Логопед выставляет перед детьми серию сюжетных картинок о девочке, у которой в доме жили кошка и попугай.
Объяснение содержания картинок дается в такой последовательности: вот что случилось вначале, вот что потом и вот что в самом конце. Так как, возможно, это первая серия картинок, увиденная некоторыми детьми, логопед дает им время рассмотреть изображение и предлагает послушать рассказ о девочке Маше, ее кошке и попугайчике:
— Жили у Маши в квартире кот Мурзик и попугай Петруша. Однажды Маша забыла закрыть клетку попугая. Пришла в комнату — и ахнула: клетка пуста, а около кота на полу лежит несколько перышек. Испугалась Маша, заплакала, решила, что кот съел Петрушу. Вдруг сверху слышит Маша громкий голос: «Петруша — хороший, Петруша — хороший!» Подняла Маша голову, а это ее любимый попугай сидит на люстре и кричит на всю комнату!»
2. После эмоциональной паузы, завершающей чтение рассказа, логопед проводит традиционный разбор по вопросам:
— Кто жил у Маши в доме?
— Как звали кота?
— Как звали попугая?
— Почему попугай вылетел из клетки? (На этом этапе уже можно задавать несложные вопросы, начинающиеся со слова «почему».)
— Что увидела Маша, когда вошла в комнату?
— Почему Маша решила, что кот съел попугая?
— Что лежало рядом с котом?
— Откуда взялись перышки? и т. п. (Отрабатываются варианты ответов.)
3. С целью развития словесно-логического мышления можно провести игру «Кто лишний?» Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изображениями кота, собаки, хомяка, попу гая. Просит найти «лишнее» живое существо и объяснить ход своих мыслей. Когда сообща выясняется, что «лишний» — попугай, логопед убирает картинку с его изображением и вновь предлагает найти «лишнего». При затруднениях детей логопед объясняет, что хомячок очень маленький и поэтому отличается от кошки и собаки.
4. Динамическая пауза. Логопед предлагает детям изобразить: как попугай взлетел на лампу, как кот прыгнул на попугая, как кот умывается лапкой, спит на диване, как попугай клюет зернышки и т. п.
5. Логопед возвращает внимание детей к картинкам, вновь выразительно, немного другими словами, рассказывает историю о Маше и попугае, просит детей пересказать услышанное.
(Количество детей, занятых в пересказе, определяется временем, оставшимся до конца занятия.)
6. Подводится итог занятия, оценивается работа детей.
III период обучения
Занятие № 11
Тема: Пересказ рассказа, составленного по сюжетной
Картинке.
Цели: Учить детей пересказывать текст, составленный по сюжетной картинке. Уточнить и активизировать словарь детей. Развивать внимание и словесно-логическое мышление.
Ход занятия
Организационный момент. Логопед предлагает сесть тому, кто назовет, что можно собирать в лесу.
Дети отвечают: «В лесу можно собирать ягоды (грибы, шишки, цветы, веточки, листья, орехи й т.п.)».
1. Логопед предлагает рассмотреть картинку, на которой изображена в лесу девочка, бинтующая лапу собаке .
После рассматривания картинки логопед рассказывает историю о заботливой девочке, которая помогла собаке:
— Оля со своей собакой Альмой пошла в лес. Оля собирала грибы, Альма бегала по траве. Вдруг Альма жалобно заскулила. Оля бросила корзинку и побежала к собаке. Альма сидела около разбитой бутылки, а из ее лапы текла кровь. Оля расплела косу, вынула из нее ленточку и забинтовала лапку любимой собаке.
2. После небольшой эмоциональной паузы проводится разбор рассказа. Логопед задает примерно такие вопросы:
— Когда это было?
— Где?
— С кем Оля пошла в лес?
— Зачем?
—- Как звали Олину собаку? (Можно сравнить имя девочки и кличку собаки.)
— Почему Альма заскулила? (Уточняется значение этого глагола») Обязательно дается нравственная оценка поступка тех, кто не убрал острые осколки.
3. Для развития логического мышления можно провести игру «Чей домик лишний!?»
Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изображениями муравейника, дупла, скворечника и норы. Предлагается выбрать «лишний» домик и объяснить, почему он отличается от других. (Логопед помогает детям наводящими вопросами.)
4. Динамическая nayза. Проводится игра «Где растет?»
Логопед просит детей встать в линейку и отвечать на его вопрос тому, кому он бросит мяч. Логопед спрашивает: «Где растут шишки (иголки, грибы, орехи, малина, трава, камыши и другие растения, которые можно встретить в лесу)?»
5. Логопед вновь обращает внимание детей на картинку и повторяет историю о девочке и собаке, но с установкой на пересказ.
Историю пересказывают трое-четверо ребят. После каждого рассказа дается краткая установочная оценка. Например: «Мне очень понравилось, как точно Петя назвал все действия в рассказе и как выразительно он говорил».
6. Подводится итог занятия, оценивается работа детей.
Занятие № 13
Тема: Составление рассказа по сюжетной картинке.
Цели:Учить детей составлять рассказ по сюжетной картинке, изображенные события на которой — конечный результат действия. Продолжать учить детей отвечать на вопросы со словами почему, правильно строить длинные фразы с включением: определения. Развивать внимание и словесно-логическое мышление детей.
Ход занятия
Организационный момент.Логопед предлагает подобрать слова с противоположным значением к называемым им:
отнимать — давать;
опускать — поднимать;
падать — вставать;
ссориться — мириться;
смеяться — плакать;
кричать — молчать;
открывать — закрывать и т. п.
Те, кто правильно отвечают, садятся на свои места.
1. Логопед выставляет перед детьми картинку, на которой изображена девочка с полной корзиной грибов, дающая плачущему мальчику гриб .
Логопед задает ребятам вопросы до картинке:
— Когда это было?
— Куда пошли мальчик и девочка?
— Что они собирали?
— Почему мальчик заплакал?
— Что сделала девочка?
— Что сказал ей мальчик?
— Как поступила девочка? (Отрабатываются варианты ответов.) На этом этапе обучения желательно уделить внимание составлению предложений с включением нескольких определений:
— Какой был день? (Ясный, солнечный, жаркий, летний и т. п.)
— Какие грибы собирала девочка? (Крепкие, большие, красивые, белые и т. п.)
Новые, трудные слова проговариваются хором, их значение уточняется. При составлении предложений обращается внимание на то, что определяемое слово стоит в конце предложения.
2. Для развития внимания можно провести игру с мячом. Логопед бросает мяч и просит поймавшего его ребенка сказать два-три слова на заданную тему и называет обобщение: лесное животное (лесное растение, лесная птица, лесная ягода, лесной цветок и т. п.).
Для развития словесно-логического мышления проводится игра «Лишний плод». Логопед произносит: «Шишка, земляника, орех, малина (или более трудный вариант: земляника, малина, орех, гриб)».
При затруднениях детей с ответом логопед задает наводящие вопросы: «Что из этих плодов едят? Что не едят? Что едят сырым и что только после варки и жаренья?» и т. п.
4. Динамическая пауза. Логопед читает стихотворение, сопровождая его показом соответствующих действий, которые дети повторяют вслед за ним:
Лена с Витей в лес пошли,
Всю поляну обошли,
К старой елке подошли
И огромный гриб нашли.
После 2-го показа можно попросить детей назвать похожие действия.
5. Логопед вновь обращает внимание детей на картинку и просит составить интересные, выразительные, точные и полные рассказы. Логопед опрашивает трех-четырех детей. К оценке их рассказов привлекаются остальные ребята. При необходимости логопед дает короткий вопросный план: «Что дети делали в лесу? Почему заплакал мальчик? Что сделала девочка?»
6. Подводится итог занятия оценивается деятельность детей.