Цели;Учить детей изменять существительное в зависимости от вопроса и соседних слов в предложении. (Занятие проводится только тогда, когда все падежные формы — родительный, дательный, винительный, творительный и предложный падежи — отработаны, а также изучен с детьми на занятиях предлог С в значении совместности.)
Ход занятия
Организационныймомент. Логопед говорит детям: «Сядет тот,
кто повторит за мной: ТО-ТУ-ТА (МО-МУ-МА, ТОМ-ТУ-ТЕ, КОМ-КУ-КА-КЕит.п.)». (Это некоторые окончания слов при изменении падежной
формы.)
1. Логопед приглашает к столу девочку и просит ее выбрать из кукольного уголка самую красивую куклу, а также взять расческу, ленту и коляску. Когда девочка все названные предметы привозит в своей коляске к столу, логопед говорит:
— Сейчас я буду рассказывать про Лену и ее любимую куклу, а вы заканчивайте мои предложения.
Логопед говорит, а девочка производит с куклой соответствующие действия:
— Потом Лена укладывала в коляску... (куклу) и ходила на улицу со своей... (куклой).
— Всем подружкам в детском саду Лена рассказывала о... (кукле)»
Затем логопед объясняет детям: «Ребята, вы заметили, как одно и то же слово менялось в наших предложениях: куклА, куклУ, куклЕ, куклОЙ. Слово менялось потому, что соседние слова были разными».
2. Логопед берет игрушечного кота и говорит детям:
— А сейчас я прочитаю стихотворение про этого кота, а вы будете заканчивать предложения.
У норы добычи ждет... (кот).
Мышь осталась без хвоста, убегая от... (кота),
И бежит скорее в дом, чтоб не встретиться с... (котом).
Потом спрашивает ребят: «Кто заметил, какое слово менялось во всех предложениях? От каких слов это зависит?» (От соседних.)
3. Из-под стола логопед достает игрушку. Это — Незнайка. Затем спрашивает детей:
— Кто пришел к нам в гости? (Дети должны на все вопросы отвечать полным предложением.)
— Кого мы рады видеть?
— Кому похлопаем все вместе? (Дети хлопают, Незнайка кланяется.)
— У кого всегда неправильные ответы? (Незнайка смущенно закрывает лицо.)
— С кем мы часто встречаемся на занятиях?
— О ком мы с радостью всегда вспоминаем?
4. Динамическая пауза. Воспитатель читает стихотворение и показывает упражнения, которые дети повторяют вслед за ним:
Наклонилась сперва книзу наша голова (наклон вперед).
Вправо, влево мы с тобой покачаем головой (наклоны в стороны).
Руки за голову, вместе начинаем бег на месте.
Уберем и я, и вы руки из-за головы.
5. Логопед предлагает детям открыть лежащие у каждого на столе конверты. В них картинки, на которых изображены разные звери. Логопед обращается к детям:
— Ребята, давайте представим, что мы пришли в волшебный лес. Здесь все звери играют друг с другом, не боятся людей, все вместе живут дружно» Я буду вам задавать вопросы, а вы отвечайте каждый о своем животном:
—* Кого вы увидели в лесу?
— К кому подошли близко-близко?
— У кого много друзей в волшебном лесу?
— С кем вы познакомились?
— О ком расскажете другим ребятам?
(Дети должны отвечать на вопросы полным предложением.)
6. Воспитатель вносит большой пирог и передает его логопеду. Логопед спрашивает детей:
— Что вам принесла воспитательница?
— Чему вы так обрадовались?
— От чего мы отрезаем кусочки?
— Чем мы все любуемся?
— О чем вы расскажете дома?
После ответов детей логопед отрезает кусочки пирога и дает их сначала тем, кто занимался особенно старательно, а затем всем остальным ребятам.
Занятие №19
Тема: Пред лог В.
Цели:Учить детей определять пространственное расположение предметов с помощью предлога В, а также воспринимать, выделять и употреблять этот предлог в словосочетаниях и предложениях.
Ход занятия
Организационный момент.Логопед просит сесть тех детей, которые придумают, что может быть внутри коробки (кастрюли, холодильника, машины, банки, шкафа, пузырька и т. п.).
I. Логопед достает из мешочка красивый маленький шарик на ниточке и по очереди опускает его в банку, бутылку, ящик, миску и т. п. (Отбираются те предметы, при произнесении названия которых в сочетании с предлогом В звук не оглушается.)
Логопед спрашивает детей: «Где шарик?» После каждого ответа, выделяя голосом предлог В, произносит сам: «В банке», «В ящике» и т.п. Затем следует объяснение: «Когда мы прячем предмет внутрь, в середину, появляется маленькое слово В».
2. Игра «Назови продукты».
Логопед показывает детям солонку и просит вспомнить, куда, в какие блюда, в какую еду мы кладем соль. Дети с помощью логопеда проговаривают предложения, подчеркнуто произнося предлог В: «Соль кладут В котлеты (В кашу, В картошку, В суп, В солянку и т. п.)».
Затем логопед показывает детям сахарницу и предлагает вспомнить и назвать, куда кладут сахар.
Ответы детей: «Сахар кладут В кефир (В чай, В кисель, В компот и т.п.)»/После проговаривания предложений логопед напоминает, что в каждом было маленькое слово В.
3. Логопед выставляет на фланелеграфе картинки, одновременно произнося следующий текст:
— Лена гуляла на полянке. Она собирала в корзинку землянику. С ней была собака Тузик и курочка Пеструшка. Пошел дождь. Лена побежала в дом. Курочка спряталась в сарай, а собака залезла в будку.
Логопед просит найти в рассказе маленькое слово В. Дети произносят предложения, выделяя голосом заданный предлог.
Затем логопед уточняет» есть ли маленькое слово В в таких предложениях:
«Лена гуляла на поляне», «Лена увидела волка», «Лена взяла корзинку».
(Можно даже с нажимом произносить звук В.)
После ошибочных ответов детей логопед уточняет, что маленькое слово В появляется только тогда, когда предмет находится внутри, и приводит примеры.
4. Динамическая пауза. Логопед читает стихотворение и вместе с детьми производит соответствующие действия:
В комнату вошел Мой брат (шаги на месте).
В сумке фотоаппарат (наклон, руки вниз).
В конуру полез наш пес (приседание).
Папа в дом арбуз принес (шаги на месте, руки в стороны).
После двукратного проговаривания ивыполнения действий логопед спрашивает ребят: «Услышали вы маленькое слово В?» Дети выделяют его в соответствующих словосочетаниях.
5. Логопед зачитывает детям стихи и просит найти в, них маленькое слово В:
В банке чистая вода, Пустим рыбок мы туда.
В лес пошли Кирилл, Иринка, А у них в руках корзинка.
6. Дети занимаются индивидуальной работой: каждый по своей сюжетной картинке составляет предложение, в котором должно быть маленькое слово В. Логопед опрашивает детей. Они говорят предложения, выделяя предлог В.
7. Подводится итог занятия, оценивается работа детей.
Занятие№ 25
Тема: Относительные прилагательные (вопрос: какой по материалу?).
Цели:Совершенствовать навыки словообразования. Учить детей образовывать относительные прилагательные ивключать их в предложения.
Ход занятия
Организационный момент.Логопед говорит детям: «Сядет тот, кто повторит за мной по три слова: каша, компот, бульон (суп, рассольник, борщ; сок, напиток, варенье ит.п.)».
1. Логопед объясняет, что сегодня разговор пойдет о том, какие бывают соки, супы, каши, другие кушанья.
Логопед раздает на каждый стол по одному полиэтиленовому мешочку размером примерно 10x10 см. В них находятся разные сыпучие продукты (вермишель, кофе, пшено, гречневая крупа, горох ит, п.). Затем логопед говорит детям:
— Назовите свои продукты.
— Какую кашу можно сварись из вашего продукта? (Гречневую, пшенную, манную ит. п.)
— Какой суп можно сварить? (Вермишелевый, гороховый и т. п.)
— Какой напиток можно приготовить? (Кофейный.)
- Какую запеканку можно сделать? (Манную, вермишелевую и т. п.)
Логопед помогает детям яри затруднениях с ответами. Наиболее сложные прилагательные проговариваются хором.
2. Логопед достает из-под стола банку с вареньем. Она обернута цветной бумагой. Обращается к детям: «Ребята, сегодня утром почтальон принес посылку вот с этим вареньем. А какое оно, мы не знаем. Давайте попробуем догадаться!»
Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изображением различных фруктов, ягод и плодов, а дети образовывают от их названий относительные прилагательные (яблочное, клюквенное, клубничное, грушевое, сливовое и т. п.).
Сложные слова логопед и дети проговаривают хором.
3. Динамическая пауза. Логопед объясняет детям, что тот, кому он бросит мяч, должен ответить одним словом на его не сколько слов:
напиток из клюквы — клюквенный; пирог с яблоками — яблочный; запеканка из творога — творожная; котлеты из курицы — куриные; бульон из мяса — мясной; оладьи из картофеля — картофельные.
(Желательно подобрать прилагательные, которые не будут фигурировать в остальных частях занятия.)
4. Логопед достает из стола конверт, вынимает из него письмо от Незнайки, просит исправить Незнайкины ошибки и читает: «Лена купила клубника сок (клубничный сок). Ваня съел шоколад мороженое (шоколадное мороженое). Мама приготовила картошка пюре (картофельное пюре). Папа принес кабачок икру (кабачковую икру)».
5. На столах у детей заранее разложены вырезанные из картона кастрюльки. На каждой из них наклеена картинка с изображением какого-либо продукта — мяса, рыбы, фруктов, овощей и др. Дети по просьбе логопеда переворачивают кастрюльки изображением вверх и рассказывают, какой суп сварила сегодня мама (мясной, молочный, фасолевый, гороховый и т. п.).
Логопед следит за правильностью составления предложений с относительными прилагательными.
Вместо таких кастрюлек можно сделать аналогичные бутылочки для сока, на которых будут наклеены различные картинки с изображениями ягод, фруктов и т. п.
III Итог Логопед подводит итог занятия, «угощая» из закрытой банки детей вкусным вареньем.