Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Изменение существительных



В единственном числе по падежам.

Цели;Учить детей изменять существительное в зависимости от вопроса и соседних слов в предложении. (Занятие проводит­ся только тогда, когда все падежные формы — родитель­ный, дательный, винительный, творительный и предложный падежи — отработаны, а также изучен с детьми на занятиях предлог С в значении совместности.)

Ход занятия

Организационныймомент. Логопед говорит детям: «Сядет тот,

кто повторит за мной: ТО-ТУ-ТА (МО-МУ-МА, ТОМ-ТУ-ТЕ, КОМ-КУ-КА-КЕит.п.)». (Это некоторые окончания слов при изменении падежной

формы.)

1. Логопед приглашает к столу девочку и просит ее выбрать из кукольного уголка самую красивую куклу, а также взять рас­ческу, ленту и коляску. Когда девочка все названные предметы привозит в своей коляске к столу, логопед говорит:

— Сейчас я буду рассказывать про Лену и ее любимую кук­лу, а вы заканчивайте мои предложения.

Логопед говорит, а девочка производит с куклой соответству­ющие действия:

— Была у Лены любимая... (кукла).

— Лена часто возила в коляске свою... (куклу).

— Каждое утро Лена привязывала бант своей... (кукле).

— Лена расчесывала волосы любимой... (кукле).

— Потом Лена укладывала в коляску... (куклу) и ходила на
улицу со своей... (куклой).

— Всем подружкам в детском саду Лена рассказывала о...
(кукле)»

Затем логопед объясняет детям: «Ребята, вы заметили, как одно и то же слово менялось в наших предложениях: куклА, куклУ, куклЕ, куклОЙ. Слово менялось потому, что соседние слова были разными».

2. Логопед берет игрушечного кота и говорит детям:

— А сейчас я прочитаю стихотворение про этого кота, а вы будете заканчивать предложения.

У норы добычи ждет... (кот).

Мышь осталась без хвоста, убегая от... (кота),

И бежит скорее в дом, чтоб не встретиться с... (котом).

Потом спрашивает ребят: «Кто заметил, какое слово меня­лось во всех предложениях? От каких слов это зависит?» (От соседних.)

3. Из-под стола логопед достает игрушку. Это — Незнайка. Затем спрашивает детей:

— Кто пришел к нам в гости? (Дети должны на все вопросы отвечать полным предложением.)

— Кого мы рады видеть?

— Кому похлопаем все вместе? (Дети хлопают, Незнайка кланяется.)

— У кого всегда неправильные ответы? (Незнайка смущенно закрывает лицо.)

— С кем мы часто встречаемся на занятиях?

— О ком мы с радостью всегда вспоминаем?

4. Динамическая пауза. Воспитатель читает стихотворение и показывает упражнения, которые дети повторяют вслед за ним:

Наклонилась сперва книзу наша голова (наклон вперед).

Вправо, влево мы с тобой покачаем головой (наклоны в сто­роны).

Руки за голову, вместе начинаем бег на месте.

Уберем и я, и вы руки из-за головы.

5. Логопед предлагает детям открыть лежащие у каждого на столе конверты. В них картинки, на которых изображены разные звери. Логопед обращается к детям:

— Ребята, давайте представим, что мы пришли в волшебный лес. Здесь все звери играют друг с другом, не боятся людей, все вместе живут дружно» Я буду вам задавать вопросы, а вы отвечайте каждый о своем животном:

—* Кого вы увидели в лесу?

— К кому подошли близко-близко?

— У кого много друзей в волшебном лесу?

— С кем вы познакомились?

— О ком расскажете другим ребятам?

(Дети должны отвечать на вопросы полным предложением.)

6. Воспитатель вносит большой пирог и передает его логопе­ду. Логопед спрашивает детей:

— Что вам принесла воспитательница?

— Чему вы так обрадовались?

— От чего мы отрезаем кусочки?

— Чем мы все любуемся?

— О чем вы расскажете дома?

После ответов детей логопед отрезает кусочки пирога и дает их сначала тем, кто занимался особенно старательно, а затем всем остальным ребятам.

Занятие №19

Тема: Пред лог В.

Цели:Учить детей определять пространственное расположение предметов с помощью предлога В, а также воспринимать, выделять и употреблять этот предлог в словосочетаниях и предложениях.

Ход занятия

Организационный момент.Логопед просит сесть тех детей, кото­рые придумают, что может быть внут­ри коробки (кастрюли, холодильника, машины, банки, шкафа, пузырька и т. п.).

I. Логопед достает из мешочка красивый маленький шарик на ниточке и по очереди опускает его в банку, бутылку, ящик, миску и т. п. (Отбираются те предметы, при произнесении назва­ния которых в сочетании с предлогом В звук не оглушается.)

Логопед спрашивает детей: «Где шарик?» После каждого от­вета, выделяя голосом предлог В, произносит сам: «В банке», «В ящике» и т.п. Затем следует объяснение: «Когда мы прячем пред­мет внутрь, в середину, появляется маленькое слово В».

2. Игра «Назови продукты».

Логопед показывает детям солонку и просит вспомнить, куда, в какие блюда, в какую еду мы кладем соль. Дети с помощью логопеда проговаривают предложения, подчеркнуто произнося предлог В: «Соль кладут В котлеты (В кашу, В картошку, В суп, В солянку и т. п.)».

Затем логопед показывает детям сахарницу и предлагает вспомнить и назвать, куда кладут сахар.

Ответы детей: «Сахар кладут В кефир (В чай, В кисель, В компот и т.п.)»/После проговаривания предложений логопед напоминает, что в каждом было маленькое слово В.

3. Логопед выставляет на фланелеграфе картинки, одновре­менно произнося следующий текст:

— Лена гуляла на полянке. Она собирала в корзинку земля­нику. С ней была собака Тузик и курочка Пеструшка. Пошел дождь. Лена побежала в дом. Курочка спряталась в сарай, а со­бака залезла в будку.

Логопед просит найти в рассказе маленькое слово В. Дети произносят предложения, выделяя голосом заданный предлог.

Затем логопед уточняет» есть ли маленькое слово В в таких предложениях:

«Лена гуляла на поляне», «Лена увидела волка», «Лена взя­ла корзинку».

(Можно даже с нажимом произносить звук В.)

После ошибочных ответов детей логопед уточняет, что ма­ленькое слово В появляется только тогда, когда предмет нахо­дится внутри, и приводит примеры.

4. Динамическая пауза. Логопед читает стихотворение и вместе с детьми производит соответствующие действия:

В комнату вошел Мой брат (шаги на месте).

В сумке фотоаппарат (наклон, руки вниз).

В конуру полез наш пес (приседание).

Папа в дом арбуз принес (шаги на месте, руки в стороны).

После двукратного проговаривания ивыполнения действий логопед спрашивает ребят: «Услышали вы маленькое слово В?» Дети выделяют его в соответствующих словосочетаниях.

5. Логопед зачитывает детям стихи и просит найти в, них
маленькое слово В:

В банке чистая вода, Пустим рыбок мы туда.

В лес пошли Кирилл, Иринка, А у них в руках корзинка.

6. Дети занимаются индивидуальной работой: каждый по своей сюжетной картинке составляет предложение, в котором должно быть маленькое слово В. Логопед опрашивает детей. Они говорят предложения, выделяя предлог В.

7. Подводится итог занятия, оценивается работа детей.

Занятие25

Тема: Относительные прилагательные (вопрос: какой по материалу?).

Цели:Совершенствовать навыки словообразования. Учить детей образовывать относительные прилагательные ивключать их в предложения.

Ход занятия

Организационный момент.Логопед говорит детям: «Сядет тот, кто повторит за мной по три слова: каша, компот, бульон (суп, рассоль­ник, борщ; сок, напиток, варенье ит.п.)».

1. Логопед объясняет, что сегодня разговор пойдет о том, какие бывают соки, супы, каши, другие кушанья.

Логопед раздает на каждый стол по одному полиэтиленовому мешочку размером примерно 10x10 см. В них находятся разные сыпучие продукты (вермишель, кофе, пшено, гречневая крупа, горох ит, п.). Затем логопед говорит детям:

— Назовите свои продукты.

— Какую кашу можно сварись из вашего продукта? (Гречне­вую, пшенную, манную ит. п.)

— Какой суп можно сварить? (Вермишелевый, гороховый и т. п.)

— Какой напиток можно приготовить? (Кофейный.)

- Какую запеканку можно сделать? (Манную, вермишеле­вую и т. п.)

Логопед помогает детям яри затруднениях с ответами. Наи­более сложные прилагательные проговариваются хором.

2. Логопед достает из-под стола банку с вареньем. Она обернута цветной бумагой. Обращается к детям: «Ребята, сегодня утром почтальон принес посылку вот с этим вареньем. А какое оно, мы не знаем. Давайте попробуем догадаться!»

Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изобра­жением различных фруктов, ягод и плодов, а дети образовывают от их названий относительные прилагательные (яблочное, клюк­венное, клубничное, грушевое, сливовое и т. п.).

Сложные слова логопед и дети проговаривают хором.

3. Динамическая пауза. Логопед объясняет детям, что тот, кому он бросит мяч, должен ответить одним словом на его не­ сколько слов:

напиток из клюквы — клюквенный; пирог с яблоками — яблочный; запеканка из творога — творожная; котлеты из курицы — куриные; бульон из мяса — мясной; оладьи из картофеля — картофельные.

(Желательно подобрать прилагательные, которые не будут фи­гурировать в остальных частях занятия.)

4. Логопед достает из стола конверт, вынимает из него письмо от Незнайки, просит исправить Незнайкины ошибки и читает: «Лена купила клубника сок (клубничный сок). Ваня съел шоколад мороженое (шоколадное мороженое). Мама приготовила картошка пюре (картофельное пюре). Папа принес кабачок
икру (кабачковую икру)».

5. На столах у детей заранее разложены вырезанные из кар­тона кастрюльки. На каждой из них наклеена картинка с изоб­ражением какого-либо продукта — мяса, рыбы, фруктов, овощей и др. Дети по просьбе логопеда переворачивают кастрюльки изоб­ражением вверх и рассказывают, какой суп сварила сегодня мама (мясной, молочный, фасолевый, гороховый и т. п.).

Логопед следит за правильностью составления предложений с относительными прилагательными.

Вместо таких кастрюлек можно сделать аналогичные буты­лочки для сока, на которых будут наклеены различные картин­ки с изображениями ягод, фруктов и т. п.

III Итог Логопед подводит итог занятия, «угощая» из закрытой банки детей вкусным вареньем.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.