Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

I период обучения (сентябрь - ноябрь)



Номер Тема занятия
Развитие общего внимания и понимания речи
Развитие общего внимания и понимания речи
Формирование понятий о действии и предмете
Закрепление понятия о действии (вопросы: кто? Что? Что делает?)
Имена собственные и их уменьшительные формы
Нарицательные существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения
Падежные конструкции. Винительный падеж существительных в единственном числе.
Падежные конструкции. Винительный падеж существительных в единственном числе.
Глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени
Согласование существительного и глагола в числе
Составление 3-словных предложений. Понятие «слово», «предложение»
Составление 3-словных предложений. Понятие «слово», «предложение», «действие» (для сильной группы)
Пересказ текста, составленного по демонстрируемому действию
Согласование числительных «один», «одна» с существительными
Составление рассказа по демонстрируемому действию
Падежные конструкции. Родительный падеж существительных в единственном числе без предлога и с предлогом У
Пересказ короткого рассказа с использованием фланелеграфа
Падежные конструкции. Родительный падеж существительных в единственном числе
Приставочные глаголы
Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа

 

II период обучения (декабрь - март)

 

Номер Тема занятия
Согласование числительных «два», «две» с существительными
Предлог НА
Предлог НА
Предлог НА
Падежные конструкции. Дательный падеж существительных в единственном числе
Падежные конструкции. Дательный падеж существительных в единственном числе
Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картинок
Падежные конструкции. Творительный падеж существительных в единственном числе
Падежные конструкции. Творительный падеж существительных в единственном числе
Согласование местоимений «мой», «моя» с существительными
Согласование местоимений «мой», «моя» с существительными
Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картинок
Предлог ПОД
Дифференциация предлогов НА и ПОД
Падежные конструкции. предложный падеж существительных с предлогом
Падежные конструкции. Изменение существительных в единственном числе по падежам
Падежные конструкции. Изменение существительных в единственном числе по падежам
Предлог В
Предлог В
Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картинок
Подбор определений к предметам и объектам (вопросы: какой по цвету? По форме?)
Подбор определений (кокой по величине?)
Подбор определений (кокой по величине?)
Относительные прилагательные (кокой по материалу?)
Относительные прилагательные (кокой по материалу?)
Относительные прилагательные (кокой по материалу?)
Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Подбор нескольких определений к предметам и объектам
Подбор нескольких определений к предметам и объектам
Предлоги В, НА, ПОД
Контрольное занятие. Описание предметов и объектов с использованием схем

 

 

III период обучения (апрель - май)

Номер Тема занятия
Предлоги В, НА, ПОД
Описание примеров и ответов с использованием схем сюжетных картинок
Согласование прилагательного и существительного в роде
Согласование прилагательного и существительного в роде
Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Распространение предложений путем введения однородных определений
Распространение предложений путем введения однородных определений
Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Предлог К
Предлог К
Пересказ рассказа, составленного по сюжетной картинке
Предлоги К, ОТ
Составление рассказа по сюжетной картине
Глаголы-антонимы
Уточнение пройденных обобщений
Контрольное занятие по развитию связной речи

 

Тематический план занятий по формированию фонетической стороны речи с использованием специальных символов

Период (20 занятий)

Номер Тема занятия Навыки звукового анализа и синтеза
1-3 Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов близких по звуковому составу)  
4-5 Звук А Знакомство с понятиями «слово», «звук», выделение заданного гласного звука из потока звуков, выделение и определение в словах первого гласного звука
6-7 Звук У Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков (АУ, УА)
8-9 Звуки А-У Определение наличия – отсутствия гласного звука в словах, подбор слов с заданным гласным звуком.
Звук И Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков (АИ,ИА,ИУ,УИ)
11-12 Звуки А-У-И Определение в словах последнего гласного звука
13-14 Звук О  
15-16 Звуки О-У Закрепление полученных навыков
Звуки А-О-У-И Определение в словах первого и последнего гласных звуков, анализ и синтез сочетаний из трех гласных звуков (АУО,ИУО,УОИ)
Звук Ы  
19-20 Звуки Ы-И  

 

Период (32 занятия)

Номер Тема занятия Навыки звукового анализа и синтеза
1-3 Звук М Определение в словах первого согласного звука, анализ и синтез слов, состоящих из2-х звуков согласного и гласного (УМ,АМ,МЫ,МУ)
4-5 Звук В Определение наличия – отсутствия согласного звука в словах, подбор слов с заданным согласным звуком, анализ и синтез слова ВЫ
6-7 Звук Н Анализ и синтез слова ОН
8-9 Звук Ф  
10-11 Звуки В-Ф Определение 2-х гласных звуков в словах ВАГОН,ВАФЛИ,ВУАЛЬ,ФАНТИК
12-13 Звуки М-Н Определение 2-х гласных звуков в словах МУКА, МАКИ, МУФТА, МАГНИТ, НОТА
14-15 Звук Б Определение гласного звука в середине односложных слов (БАК, БЫК, БОК, БИНТ, БУК)    
16-17 Звук П анализ и синтез обратного слога АП, ОП, УП, определение конечного согласного звука в словах (ГНОМ, ТЮЛЬПАН, БАТОН, ФИЛИПП)
18-19 Звуки Б-П Полный анализ и синтез слов БЫК, БАК, БОК
20-21 Звук Д Определение позиции согласного звука в слове: начало, середина
22-23 Звук Т Определение позиции согласного звука в слове: начало, середина, конец
24-25 Звуки Д-Т Полный анализ и синтез слов ДОМ, ДЫМ, ТОМ, ТАМ
26-27 Звук Г Закрепление полученных навыков
28-29 Звук К Определение позиции начало, середина, конец, согласного звука в слове: полный анализ и синтез слов БЫК, БАК, БОК
30-31 Звук Х Определение позиции начало, середина, конец, согласного звука в слове: полный анализ и синтез слов ПУХ, МОХ, МУХА
Контрольное занятие  

 

ПЕРИОД (16 занятий)

 

 

Номер Тема занятия Навыки звукового анализа и синтеза
1-2 Звуки Г-К  
3-4 Звуки К-Х Закрепление полученных навыков
5-9 Звук С Определение позиции начало, середина, конец, согласного звука в слове: полный анализ и синтез слов СУП, СОК, СЫН, определение первого согласного и последующего гласного звуков в словах САМОКАТ, СЫНОК, СУББОТА, СОБОЛЬ
10-11 Звук З полный анализ и синтез слов ЗУБЫ, КОЗЫ
12-13 Звуки С-З Преобразование слов путем замены одного звука (МАК-БАК, БАК-БЫК)
14-15 Звук Ц Закрепление полученных навыков
Контрольное занятие  

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПЛАНИРОВАНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

В настоящее время у логопедов-практиков существуют два основных подхода к планированию и проведению данных заня­тий: лексический и лексико-грамматический.

При лексическом подходе логопед выбирает для занятия одну-две словарные темы, такие как «Овощи», «Продукты», «Домаш­ние животные» и др. В рамках темы логопед намечает для изучения разные лексико-грамматические категории.

Например, тема открытого занятия, проводимого логопе­дом — «Овощи».

Лексико-грамматические категории:

—. предлоги В, НА, ПОД, ИЗ (В земле, ИЗ земли, ПОД землей и

т. п.);

— согласование прилагательного с существительным в роде
(зеленЫЙ огурец, зеленАЯ капуста и т. п.);

— относительные прилагательные (морковный сок, картофель­
ные
котлеты, гороховый суп, кабачковая икра и т. п.);

— приставочные глаголы (ВЫкапывать, ПЕРЕкапывать, ВСка-
пывать и т. п.).

При означенном подходе основное внимание и логопеда, и детей сосредоточивается на овощах, способе их выращивания, месте произрастания, свойствах и качествах, то есть на знаниях и сведениях, а никак не на лексико-грамматических категориях родного языка. Последние играют в занятии как бы второсте­пенную роль. В то же время объединенные в одно занятие раз­личные по сложности лексико-грамматические категории не могут быть усвоены при столь беглой, внесистемной подаче.

Для «легких» детей, у которых указанные лексико-грамма­тические категории не требуют коррекции, такое занятие по нормализации грамматического строя речи окажется неэффек­тивным.

А для «трудных», в речи которых отсутствуют либо искажа­ются указанные предлоги, неверно происходит согласование или образование относительных прилагательных, такое занятие не­эффективно вдвойне» Оно никак не улучшит состояния грамма­тического строя их речи, так как каждая лексико-грамматическая категория для нормализации требует отдельной, детальной, сис­темной отработки.

Ещё пример, уже из специальной литературы. В конспекте занятия по формированию лексико-грамматических представле­ний автор выдвигает 11 обучающих задач, среди которых: фор­мирование навыка составления связного рассказа, усвоение формы винительного падежа имени существительного, усвоение приста­вочных глаголов, построение предложений с союзом А, построе­ние простых распространённых повествовательных предложений. И всё это в одном занятии, тема которого «Дикие животные». Это означает, что словарь, на базе которого должны формиро­ваться перечисленные навыки, строго ограничен, а акцент в за­нятии переносится на «места обитания диких зверей, способы их подготовки к зиме, особенности защиты от врагов и т.п.»

Для «лёгких» детей (а их должно быть не более 1—2-х в группе) Такое занятие если не улучшит грамматическое состоя­ние их речи, но хоть не навредит. Для «трудных» детей, в речи которых отсутствуют, а значит должны быть сформированы обо­значенные грамматические категории, такое занятие не даст ни­какого продвижения, но это уже не безобидно!

Итак, в обоих примерах мы рассмотрели широко используе­мый практиками, так называемый «лексический» подход при формировании лексико-грамматических представлений на лого­педических занятия..

При таком подходе происходят пополнение знаний и сведе­ний детей, активизация их словарного запаса. В ходе аналогич­ных игр можно закрепить какую-то грамматическую форму, имеющуюся в речи ребёнка. Однако добиться таким путём устра­нения аграмматизмов — основной задачи логопедической коррекционной работы — невозможно!

Мы в своей работе придерживаемся другого подхода — лексико-грамматического. При лексико-грамматическом подходе логопед планирует для изучения на занятии одну из следую­щих тем:

— предлог НА;

— согласование числительных один, одна с существительными;

— 3-словное предложение с прямым дополнением;

— предложный падеж существительных;

— существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения и т. п.

Все лексико-грамматические темы выбираются не случайно, а в соответствии с физиологическими и психолого-педагогичес­кими особенностями формирования речи ребенка при общем ее недоразвитии. Такая последовательность апробирована и уточ­нена в ходе многолетней практической деятельности.

Итак, при лексико-грамматическом подходе на занятиях изучаются наиболее типичные формы словообразования, а так­же основные модели построения словосочетаний и предложе­ний, характерные для грамматической системы русского языка.

Причем, если грамматика в массовой школе изучается, в отрыве от лексики, то для дошкольника с нарушениями речи очень важно закреплять значение слов в их сочетаниях и предложени­ях. Более того, ни одна грамматическая категория не может войти в самостоятельную речь ребёнка без многократного сознательно­го использования её в различных предложениях. Естественно, употребление грамматических терминов, исключается, а овладение грамматическим строем языка происходит в чисто практи­ческом плане. Однако оно достигается не путём механического
повторения определённых грамматических конструкций, а вслед­ствие их самостоятельного построения в различных вариантах предложений.

Например, ребёнок неверно употребляет форму предложно­го падежа: гуляли в лесе (в лесу), лежит в шкафе (в шкафу). Логопеду следует вначале подобрать существительные мужско­го рода с окончанием У в предложном падеже ( сук, берег, лёд, угол, лес, шкаф и пр.), затем сравнить образованные существи­тельные с исходной формой, то есть с именительным падежом, и, наконец, поупражнять малыша в правильном образовании формы предложного падежа существительных с окончаниями У (в углу, в лесу, в шкафу ) и Е (в поле, в тумбочке). Причём все упражнения должны проходить в форме игровых заданий при обязательном составлении ребёнком предложений с указан­ными словами.

При планировании занятий мы не указываем словарную тему, не ограничивая тем самым активный и пассивный словари, на базе которых формируется та или иная грамматическая конст­рукция. Это позволяет расширить познавательные рамки заня­тия, а также целиком сосредоточить внимание детей на изучаемой грамматической форме (предлогах, окончаниях существительных, способах словообразования и т.п.).

С сожалением приходится констатировать, что в группах для детей с общим недоразвитием речи по-прежнему широко приме­няется лексический подход, при котором и логопед, и воспитате­ли, и родители в течение 2-х лет изучают «животных, занесённых в Красную книгу, земноводных, диких птиц севера и юга, лекар­ственные и комнатные растения» и пр. Причём зачастую на заня­тиях логопеда новые слова даются без всякой связи с их грамматическим оформлением.

Из базовой литературы известно (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Н.С. Жукова, А.В. Ястребова Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова и др.), что для устранения аграмматизмов, а это ведущая задача в занятиях логопеда, недостаточно касаться семантики слов. Необ­ходимо последовательно формировать навыки словоизменения, словообразования и согласования слов, непременно привлекая внимание ребёнка с общим недоразвитием речи к морфологичес­кому составу слова и способам связи слов в предложения (пред­логи, союзы, союзные слова, порядок слов).

По нашему представлению фиксируется внимание ребёнка наилучшим образом в виде произносительного акцента на окон­чаниях слов, предлогах, союзах и других грамматических при­знаках русской речи только выделяя произносительно:

• определённую морфему (приставку, суффикс), являющую­ся основой словообразования;

• окончание слова, выражающего различные грамматичес­кие значения (падежа, числа, рода, лица) в словосочетаниях;

• способ связи слов в предложения (окончания слов, предло­ги, союзы, порядок слов).

Взрослый может сформировать грамматические представ­ления у дошкольника, имеющего недоразвитие речи.

В противном случае коррекции грамматических нарушений не происходит!

Каждое лексико-грамматическое занятие мы предлагаем про­водить по следующему плану:

— организационный момент;

— объяснение нового материала;

— закрепление полученных знаний на фронтальном нагляд­ном материале;

— динамическая пауза, связанная с темой занятия;

— закрепление полученных знаний на индивидуальном на­глядном материале.

Наличие для каждого этапа занятий индивидуального нагляд­ного материала (картинок, фишек, схем, условных обозначений и пр.) позволяет обеспечить:

— высокую активность детей;

— полный контроль за усвоением знаний и навыков;

— более экономное использование учебного времени.

Кроме того, правильный подбор наглядного материала (ко­личество, эстетический вид, формат и т. п.) способствует повы­шению эмоционального тонуса детей, познавательного порога, а значит, и росту эффективности обучения.

Для эффективного усвоения учебного материала мы советуем в ходе каждого занятия делать произносительный акцент на изучаемой грамматической форме, то есть выделять голосом пред­лог, окончания существительных, прилагательных мужского и женского рода и т. п.

Особенностью планирования лексико-грамматических Заня­тий (в отличие от фонетических) будет свободный в произноси­тельном отношении подбор лексического материала. Например, в занятии на согласование числительных два, две с существи­тельными можно привлекать сложные в произносительном пла­не слова: варежки, рукавицы, чашки, щетки и т. п. Важны четкое соотнесение зависимого (дваё две) и главного слов в роде и про­износительный акцент на окончании числительных.

Мы считаем необходимым, чтобы каждое занятие способство­вало заметному продвижению в коррекции грамматического строя речи даже самого «легкого» ребенка. С этой целью мы создаем высокую умственную и речевую нагрузку. Умственная нагрузка возрастает за счет дополнительных упражнений на развитие сло­весно-логического мышления (в рамках темы). Речевая нагруз­ка обеспечивается путем подбора разнообразного наглядного материала.

На занятиях по формированию лексико-грамматических ка­тегорий в речи детей нередки ошибки — аграмматизмы. Как ис­правлять их, чтобы не снизить речевую активность дошкольников? Экспериментальным путем мы пришли к выводу, что ошибки нельзя повторять. Ребенку надо коротко указать: «Остановись!», «Подожди!». Правильный вариант ответа сначала следует искать с помощью детей. И лишь при отсутствии такового в группе его произносит сам логопед. Полезно использовать проговаривание правильного варианта хором.

Все занятия проводятся в форме дидактических игр, игро­вых упражнений, занимательных заданий. Использование эле­ментов соревнования, двигательной активности, драматизации делает занятия более живыми, интересными, результативными.

 

 

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

I период обучения Занятие № 1

Тема: Развитие общего внимания и понимания речи.

Цели: Развивать у детей общее (в отличие от слухового) внима­ние, понимание речи и словесно-логическое мышление.

Ход занятия

Организационный момент: Логопед предлагает сесть на место только тем детям, у которых в одеж­де присутствует красный (желтый, зеленый и т. п.) цвет. Дети садятся на стульчики, расставленные полу­кругом около стола» на котором раз­ложено 10 — 12 разных игрушек

1. Логопед говорит: «Посмотрите, ребята, какие разные иг­рушки на моем столике. Назовите мягкие (большие, новые, ста­рые и т. д) игрушки», (На первом занятии берутся признаки, знакомые большинству детей.)

Названные детьми игрушки логопед сдвигает вместе и прого­варивает названия их признаков еще раз.

2. Логопед оставляет на демонстрационном столике (или до­бавляет) несколько кубиков, окрашенных в красный, желтый, зеленый, синий цвета, закрепляет с детьми названия этих четы­рех цветов.

Затем откладывает четыре кубика: три — одного цвета, но разной формы, и один — другого цвета (например, три красных и один желтый), и предлагает найти «лишний» кубик, то есть отличающийся от остальных по цвету. Таким же образом дети выбирают кубик, отличающийся от остальных по форме (вели­чине).

3. Логопед предлагает детям встать, пройти по комнате и отыс­кать в ней все красное (желтое, большое, мягкое, блестящее, прозрачное, живое и т. п.).

4. Динамическая пауза. Дети встают около своих стульчи­ков и выполняют команды логопеда только в том случае, если услышат слово «пожалуйста». Логопед подает команды: «Руки вверх, пожалуйста. Руки вниз! Присядьте, пожалуйста. Встаньте!» и т.п.

5. Логопед раздает детям маленькие картинки, на которых изображены люди, животные, птицы (включаемые в эту игру простые обобщения варьируются в зависимости от уровня подготовки детей). Затем просит подойти к нему тех ребят, у кого
находятся рисунки животных (игрушек, людей и т. п.), произнести их название и поставить картинку на наборное полотно*.

6. Подводится итог занятия, оценивается деятельность детей.

* Наборное полотно — прямоугольная доска с четырьмя-пятью го­ризонтальными планками, на которую выставляются картинки.


Занятие № 3

Тема: Формирование понятий о действии и предмете.

Цели: Уточнить понятие «действие». Рассмотреть разные и оди­наковые действия. Дать широкое обобщение действия. Учить детей подбирать к действию объекты и к объекту действия. Уточнить вопросы: Кто? Что делает?

Ход занятия

Организационный момент. Логопед предлагает сесть тем детям,

которые выполнят его задание топать (хлопать, приседать, подпрыгнуть, крикнуть, нагнуться и т. п.). Дети выполняют действия и садятся на места.

1. Логопед объясняет, что сейчас дети выполняли действия. Потом вызывает двоих малышей, объясняет им на ушко, что нужно сделать. Один ребенок приседает, другой — хлопает. Ло­гопед спрашивает остальных детей: «Кто это? Что делает? Дей­ствия разные или одинаковые?»

Затем два других ребенка выполняют по инструкции логопе­да одинаковые действия. (Вопросы повторяются.)

2. Логопед достает из-под стола игрушечную собачку и пока­зывает как она лает» кружится, прыгает, бежит, дает лапку, ест, пьет и т. п. Затем спрашивает детей: «Кто это? Что делает? Что делает собачка?» Дети отвечают словосочетанием и одним словом. Логопед спрашивает: «А что еще может делать собака?» (Дети с помощью логопеда подбирают несколько действий.)

3. Динамическая пауза. Дети встают около столов и играют с логопедом в игру «Летает — не летает». Логопед называет пред­меты и объекты (стол, бабочка, тарелка, шкаф, муха, ложка, кошка, ракета, ворона и т. п.) Если они летают — дети машут руками, если нет - приседают.

4. Игра «Четвертый лишний».

Логопед раздает детям картинки с изображениями живот­ных и птиц (можно из игры «Зоологическое лото»). При выборе «лишнего», несоответствующего остальным объек­та добавляется название действий: летает, не летает, ходит, пол­зает, плавает и т. п.

5. У детей на столах картинки животных и птиц. Логопед просит поднять картинку тех, у кого животное плавает (летает, ходит, прыгает, ползает и т.п.). Затем каждому ребенку предла­гается к его объекту подобрать побольше действий. Количество придуманных и названных действий фиксируется фишками с целью активизации детей.

6. Подводится итог занятия, оцениваете деятельность детей.

Занятие № 7

Тема: Падежные конструкции. Винительный падеж существительных в единственном числе.

Цели: Учить детей дифференцировать вопросы кто? кого? что? в зависимости от того, является ли существительное оду­шевленным или неодушевленным; учить изменять началь­ную форму существительного, ставя его в винительном падеже единственного числа.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед предлагает сесть тем детям,

которые назовут что-нибудь живое. Дети с помощью логопеда называют: рыбки, попугай, кошка, собака, во­робей и т. п.

1. Логопед объясняет: «Все, что движется само, ест, растет, — живое -вы правильно назвали! А стол — живой?»

Логопед вызывает двоих детей, например, Ваню и Витю, и просит: «Ваня, лови Витю! Потом предлагает: «Ваня, лови мяч* (бросает мальчику мяч). Затем обращает внимание детей на то, что сейчас по-разному спросит их про живое и неживое; «Кого ловил Ваня? Что ловил Ваня?* Логопед уточняет, что про жи­вое мы спрашиваем кто это? Про неживое — что это?

2. На наборное полотно логопед выставляет шесть-восемь картинок с изображением предметов и живых объектов. Предла­гает внимательно послушать как по-разному он спросит, напри­мер, про корову и коробку, майку и зайку: «Кого нарисовал художник? Что нарисовал художник? Что это? Кто это? Лого­пед обращает внимание детей на изменение слова: зайкА — зайкУ, коробкА — коробкУ и т. п.

3. Логопед вносит в группу клетку с канарейкой и спрашива­ет, уточняя разницу этих вопросов: «Кого я несу? Что я несу?»

4. Динамическая пауза. Логопед предлагает детям вставь и если он назовет живое, хлопнуть в ладоши над головой, если неживое —- присесть. Далее следует примерно такой ряд слов: нож, ворона, лошадь» карандаш, диван, баран, мышка, кружка
и т. п.

Потом дети выполняют действие, если сказано слово «пожа­луйста*. Логопед произносит: «Руки вверх, пожалуйста. Руки вниз! Присядьте, пожалуйста. Встаньте!» и т. п.

5. Игра «Четвертый лишний».

Логопед выставляет на наборное полотно четыре картинки. Дети должны выбрать по принципу живое неживое «лиш­ний* предмет иди объект. Логопед вновь уточняет разницу в вопросах и просит ответить, кого ребята видят на картинке? Что они видят на картинке?

6. Логопед выставляет большую картинку с изображением крестьянского двора или зоопарка и спрашивает: «Кого вы види­те на картинке? Что вы видите на картинке?* Дети отвечают предложением.

Логопед выставляет перед детьми сюжетную картинку, часть которой закрыта листком белой бумаги; и спрашивает: «Кто это?» (Ответ: «Это мама».) Логопед продолжает: «Подумайте и отга­дайте, кого моет мама? Что моет мама?» (На каждый вопрос дети должны давать несколько вариантов ответов.)

Таким же образом задаются вопросы по другим частично зак­рытым картинкам, например: «Кого поднимает Петя? Кого ку­пила мама? Что поднимает Петя? Что купила мама?*

7. Подводится итог занятия, оценивается деятельность

Занятие № 12

Тема: Составление 3-словных предложений.

Понятия «действие», «предложение», «слово»

(для сильной группы).

Цели: Учить детей составлять 3-словное предложение, заменяя дополнение без наглядной опоры. Учить строить фразу по опорной схеме. Активизировать словарь детей.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед объявляет детям: «Сядет тот, кто подберет к действию нужное слово. Моют что? (стирают что? ку­пают кого? убирают что? шьют что? кормят кого? чистят что? и т.п.)».

1. Показав детям картинку с изображением девочки, кото­рая ест кашу, логопед просит их составить по этому сюжету предложение. Затем выкладывает на наборном полотне схему получившегося предложения, где каждое слово обозначается прямоугольником синего цвета, и спрашивает ребят:

— Что еще может девочка делать?

Дети подбирают действия: играть, спать, умываться, убирать и т. д.

— Что еще девочка может есть?

Дети подбирают слова: котлету, макароны, арбуз, мороженое и т. п.

Логопед заменяет в схеме последний прямоугольник на сим­вол другого цвета, например, красного, и объясняет, что если дети первые два слова оставят без изменений, а последнее заме­нят, то у них получится много разных предложений. Например: «Девочка ест котлету», «Девочка ест арбуз», «Девочка ест моро­женое» и пр. Дети сами придумывают аналогичные предложе­ния по заданной схеме.

2. Логопед выставляет новую картинку, на которой, например, мама моет пол. По аналогии с предыдущим заданием со­ставляются примерно такие предложения: «Мама моет малыша», «Мама моет посуду», «Мама моет окно» и т. п.

(В качестве зрительной опоры дети пользуются той же схемой.)

 

3. Динамическая пауза. Логопед просит детей изобразить, как мама подметает пол, стирает белье, гладит одежду, как папа забивает гвоздь и т. п.

4. Игра «Что перепутал Незнайка?»

Логопед зачитывает предложения, которые составил Незнай­ка, и просит детей исправить ошибки: «Ваза разбила девочку», «Гусеница склевала воробья», «Курица утащила лису», «Заяц догоняет волка» и др.

5. Логопед раздает детям картинки, по которым малыши со­ставляют 3-словные предложения, например: «Девочка полива­ет цветок», «Мальчик рисует дом», «Девочка лепит слона». Затем логопед просит назвать в каждом предложении действие. Дети
называют действия (каждый в своем предложении.)

Далее логопед просит изменить последнее слово в предложе­нии и составить три-четыре новых с опорой на схему. Получают­ся примерно такие предложения: «Девочка лепит вазу», «Девочка лепит корзинку», «Девочка лепит грушу». (Логопед должен оп­росить всех детей.)

6. Подводится итог занятия, оцениваются ответы детей.

Занятие № 14

Тема: Согласование числительных «один», «одна» с существительными.

Цели: Учить детей соотносить на слух и правильно согласовы­вать в речи существительные мужского и женского рода с числительными один, одна и подбирать существительные к этим числительным.

Ход занятия

Организационный момент. Садится тот, кто выполнит задание

логопеда (логопед подбирает задание в соответствии с темой занятия).

1. Один из детей читает наизусть заранее выученное стихот­ворение:

Мама на земле одна,

Дом один и нос один,

Я один у мамы сын.

Логопед поясняет, что количество названных в стихотворении предметов одинаковое, а говорим мы о них по-разному: мама, стра­на — одна, дом, нос, сын — один. Затем вынимает из коробки две игрушки — кубик и пирамидку — и говорит детям: «Это — игрушки, но скажу я о них по-разному: кубик — один, а пира­мидка — одна».

2. Игра «Назови, не ошибись».

Логопед объясняет ребятам, что будет подходить к ним, дот­рагиваться до разных частей их тела, а они должны правильно сказать один или одна: живот, нос, лоб, затылок, подбородок, переносица, шея, спина и др. Дети произносят сочетания слов по одному и хором.

3. Игра «Расставь картинки».

Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изобра­жением кубика и пирамидки. Затем объясняет, что дети будут расставлять другие картинки под кубиком и пирамидкой. Если про нарисованный на картинке предмет говорим один — под кубиком, если говорим одна — под пирамидкой. На столе у ло­гопеда разложены картинки с изображениями разных знакомых детям игрушек, овощей и фруктов, одежды, посуды и т. д.

Дети по одному подходят к столу, берут картинки. Каждый произносит название нарисованного предмета и ставит картинку на наборное полотно под пирамидкой или кубиком.

Потом все дети хором проговаривают сочетания слов, голо­сом выделяя окончания числительных.

4. Динамическая пауза. Логопед предлагает детям предста­вить, что они пришли в зоопарк и увидели разных зверей. Затем вместе с детьми изображает движения зверей и одновременно говорит: «Один медведь шагал по площадке. Один зайчик пры­гал по дорожке. Одна обезьянка кружилась в клетке. Одна лисичка тихо сидела в уголке».

5. Игра «Исправим Незнайкины ошибки».

Логопед объясняет детям, что Незнайка прислал письмо как всегда с ошибками. Затем Предлагает ребятам послушать письмо и исправить ошибки: «Я живу в маленьком домике. У меня один комната. В ней один кровать и одна диван, одна шкаф и один лампа. На стене висит один картина».

Дети по очереди говорят правильные предложения и выделя­ют голосом окончания числительных.

6. Игра «Кто больше назовет животных?»

Логопед выставляет на наборное полотно сюжетную картинку с изображением животных, которые гуляют во дворе или нахо­дится в зоопарке, и говорит: «Назовите как можно больше жи­вотных, про которых мы можем сказать: один, одна» (к каждому из числительных существительные подбираются раздельно)

7. Подводится итог занятия, оцениваются ответы детей.

Занятие № 16

Тема: Падежные конструкции.

Родительный падеж существительных

в единственном числе без предлога и

с предлогом У.

Цели: Учить детей образовывать существительное в родительном падеже единственного числа от существительного в имени­тельном падеже, согласовывая существительное с соседни­ми словами. Уточнить значение предлога У.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед предлагает сесть тем детям,

которые скажут, у кого в группе зе­леные шорты (полосатая рубашка, красное платье, синий сарафан и т.п.). Дети отвечают: «У Вовы», «У Тани», «У Кати» и т. п.

1. У логопеда на столе пять-шесть предметов, например: ку­бик, пирамидка, лента, банка, мяч, лошадка. Он просит на­звать все предметы, а затем закрывает их ширмой. Когда ширма поднята, на столе не оказывается двух предметов* Логопед спра­шивает: «Чего нет на столе?» Дети отвечают по одному и хо­ром: «На столе нет ленты и кубика (банки и мяча и т. п.)».

(Желательно подобрать существительные с разными типами окончаний.)

Логопед обязательно проводит сравнительный анализ началь­ной формы (именительного падежа) существительного и образо­ванной (родительного падежа), задавая вопросы:

— Что стояло на столе? (Пирамидка, кубик)

— Чего не стало? (Пирамидки, кубика)

2. Игра «Чей голос?»

Логопед за ширмой произносит звукоподражания, например: му-у, бе-е, гав, мяу, иго-го и т.п. Затем спрашивает: ♦ Чей это голос?» Бели дети отвечают правильно, логопед показывает фи­гурку угаданного животного.

Здесь также проводится сравнение двух падежных форм: это кошка — голос кошки, это корова — голос коровы и т. п.

3. Динамическая пауза. Игра «Кого нет в ряду?»

Все дети встают в один ряд. Водящий ребёнок подходит к логопеду и закрывает глаза. В это время два-три ребенка выхо­дят за дверь по команде логопеда (команда отдается жестом). Открыв глаза, водящий должен отгадать, кого нет в ряду. При­мерные ответы: «Нет Кости, Вовы и Кати», «Нет Лены и Мари­ны» и т. п.

4. Игра «Чей хвост, чья голова?»

На большой картинке изображены спрятавшиеся за разными предметами дикие звери. Видны только части их тел. Например: из-за дома видна голова обезьяны, из-за куста — шея жирафа, из-за холма — горбы верблюда. Логопед объясняет: «К необита­емому острову подплыл корабль, звери испугались и попрята­лись. Что увидели путешественники? Зверей целиком?»

Дети отвечают: «Путешественники увидели голову обезьяны (хобот слона, горбы верблюда, хвост тигра и т.п.)».

5. Игра «Закрытый стакан».

Логопед показывает детям стакан, обернутый салфеткой. Просит детей догадаться, стакан чего он выпьет, если в стакане сок (лимонад, кефир, компот, кисель, молоко, вода и т. д.)?

Ответы детей: «Вы выпьете стакан сока (лимонада, кефира, компота, киселя, молока, воды и т.п.)».

6. Игра «Кого испугался трусишка Коля?»

Логопед раздает детям картинки, на которых изображены звери, птицы, насекомые (пчела, ворона, мышка, крот, жук, воробей, гусеница, червяк и т.п.), и спрашивает: «Кого испугал­ся трусишка Коля?»

Дети отвечают: «Коля испугался пчелы (воробья, гуся, утки, мышки, вороны и т. п.). Можно провести сравнение форм вини­тельного и родительного падежей в случаях, когда они различны. Например: «Коля увидел воронУ, испугался воронЫ (пчелУ — пчелЫ, мышкУ т— мышкИ и т. п.)».

Каждый ребенок составляет предложение по своей картинке. Логопед контролирует правильность составления фразы, исправ­ляет аграмматизмы.

7. Подводится итог занятия, оцениваются ответы детей.

Занятие № 19

Тема: Приставочные глаголы.

Цели: Учить детей дифференцировать по смыслу глаголы, имею­щие разные приставки и общую основу ехать, учить са­мостоятельно подбирать по смыслу нужный приставочный глагол.

Ход занятия

Организационный момент. Дети садятся полукругом перед ма­леньким столиком, на котором ло­гопед из кубиков сделал домик и мост, изобразил с помощью ленты речку, поставил елочку.

1. Логопед производит действия с машинкой и рассказывает: — Жила-была на свете маленькая машинка, жила она в тес­ном гараже и больше всего любила путешествовать. Вот однаж­ды рано-рано утром, когда все в доме спали, она ВЫехала из гаража и ПОехала по дороге, ДОехала до речки, Въехала на мост, Съехала с моста и ПОДъехала к елке, ОБъехала елку, той же дорогой вернулась назад и тихо ЗАехала в гараж. Никто даже и не догадался о путешествии машинки.

2. Динамическая пауза. Логопед предлагает детям встать и вместе с ним проехать на машине. Показывая соответствующие действия, говорит:

— Мы ехали, ехали (движения, имитирующие вращение руля),
К мосту ПОДъехали (руки вниз),

Въехали (руки вверх, потянуться), Съехали (присесть).

Снова ПОехали,

Ехали, ехали, к яме ПОДъехали (присесть).

Яму ОБъехали (поворот) и к дому ПОехали.

3. Объяснение логопеда: «Я сейчас называла действия, они похожи — отъехала, подъехала, въехала, — тоне одинаковы. Внимательно слушайте начало слова. Во всех действиях начало слова разное». (Логопед повторяет глаголы, четко выделяя голосом приставки.)

Логопед говорит детям: «Сейчас я буду показывать действия с машинкой и начинать предложение, а вы его продолжите, под­сказав мне, как называется действие».

Машина от дома... (ОТъехала).

Машина по дороге... (ПОехала).

Машина к мосту... (ПОДъехала).

Машина на мост... (Въехала).

Машина с моста... (Съехала) и т.д.

(Логопед делает акцент на начало слова после произнесения его детьми.)

4. Игра с мячом «Скажи наоборот».

Дети встают перед своими стульчиками. Логопед объясняет:

— Я буду называть действия, а вы мне будете говорить «действия наоборот».

(В случае, если задание вызывает у детей затруднение, лого­пед помогает им жестами, подсказывает начало слова и т. п.) Называются такие действия:

въехала на мост — (съехала);

въехала в ворота — (выехала);

заехала—(выехала);

отъехала—(подъехала); ,

переехала — (объехала).

(Выделение предлогов голосом здесь не требуется, важен смысл глаголов.

5, Логопед объявляет:

— А сейчас—ваша любимая сказка «Ну, погоди!»

Логопед показывает детям картинки с изображениями Зайца на велосипеде и Волка на мотоцикле. Эту сказку в зависимости от возможностей детей можно предложить им пересказать или самостоятельно, или договаривая начатые логопедом предложе­ния. Можно ребенку и самому составить рассказ по серии сю­жетных картинок. Сказка примерно такая.

Однажды выехал Волк на мотоцикле покататься. Только отъехал от дома, глядь, перед ним Заяц на велосипеде. Волк чуть не наехал на него. От неожиданности Волк резко затормо-зил и свалился вместе с мотоциклом. Пока Волк поднимал мото­цикл, Заяц далеко уехал. Рассердился Волк, вскочил на мотоцикл и мигом доехал до того места, где был Заяц, объехал его и заго­родил дорогу. А внизу у дороги речка текла. Заяц повернул свой велосипед, съехал с дороги, около речки остановился, взвалил велосипед на спину и перешел речку вброд. Опять рассердился Волк, закричал, завел свой мотоцикл, с ревом съехал с горки и въехал в речку. Да речку-то не переехал, заглох мотор от воды. А заяц спокойно выехал на тропинку и поехал дальше. А Волк сидит в реке и кричит: «Ну, Заяц, погоди!»

Сказку можно давать с любыми сокращениями, которые ло­гопед считает необходимыми.

6. Подводится итог занятия и оценивается работа детей.

II период обучения Занятие №4

Тема. Предлог НА.

Цели: Учить детей выделять предлог НА в предложениях и соче­таниях слой, составлять предложения с,предлогом НА по двум опорным словам.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед говорит: «Сядет тот, кто

скажет, на чем растет яблоко (гру­ша, Шишка, орех, слива, виноград, помидор и т. д.)».

Дети садятся на стульчики, расставленные полукругом около стола, на котором логопед разложил 10—12 разных игрушек — мебель, посуду, кубики и пр.

1. Логопед предлагает детям сказать предложения с малень­ким словом НА, обязательно выделяя его голосом. Ребята произ­носят примерно следующие предложения: «Блюдечко стоит НА столике», «Кубик лежит НА полу», «Ложечка лежит НА тарелочке» и т.д.

2. Логопед достает маленькое зеркальце и говорит, что в гос­ти к ребятам пришел солнечный зайчик и сейчас он будет пры­гать НА разные предметы, а малыши должны сказать НА какие.

Логопед направляет солнечный зайчик НА шкаф, НА стену, НА портрет, НА полку, НА тумбочку, НА дверь. (Дети должны произносить полные предложения или сочетания слов.)

3. Игра «Принеси игрушку».

Дети по просьбе логопеда приносят только те игрушки, кото­рые стояли НА тумбочке (столе, стуле, полу и т. п.), и рассказы­вают, где эти предметы находились.

4. Динамическая пауза. Логопед читает стихотворение:

— Мы катаемся НА санках (дети имитируют катание на санках) И играем все в снежки (дети имитируют бросание снежков). Мы катаемся НА лыжах И встаем НА коньки.

5. Игра с мячом.

Дети встают полукругом. Логопед бросает кому-нибудь из них мяч и произносит название предмета, а ребенок придумывает с этим словом такое словосочетание, чтобы в нем встречался пред­лог НА (чайник НА плите, тарелка НА столе, кошка НА кровати, попугай НА ветке, гриб НА полянке, яблоко НА дереве и т.д.).

6. Составление предложений по двум опорным словам и
предлогу НА.

Логопед предлагает детям составить предложения про те два предмета, которые он будет показывать, и обязательно включать в предложение маленькое слово НА. (Показывает: кубик и стол; куклу и стул; мел и доску; машинку и ковер и т. д.)

7. У детей на столах лежат перевернутые картинки. Логопед
предлагает взять их в руки и рассмотреть. На картинках нарисо­ваны разные овощи.

Логопед предлагает подойти к нему только тем детям, на картинках которых изображены овощи, растущие НА земле. Дети подходят и по очереди говорят свои предложения, например: «Огурец растет НА земле». Затем вкладывают свою картинку в прорезь на большой картонной корзине.

После того как все дети вложили свои картинки в кармаш­ки, логопед подытоживает:

— Мы собрали овощи, которые растут НА земле. Остальные ребята придумывают про свои овощи предложения, чтобы там было маленькое слово НА (например: «Морковка лежит НА тарелке»).

8. Логопед подводит итог занятия, поощряет детей, ко­торые активнее других работали.

Занятие №6

Тема: Падежные конструкции. Дательный падеж существительных в единственном числе.

Цели: Учить детей правильно употреблять форму дательного падежа существительных в единственном числе без пред­лога, образовывать существительное в дательном падеже от существительного в именительном падеже.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед раздает картинки для индиви­дуальной работы и просит детей отве­тить, кому он дает картинку. Дети составляют примерно такие предложе­ния: «Вы даете картинку Свете (Ире, Тане, Коле и т. п.)».

1. Игра «Кому нужны эти вещи?» '

У логопеда на столе сантиметр, иголки с нитками, шприц, калькулятор, бигуди, указка и т. п. На наборном полотне картинки с изображениями людей разных профессий (учитель, по­вар, портниха, медсестра и др.)- После того как уточнены назва­ния профессий в именительном падеже, логопед спрашивает: «Кому нужны сантиметр и иголка с ниткой (указка, шприц и т. п.)?» (Все новые слова проговариваются хором.) Дети отвеча­ют на вопрос, выделяя окончание последнего слова, например: «Сантиметр нужен портниХЕ».

2. Игра «Чему обрадовался Петя?»

Логопед рассказывает детям, что у одного мальчика — Пети — был недавно день рождения. Петя получил много подарков и всем им очень обрадовался. Логопед выкладывает на стол из коробки игрушки: медвежонка, робота, машинку, конструктор и т. п. Дети вначале говорят их названия, а затем составляют предложения — ответы на вопрос чему обрадовался Петя? При этом также выделя­ется окончание последнего слова.

3. Включение в предложение существительного в дательном падеже. Логопед по одной выставляет на наборное полотно сюжетные картинки и просит детей ответить примерно на такие вопросы;

— Кому Лена пишет письмо?

— Кому бабушка вяжет кофту?

— Кому Коля несет цветы?

— Кому помог мальчик?

Дети составляют предложения, выделяя окончания последних слов.

4. Динамическая пауза. Дети встают в кружок, логопед — в центре. Каждый раз, бросая кому-нибудь из них мяч, логопед просит этого ребенка исправить ошибки Незнайки и сказать верное предложение. (Произносит следующие словосочетания: «Сено
дадим кошке», «Мясо дадим козе»,«Овес дадим собаке» и т. п.) Дети ловят мяч и, возвращая его логопеду, говорят правильное предложение.

5. Игра «Волшебный лес».

Логопед предлагает ребятам отправиться в волшебный лес, где звери Дружат, ходят друг к другу в гости, разговаривают. У детей на столах разложены картинки с изображениями разных зверей (ежа, волка, барсука, лисы, рыси и т. п.). Дети называ­ют их.

Логопед читает стихотворение:

Шьет одежду ловко, лихо

Маша -— лисонька-портниха.

Затем спрашивает: «Кому шьет одежду лиса?» Дети составляют предложения о каждом животном, изобра­женном на картинках.

Еще-вариант стихотворения:

Наливает повар белка

Супу в разные тарелки.

Вопрос: «Кому белка наливает супу?»

В предложениях, составленных детьми, голосом выделяется окончание названия животных.

6. Подводится итог занятия, оценивается деятельность детей.

Занятие № 11

Тема; Согласование местоимений «мой», «Моя» с существительными.

Цели: Учить детей согласовывать местоимения мой, моя с суще­ствительными в роде. Подбирать к местоимению существи­тельные с соответствующей родовой принадлежностью и по заданному обобщению учить исправлять ошибки в со­гласовании.

Ход занятия

Организационный момент. Садится тот, кто выполнит задание

логопеда (логопед подбирает задание в соответствии с темой занятия),

1. Логопед, показывая детям шапку и шарф, принадлежа­щие одному из ребят, спрашивает:

— Ребята, чей это шарф? (Ответ ребенка: «Мой шарф».)

— А чья это шапка? (Ответ того же ребенка: «Моя- шапка».)Логопед объясняет, что и шапка, и шарф принадлежат одно­му ребенку, но он по-разному сказал про них: мой шарф и моя шапка. Затем просит детей правильно и четко сказать со слова­ми мой или моя про ту одежду, которую он покажет. Подходит к детям и указывает на свитер, кофту, рубашку, юбку. Дети чет­ко, с нажимом произносят: «Мой свитер», «Моя кофта» и т. п.

2. Логопед выставляет на наборное полотно картинку с изображением мальчика и говорит, что зовут его редким именем Глеб, наверно, потому что так, как он, дети поступают редко. Логопед читает стихотворение:

Глеб к игрушкам побежал, Все их в кучу он собрал:

— Мой медведь, моя машина,
Мячик мой, мой Буратино!
Никому я их не дам!

— Ну сиди, играй в них сам!

Затем уточняется, про какие игрушки Глеб говорил мой, про какие моя!

Логопед привлекает внимание детей к предметам на столе, накрытым салфеткой, поднимает ее, открывая кучу игрушек, и спрашивает: «Может быть такую кучу игрушек собрал Глеб в детском саду? Так про какие игрушки Глеб скажет мой, апро какие моя?

Логопед просит детей помочь ему разложить игрушки на две кучки: в одну те, про которые можно сказать моя, а в другую те, про которые можно сказать мой. Дети произносят словосочета­ния, выделяя голосом местоимения.

3. Логопед выставляет на наборное полотно картинку с изображением комнаты, в которой находятся Мебель и другие предметы. Затем просит детей подумать, про что из этих предметов они могут сказать моя. Дети по очереди отвечают: «Моя кукла»,
Моя кроватка», «Моя ванна», «Моя полка* и т. п. Далее логопед предлагает назвать вещи, про которые можно сказать мой. Дети называют: «Мой телевизор», «Мой стол», «Мой стул» и т. п. (Полезно уточнить подбор слов по обобщениям: одежда, мебель, по­суда, приборы и т. п.)

4. Логопед достает из-под стола игрушку. Это любимый детьми персонаж — Незнайка. Незнайка стучит по столу рукой и «говорит» (слова за него измененным голосом, естественно, произносит логопед):

— Этот стол теперь моя,
И хозяин тоже я!

Логопед свободной рукой гладит Незнайку по голове и уже своим голосом говорит: «Успокойся, Незнайка! Ребята, кто ис­правит Незнайкину ошибку?» Дети произносят правильное сло­восочетание. Затем логопед говорит Незнайке:

— Этот стол и твой и мой,
И сидим тут мы с тобой!

Незнайка снова «произносит»: Мой кроватка, мой подушка, Спальня мой и мой игрушка! Дети по просьбе логопеда исправляют и эти ошибки. Логопед, обращаясь к Незнайке, говорит:

— И кроватка там твоя, и подушка там твоя,

И твои под этой спинкой наволочка и простынка.

Только спальня не твоя, спальня общая!

Дети прощаются с Незнайкой, он «уходит». (Полезно уточнить подбор слов по обобщениям: одежда, ме­бель, посуда, приборы и т. п.)

5. Динамическая пауза.Логопед просит детей повторять за ним движения. Показывая соответствующие действия, произносит такие стихи:

Мой мячик весело скачет

(движения, имитирующие постукивания рукой по мячу),

Моя машина едет на вершину (имитации вращения Мой мишка совсем малышка (приседание), Моя кошка поспит немножко (наклон головы набок, руки под щеку).

6. Логопед раздает детям игрушечки'— содержимое «Киндер-сюрпризов»: бегемотика, крокодильчика, зайчика, мышку, лошадку и т.п. Затем говорит ребятам: «Это теперь ваши игрушки. Ответьте мне, как нужно сказать про зверька — мой или моя!»

Логопед предлагает выйти к доске только тем, кто может про свою игрушку сказать моя. Дети выходят и называют игрушки; говоря соответствующее местоимение. Логопед исправляет ошиб­ки. Оставшиеся на местах говорят об игрушках, употребляя ме­стоимение мой.

7. Подводится итог занятия, оценивается работа детей.

Занятие № 15

Тема: Дифференциация предлогов НА и ПОД (итоговое занятие).

Цели: Учить детей выделять и называть предлоги НА и ПОД в разных предложениях, составлять предложения по двум опорным словам и заданному предлогу, добавлять в пред­ложения пропущенный предлог.

Ход занятия

Организационный момент. Логопед говорит: «Сядет тот, кто скажет, на чем дети катаются зи­мой». (НА санках, НА лыжах, НА коньках, НА доске и т. д.) Дети от­вечают и садятся на свои места.

1. Логопед выставляет перед детьми сюжетную картинку и про­сит их составить по ней предложения с предлогом НА, а затем с предлогом ПОД. На картинке могут быть изображены различные предметы и объекты.

2. Логопед выставляет на наборное полотно картинки парами (кот и кровать, щенок и стул, кубик и шкаф и т. п.) и предлагает детям составить по каждой паре картинок предложения, сначала содержащие предлог НА, затем ПОД.

При составлении предложений обязательно делается акцент на их вариативность: «Кот уснул НА кровати», «Кот забрался НА мамину кровать» и т. п.

3. Логопед выставляет на фланелеграф картинки и читает рассказ:

— НА поляне играли Зайчик, Мышка и Петушок, Вдруг НА солнце набежала туча, пошел дождь. Зайчик спрятался ПОД кустик, Мышка — ПОД грибок, а Петушок взлетел НА забор и запел: «Ку-ка-ре-ку!»

Логопед просит перечислить предложения с предлогом НА, затем с предлогом ПОД. После чего дети по очереди пересказы­вают рассказик.

4. Динамическая пауза. Дети стоят возле своих стульчиков. Логопед читает стихотворение и показывает упражнения:

Ищет вещи Маша, Маша-растеряша

(поворот в одну сторону, в другую, в исходное положение).

И НА стуле нет (руки вперед, развести в стороны),

И ПОД стулом нет (присесть, встать, развести руки в стороны),

НА кровати нет, ПОД кроватью нет (аналогичные движения).

Вот какая Маша, Маш^-растеряша.

5. Логопед надевает на руку игрушку. — кота. В его лапы вставляет тетрадку. Затем говорит детям:

— К нам в гости пришел Мурзик. Что у него в лапках? Тетрадка. Посмотрим, что в ней? Опять двойка! Послушайте, что Мурзик написал: «Бабушка села скамейку. Воробей взлетел ветку. Мяч укатился шкаф». Ребята, помогите коту Мурзику исправить ошибки.

6. Логопед раздает детям сюжетные картинки и просит составить предложения тех, у кого на ней «спряталось» маленькое слово НА, а затем тех, кто нашел в предложениях маленькое слово ПОД.

7. Подводится итог занятия, оцениваются ответы детей*

Занятие № 17

Тема: Падежные конструкции.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.