Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИЧЕСКОЙ



СТОРОНЫ РЕЧИ

Целью занятий данного профиля являются развитие фонема­тического восприятия и навыков звукового анализа, а также формирование у детей правильного произношения. Причем в последнюю ,задачу включается умение четко, громко, в нормаль­ном темпе воспроизводить весь речевой материал занятия.

Опыт показывает, что у 4-5-летних детей с общим недоразви­тием речи восприятие звуков в словах на первых порах затруд­нено. Преодолеть такое затруднение, выделить звук не только в слове, но и в тексте, помогает утрированное произнесение изу­чаемого звука в ходе занятия. Такая установка сохраняется для всех фонетических занятий как при знакомстве с одним звуком, так и с парой.

В начале учебного года изучаются звуки, легко и правильно произносимые всеми детьми группы (А, У, И, М, В, Н и т. п.). На таких занятиях ведущей задачей будет не автоматизация изучаемого звука, а восприятие его на слух и выделение (утри­рованное произнесение) в речевом потоке:

— в звукокомплексе;

— слоговых сочетаниях;

— словах;

— предложениях;

— стихах;

— рассказах и т. п.

Когда в теме занятия обозначена пара легкопроизносимых звуков (А.— И, У — О, К — .Т), предполагается их дифференци­ация на слух, так как произносительно они не смешиваются. Звуки более сложные с акустической и артикуляционной точки зрений (ЛЬ, И, Ы, С, 3, Ц) и, следовательно, часто искажаемые, нуждаются в автоматизации их на фонетических занятиях. После автоматизации необходима дифференциация смешиваемых звуков как на слух, так ив произношении.

Следует помнить, что логопед может вынести звук для изуче­ния на групповом занятии только после коррекции его произно­шения индивидуально с каждым ребенком.

Наряду с выделением звука в словах и рассказе, упражнениями на звуковой анализ и синтез, заучиванием доступных в фонетичес­ком плане стихов, чистоговорок, можно включать в фонетические занятия повторение пройденных ранее лексико-грамматических категорий. Но в этом случае акцент переносится на изучаемый звук (или пару звуков), а не на грамматическое оформление выс­казывания. Например, звук Т: подбор действий (леТаеТ, копаеТ, лепиТ и т. п.), объектов и предметов (коТ, авТомаТ, бегемоТ), сочетаний слов (Тома поеТ, Таня покупает ТомаТ); звук ЛЬ (И): образование глаголов множественного числа от глаголов един­ственного числа (выЛетаёт— выЛетают, от Летает — от Летают, выпиЛивает — выпиЛивают, вкЛеивает — вкЛеивают и т. п.); звуки К и Т: согласование числительных два, две с существи­тельными (два КомКа, два КубиКа, два КоТа, две Туфли, две Канавы, две КомнаТы и т. п.).

Весь речевой материал фонетических занятий подбирается так, чтобы не было неправильно произносимых звуков, а изуча­емый звук (или пара звуков) встречался возможно чаще.

Как показывает наш опыт, дети с общим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополни­тельно к слуховой и в зрительной опоре. Такой опорой являются зрительные символы звуков. В отличие от букв символы быстро и легко запоминаются детьми.

Впервые методика и результаты использования зрительной символики были опубликованы автором в 6 номере журнала «Дефектология» за 1985 год. (Статья «Об использовании зри­тельных символов при формировании навыков звукового анали­за у детей с общим недоразвитием речи».)

Данный метод подучил широкое распространение среди работ­ников дошкольных учреждений. Применение зрительных символов гласных звуков, по многочисленным откликам коллег, позволило им добиваться стойких, быстрых, осознанных навыков звукового анализа у детей не только стяжёлыми речевыми нарушениями, но и сзадержкой психического, а также интеллектуального развития.

Мы считаем, что слияние звуков» материализованных с по­мощью символов, есть моделирование чтения, а составление слов с помощью тех же символов — аналог письма. Только и то и другое происходит в облегчённом, занимательном, игровом варианте.

Подбор символики для малышей — задача непростая, так как в возрасте 4-х—5-ти лет мышление ребёнка слишком конк­ретно, оно базируется в основном на чувственно воспринимае­мых предметах и объектах.

Дошкольникам указанного возраста, имеющим общее недораз­витие речи, доступна далеко не всякая символика. Например, ус­ловные обозначения в виде стрелок, сложных геометрических форм, частей предметов, элементов букв или цифр не восприни­мается детьми данной категории.

Мы попытались найти такие символы, которые легко усваи­ваются, быстро запоминаются и однозначно ассоциируются ма­лышами с соответствующими звуками родного языка. Причём, при выборе Логических связей мы учитывали характерные осо­бенности детей среднего дошкольного возраста, имеющих недо­развитие речи, а также своеобразие их внимания, восприятия, мышления и памяти.

Мы также попытались увязать наши условные обозначения с общепринятой символикой (красные квадратики для гласных звуков и синие для согласных).

Такой подход дополнительно усиливает дифференцировку зву­ков по этим (гласные — согласные) существенным признакам и ассоциируется спривычными для специалистов схемами для звукового анализа и синтеза слов.

Однако в традиционных схемах это просто квадратики, в на­шем же случае — каждый зрительный символ вызывает прямую аналогию со звуком (в отличие от букв!).

Известно, что формирование навыков звукового анализа на­чинается с гласных звуков, так как их проще воспринять, выде­лить, отдифференцировать в словах,чем согласные.

При выборе условных обозначений для гласных звуков мы в большей степени опирались на непосредственное, сиюминутное зрительное восприятие (как на самое яркое) и подбирали аналогию, которую можно воспроизвести легко и быстро, а также про­контролировать в случаях затруднений.

Для этого взрослому достаточно обратить внимание ребёнка на положение губ при артикуляции соответствующего глас­ного звука и соотнести каждую артикулемму со знакомыми детям геометрическими формами (звук У мы обозначаем ма­леньким кружком, звук А — большим, И — горизонтальной полоской, О — овалом, вытянутым по вертикали, звук Ы — нижней половинкой круга. Звук Э в программу 1 года обучения не включается).

Все символы гласных звуков должны быть красного цвета (как в общепринятой символике). Их изображения в черно-бе­лом варианте даны в Приложении.

Согласные звуки воспринимаются и дифференцируются дош­кольниками сложнее, поэтому для обозначения каждого из них мы использовали не только зрительный образ предмета или объек­та, способного издавать соответствующий звук, но и определён­ный, связанный со зрительным, дополнительный жестовый символ.

Одноцветные картинки-символы вызывают у ребят запоми­нающийся, яркий зрительный образ, который концентрирует, уточняет восприятие соответствующего согласного звука. Кро­ме того, единство цвета побуждает детей острее реагировать на различие в образах предметов, изображенных на карточках — символах.

Выбор цвета не случаен. У всех символов согласных звуков он должен быть синим, таким же, как у традиционных для со­гласных квадратиков.

Подробнее о нашей символике читайте в книге «Специаль­ные символы в подготовке детей 4-х лет к обучению грамоте» (М.: ГНОМ, 2000 г.). Здесь же имеются все зрительные символы в цветном изображении, планы и конспекты занятий, описание игр, объяснение детям артикуляции звуков в новой игровой форме и пр.

Дополнительный к зрительному жестовый символ подкреп­ляет, обогащает слуховой и зрительный образы каждого согласно­го звука, создавая дополнительную опору восприятию и расширяя звуковую рецепцию.

Такое комплексное воздействие различных ощущений (слу­ховых, зрительных, мышечных, кинестетических) многократно усиливает фонематические представления малыша.

С символами гласных и согласных звуков мы предлагаем зна­комить детей постепенно, по мере их изучения: по одному на каждом занятии.

Жестовые символы согласных звуков

Взрослый, а за ним ребёнок длительно воспроизводят каждый Ц указанный жест и одновременно многократно повторяют соответ­ствующий звук. Жестовый символ в сочетании со зрительным (смотрите приложение) создаю точный и устойчивый образ каж­дого изучаемого звука.

Согласные звуки предлагаются в порядке увеличения слож­ности их восприятия.

После звёздочки даны жестовые символы для индивидуаль­ной работы.

звук М корова мычит (указательные пальцы обеих рук при­ложить к голове, изображая рога);

Н девочка плачет (ладони приложить к глазам);

В — ветер воет, деревья качает (махи руками над головой);

ф _ фонтан шумит (движения руками снизу вверх и раз­ведение их в стороны аналогично движению водяных струй);

Б — колокол звенит (движения правой рукой из стороны в сторону как при ударах в колокол);

П паровозик пыхтит ("круговые движения согнутыми в локтях руками);

Д — барабан гремит (движения кистями рук как при игре на барабане);

Т молоточек стучит (резкие махи сомкнутыми указа­тельным и средним пальцами правой руки);

Г гусь гогочет (руки назад как гусиные крылья);

К каблучки стучат (указательные пальцы опустить вниз, попеременные движения кистями рук вверх-вниз);

X —- греем замерзшие руки (расположить прямые кисти обе­их рук на уровне рта ладонями к лицу);

С —- качаем насос (сжатые ладони движутся вверх-вниз);

3 комарик звенит (большой и указательный пальцы пра­вой руки сжаты, круговые движения рукой);

Ц тише, тише, спит малыш (указательный палец к гу­бам);

Ш шарик лопнул, воздух выходит (округлённые ладони разводим в стороны, а затем прижимаем друг к другу);

Ж пчела жужжит (большой палец снизу соприкасается с остальными пальцами правой руки, круговые движе­ний правой кисти);

Л ,.-— корабль гудит{пальцы вытянутых вперёд рук сомкну­ты под острым углом, изображая корму корабля);

Р самолёт летит, мотор гудит (вращательные движе­ния согнутыми в локтях руками перед грудью, затем руки, разведённые в стороны, покачиваются, изобра­жая крылья самолёта).

Достигаемое при помощи символов комплексное воздействие различных ощущений (слуховых, зрительных, мышечных, ки­нестетических) многократно усиливает фонематические пред­ставления малыша.

Известно, что для детей с речевыми нарушениями определе­ние позиции заданного звука в слове (начало, середина или ко­нец) представляет значительную трудность. Описание зрительной символики, помогающей формированию этого сложного навы­ка, имеется в специальной литературе. Как правило, это выде­ленные определённым цветом левая, средняя или правая части прямоугольника или цветок, слева, справа или между 2-х ёлок и пр.

Однако соотнести подобные условные обозначения с началом, серединой и концом слова непросто даже школьнику начальных классов, страдающему общим недоразвитием речи.

Прямой аналогии в указанных обозначениях не прослежива­ется, так как левая часть прямоугольника или цветок, находя­щийся слева от ёлок с трудом соотносятся детьми с началом слова

Мы предлагаем коллегам символику, которая даже у 4-лет­них детей с указанным нарушением помогает восприятию места звука в слове. В качестве зрительной аналогии мы используем плоскостное изображение ёжика, «двигающегося» слева напра­во и останавливающегося в начале картонной дорожки, в её се­редине или конце.

Поясним подробнее на примере. Предположим, детям следует объяснить, как найти место звука С в словах САНКИ, ПОДНОС. Для этого логопед прикрепляет к плоскостному изображению ёжика (на его спину) символ звука С. Затем изображение ежа уже вместе с символом звука передвигается по картонной до­рожке, закреплённой на доске, слева направо. При этом взрос­лый медленно произносит слово и делает акцент на звуке С (СССанки, подноСС). Если звук слышится в начале слова, ёжик остаётся в начале дорожки. Если звук слышится в конце слова, ёжик «доходит» до конца дорожки и «останавливается» там.

При использовании такого условного обозначения навык определения заданного звука в слове формируется быстро и стойко.

Кроме того, мы экспериментально доказали, что упражне­ния в звуковом анализе с использованием нашей символики при опоре на чёткие кинестетические и слуховые ощущения способ­ствуют осознанному овладению произносительной стороной речи.

Из базовой литературы известно (Р.Е. Левина, P.M. Боскис), что причиной стойких, специфических нарушений письма и чте­ния (дисграфии и дислексии) у детей являются: нарушение фо­нематического восприятия и, как следствие, несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

Таким образом» использование авторской символики (зри­тельной и жестовой) при обучении дошкольников с общим недо­развитием речи:

• ускоряет процесс фонемообразования;

• обеспечивает готовность к усвоению грамоты;

• способствует предупреждению дисграфии и дислексии.

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ*

I период обучения Занятие1

Тема: Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

Цель:Развивать слуховое внимание и фонематическое восприя­тие детей на материале внеречевых звуков и слов, близ­ких по звуковому составу.

Ход занятия

Организационный момент.Логопед предлагает сесть на свои места

тем детям, которые повторят по два похожих слова: дом — ком (бак — бык, кот — кит, бак — мак и т. п.).

1. Игра «Что ты слышишь?»

Логопед за ширмой производит разнообразные действия: пе­реливает воду, сминает бумагу, мешает ложкой в чашке и т. п. Дети должны отгадать и назвать действие.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.