Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Развитие у детей артикуляционной и пальцевой моторики



Развитие артикуляционной моторики проводится воспитателем вслед за аналогичной работой логопеда. Оно осуществляется с самого начала обучения и в течении полутора-двух месяцев ежедневно. Как показывает опыт, вполне достаточно 3-5 минут каждодневных упражнений со всей группой. Их можно проводить перед дневным или вечерним сном, перед обедом или ужином. Такая артикуляционная гимнастика впрямую улучшает произношение детей.

Вне занятий воспитатель может предлагать детям , у которых заметны нарушения пальцевой моторики, собирать мозаику, работать с конструктором, застегивать и расстегивать пуговицы без помощи взрослого, играть на детском пианино, собирать рассыпанные мелкие предметы. Желательно, чтобы в группе был оборудован соответствующий уголок. Здесь ребенок, которому это необходимо, всегда может выбрать игру или занятие по душе.

 

 

Как отмечалось выше, вторым направлением в работе воспитателя логопедической группы является общеобразовательное.

Оно включает в себя:

- обучение на занятиях по всем разделам программы массового детского сада (кроме развития речи)

- воспитательную работу в соответствии с программой массового детского сада

- работу с родителями.

Эти задачи осуществляются воспитателем относительно самостоятельно, но и здесь необходимы рабочий контакт с логопедом и некоторая его помощь.

Если в корреционно-воспитательной работе ведущая роль принадлежит логопеду, а воспитатель является его активным помощником, то при выполнении общеобразовательных задач их роли меняются.

Остановимся подробнее на реализации каждой из задач в условиях группы для детей с ОНР.

  1. обучение на занятия

 

Количество занятий общеобразовательного направления, как отмечалось, сокращается в связи с включением в сетку фронтальных занятий воспитателя большого числа логопедических занятий. Однако это сокращение не должно касаться двух важных видов занятий: по развитию элементарных математических представлений и физической культуре.

Занятия по развитию элементарных математических представлений необходимы, так как дети с указанной патологией заметно отстают от своих нормально развивающихся сверстников в готовности к обучению счету и счетным операциям. Кроме того, такие занятия, развивая мышление ребенка, способствуют успешной коррекции дефекта.

Занятия по физической культуре способствуют укреплению здоровья малышей и , естественно, никак не могут ограничиваться.

Что касается остальных занятий, опытный и творческий работник всегда может восполнить их нехватку, делая каждое занятие насыщенным, результативным, максимально реализующим индивидуальные способности ребенка.

  1. воспитательная работа

Эта работа осуществляется в специальной группе по тем же направлениям, что и в массовой : нравственное, умственное, патриотическое, эстетическое воспитание детей, привитие им культурно-гигиенических навыков и т.д.

Некоторые особенности воспитательного процесса можно отметить и в осуществлении игровой деятельности детей. Если в массовом детском саду им достаточно лишь создать условия для игры (зону, атрибуты, спокойную обстановку), то детей с ОНР приходится учить играть.

При поступлении в группу игра большинства детей бывает процессуальной, лишенной творчества; дети не умеют договариваться во время игры, распределять роли, они не в состоянии долго играть. Игра таких детей, как правило, примитивна, не отражает действительности в полной мере, не всегда является ведущей формой деятельности, как это положено в дошкольном возрасте. Поэтому воспитателю логопедической группы приходится обучать детей игре. В первую очередь следует создать базу – подготовить запас знаний и впечатлений от реальной действительности, которой дети в наибольшей степени получают от целевых прогулок.

Это могут быть прогулки в магазин, поликлинику, аптеку, ателье, строящемуся дому и т.п. перед такой прогулкой воспитателю обязательно следует наметить объем понятий, с которыми он собирается познакомить детей, слова, которые придется уточнить. Проводя такие прогулки – экскурсии, важно помнить, что нужно обращать внимание детей с ОНР на все мелочи, так как сами ребята не в состоянии воспринять увиденное достаточно полно. Необходимо не только привлечь внимание детей к каким –либо предметам, объектам, совершаемым действиям, но и назвать их, а кроме того попросить детей повторить. Вот почему нецелесообразно возлагать проведение запланированных экскурсий на родителей. Только грамотный, хорошо подготовленный воспитатель проведет экскурсию с максимальной пользой для малышей.

После того как проведена экскурсия по определенной теме, можно приступать непосредственно к организации игры. Но для ее начала часто оказывается недостаточна полученных впечатлений. Ни в коем случае не руководя игрой, а участвуя в ней, воспитатель должен увлечь детей, предотвратить возможные конфликты. Как показывает опыт, ведущие роли , выполняемые воспитателем не охотно поддерживаются детьми. С гораздо большей готовностью они включаются в игру, если воспитатель играет любые второстепенные роли. А диалог, который происходит между воспитателем и любым из играющих, непроизвольно вызывает у всех детей повышенный интерес. И никого не приходится заставлять слушать, что говорит воспитатель, и стараться повторить за ним. Все и так загипнотизированы его необычной ролью. Воспитатель играет с ними на равных! А как расковываются дети в такой игре, насколько становятся активнее, смелее, изобретательнее!

Включаясь в игру, воспитатель должен помнить, что помимо обогащения игровой деятельности детей, желательно повышать их умственную и речевую активность. Так, будут полезны вопросы воспитателя во время различных ролевых игр. Например, «доктор, почему вы бинтуете мне руку?», «скажите , пожалуйста, какую гирю вы поставили на весы?».

Вопросы активизируют воображение ребенка, к которому обращается воспитатель, заставляют малыша думать, отвечать, а всех остальных – подражать беседующим во время игры.

Говоря о работе вне занятий нельзя еще раз не упомянуть о прогулке. Здесь помимо традиционной для массовых групп частей – подвижной игры, трудовой деятельности, самостоятельной работы детей – ежедневно проводятся наблюдения за окружающей действительностью и индивидуальная работа, которая касается усвоения отстающими детьми программных требований.

На прогулке уместно повторить с ребенком, который нуждается в этом, названия основных цветов, понятия «правый » и «левый», счет на наглядном материале, физические упражнения.

Однако необходимо учитывать, что прогулки – время для максимальной физической активности детей, их свободной деятельности, психической разгрузки после напряженных занятий. Поэтому длительность таких индивидуальных упражнений должна быть минимальной.

  1. работа с родителями

эта работа осуществляется воспитателем в значительно большем объеме, чем логопедом, так как логопед видится с родителями эпизодически (на собраниях, при сборе анамнестических данных, показе индивидуального занятия). Поэтому воспитатель осуществляет и специфические формы работы с родителями.

Первой такой формой работы является объяснение задания логопеда, записанного в индивидуальной тетради ребенка. Родителям не всегда бывают понятны термины, употребляемые логопедом, названия некоторых звуков, принцип выполнения задания. Все это надо подробным образом объяснить каждому родителю или нескольким родителям сразу, если задания совпадают. Особенно тщательно такая работа проводится в самом начале обучения, когда родителям все внове: и тетради, и необходимость дома «делать уроки», и масса специальных терминов и понятий. Очень важно воспитателю следить за тем, чтобы родители забирали тетради домой, приносили их обратно, по заданию логопеда занимались с детьми дома. Важно убеждать родителей в необходимости закрепления того материала, который записан в тетради, так как без овладения этими знаниями и навыками не возможно продвигаться дальше в обучении.

Вторая специфическая форма работы с родителями – собрания и открытые занятия .

Как показал опыт, полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению.

Виды занятий, которые в течении 2-х лет обучения показывают родителям, можно чередовать, чтобы за указанное время продемонстрировать их все.

В повестку дня такого собрания, помимо одного из занятий, полезно включить ту или иную консультацию, проводимую в зависимости от темы логопедом или воспитателем.

Желательно, чтобы такие консультации были предельно четкими, содержали только необходимый родителям материал и проводились не для «галочки», а для пользы дела.

 

Тематический годовой план логопедических занятий с детьми 5-летнего возраста

(1-й год обучения, старшая группа для детей с ОНР)

Перспективный тематический план занятий по формированию лексико-грамматических представлений и формированию связной речи




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.