Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет
Пособие для воспитателей, логопедов и родителей
Москва
«Издательство ГНОМ и Д»
От автора
Если 5-летний ребенок хорошо слышит, но говорит мало и неразборчиво, может оказаться, что у малыша общее недоразвитие речи. Это сложный дефект, коррекция которого требует немалых усилий со стороны логопеда, воспитателей и, естественно, родителей. Данное пособие является результатом30-летней работы с дошкольниками, имеющими тяжелые речевые нарушения.
Полностью разделяя общепризнанные методические направления формирования речи при ее недоразвитии(Р.Е. Левина, Н. А. Никишина, Г. А. Каше, Г. В. Чиркина и др.), предлагаю авторский подход к проблеме, а также оригинальный практический и наглядный материал.
Логопедов, несомненно, заинтересует выверенный годами, выстроенный в систему годовой план работы (116 тем). В 26 конспектах логопедических занятий практики найдут описание новых, интересных и эффективных приемов коррекционного воздействия.
Воспитателям и методистам предлагается подробное освящение методических основ коррекционно-воспитательной работы в авторском варианте.
Родители дошкольников, напуганные диагнозом «общее недоразвитие речи», смогут лучше разобраться в этом сложном нарушении. Кроме того, изучив материалы этой книги, родители станут более грамотно, осознанно и действенно участвовать в процессе комплексной коррекции дефекта.
Использование предлагаемого в книге материала даже в самых сложных случаях обеспечивало исправление речевого и сопутствующих нарушений (внимания, памяти, словесно-логического мышления, мелкой моторики пальцев рук ).
Автор надеется, что данное пособие принесет всем, кто заинтересован в быстром и стойком избавлении ребенка от тяжелого речевого нарушения, заметную пользу.
Особенности работы воспитателя в группах для детей с общим недоразвитием речи
Специфика работы воспитателя в группах для детей с ОНР определяется имеющимися у каждого дошкольника:
- речевыми недостатками;
- неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью(внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики);
- характерологическими особенностями.
В любой специальной группе основное внимание должно уделяться коррекционным процессам. Но поскольку полноценное формирование личности ребенка не может состояться без всестороннего развития, и так как подавляющее большинство детей с ОНР выпускаются в общеобразовательные школы, необходима реализация программы массового детского сада. Однако нельзя одновременно заниматься всесторонней коррекцией ОНР и сопутствующих нарушений, подготовкой к школьному обучению, а также выполнением возрастной программы массового детского сада в полном объеме. Механическое соединение всех необходимых занятий привело бы к превышению допустимой учебной нагрузки.
При составлении сетки занятий мы ориентировались:
- на значимость каждого вида занятий для коррекции дефекта;
- установки программы массового детского сада;
- сведения из проекта программы для детей с ОНР (авторы Е. Б. Филичева, Г. В. Туманова);
- психологические и возрастные особенности детей данной категории.
Сетка фронтальных занятий в старшей группе для детей с ОНР
Наименование занятия
Колич. занятий в неделю
примечание
Логопедическое
Развитие речи
Развитие элементарных математических представлений
Физкультурное
3-е на улице во время прогулки
Музыкальное
Лепка
Конструирование/аппликация
Чередуются через неделю
рисование
итого
Примерное распределение занятий по дням недели
Дни недели
Занятия утром
занятия вечером
Понедельник
Логопедическое
Музыкальное
Развитие речи
Вторник
Логопедическое
Физкультурное
Лепка
Среда
Математика
Рисование
Физкультурное (на улице)
Развитие речи
Четверг
Логопедическое
Музыкальное
Развитие речи
пятница
Логопедическое
Конструирование/аппликация
Физкультурное
Отметим, что в массовой программе для старшей группы детского сада предусмотрено 14 занятий в неделю. Таким образом, в старшей группе для детей с ОНР превышение количества занятий незначительно. Небольшое уменьшение количества занятий по изобразительной деятельности возможно компенсировать работой детей во время логопедического часа.
Остановимся подробнее на некоторых аспектах работы воспитателя, которой можно выделить два основных направления:
- коррекционно-воспитательное
- общеобразовательное.
Другими словами, воспитатель совместно с логопедом участвует в исправлении у детей речевого нарушения, а также процессов тесно связанных с ними, и, кроме того, осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных массовой программой детского сада. К ним относится умственное, нравственное, патриотическое, эстетическое воспитание детей, привитие им культурно-гигиенических навыков и пр. однако необходимо учитывать, что из двух направлений первое – коррекционно-воспитательное – является наиболее значимым, ведущим, а второе – общеобразовательное – подчиненным.
Коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и контролем логопеда. Его главенствующая роль во всем педагогическом процессе объясняется тем, что он лучше знает речевые и психологические возможности детей, степень отставания каждого от возрастной нормы, динамику всех коррекционных процессов.
К коррекционным задачам воспитателя можно отнести:
- закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда;
- проведение фронтальных занятий по развитию речи (по особой схеме);
- пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов;
- систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей;
- развитие у детей внимания и памяти – процессов, тесно связанных с речью;
- совершенствование словесно-логического мышления ребенка как одной из функций речи;
- развитие у детей артикуляционной и пальцевой моторики, также связанной с речевой функцией.
Остановимся подробнее на содержании и способах осуществления каждой из указанных задач.