Альбом Богоносная Россия
Вступит.слово прот.Артемия
Говорят, что человеческая душа бездонно глубока и только один Создатель видит и знает в совершенстве, что в ней сокрыто. Порой мы сами удивляемся, внимательно наблюдая за собственным сердцем, что рождается в его недрах. Идут годы, вместе с ними меняемся и мы: человек, переоценивая прожитое, оставляет старые вкусы и привычки и, напротив, начинает ценить как сокровище то, мимо чего ранее проходил совершенно равнодушно… Особенно разительная перемена происходит с обретением осознанной и выстраданной жизнью веры. Пройдя сквозь горнило сомнений и очистительный огонь покаяния, христианин выходит на творческий простор мысли и чувства… Он, как заново родившийся, просветлённым оком смотрит на мир Божий. И там, где ранее ему представлялись лишь хаос и игра случая, он видит премудрое действие Промысла и подлинные чудеса. Зрячая и горячая вера дарует чаду Церкви сонм прекрасных друзей — святых угодников Божьих. Когда-то мучившийся неверием разочарованный странник, подавленный мыслью о своём одиночестве, теперь с радостью и трепетом вглядывается в святые лики прежде живших, но столь близких ему по духу подвижников благочестия: преподобных и мучеников, праведных мужей и жён — и согревается молитвенным собеседованием с ними…
Светлана Копылова получила от Бога дар детской, истинной и искренней веры. Вера в Воплощённое Слово и в Церковь всколыхнула в ней прежде затаённое поэтическое чувство. Как отрадно, что исходящее из её женского сердца слово не туманное и неопределённое в его значениях, не вялое и путаное, но простое, ясное и… прекрасное.
Любимые герои Светланы — Царственные страстотерпцы, праведный отрок Артемий, блаженная Матрона Анемнясевская, преподобномученица Елизавета, человек Божий Алексий… Смиренные, чистые, кроткие, любящие, молчаливые, молящиеся, страдающие, умирающие и побеждающие…
Редкий стихотворный жанр баллады избран нашей поэтессой не случайно: он достаточно пространен, чтобы вобрать в себя историческую трагедию целого народа, показать семейную драму в её развитии, а вместе с тем позволяет, в силу своей камерности и лиричности, отразить сокровенные переживания человеческого сердца.
Меня удивляет богатство языкового мышления автора, смелость и свежесть её рифм, тонкое чувство родной речи, в которой органично сливаются в одно русло и церковно-славянская лексика, и простое, ничем не прикрашенное народное слово.
Пусть читатель сам оценит и составит суждение о достоинствах и недостатках произведений, вошедших в первый сборник Светланы Копыловой, но несомненно одно: баллады писаны от сердца, при напряжённой работе ума… Они пробуждают любовь к православной России, горечь о её исторической судьбе… Эта малая книжица, писанная не только чернилами, но и слезами, вводит нас в общение со святыми, чьи пот и кровь удобрили нашу землю, а значит, сильны растопить своими молитвами и самые чёрствые сердца…
Низкий поклон поэтессе за её кропотливые, но не чуждые вдохновения труды…
Настоятель храма Всех Святых,
Что в Красном Селе, в Москве,
протоиерей Артемий Владимиров .
02. Русская земля
Am Dm E7 Am
1 . Куда б меня ни занесла судьбина
G G7 C
И где бы на чужбине ни был я –
E7 A7 Dm
Всё грезятся мне русские долины,
F E7
Всё чудится мне русская земля!
Припев:
Am Dm
Русская земля да колос хлебный
Dm E7 Am
И ручья живой прозрачный взгляд…
Dm G7 C
А в лесу соседнем выше неба
Dm Am E7 Am
Сосны корабельные шумят.
2 . А там, вдали, стыдливые берёзы
Босые ноги спрятали в траву…
И Господа благодарю я слёзно,
Что на земле, на русской я живу…
Припев:
3 . Смотрю я ввысь на небо голубое
И молится сама душа моя…
Хоть небо и в чужих краях такое, –
Мне видится в нём русская земля.
Припев:
4 . Не зря Сама Небесная Царица
Избрала землю русскую в удел…
И мне здесь посчастливилось родиться,
И Родины другой я б не хотел…
Припев:
03. Севастiйская дружина
Dm Gm A7 D7
1 . В армянском городке с названьем Севастия
BЬ7 A7
Была дружина в сорок человек.
Dm Gm A7 Dm
Они таких побед в сражениях достигли,
BЬ7 A7 Dm
Каких ещё не знал четвёртый век.
C F D7 Gm
Но славою друзья гордиться не привыкли,
C F
Неся достойно званье Христиан…
A7 Dm Gm A7 BЬ
Вдруг в город, как чума, язычество проникло,
Gm A7 Dm
На воинов другой имея план.
2 . Языческим богам отряд не поклонился,
И жертву приносить никто не стал.
Схватили их тогда и бросили в темницу, —
В темнице отреклись чтоб от Христа.
Но к Господу они с молитвою усердной
Воззвали, укрепил их чтобы Он…
Вдруг слышат глас с Небес:
— Кто до конца претерпит,
Тот будет в жизни будущей спасён.
3 . Ни лесть, ни кандалы и ни битьё камнями
Решения не изменили их,
Тогда в морозный день
С них всю одежду сняли
И повели на озеро нагих.
А там, на берегу, топилась жарко баня,
Теплом душистым воинов маня,
И вот один из них не вынес испытанья
И тяжкий Крест на баню променял.
4 . Когда же стал мороз губительным для тела, —
С Небес пролился яркий свет рекой:
Он растопил весь лёд,
Вода вдруг потеплела
И стала как парное молоко.
Когда же Небеса их светом одевали,
В ту ночь один из стражников не спал,
И золотых венцов у них над головами
Он только тридцать девять насчитал.
5 . И вмиг прозрев душой, взлелеял он надежду
Спастись с дружиной подвигом одним,
Он стражу разбудил,
Сорвал с себя одежды
И к воинам примкнул сороковым.
Мучители, поняв, что толку не добиться,
Им перебили голени тогда
И, водрузив тела святых на колесницы,
Решили их сожжению предать.
6 . А самый молодой из мучеников смелых —
Его в дружине звали все «сынок» —
Один ещё дышал,
И жизнь боролась в теле
Со смертью, что скосила целый полк.
Родная мать его молила не страшиться,
Чтоб до конца он в вере пребывал,
И на руках своих несла за колесницей,
Пока последний вздох он не издал.
7 . Подвижников сожгли, останки бросив в воду,
Чтоб христиане не собрали их,
И много ко Христу
Пришло тогда народу,
Воспламенившись подвигом святых.
Но вот, спустя три дня, епископ, как воочью,
Во сне увидел мучеников рать,
Блаженному Петру они велели ночью
Собрать останки и земле предать.
8 . Взяв клириков с собой,
Сквозь темень шёл блаженный,
Не зная, как искать ему и где…
Но у самой воды вдруг замер, пораженный:
Все косточки светились на воде.
Епископ, помолясь, собрал благоговейно
Честные мощи воинов Христа…
По их примеру мы да не впадём в безверье
Под тяжестью несомого креста!
04. Божий человек
В столетии четвёртом в древнем Риме
Жил со своей женой Евфимиан.
«Благочестивый» значит это имя,
Пришедшее от греков-христиан.
Евфимиан не придавал значенья
Богатству своему, числу рабов,
Тому, что он у цесарей в почтении,
Лишь уповал на Божию любовь.
Он каждый день кормил сирот и нищих,
За всех скорбящих Господа моля,
И в сутки только раз вкушал он пищу,
Со странниками трапезу деля.
И Бог давал сполна ему, сверх меры,
Но не о том он Господа молил:
С Аглаидой, женой своею верной,
Он много лет наследника просил.
Бог услыхал сердечные призывы,
И вот жена, как подошёл ей срок,
Евфимиану подарила сына,
И Алексием он его нарёк.
Родительское сердце ликовало,
И прославляла Господа душа,
Когда дитя умнело, подрастало…
И незаметно отрок возмужал.
Тогда Евфимиан с женой решили,
Что было бы женить его верней,
И девушку нежнее белых лилий
Нашли ему из голубых кровей.
И в храме Вонифатия святого,
Потупив взор, венчалась с ним она,
И было невдомёк им всем дотоле,
Что Алексий по духу был монах.
Когда ж пришёл он в брачные покои,
То, перстень обручальный сняв, сказал:
«Пусть будет Бог меж мною и тобою» —
И, шёлк персидский завернув, отдал.
И выйдя вон, он Рим покинул тайно,
Сел на корабль не узнанный людьми,
И к Господу воззвал всем сердцем так он:
«О Боже, сотворивший этот мир!
Ты вызволил из матерней утробы
Меня на свет, спаси ж от суеты!
Десного предстояния сподоби
Меня с Тобой, когда так славен Ты!»
И вот, оставшись в городе Эдесса,
Он всё раздал, что было у него,
И на крыльце церковном выбрал место,
Откуда подвиг начался его.
Все подаянья тут же раздавал он,
В неделю лишь однажды хлеб вкушал
И каждый раз со страхом небывалым
На литургии к Чаше приступал.
А дома мать с невесткой ждали чуда,
Ночами бдя, от мира затворясь,
И разослал отец рабов повсюду,
На поиски надеясь и молясь.
И видели рабы те Алексия,
Но не узнали: так он исхудал,
И милостыню кротко попросил он,
И господину раб монетку дал.
Семнадцать лет на паперти провёл он,
В молитве умной время не щадя,
И Божья Мать Свою явила волю,
К привратнику в тончайшем сне придя.
Она велела Божия человека
Ввести в Свой храм, где Ангелов был сонм,
Сказав, что угодил он Богу Света
И почивает Дух Святой на нём.
И указав перстом на Алексия,
Промолвила: «Се Божий человек».
И ввёл привратник в храм его насилу,
И был готов служить ему вовек.
Но скоро разнеслась молва людская,
Обрушив на него девятый вал,
И он решил бежать, куда — не зная,
Но только чтоб его никто не знал.
И снова на корабль взошёл он тайно,
Моля, пусть Бог творит по воле с ним,
И бурный ветер будто бы случайно
Занёс корабль с праведником в Рим.
«Благословен Господь!» — воскликнул странник,
И в дом родной направил он стопы,
А там его отец седой и старый
Для нищих обустраивал столы.
При виде старца сжалось сердце сына,
Но он не смел себя ему открыть.
И разве мог теперь быть господином
Привыкший нищету свою любить?
Евфимиан уж был подслеповатым
И человека Божия не узнал.
Волнуясь, Алексий чуть хрипловато,
Ком прежде проглотив, ему сказал:
«Благословит Господь тебя, раб Божий,
И в Царствии Небесном наградит!
Ты принимаешь странников убогих,
И обо всех душа твоя болит.
Не откажи и мне ты в скромном крове,
Давая в пищу крохи со стола,
Тогда, быть может, странника другого
Господь утешит за твои дела».
И сердце старика затрепетало —
Он вспомнил сына: где-то он сейчас?
И Алексию кров немедля дал он,
И накормил с дороги в тот же час.
Так Алексий в родном остался доме,
Ещё сильней ужесточая пост:
Он видел мать, сражённую бедою,
И ту, которой счастья не принёс.
По вечерам рабы над ним глумились:
В лицо плевали, били по щекам,
На голову ему помои лили…
Но он во всём смирение искал.
Семнадцать лет провёл он в доме отчем,
Внимая Богу всей своей душой,
И прожитую жизнь однажды ночью
Он записал слабеющей рукой.
В соборе в день воскресный христиане
Из алтаря узрели дивный свет,
И голос был: «В дому Евфимиана
Отходит к Богу Божий человек».
Объятые благоговейным страхом,
Все люди пали ниц пред алтарём,
И крестный ход с Царём и Патриархом
Отправился к Евфимиану в дом.
Но сам хозяин был в недоумении:
В его дому никто не умирал.
И высказал тут раб предположение:
«Не тот ли нищий благодать стяжал?»
Евфимиан пришёл к нему и видит,
Что он почил с сияющим лицом,
Держа в руке свой рукописный свиток,
Который и поведал обо всём.
И плакали от радости и горя
Родители с безмужнею вдовой…
А люди исцеляться стали вскоре
От мира, что лилось с мощей рекой.
И жизнь свою оценивая, может,
Замедлим мы её нелепый бег…
Мы в этом мире все — создания Божьи,
А Алексий был Божий человек.
05. Две Марiи
Dm Gm
1 . Жила в Египте девочка Мария,
Dm A7
Жила, цвела и, рано повзрослев,
Dm C
В двенадцать лет ушла в Александрию,
Gm A7
Любовь своих родителей презрев.
Gm A7
И одержима ненасытной страстью,
D7 Gm
Слыла Мария жадной до мужчин,
Dm
И все мужчины были в её власти,
Gm A7 Dm
Не устоял пред нею ни один.
2 . Однажды, оказавшись у причала,
Где был корабль в дорогу снаряжён,
«Меня с собой возьмите! — прокричала, —
От скуки будет каждый мной спасён!»
Смеясь, мужчины согласились, дабы
В дороге веселее было им,
И в долгий путь отправился корабль
В великий город Иерусалим.
3. Был в Иерусалиме славный праздник —
Воздвиженье Честнейшего Креста,
Который обрели на месте казни
Спасителя и Господа Христа.
Мария, оказавшись в этом граде,
Решила храм Господень посетить,
Но шла она туда не Бога ради,
А чтоб опять кого-то соблазнить.
4 . Когда Мария в этот храм входила
С толпою Бога ищущих людей,
Какая-то неведомая сила
Её вдруг оттолкнула от дверей.
Она опять протиснулась ко входу
И вот уже почти туда вошла,
Как в грудь её толкнул незримый кто-то,
И вновь она отторгнута была.
5 . Но, так и не поняв, что это было,
Она опять влилась в людской поток,
И в третий раз неведомая сила
Марию не пустила на порог.
По сторонам сердито озираясь,
Икону вдруг увидела она,
Икону, где Мария, Та, Другая,
Была с Младенцем изображена.
6 . И столько было боли в этом взоре,
Что сердце, где была одна лишь страсть,
Могло остановиться бы от горя,
Когда б к иконе этой не припасть.
Марию словно молния пронзила,
И поняла она, из-за чего
Мария, Та, Другая, не пустила
Её к Кресту, в храм Сына Своего.
7 . И вспомнив жизнь свою в одно мгновенье,
Как цепь порочных адовых кругов,
Мария опустилась на колени
Под тяжестью содеянных грехов,
И распростёрла руки пред иконой,
И каялась пред Богом, не таясь,
А слёзы всё лились из глаз рекою,
С души смывая въевшуюся грязь.
8 . И жизнь свою исправить обещая,
Она молила в храм её пустить,
И ей в ответ Мария, Та, другая,
Кивнула словно: так тому и быть!
И обретя в душе такую лёгкость,
Как будто невесомою была,
Мария вдруг почувствовала робость
И внутрь беспрепятственно вошла.
9 . И видя Крест Страдания Господня,
Мария поняла, как милосерд
Ко всем, кто с покаянием приходит,
Христос-Спаситель, распятый за всех.
Она из храма вышла, понимая,
Что в этом мире больше нет её…
Теперь уже Мария, Та, Другая,
По-новому смотрела на неё.
10 . И голос, от иконы исходящий,
Сказал Марии: «Перейди Йордан,
И если ты смирение обрящешь, —
Блаженное упокоенье дам».
И выполнила свой обет Мария:
Одна, в пустыне, сорок лет жила…
Вот так блудница из Александрии
И чистоту, и святость обрела.
06. Грузинская баллада
Считая годы как по чёткам
Заканчивался век седьмой.
Грузинский царский род почётный
Был славен молодой вдовой.
Княгини бархатные очи
И кроткий нрав, и белый лик
Всех, до руки её охочих,
Неудержимо к ней влекли.
Но Тагине не разменяла
Любовь к супругу своему,
И никому женой не стала,
Оставшись верною ему.
До смерти траурной одежды
Она решила не снимать,
И серебристый смех, как прежде,
В округе перестал звучать.
И опуская очи долу,
Закутываясь в длинный плат,
Она всегда спешила к дому
Тропинкой горной через сад.
Там ждали материнской ласки
И грустных песен по ночам
Её два отрока прекрасных –
Давид и младший Таричан.
И нерастраченной любовью
Она одаривала их –
Похожих на отца до боли –
Молитвы вознося за них.
Она о том молила Бога,
Чтоб не прельстил их этот мир,
И чтоб они ценой любою
Остались добрыми людьми.
Евангелие им читала
И в Божий храм водила их,
И незаметно прорастало
Зерно любви Христовой в них.
И Гласу Божьему внимая,
Что в их сердцах всегда звучал,
Со сверстниками не играли
Давид и младший Таричан.
Влекла их тайная молитва,
Служенье бедным и больным,
И быть бы матери счастливой,
Когда такие с ней сыны…
Но Феодосий – брат вдовицы,
Что был язычникам подстать –
Давно задумал у сестрицы
Её имение отнять.
Сперва он хитростью и лаской
Пытался убедить детей,
Что вера во Христа напрасна
И жить без веры веселей.
Но вырываясь из объятий,
Бежали к матери они:
Зачем, зачем родной их дядя
Нехорошо глядит на них?
И от предчувствий холодея,
Сказала мать ему тогда:
«Всё забери, что мы имеем,
Оставь нам – веру во Христа!»
И ночью, дом родной покинув,
С котомкой лёгкой на плечах
Ушла вдова. И с ней два сына:
Давид и младший Таричан.
Их путь лежал на юго-запад,
Где странников никто не знал.
И детям Тагине сказала:
«Господь нам испытанье дал.
Не бойтесь, коль мы - христиане, -
Бог не оставит нас в беде!»
И милосердные крестьяне
Их приютили в тот же день.
В то время как другие дети –
Князья, такие ж, как они,
На скакунах учились ездить –
Давид и Таричан одни
Пасли овец под солнцем жарким
За две лепёшки и за кров.
И только мать им было жалко,
Что всё худела от трудов.
К ней с пастбищ отроки спешили,
И хижина была как храм:
И вместе радостно им было
Молиться Богу по ночам!
Но Феодосий, чьё именье
Вдруг увеличилось стократ,
Теперь боялся возвращенья
Своих племянников назад.
Он думал, что они отнимут
Его именье, станут мстить…
И чтоб спокойно жить отныне –
Решил племянников убить.
И их искать послал повсюду
Он слуг-язычников своих.
И вот на пастбищах безлюдных
Те в пастухах узнали их.
Тут Феодосий следом прибыл,
Объятья отчие раскрыл
И добрым взглядом одарил их.
Но в сердце алчном дьявол жил.
Давид обрадовался дяде,
К нему навстречу побежал,
И в крепких дядиных объятьях
В мгновенье бездыханен стал.
Увидев меч в спине Давида,
Насквозь прошедший через грудь,
Решился скрыться брат из вида
И схорониться где-нибудь.
Он побежал быстрее лани
Своей судьбе наперекор
С одним единственным желаньем –
Чтоб матери уменьшить скорбь.
Ведь если и его настигнут,
Как пережить всё это ей? –
Смерть одного, другого сына,
Убийцу кровного детей…
Но отрока схватили вскоре,
Когда, запнувшись, он упал,
Рукой недрогнувшею к горлу
Тотчас приставили кинжал…
Он был как агнец пред закланьем,
Моля ему оставить жизнь,
Но беспощадные создания
На просьбу не отозвались.
И прошептал он, умирая:
«Я не уменьшил скорбь твою…
Прости, прости, моя родная,
Быть может, встретимся в раю…»
А пастухи, услышав крики,
На помощь бросились скорей,
Боясь зверей нападок диких
На кротких пастушков-детей.
Тут слуги стали торопиться,
Звать Феодосия, но он
Как вкопанный остановился –
Он был мгновенно ослеплён.
А мать бежала, задыхаясь,
Она поверить не могла:
Не то, быть может, услыхала,
Не так, быть может, поняла…
Казалось ей, что взором ясным
Сейчас развеют злой обман
Её два отрока прекрасных –
Давид и младший Таричан…
Не видел брат её ослепший,
С каким лицом родная мать
Шла ярким днём сквозь мрак кромешный
Глаза сынишкам закрывать,
Как над телами чёрной птицей
Кружила бедная вдова:
Ладонью гладила их лица,
Шептала нежные слова…
Не видел он, но сердце болью
Отозвалось внезапно в нём.
«Прости убийцу, - вдруг он молвил, -
Я каюсь искренно во всём.
Знать, надо было мне ослепнуть,
Чтобы душой своей прозреть,
И чтобы в ней Господь затеплил
Свет веры, а иначе – смерть.
И если Бог твой милосердный
Теперь помилует меня, -
Христианином стану верным!
Прости меня, сестра моя!»
И Тагине, боясь поверить
В произнесённые слова,
С любовью, что нельзя измерить,
Прощенье дать ему смогла.
Прощенье дать и примириться
С тем, кто нанёс такую боль,
И за убийцу помолиться,
Чтоб зрячим брата сделал Бог.
И кровью отрока Давида
Глаза помазала ему,
И Феодосий смог увидеть
Лицо, исполненное мук.
И слёзы потекли ручьями,
Смешавшись с кровью, по щекам,
И капли в бороде сияли,
Как будто в них играл закат.
Крестившись, он раздал именье
И нищим до кончины жил,
И с тайной верой во спасенье,
Во всём покаявшись, почил.
А Тагине жила в затворе
У храма Троицы Святой
С надеждой, что увидит вскоре
Своих детей в стране иной,
Где в сонме мучеников дивных,
Любви Христовой нас уча,
Сияют славою святые –
Давид и младший Таричан.
07. Вратарница
F C
1 . В девятом столетии от Рождества
A7 Dm
Жила близ Никеи честная вдова,
F C
Жила она в пору суровых годин,
Gm A7 Dm
И был у вдовы той единственный сын.
F C
Ещё у вдовы той икона была:
A7 Dm
Пречистая Дева, как солнце, светла,
F C
И был у Пречистой Единственный Сын —
Gm A7
Младенец Иисус — всей земли Господин.
C F
Хранила сей образ ревниво вдова,
C F A7
Но иконоборцев настигла молва,
Dm Dm/C Gm
И к чудной иконе, что солнца светлей,
A7 Dm
Коней еретики погнали скорей.
2 . Её уничтожить задумали вмиг,
Но кроток и мирен Пречистой был лик.
Вонзил тогда воин в икону копьё,
И хлынула алая кровь из неё.
Поруганный образ честная вдова
Прижала к груди своей, еле жива,
И к морю бежала, молитву творя,
А небо окрасила кровью заря.
Вдова окропила сей образ слезой
И медленно в воду ступила ногой,
Простившись с иконой, поймала волну
И образ Пречистой пустила ко дну.
3 . Вдруг видит, — о, чудо, — икона сама,
Поднявшись, ладьёй поплыла по волнам,
И огненный столп до небес высотой
Пролился струёй от иконы святой.
Однажды монахи из Иверских мест
Увидели столп высотой до небес,
К иконе на лодке поплыли они,
Но образ, казалось, монахов дразнил:
Он то приближался, то вновь уплывал,
Но Бог по молитвам его даровал:
Явилась Пречистая старцу во сне,
За ней чтоб без страха пошёл по волне.
4 . Наутро монахи, на берег придя
И снова на море икону найдя,
Всей братьей молились, дав волю слезам,
И с верою старец пошёл по водам.
Икону сподобившись в руки принять,
Отец Гавриил стал её целовать,
Три дня и три ночи в часовне без сна
Молитвой живой прославлялась Она.
В часовне, где образ чудесный тот был,
Сладчайший источник целебный забил.
Икону Пречистой в собор отнесли,
А утром её на воротах нашли.
5 . Наверно, в соборе не нравилось Ей,
И так повторялось в теченье трёх дней,
Явилась Пречистая старцу во сне,
Сказав, что не хочет заботы о Ней.
— Я буду Сама монастырь охранять,
Пока Я в обители — вам благодать! —
Так братья с Афона покой обрели
С тех пор, как икону на море нашли.
В девятом столетии от Рождества
Жила близ Никеи честная вдова,
Жила она в пору суровых годин.
Почил на Афоне монах — её сын.
08. Раскаявшийся грешник
Dm Gm
1 . В конце тринадцатого века
Dm
Среди Черниговских равнин
Gm A7
Стояла маленькая церковь,
Dm
Куда ходили мать и сын.
Gm
Отец, хоть был ещё нестарым,
Dm
Уже покинул бренный мир,
Gm A7
Но вот и матушки не стало,
Dm
А без неё и свет не мил.
2 . Лишь только в церкви, пред иконой,
Мог сын утешиться сполна:
Была от матушки покойной
Благословением она.
Лик Богородицы Марии
Был вновь лампадой освещён,
Теперь он сам пред Ней молился,
Молитвой матери взращён
3 . Но годы шли, и мир менялся,
И он о матери забыл,
Но всё ж, куда б ни отправлялся,
Он в эту церковь заходил.
И как-то раз, задумав злое,
Греховным помыслом прельщён,
Перед иконою святою
Привычно стал молиться он:
4 . — О, Благодатная Мария! —
Он восклицал, — Господь с Тобой! —
Вдруг словно вспышка озарила
Лик Богородицы Cвятой,
Она смотрела прямо в сердце,
И он уже не помнил слов,
А из открытых ран Младенца
Живая заструилась Кровь.
5 . — О, Госпоже, кто это сделал? —
Не мог узнать он голос свой.
С иконы отвечала Дева:
— Грехами ты распял Его!
И возопил от горя грешник,
И слёзы хлынули из глаз,
И жизнь его, как ад кромешный,
Ему открылась в тот же час.
6 . И умоляя о прощеньи,
Он вспомнил вдруг родную мать,
И в то же самое мгновенье
Его коснулась благодать.
А Божьей Матери отрада —
С любовью миловать людей:
Она — Нечаянная Радость
Для тех, кто гибнет от страстей.
09. Печальник земли Русской
В одной богобоязненной семье
Из знатного боярского сословья
Младенец родился – Варфоломей
В четырнадцатом веке близ Ростова.
Ещё во чреве матери своей,
Когда она храм Божий посещала,
Случилось, что дитя в один из дней
Во время литургии вдруг вскричало.
То было трижды: первый раз едва
Успел открыть Евангелие клирик,
На песне Херувимской и словах,
Что авва после «Отче наш» воскликнул.
Весь женский пол Марию обступил -
Та от испуга чуть жива стояла:
Ещё такого прежде не бывало,
Младенец чтоб в утробе возопил.
Придя домой, заплаканная мать
От мужа ничего не утаила
И строгий пост решила соблюдать
Пока Варфоломея не родила.
Всё выслушав, супруг её Кирилл
Увидел в этом чуде Божью милость,
И если будет сын, /что и случилось /, -
То Богу посвятить его решил.
Ну, а малыш стал дальше удивлять:
Ни в пятницу, ни в среду грудь не брал он,
И если вдруг вкушала мяса мать,
Тогда дитя и вовсе голодало:
Головку отворотит от груди
И вскинет к небу очи голубые…
И кажется Кириллу и Марии,
Что их дитя по-взрослому глядит.
Когда Варфоломей подрос слегка,
В нём кладезь милосердия открылся:
То выпустит кусачего жука,
Что под дубовой лавкой заблудился,
То, став постарше, встретит бедняка
И даст ему свою рубашку даром…
Ведь заповедь Господня так легка:
Ему и братьям мать о том читала.
Когда семь лет исполнилось ему,
Родители дитя отдали в школу.
Но сколько б ни давал труда уму –
Учитель был всегда им недоволен.
Варфоломей смышлёным вроде рос,
Старательным… Но - чтенье не давалось!
И в классе все над отроком смеялись,
Порой не обходилось и без розг.
Он всей душой стремился изучить
Писание, Псалтирь – святые книги…
Но буквы в слово не умел сложить,
Неся сей груз, как тяжкие вериги.
Стефан, брат старший, да и младший Пётр
Учились без труда: легко, успешно,
И отрок восклицал: «Какой я грешный,
Что грамоты не знаю до сих пор!»
В один из дней послал его отец
Разыскивать коней на дальнем поле.
Он шёл тропинкой узкой через лес,
И мысли были все его о школе.
Но ни на дальнем поле, ни вокруг
Пропавших жеребят не видно было,
Уже к закату солнышко клонило…
И тут Варфоломей увидел вдруг
Фигуру старца в чёрном облаченьи:
Под древним дубом он стоял, молясь,
И отрок, помешать ему боясь,
Остановился робко в отдаленьи.
Тот жестом подозвал его к себе,
Благословил и с доброю улыбкой
Спросил: «Что, чадо, надобно тебе?»
И тут Варфоломей, по-детски пылко
Открыл ему, что всей своей душой
Он грамоте желает научиться,
И попросил монаха помолиться
С надеждою и верою святой.
Монах возвёл глаза с молитвой ввысь,
И в светлый лик лицо преобразилось…
Варфоломея сердце так забилось,
Что слёзы почему-то полились…
И он, уже не помня, что шептал,
По-детски просто к Господу взывая…
И так они молились: млад и стар,
На Божье милосердье уповая.
Монах достал ковчежец, и со дна
Извлёк частичку маленькую хлеба:
Как знамение благодати с неба
Была просвирка отроку дана.
С благоговеньем хлеб святой он взял,
Что сладок был, как мёд из Палестины,
И черноризец так ему сказал:
«Постигнешь, чадо, грамоту отныне».
Когда ж в дорогу собираться стал
Блаженный старец, отрок, не желая
С ним расставаться, на колени пал,
У них остановиться умоляя.
Тот согласился и пошёл за ним.
И кони вдруг откуда-то явились…
Отец и мать навстречу вышли им
И гостю дорогому поклонились.
Но прежде угощения монах
Духовной пищи предложил вкусить им:
Раскрыл Псалтирь и, прямо как учитель,
Читать – Варфоломею подал знак.
Боясь начать, ослушаться боясь,
Перекрестившись, отрок начинает…
Знакомых букв таинственная вязь
Сплетается в слова… и он читает!
Читает! И душа его летит…
И голос всё увереннее льётся…
И вот уж мать от радости смеётся,
Забыв, что это всё-таки Псалтирь!
Когда же гость собрался уходить,
Родители спросить его решили
Про сына: как бы мог он объяснить
Тот троекратный крик на литургии.
И он, прощаясь с доброю четой,
Сказал, давая им благословенье:
«Ваш сын – обитель Троицы Святой,
И многих приведёт он ко спасенью».
Тут дивный старец вышел из ворот
И вдруг исчез… Пропал в одно мгновенье!
Лишь розовел за речкой небосвод…
Не Ангела ли было посещенье?
В те времена татарская Орда
Русь обложила данью непосильной.
Коснулась и родителей беда:
Пред ханом были все тогда бессильны.
И скоро разорённая семья
Покинула Ростовские предместья
И в Радонеж на поиски жилья
Отправилась, как многие семейства.
Стефан, брат старший, да и младший Пётр
Супружескую жизнь себе избрали,
И лишь Варфоломей не знал печали,
Что неженатым ходит до сих пор.
Один Господь, Чьё имя навсегда
Запечатлелось на скрижалях сердца,
Был, словно путеводная звезда,
Светившая Варфоломею с детства.
И он мечтал монашество принять,
Уйти в леса и жить во славу Бога…
Но мать с отцом просили подождать
И послужить им здесь ещё немного.
Варфоломей послушным был всегда
И волю стариков как Божью Волю
Воспринял со смиреньем и любовью,
Всего себя родителям отдав.
Их смерть была тиха, светла, мирна…
Покровский монастырь им стал приютом.
Монашество приняв в его стенах,
Они там и покой нашли под спудом.
Меж тем Стефан, брат старший, овдовел
И тоже стал искать уединенья,
И вот два брата приняли решенье –
Идти в леса искать себе удел.
По девственным путям судьба вела
Их в поисках заветного местечка,
И вдруг открылась местность им за речкой,
Которая как маковка была.
И на холме на этом средь лесов
Решили братья выстроить жилище:
Рубили ели, позабыв про сон,
Дары природы потребляя в пищу.
Пустыня. Ни одной души кругом…
Сбываются заветные желанья!
По их святым молитвам и старанью
Растёт церквушка рядом с шалашом.
Когда ж настало время освящать
Воздвигнутый трудами сруб еловый,
Тут молвил младший брат: «Тебе решать,
В честь праздника назвать или святого!»
Он даже не посмел ему сказать,
Привыкший волю отсекать всецело,
Что в честь Святыя Троицы назвать
Хотел бы он бревенчатую церковь.
Но в сердце сохранил Стефан своём
Родителей рассказ и слово старца,
И, улыбнувшись, он ответил братцу:
«В честь Троицы Святыя назовём!»
Но, может, не горела так душа
Стефана, как душа Варфоломея,
И, может, подвиг сей за шагом шаг
Не мог Стефан осилить в полной мере,
Но только, как его ни утешал
Варфоломей, как ни просил остаться, -
Стефан другую жизнь себе избрал:
В монастыре московском подвизаться.
Зато Варфоломей не на словах
От глаз людских в лесу уединялся
И вскоре с миром навсегда расстался,
Игумена для таинства призвав.
Пришёл игумен и его постриг
И имя Сергий дал ему по святцам.
Немногим было юноше за двадцать,
Когда настал тот долгожданный миг.
Благоуханьем дивным лес дышал,
И Дух Святой осиявал монаха…
А он себя молитве отдавал,
Стремясь к Творцу без ропота и страха.
Нередко гость захаживал к нему –
Медведь, с которым трапезу делил он,
А по ночам, прорезывая тьму,
Визжали и смердели злые силы.
Но непонятно, как в глуши такой
Молва о нём могла распространиться? –
Но вот пришёл один, пришёл другой
Отшельнической жизни поучиться…
И скоро уж двенадцать человек
Построили себе с ним рядом кельи.
Игумена другого не хотели
И упросили взять над ними верх.
Но и приняв игуменство, он был,
Слугою всем, на сан свой не взирая:
Шил, кашеварил, за водой ходил,
Колол дрова, усталости не зная…
Прощай, уединения пора!
Знать, не без воли Божьей так случилось,
И постепенно Маковец-гора
В обширный монастырь преобразилась.
Порою было нечего им есть,
И как-то раз монахи возроптали,
Ведь труд им приходилось тяжкий несть,
А сил без хлеба просто не хватало.
Ну, а просить – Игумен воспрещал,
Надежду лишь на Бога возлагая.
И вдруг в ворота кто-то постучал:
Кто там? – Повозки! Кто прислал? – Не знают…
В повозках – хлеб горячий, молоко,
И рыба, и различные припасы…
Молись – и всё управит Добрый Пастырь
Своею всемогущею рукой.
Однажды стали иноки всерьёз
Роптать, что далеко уж речка слишком,
Что тяжело таскать им водонос,
И надо было строиться поближе!
И руки свои к небу возведя,
Игумен Сергий так взмолился к Богу,
Что источилась перед ним вода,
Из-под земли ища себе дорогу.
Один епископ ехал как-то раз
В Москву, но по пути остановился.
На монастырь воззрев, перекрестился
И Сергию поклон послал. Тотчас
Игумен Сергий совершил поклон,
В ту сторону, за девять верст, ответный,
И удивлялась братия, как он
За девять вёрст всё видел и всё ведал.
Молва о нём, как бурная как река,
Неслась во все окрестные долины,
И вот пришёл мужик, держа в руках
Болящего единственного сына.
Но не успел он с рук спустить его,
Как отрок перестал дышать и замер…
Отец залился горькими слезами,
Не веря, что сынишка неживой.
В отчаяньи он старца упрекнул,
Что тот не оправдал его надежды,
Что лучше б его отрочек безгрешный
В своей постельке навсегда уснул!..
И Сергий, разделяя эту боль,
Хоть виноват пред ним он вовсе не был,
Готовый на прощенье и любовь,
Вознёс свою молитву тотчас к небу.
И дрогнула на мертвенных щеках
Тень от ресниц, сердечко застучало,
И ожило возлюбленное чадо
В мозолистых отеческих руках!
Ах, как отец его благодарил!!!
А сатана ещё сильнее злился:
Он изо всех своих нечистых сил
Разрушить монастырь его стремился.
И вот Стефан приехал навестить
Игумена. Увидел всё - и ахнул!
И дьявол мысли гордые вложить
Сумел тогда московскому монаху.
-Кто здесь игумен? – говорил Стефан, -
Не я ли первым основал обитель?
Но Сергий не искал ни этот сан,
Ни почестей. И всё, что брат увидел, -
Господь дал по смирению ему.
И, чтоб Стефан сумел достигнуть цели,
Он, не сказав ни слова никому,
Ушёл в чём был, куда глаза глядели.
И очень скоро на Киржач-реке
Построил Сергий новую обитель.
Но братия скучала вдалеке –
Она ведь так Игумена любила!
И сообща задумали они
Идти просить о нём митрополита
Сказав, что уж не могут больше жить так,
Когда их духовник вдали от них.
Митрополит тогдашний Алексий,
Их выслушав, решил, что будет верно
Игумена вернуться попросить:
Приказывать – он счёл излишней мерой.
Но Сергию что просьба, что приказ –
Он был всегда примером послушанья.
И вот настал тот долгожданный час,
Что следовал за длительным скитаньем,
Когда врата Обители родной
Открылись настежь пред смиренным старцем,
И всем хотелось плакать и смеяться,
Касаясь целованьем его ног.
Митрополит в летах преклонных был,
И для себя замену подбирая,
Давно уж выбор свой остановил
На Сергии. Но Сергий, не взирая
На этот раз не просьбу, а приказ,
Решительно от сана отказался.
Митрополит лишь только удивлялся,
Ну, кто б ещё решился на отказ?
Но Сергий, так любивший нищету,
Не захотел менять её на злато,
Он был по духу рядовым солдатом,
И Бог его возвёл на высоту.
Однажды рано утром, на заре
Игумен Сергий литургию правил,
Вдруг иноки узрели в алтаре,
Как муж какой-то служит рядом с Аввой..
Но в монастырь никто не приезжал,
И после службы вышел только Сергий…
И иноки почувствовали сердцем,
Что рядом с ним не просто муж стоял.
И тот, что посмелей, спросил тогда:
Скажи нам, отче, кто служил с тобою?
Не ангел ли? – Да, братие, не скрою,
Он помогает мне служить всегда.
И старец по смиренью своему
Просил о том не разглашать монахов.
И расходилась братия со страхом,
Не говоря об этом никому.
А между тем, татарская Орда
Заполнила, казалось, все пределы,
И тучей неизбежности висела
Над Русью Православною беда.
Бесправие, насилие врагов
Царили под Мамаевым началом,
А Русь многострадальная молчала,
Смиренно ожидая смельчаков.
И, наконец, один Великий Князь
Решил с поганым полчищем сразиться,
Но прежде, сев на белого коня,
Поехал в монастырь – благословиться.
То был Димитрий, в будущем - Донской.
- Благослови на бой, - сказал он старцу.
- Благословить на кровь не так легко,
Но за родную Русь нельзя не драться.
Молебен был отслужен. Сергий знал,
Что битва будет трудная с Мамаем,
И схимников двоих в подмогу дал,
Димитрию победу предрекая.
Благословляя на жестокий бой,
Шепнул ему: «Ты победишь, Димитрий!»
И, вдохновлённый, тот пошёл на битву,
Ведя своих героев за собой.
И в первой схватке схимник Пересвет,
Сразив мурзу-ордынца Челубея,
Пал от копья, лишь об одном жалея,
Что мало на себя он принял бед.
Пал схимник Александр Пересвет,
Был ранен и второй – Андрей Ослябя,
А Сергий всё молился неослабно
За тех, кого в живых уж больше нет.
И духом прозревая павших, он
Их имена произносил святые,
И кровь текла рекой, впадая в Дон,
Венцы им намывая золотые…
В тот день великий было Рождество
Пречистой Девы, что Своим покровом
Незримо покрывала всех, кого
Вела на небо с Поля Куликова.
И пусть победа дорого далась,
Но всё ж качнулось иго вековое,
И Русь Святая ожила душою,
Хотя с колен не скоро поднялась.
А Сергий жил в Обители своей,
Что вскоре стала Лаврой называться -
И ночью раз молящегося Старца
Свет осиял, что солнца был светлей.
Он только что акафист прочитал
Пречистой Деве, как спустя минуту
Увидел в неземном сияньи чудном
Её Саму. Тут в страхе ниц он пал…
В волнении дыхание зашлось,
А рядом с Нею – Иоанн и Петр,
Но к старцу прикоснулась Матерь Света
И молвила, и миро разлилось:
-Не бойся, Мой избранниче, но знай
Услышана твоя молитва ныне,
Обитель эта Мне теперь дана,
И будет Мой покров над ней отныне.
Сказала так – и стала не видна,
Лишь дивный аромат в убогой келье
Вновь убеждал, что Чистая Жена
Была здесь наяву, на самом деле.
Свидетелем сего стал ученик,
Что в ужасе не мог подняться с пола,
И преподобный Сергий вместе с ним
Всю ночь молились до седьмого пота.
И к Богу приближаясь всей душой,
Игумен восходил от силы в силу.
«Ваш сын - Обитель Троицы Святой» –
Не зря его так в детстве окрестили.
И вот теперь, жизнь долгую пройдя,
Он таял, словно свечка восковая,
И телом становился, как дитя,
Душою же, напротив, возрастая…
И было откровение ему, -
Узнал Игумен день своей кончины,
И братию созвал, чтоб самому
Определить приемника по чину.
Так Никону он Лавру передал –
Он был учеником его любимым, -
И Господу обет молчания дал,
Ведь у него ещё полгода было.
Не пропускал он службы ни одной,
Казалось, только службой и питался.
Но вот Игумен сделался больной,
И поняли: не станет скоро старца.
В последний раз собрав учеников,
Последнее всем дал он поученье:
Для каждого - немного добрых слов,
Для каждого – своё благословенье.
Кто даст теперь такую им любовь?
Кто их теперь утешит добрым словом?
Кто понесёт их немощи и боль?-
Как не ищи, им не найти такого!
С любовью глядя на своих детей,
Он утешал их в неизбывном горе,
А голос становился всё слабей,
Как будто растворялся в слёзном море.
И приобщился он Христовых Тайн,
И Господа призвав и Божью Матерь,
Всех чад Им поручив на все лета,
Закрыл глаза, себе уже внимая.
-В Твои я руце предаю мой дух,-
Он тихо молвил, обращаясь к Богу, -
К Тебе, Отец небесный, я иду,
К Тебе – моя последняя дорога.
*******
Там, где росли дремучие леса,
Где Маковец когда-то выбран славный,
Теперь есть город – Сергиев-Посад,
И в нём сияет Сергиева Лавра.
А в Лавре, средь других, есть белый храм,
И назван он в честь Троицы Святыя,
В том храме рака есть из серебра,
И мощи Старца в ней лежат честные.
С тех пор прошло уж с лишним шесть веков,
Но каждый день течёт река людская
В Обитель, на которую Покров
Небесная Царица опускает.
И слыша перезвон колоколов,
Я думаю: что с нами будет завтра?
Как надо жить, чтоб сердца вечный зов
Колоколами отзывался в Лавре!..
Смиренное дитятко
Поиск по сайту: