Диалектический материализм — общая теория познания объективного мира. Основные положения философского материализма заключаются в следующем: материальность мира, познаваемость мира и общественная практика; диалектический материализм находит свое отражение в развитии географической науки и практике природопользования.
Основными положениями материалистической диалектики являются: целостность и единство мира, всеобщность связей и зависимостей, непрерывность движения, изменения и развития.
Материализм (диалектический) —одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия. Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно.
Идеи материализма противостоят идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление, т. е. дух существовал прежде природы.
Диалектика — учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в следующих трех законах:
— законе перехода количественных изменений в качественные,
— законе единства и борьбе противоположностей,
— законе отрицания отрицания.
Законы диалектики можно конкретизировать на различных географических объектах, явлениях, процессах (привести примеры 3 законов диалектики.) :…..
Воздействие человеческого общества на природу лесостепной и степной зон.
Лесостепь и степь — географические зоны, в формировании которых роль антропогенного фактора особенно велика, поскольку давность освоения и воздействия сочетается здесь с широкими размерами хозяйственного освоения территории.
Запад лесостепной зоны является родиной земледелия на Восточно-Европейской равнине, возникшего здесь в раннем неолите. Археологические раскопки дают основания утверждать, что уже в 3-2 тысячелетии до н. э. на Правобережной Украине существовала не девственная, а сильно нарушенная, измененная человеком лесостепь.
Распаханная степь через несколько лет забрасывалась, превращалась в залежь, которая вскоре приобретала облик вторичной типчаково-ковыльной целины. Именно такая вторичная степная целина встречалась преимущественно в Заволжье и Западной Сибири до начала 50-х гг. ХХ в. — массовой распашки целинных земель.
Помимо распашки, в изменении природы лесостепной и степной зон большую роль сыграло скотоводство. Отрицательное воздействие пастьбы начинает сказываться лишь при усиленном выпасе.
Сходное с пастьбой воздействие на степной травостой оказывает сенокошение, в результате которого, как и при пастьбе, нарушается мертвый растительный.
Очень мощным фактором воздействия человека на природу лесостепной и степной зон являются палы (огонь). Первоначально они использовались первобытным человеком для охоты на животных, а с развитием земледелия и скотоводства палы стали применяться с целью улучшения пастбищ и как подготовительное мероприятие к распашке целины
Вместе с тем, искусственное сведение лесов и распашка занимаемой ими ранее территорий существенным образом изменили поверхностный сток, влажность почвы и микроклимат местности. Короче стал период снеготаяния, уменьшились подземный сток и влажность почвы, половодье рек стало более бурным и кратковременным. Одновременно с этим резко возрос смыв почв, началось энергичное оврагообразование.
Овраги — неизбежный бич пахотных земель лесостепной и степной зон при низкой культуре земледелия. Совершенно новым явлением стали пыльные бури, во время которых с пашни выдуваются и переносятся в другие районы огромные массы плодороднейшего мелкозема
Иным стал и животный мир лесостепной и степной зон. Полностью истреблен степной подвид тарпана, оттеснена в полупустыню антилопа сайгак, сурок известен сейчас только в нескольких колониях.
В итоге хозяйственной деятельности человека произошла коренная перестройка всех компонентов ландшафтных комплексов лесостепной и степной зон.
Под влиянием деятельности человека произошло смещение лесостепной и степной зон в северном направлении.