От физико-географам требуется обоснованный прогноз последствий вмешательства человека в природную среду.
Проблем, которые затрагивают разные слои населения, множество на территории различных государств. До последнего времени их решали отраслевые специалисты преимущественно в интересах какой-либо одной отрасли хозяйства: ради получения наибольшего количества энергии, ради добычи древесины, ловли обитателей водной среды и т. п. Географы уже участвуют и решении проблем использования Байкала, нижней Оби, Волго-Каспия, Белорусского Полесья и многих других.
И до ныне крупные промышленные предприятия приходится воздвигать в необжитой местности. Это случается каждый раз, когда там находятся богатые залежи руды или топлива, или на мощной реке удобное место для гидростанции, или незамерзающий порт. Иногда появляется возможность подвести орошение в ранее бесплодную пустыню и создать в ней новый оазис. Во всех таких случаях помимо чисто производственных запросов встает и вопрос о людях. Ведь в каждый новый промышленный центр или сельскохозяйственный район придут десятки тысяч рабочих, сотни тысяч членов их семей. Им нужно предоставить условия для здорового, культурного труда, а также и отдыха. Нужно заранее установить, возможно ли это в естественных условиях без существенного нанесения урона природной среде. И если проведение подобных мероприятий может коренным образом отрицательно сказаться на природе, то целесообразнее трезво взвесить, стоит ли осваивать новое месторождение, строить гидростанции на нынешнем этапе.мы для того и осваиваем новые районы, чтобы создать для всех людей хорошие условия жизни, наряду с сохранением данных нам даром природных богатств. История со строительством Чернобыльской АС в районе расположения тектонического разлома и грозной аварией в 1986 году, яркое напоминание человечеству, насколько требуется всесторонний расчет «за» и «против» в решении таких вопросов, стоивших гибели сотен тысяч людей.
Когда планируется водохранилище, то на его окрестности надо смотреть не как на «районы, прилегающие к зоне затопления», а помнить, что отныне население будет здесь жить, благодаря возникновению новых промышленных центров, окружающих новую электростанцию, в условиях существенно поной среды, служить новой экономической цели, достигать ее средствами непривычного производства, вывозить ее продукцию но новым транспортным, а в значительной степени, водным путем. Население мало «разместить» на новых местах, надо научить и приучить его к новому образу жизни, подсказать ему новые организационные формы трудовых, бытовых и культурных объединений, создать новые навыки и потребности, не порывая, по возможности, со всем хорошим и здоровым, что было воспитано традицией.
Несомненно, районная планировка является существенном областью приложения сил географов, причем областью поистине неограниченной емкости.
В Германии существует особая отрасль физической географии — «уход за ландшафтом». Первоначально перед ней ставилась ограниченная цель — поддержания эстетической ценности ландшафта, но красивым считалось то, что продуктивно. Впоследствии по мере роста хозяйственных возможностей Германии, появились новые термины — «оформление ландшафта», «возделывание ландшафта», т. е. самый смысл этих слов свидетельствовал, что речь идет уже не об уходе, а о коренном преобразовании ландшафта.
В работы по преобразованию ландшафта входит и такая операция, как рекультивация горных выработок. При добыче строительных материалов, угля, торфа, руды открытым способом остаются глубокие котлованы, которые никак не используются. А рядом образуются горы (терриконы) до 100 мвысотой из отсыпанной вскрыши. Горы эти тоже совершенно бесплодны и обладают хаотическим рельефом беспорядочно насыпанных куч и гребней. Для борьбы с отвалами немецкие специалисты и разработали систему рекультивации. Перед земляными работами бульдозерами сгребается в сторону вся почва. Затем горная порода удаляется, отвозится на отведенные для этого поля и насыпается в виде высокого плато. Плато разравнивается, после чего на него возвращается снятая и сохраненная почва. На новом высотном уровне восстанавливаются поля или леса или строительные площадки новых городов. Склоны возвышенности удобны для разбивки парков. Котлован обычно затопляется, берега его благоустраиваются, и он сам отводится под рыборазведение или на нем создается прогулочная или спортивная база. Леса настолько хорошо приживаются на отвалах, что через 10—15 лет на них начинают формироваться почвы, свойственные данной природной зоне, и из соседних местностей туда перекочевывают звери и птицы.
Подобные работы производятся и в других странах: в США, Англии, Чехии Словакии, Польше. Обычно горнопромышленные компании уже законом обязываются рекультивировать нарушенные ими площади. В государствах СНГ эта проблема очень назрела, и это еще одно поле деятельности для физико-географов. Много вопросов к физико-географу и у градостроителя. При постройке нового города возникает вопрос о площадке. Она должна представлять относительно ровное пространство земли, достаточно большое для его перспективного роста и располагаться на реке, озере или иметь обеспеченные источники чистой воды, опять-таки с перспективой на много лег вперед. Наличие в окрестностях зеленой зоны, мест отдыха или возможности создания таковых являются важным условием нормальной и здоровой жизни города.
На какой окраине располагать теплоэлектроцентрали и дымящие или дурно пахнущие предприятия, чтобы они оказались под ветром и ниже, по реке по отношению к жилым кварталам, какое количество грунтовых вод можно потреблять, как выгоднее по отношению к солнцу и ветру поворачивать фасады зданий, какого типа жилые дома строить при данном климате, где располагать самые высокие здания, чтобы внешний вид города наиболее выиграл, какие районы отвести под парки и какими породами, хорошо приживающимися в округе, их засаживать, —здесь так же, как в предыдущих вопросах, возможна разная степень участия физико-географов — от консультации, через экспертизу проектов до прямого участия в проектировании.
Подобную же картину мы имеем и в деревне. Там участие физико-географа нужно скорей всего в мелиорации.
Кто, кроме физико-географа, определит, сколько воды потеряется на испарение при орошении на пути от далекого источника, сколько ее впитается в грунт, какие от этого будут отрицательные последствия: заболачивание, засоление, просадки, оползни? Кто установит границы новых орошаемых хозяйств и их потребность в воде? Кто установит причину заболачивания пойм и подскажет методы их осушения. Географы предложили многие методы закрепления песков пустыни с помощью растительности, защиты дорог и каналов, создания в пустыне пастбищ, они явились инициаторами движения за террасирование склонов Молдавии, движения, позволившего превратить в сады и виноградники многие бесполезно пропадавшие ранее земли.
В последние годы в физической географии обособилось и быстрыми темпами развивается новое направление — антропогенное ландшафтоведение, предметом которого является изучение антропогенных ландшафтов.