Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

УЧЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 16 страница



Так начинает складываться дисгармоничная структура личности ребенка. В сознании — высокая самооценка, вы­сокие притязания, далеко выходящие за рамки действи­тельных возможностей, желание во что бы то ни стало быть на уровне своих мнимых возможностей как в своих собственных глазах, так и в глазах других людей. В обла­сти бессознательных психических процессов — неуверен-

* Несколько отступая от последовательности изложения, следует ска­зать, что не всякое расхождение между уровнем притязаний ребенка и его возможностями приводит к аффективному конфликту. Напротив, если такое расхождение лежит в определенных пределах и осознается ребенком, оно не только не является аффективным, но выступает даже в качестве условия, необходимого для развития личности. В этих случаях правильнее говорить не о конфликте между притязаниями и возможно­стями ребенка, а о наличии между ними движущегося противоречия.


ность в себе, которую ребенок не хочет допустить в созна­ние.

В угоду сохранения сознательной самооценки искажа­ется вся психическая жизнь ребенка: он перестает адекват­но воспринимать окружающую действительность и адек­ватно на нее реагировать (отвержение неуспеха и перекла­дывание ответственности за него на других людей и объективные обстоятельства). Таким образом, аффект не­адекватности является и показателем «рассогласованно-сти» в структуре личности ребенка и, какмы это увидим в дальнейшем, источником ее искаженного формирования.

Наблюдения за детьми, «страдающими» аффектом неа­декватности, показали, что длительное пребывание в по­добном состоянии отнюдь не безразлично для последующе­го формирования их личности. Ребенок становится слепым и глухим по отношению к опыту и еще больше утверждает­ся в ложном представлении о себе и своих возможностях. Неадекватное поведение аффективных детей вызывает раздражение окружающих, частые выговоры, наказания, желание доказать их неправоту. Эти реакции усиливают неадекватность детей, побуждают к самоутверждению. Постоянная фиксация на себе создает у аффективных ре­бят устойчивую направленность личности «на себя», на свои интересы и противопоставляет их другим людям, де­тскому коллективу.* При этом направленность «на себя» совсем не обязательно сознательно принимается ребенком. Она проявляется в поведении, хотя в круг признаваемых ребенком ценностей могут входить прежде всего интересы коллектива.

Аффективные дети обладают и многими другими осо­бенностями личности. Чаще всего они эгоистичны, обид­чивы, упрямы, подозрительны;их характеризует недовер­чивое отношение к другим людям, замкнутость, заносчи­вость и пр. Иначе говоря, присущие им первоначально аффективные формы поведения закрепляются как при­вычные, а затем и как черты характера.

С возрастом у одних детей возникает потребность оп­равдать свои особенности, и тогда они начинают «превра-

* Экспериментальные исследования по изучению направленности лич­ности показали, что подростки с общественной и деловой направленно­стью, в отличие от подростков с личной направленностью, как правило, не обнаруживают аффекта неадекватности.

щать пороки в добродетели», т.е. относиться к ним как ценностным. В этих случаях «рассогласованность» между сознанием и поведением, казалось бы, исчезает. Однако в действительности она остается, ибо у таких детей постоян­но возникают конфликты с окружающими людьми, сомне­ния и чувство неудовлетворенности, связанное с кажущей­ся недооценкой значимости их личности. Другие дети про­должают сознательно принимать усвоенные ими нравственные ценности, которые, находясь в конфликте с особенностями их личности , вызывают у этих ребят посто­янный разлад с собой. В результате из детей с непреодо­ленным аффектом, на который, как снежный ком, навер­тывается весь их последующий жизненный опыт, форми­руются люди, всегда находящиеся не в ладу с окружающими и с собой, обладающими многими отрица­тельными чертами характера, особым мироощущением и мировоззрением. Нередко из таких детей выходят люди социально неадаптированные, склонные к преступлениям.

Т.А. Флоренская (1974) на основании эмпирического материала, полученного в процессе экспериментального и клинического исследования учеными разных научных на­правлений и школ (сотрудниками нашей лаборатории;

Н.Г. Норакидзе — принадлежащим к узнадзовской школе психологии установки: К. Хорни — представителя психоа­налитического направления в Америке), пришла к выводу, что в настоящее время можно вполне обоснованно утверж­дать наличие особой структуры гармонической личности и личности конфликтной, дисгармоничной. Она сопоставила полученные этими учеными данные и установила, что аф­фективных , социально неадаптированных людей, в отли­чие от людей неаффективных, характеризуют некоторые общие им все черты. Для них характерно разное отноше­ние к себе и другим (общественное у первого, личное, эго­истическое, у вторых), разное соотношение внутренних психических компонентов ( например, самооценки и при­тязаний) , разная характеристика их эмоциональной сфе­ры: постоянная неудовлетворенность собой и окружающи­ми у людей с дисгармонической структурой личности, гос­подство у них плохого настроения, подавленности, тревожности и пр. и отсутствие этих особенностей у других людей.

9*


Кроме того, Т.А. Флоренская справедливо подчеркива­ет, что все указанные черты не рядоположены. Централь­ным звеном, с ее точки зрения, выступает эгоцентризм и связанный с ним эгоизм. Это положение представляется нам справедливым, так как именно направленность лично­сти (на себя или на других) составляет центральную ха­рактеристику человека как социального индивида.

Правда, не всегда эгоистическая направленность при­водит человека к внутреннему конфликту и аффекту неа­декватности, точно так же как самоуверенность сама по себе не вызывает в случаях неуспеха острых эмоциональ­ных срывов; к ним приводит лишь завышенная самооцен­ка, сопровождающаяся неосознаваемым чувством неуве­ренности в себе. Личная, эгоистическая направленность, если она сознательна принята субъектом и не противоре­чит его нравственным чувствам и убеждениям, не приво­дит к внутренней противоречивости личности, а следова­тельно, и к конфликту человека с самим собой. Опыты по изучению направленности личности ( на которые мы уже ссылались) подтверждают этот положение. Напомним, что в ходе эксперимента выявлялись подростки, совершенно сознательно и открыто принимавшие решение действовать в свою пользу. Без смущения объявляя об этом вслух, они действовали согласно принятому решению и были удовлет­ворены и собой, и полученным результатом. Основным до­минирующим мотивом этих детей было сознательно при­нятое решение действовать в свою пользу.

Другие подростки также отличались одним доминиру­ющим мотивом — действовать в пользу коллектива.

Но были испытуемые, которые побуждались одновре­менно двумя противоположными мотивами — одним, до­минирующим в сознании испытуемых, другим, доминиру­ющим в сфере их бессознательной мотивации. Именно в этих случаях происходит «ошибка» сознательных и не до­пускаемых в сознании мотивов, приводящая к сильному внутреннему конфликту и усиливающая аффект неадек­ватности.

Таким образом, люди с дисгармонической организа­цией личности — это не просто индивиды с направленно­стью «на себя». Это люди с двойной направленностью, на­ходящиеся в конфликте с собой, люди с расщепленной лич­ностью, у которых сознательная психическая жизнь и

жизнь неосознанных аффектов находятся в постоянном противоречии. Иначе говоря, это люди как бы «расколо­тые» внутри себя. Недаром Ф.М. Достоевский дал персона­жу именно с такой личностью фамилию Раскольников.

Дисгармоническая структура личности, как показыва­ет опыт, с трудом поддается перестройке. Дело в том, что двойная мотивация — следствие возникновения у челове­ка в процессе его формирования определенных психологи­ческих новообразований, особых психологических систем, всегда несущих побудительную силу. Ведь каждое систем­ное новообразование, будь то черта характера, нравствен­ное чувство, убеждение или даже просто привычка, пред­ставляет собой некоторую объективную существенную ре­альность, выполняющую так же, как и реальность, находящаяся вне человека, определенную мотивирующую функцию и тем самым регулирующую поведение человека и его внутреннюю психическую жизнь.

В относительно небольшой статье нет возможности ос­тановиться на описании всех сложных внутренних процес­сов, характеризующих психическую жизнь людей с конф­ликтным строением личности. Укажу только, что далеко не всегда защитная реакция заключается в том, что моти­вы, противоречащие сознанию, вытесняются полностью. Часто борьба между разнонаправленными тенденциями носит открытый характер. В этих случаях человек начина­ет сознательно взвешивать все «за» и «против», на основа­нии чего, согласно общепринятому мнению, и осуществля­ется волевое поведение. Однако наши исследования пока­зывают, что в этих случаях, как правило, внутренняя аффективная тенденция либо полностью блокирует созна­ние, что приводит к импульсивному действию, либо за­ставляет сознание идти у себя на поводу. Человек, не осоз­навая своей пристрастности, подбирает аргументы в поль­зу непосредственно желаемого, прибегая при этом к различным, приемам «нейтрализации совести» (Божович, Славина, Ендовицкая, 1976)...

Здесь может возникнуть вопрос, а нельзя ли назвать людей,у которых на сознательном уровне доминирует эго­истическая направленность личности, также людьми гар­моничными? Ведь у них, казалось бы, отсутствует и внут­ренний конфликт, и аффект неадекватности, мне думает­ся, что со стороны психологических механизмов мы,


действительно, имеем здесь дело с такой структурой лич­ности, где основные ее компоненты относительно хорошо «пригнаны» друг к другу и функционируют согласованно. Однако было бы неправильно признать гармоничными лю­дей с циничной моралью, сознательно противопоставляю­щих себя другим людям, действующих в свою пользу даже в тех случаях, когда это идет в ущерб интересам коллекти­ва, общества. Несомненно, личность человека, у которого отсутствие внутреннего конфликта обусловлено высоким нравственным развитием, во всех своих конкретных про­явлениях и в свойственных ему психологических особен­ностях будет отличаться от личности человека, спокойно действующего в угоду узколичным интересам и сознатель­но игнорирующего интересы других людей. Поэтому вряд ли стоит относить их к одной психологической категории. Самое же главное заключается в том, что люди, сохраняю­щие внутреннюю «гармонию» за счет сознательно приня­той дисгармонии с другими людьми, несомненно, не так уж бесконфликтны, как это может показаться на первый взгляд. Они не могут испытывать полного эмоционального благополучия, находясь в конфликте с нравственными чувствами, в какой-то мере свойственными всем людям. Последнее было установлено в наших исследованиях, по­священных психологическому анализу мотивационной сферы несовершеннолетних правонарушителей. Оказа­лось, что самые отъявленные из них обнаруживали глубо­ко скрытую от самих себя тоску по тем дням, когда они еще не занимали циничной позиции. Им свойственно чувство раскаяния, всегда выступающее следствием конфликта между безнравственным поступком и совестью человека. Например, в качестве самого счастливого дня в своей жиз­ни они довольно часто указывали не на удачно совершен­ную кражу и не на разгульно проведенный день, а день... получения паспорта, первый заработок, моменты награды за спортивные успехи и т.п. Распределяя (согласно экспе­риментальному заданию) по своему усмотрению якобы имеющиеся у них деньги, они «покупали» подарок матери, отправляли ее в санаторий или в дом отдыха.

Исходя из положения о мотивационно-регуляторной функции психического в поведении, мы считаем, что структура мотивационной сферы человека есть, по суще­ству, структура его мотивирующих систем и что за созна-

тельными и несознательными мотивами лежат определен­ные психологические образования. Следовательно, для пе­рестройки мотивационной структуры человека надо преоб­разовывать его личность — изменить взгляды, убеждения, чувства и привычки, весь характер индивида. Для этого, по-видимому, нужно либо длительное и упорное перевос­питание человека, либо воздействие какого-то значитель­ного события, перевертывающего весь смысл его существо­вания, его отношения к действительности и к самому себе. Но такую перестройку умеет описывать только художест­венная литература, психология же до сих лор не может убедительно раскрыть ее механизм.

Вместе с тем уже сейчас ясно, что современное перевос­питание детей с аффектом неадекватности вполне возмож­но (Божович, Славина, 1976). Тем более возможна совре­менная тщательная воспитательная работа, направленная на предупреждение возникновения аффекта неадекватно­сти и последующего закрепления конфликтной структуры личности ребенка.

Наконец, остановимся на некоторых материалах, отно­сящихся к раннему генезису аффекта неадекватности, к условиям его возникновения. Выскажем соображения, ка­сающиеся возможности ее предупреждения и преодоления.

Очень интересны в этом отношении дневники профес­сиональных психологов. «Дневник о развитии одного ре­бенка» Н.А. Менчинской (1948) и дневник B.C. Мухиной, наблюдавшей за развитием двух своих мальчиков-близне­цов, начиная с момента рождения и вплоть до их поступле­ния в школу (1969). Материалы этих и других дневников показывают, что аффективные конфликты могут возни­кать очень рано, уже на втором году жизни.

Известно, что взрослый человек, особенно близкий, выступает для ребенка раннего возраста чрезвычайно при­тягательным «объектом». В любой ситуации он становится центром, к которому стремится малыш. Взрослый активи­зирует деятельность младенца, вызывает у него положи­тельные эмоции. Через взрослого удовлетворяются бук­вально все потребности малыша — во внешних впечатле­ниях, общении, эмоциональных контактах. Взрослый, таким образом, становится тем главным «предметом», в котором кристаллизуются потребности ребенка.


Однако уже к младенцу (7-8 мес.) взрослые начинают предъявлять определенные требования, невыполнение ко­торых вызывает осуждение и даже наказание. Этот факт не может не привести к возникновению достаточно остро­го, хотя и не осознаваемого самим ребенком внутреннего конфликта, что, в свою очередь, вызывает соответствую­щие аффективные переживания. О их наличии можно су­дить и по поведению детей, и по возникновению у них амбивалентного отношения к взрослым. Часто аффектив­ные конфликты происходят в связи с приручением детей к чистоплотности. Может быть, именно поэтому психологи и педагоги (особенно психоаналитического толка) придают способу приручения детей к чистоплотности весьма боль­шое значение, многие даже считают, что от процесса овла­дения гигиеническими навыками может зависеть все по­следующее психическое развитие ребенка и даже форми­рование его личности, недооценивая огромной роли усвоения ребенком последующего социального опыта. Не­сомненно, однако, что в этом процессе ребенок получает свой первый опыт столкновения с социальной нормой. И если эта норма предъявляется в форме требования, за неу­мение выполнить которое ребенок несет наказание (иногда даже физическое), да еще от человека, всегда приносивше­го ему эмоциональное благополучие, то опыт социальной регуляции поведения будет связан с возникновением не­приятных аффективных переживаний. Если же эти пере­живания в дальнейшем не будут преодолены, они могут обусловить возникновение психологических новообразо­ваний, которые неблагоприятно повлияют на дальнейшее личностное развитие малыша.

Аффективные конфликты на первом году жизни еще не осознаются ребенком, но они создают некоторый общий эмоциональный климат его существования, порождают у него особые формы эмоциональных реакций и особые по­требности.

Нам приходилось неоднократно наблюдать, что катего­рические запреты, накладываемые на те или иные дейст­вия детей этого возраста, вызывали у них не только плач, но и резкий протест, и обиду, и отрицательное отношение к человеку, наложившему запрет, и ко всей ситуации в целом. В этих случаях, только выключив ребенка из ситу­ации, можно его успокоить.

Иногда в указанный период у некоторых детей наблю­дается даже активное стремление действовать вопреки за­прету взрослых. Очень выразительную в этом отношении запись мы находим в дневнике B.C. Мухиной. «Интересно,

— пишет она, — что запрет подогревает стремление малы­шей (10-11 мес.) к тому, на что накладывается вето. Так, детям категорически запрещается трогать обувь взрослых. Однако, как только мы теряем бдительность, малыши обя­зательно оказываются в прихожей и обязательно сидят в обнимку с каким-либо огромным башмаком и в доверше­нии нашего ужаса прижимаются к нему носом и лижут его. Строгое «нельзя!» удерживает Кирюшу, но на Андрюшу оно явно действует наоборот.

Андрюша стремится вставить гвоздь в отверстие розет­ки. «Нельзя», — предупреждают его. И Андрюша с по­спешностью вставляет гвоздь в розетку. Андрюша ползет туда , где обувь. «Нельзя», — кричат ему вдогонку. Андрю­ша, как подхлестнутый конь, припускается к намеченной цели и скорей-скорей обнимает столь желаемый ботинок. Кирилка часто не выдерживает эмоционального напряже­ния и тоже пускается следом за братцем туда, где «нельзя» (969,с.25).

И еще одна запись, относящаяся к тому же периоду развития: «Андрюша нашел в коробке большой гвоздь. Смотрит на него... трогает шляпку гвоздя, подносит ко рту, сосет... Гвоздем водит по полу. Взял гвоздь в рот. По­полз... Уселся у стены. Гвоздем водит по стене. Оставляет след на обоях. Смотрит на вмятины, оставленные гвоздем. С новым усердием принимается водить по стене. «Нельзя!»

— говорю. Не обращает внимания. «Нельзя!» — говорю строже. Перестал царапать стену... добрался до стеклян­ной двери. Скребет стекло. «Нельзя!» «Разобьешь!» Анд­рюша садится на пол. Пытается царапать обои... Грожу ему пальцем. Манипулирует гвоздем... Просовывает гвоздь между дверью и стеной. Водит гвоздем в щели туда-сюда и т.д.» (Мухина, 1969, с. 28.) В описанном поведении нет агрессии. Но в нем — сильнейший напор желания де­лать то, что малышу нравится, вопреки запрету взрослого. Легко можно представить реакцию ребенка, если бы его действия насильно были прерваны.

Итак, уже на первом году жизни аффективные конф­ликты между «хочу» и «нельзя» (вернее, «хочется» и


«нельзя») приводят к нарушению эмоционального благо­получия ребенка и к возникновению у него стремления делать «наоборот» тому, что требуют взрослые. Если это побуждение закрепляется, оно может стать источником дальнейшего неблагополучного развития ребенка. Следо­вательно, уже здесь, в первые месяцы жизни, возникает проблема такого воспитания, которое могло бы предупре­дить зачатки дисгармоничного развития. Предотвратить проникновение очерченного здесь психологического конф­ликта можно только одним способом — сделать выполне­ние социальной нормы аффективно более притягатель­ным, чем осуществление противоречащих ей действий Иначе говоря, нежелательная потребность должна не про­сто тормозиться , подавляться извне, но оказаться побеж­денной другим, более сильным мотивом — стремлением к социальному одобрению, к действию по образцу, к подра­жанию и др. Кстати сказать, этот принцип относится не только к формированию детей ранних возрастов — он яв­ляется общей основой воспитания. Руководство формиро­ванием личности только тогда может дать положительный эффект, когда оно будет воздействовать на поведение ре­бенка не прямо, а через организацию внутренних опреде­ляющих его мотивационных сил. Это хорошо понимал еще Руссо. Согласно ему, гармоничность воспитания возможна лишь в том случае, если ребенок свободно делает то, что он хочет, но хотеть он должен то, чего хочет воспитатель.

Роль аффективных конфликтов и их отрицательное влияние на психическое развитие детей резко увеличива­ется в последующих возрастах. Особенно остро они прояв­ляются в переходные (так называемые «критические») пе­риоды. При переходе от одного возрастного этапа к друго­му возникают определенные новообразования, являющиеся как бы итогом психического развития ребенка за истекший период. Они порождают и новые потребности, характеризующие соответствующие этапы в формирова­нии личности ребенка (Божович, 1978). «Кризис» возника­ет в тех случаях, когда новые потребности в силу каких-либо внешних или внутренних причин не находят удовлет-ворения. Депривация важнейших для личности потребностей и вызывает аффективные конфликты, ха­рактеризующие кризис. Широко известны кризисы трех и

семи лето, а также особенно сложный и часто тяжело про­текающий кризис подросткового возраста.

В эти периоды внутренние аффективные конфликты не только переживаются людьми, но, как правило, и осозна­ются. Ребята понимают, что поступают вопреки социаль­ной форме, т.е. делают не то, что «надо», а то, что «хочет­ся». Конфликт начинает приобретать нравственную окра­ску, ибо уже с двух-трех лет ребенок не только осознает себя в качестве субъекта действий (это выражается в его стремлении к самостоятельности — «я сам»), но одновре­менно начинает давать себе оценку. У него формируется представление о том, что «хорошо» и что «плохо».

Насколько рано у малыша возникает образец, к которо­му он аффективно стремится и с позицией которого себя оценивает, свидетельствуют следующие записи в дневнике Н.А. Менчинской. Ее двухлетний Саша «эмоционально ре­агирует, когда ему говорят, что он нехороший мальчик. «Нет колюси» (Менчинская, 1948, с. 61). «На вопрос «ты человек?» отвечает отрицательно: «Нет, я колесий Саса» (Там же, с. 81).

Саша не только хочет быть хорошим, но как бы «уп­ражняется» в достижении желаемого: «Сделает какую-ни­будь шалость, а сейчас же после этого говорит: «Теперь колесий». Взял со стола лекарство (это ему запрещается), поставил обратно — «теперь колесий». (Там же, с. 61). В этот же период начинает часто спрашивать: «Мосьно?», правда, иногда уже после того, как что-либо взял или сде­лал. Начинает оценивать других: «Мазь купила мама. Ко-лесяя мама». (Там же, с. 61).

В этот период даже возникает стремление самому побо­роть желание сделать нечто социально неодобряемое, хотя такая саморегуляция еще плохо удается. Саша сидит около ванночки с плавающими в ней чужими игрушками, дотра­гиваться до которых ему запрещено. Н.А. Менчинская пи­шет: «Было любопытно наблюдать за ним в это время, ему очень хотелось тронуть игрушки, он сел на корточки у ван­ны и повторял несколько раз «не тогаю», спрашивал:

«мозьна мотеть?». Но потом, непосредственного после оче­редного «не тогаю», он схватил одну из игрушек, вызвав, конечно, бурный протест со стороны девочки (хозяйки иг­рушек)». (Там же, с.70).


Можно было увеличить количество примеров, свиде­тельствующих о раннем возникновении моральной моти­вации. Но и без этого ясно — уже в двухлетнем возрасте дети часто находятся в условиях столкновения их непос­редственных желаний с не менее сильным желанием соот­ветствовать социальной норме. В таких условиях наличие первых моральных представлений (что «хорошо» и что «плохо») служит у них опорой для разрешения мотиваци-онного конфликта.

В дневнике Н.А. Менчинской зафиксирован случай, когда Саша в возрасте 2 лет 7 мес., совершив недозволен­ный поступок (плюнул в сторону отца), отказался затем от еды, сказав: «Я не буду пить кофе, я плохой» (Там же, с. 85). Он как бы сам наказал себя за плохое поведение.

Все эти факты свидетельствуют, что столкновение про­тивоположно направленных стремлений может проходить безболезненно (и даже с пользой!) лишь в том случае, ког­да стремление быть «хорошим» сильнее, аффективно зна­чимее, чем стремление поступить согласно своему неодоб­ряемому желанию.

В дошкольном возрасте формирование нравственной мотивации заканчивается возникновением так называе­мых «внутренних этических инстанций» (Л.С. Выгот­ский).*

Внутренние этические инстанции — это особого рода системные новообразования, в состав которых входят при­нятые субъектом социальные требования (нормы), непос­редственно слитые с соответствующими эмоциональными переживаниями. В своем развитом виде они способны вы­ражаться в нравственных убеждениях субъекта, т.е. в мо­тивирующих поведение знаниях, но могут оставаться и на уровне нравственных чувств — непосредственного пере­живания того, что хорошо и что плохо. Несформирован-ность такого рода психологических новообразований сви­детельствует об отсутствии подлинного нравственного раз­вития, так как одно лишь знание нравственных норм не обеспечивает ни нравственного поведения, ни нравствен­ного отношения к окружающему.

Возникновение первых «этических инстанций» в до­школьном возрасте избавляет ребенка от постоянных внутренних конфликтов, поскольку они действуют непос-

* Подробно об этом см. Д.Б. Эльконин (1960) и Л.И. Божович (1968). 268

редственно и обладают принудительной силой, подчас пре­восходящей силу непосредственных, элементарных по­требностей.*

Таким образом, воспитание бесконфликтной гармони­ческой личности в дошкольном и последующих возрастах находится в прямой зависимости от того, удастся ли воспи­тать у ребенка нравственную мотивацию.

Исследование направленности личности, проведенное в нашей лаборатории (Власова, 1977) на детях младшего школьного возраста, экспериментально установило, что становление нравственной мотивации ( в форме стремле­ния действовать в пользу своего коллектива) первоначаль­но происходит в виде сознательно принятого намерения, в то время как мотив личного интереса ( сформировавшийся в более раннем возрасте) действует непосредственно. За­тем сознательные мотивы общественной пользы приобре­тают все большее значение и начинают действовать не только на сознательном, произвольном уровне, но и на уровне непосредственном, непроизвольном. Вместе с тем в ее опытах выделилась группа детей, у которых такого пе­рехода не произошло. Они колебались, принимая решение работать в пользу коллектива, а затем действовали в свою пользу. Иначе говоря, у них побеждал доминирующий личный мотив.

Опираясь на это исследование, можно с большим осно­ванием утверждать мнение, уже высказывавшееся нами раньше, что формирование высших форм нравственной мотивации возможно лишь при определенном соотноше­нии сознательно воспринимаемых ребенком норм и тех не­посредственных побуждений, которые формируются у него в процессе практики общественного поведения. Если же, общаясь с другими людьми, он привыкает действовать, ру­ководствуясь личными интересами, усваиваемые им нрав­ственные нормы остаются только на поверхности созна­ния, не проникая в глубь его мотивационной структуры. В этих случаях формируется либо лицемер, действующий нравственно лишь на глазах у других людей, либо человек дисгармоничный, т.е. находящийся в постоянном конф-

* Исследования К. Левина, проведенные в строгих экспериментальных условиях, показывают, что вновь образовавшиеся человеческие потреб­ности (имеются в виду цели, намерения и пр., т.е. все «квазипотребно­сти», по его терминологии) по своим динамическим свойствам ничем не отличаются от «настоящих» потребностей.


ликте с самим собой и обществом (Божович, Конникова, 1975).

* * *

В заключение подведем краткий итог основному содер­жанию статьи.

Гармоничность личности с ее внутренней психологиче­ской стороны предполагают высокую согласованность между сознанием человека и его бессознательными психи­ческими процессами. Такая гармония обеспечивается об­щественной, в существе своем, нравственной направлен­ностью личности, мотивирующие силы которой подчинены единому мотиву, доминирующему и на сознательном и на бессознательном уровне.

Личность с такой иерархией мотивов предполагает и соответственную структуру ее нравственно-психологиче­ских качеств: общественную направленность, наличие нравственных чувств и убеждение, определенные черты характера.

Важнейшим источником дисгармонического развития выступают конфликтные соотношения между непосредст­венными, часто неосознаваемыми стремлениями субъекта и значимыми для него социальными требованиями. В ре­зультате, как правило, возникает аффект неадекватности, а затем происходит закрепление порождаемых ими форм поведения, превращающихся в конечном счете в соответ­ствующие черты и качества личности.

Гармонический или дисгармонический склад личности начинает формироваться очень рано. Поэтому воспитание личности должно начинаться уже с первого года жизни ребенка. Главным при этом выступает такой способ педа­гогического воздействия, при котором воспитатель специ­ально организует активность ребенка, а не просто подав­ляет нежелательные ее формы. Основой организации вос­питания должно служить управление мотивами поведения и деятельности ребенка. С этой точки зрения важнейшей задачей воспитания является формирование нравственной мотивации. В силу своей аффективной значимости для субъекта она будет ненасильственно, без внутреннего кон­фликта побеждать нежелательные для него стремления.

В центре воспитания гармонической личности стоит формирование нравственных чувств. Без них нет и не мо­жет быть ни нравственных убеждений, ни нравственного мировоззрения. Именно они обеспечивают единство созна­ния и поведения, предупреждают возможный между ними раскол, воспитание единства личности предполагает орга­низацию такого образа жизни ребенка, при котором его нравственные чувства и нравственное сознание формиру­ются в практике его общественного поведения.

Литература

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.:

Просвещение, 1968, 464 с.

Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Вопр. психол. 1978. №4. С. 23-36.

Божович Л.И., Конникова f.E. О нравственном развитии и воспита­нии детей. Вопр. психол. 1975. №1. С. 80-90.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.