Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

УЧЕНИЕ И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 13 страница



Возникновение такого новообразования становится пе­реломным пунктом на протяжении всего онтогенетическо­го развития ребенка. На пороге школьной жизни в услови­ях всеобщего школьного обучения оно характеризуется тем, что дошкольника перестает удовлетворять прежний образ жизни и 'он хочет занять позицию школьника («хочу в школу ходить», «хочу в школе учиться» и т.п.).

Вместе с тем необходимо отметить следующее: сравни­тельная характеристика отношения детей к учению в шко­ле, полученная в б0-х гг. и в настоящее время, обнаружи­вает, что в предшествующий период развития лишь редкие дошкольники не мечтали о том, чтобы вырваться за пред­елы узкосемейных отношений, пойти в школу и начать учиться. В настоящее время количество таких детей резко

* Может быть, было бы точнее говорить здесь не об осознании, а о пере­живании себя в качестве социального субъекта, так как оно осуществля­ется в особой, свойственной детям этого возраста форме. Но об этом мы будем говорить, когда коснемся характеристики мышления и сознания ребенка-дошкольника.


возросло. Анализ причин этого явления приводит к выво­ду, что оно не характеризует отставания в личностном раз­витии ребенка и не связано с существом кризиса. Старшие дошкольники 70-х гг. также стремятся к выполнению серь­езной, общественно значимой деятельности. И хотя они продолжают увлеченно играть в различные ролевые игры, игра все же постепенно начинает уступать место различно­го рода занятиям, играм с правилами и пр. Иначе говоря, старшие дошкольники и сейчас не хотят лишь имитиро­вать жизнь взрослых, они бессознательно ищут новых ви­дов деятельности, новых отношений, которые могли бы со­ставить реальное содержание их собственной жизни. Но стать школьниками многие все же не стремятся. Анализ этого явления позволяет предположить, что оно может быть объяснено двумя обстоятельствами. Во-первых, труд­ностями, которые связаны с учением в школе, о чем ребе­нок постоянно слышит от окружающих и о которых может умозаключить сам, наблюдая жизнь старших детей. Во-вторых, тем, что уже в детском саду они начинают доста­точно серьезно учиться, и, таким образом, мотив «хочу читать и научиться писать» частично является уже удов­летворенным. В поддержку высказанных предположений говорит также и то, что сегодняшние первоклассники, так же как и первоклассники прошедших годов, очень дорожат занимаемым им и положением в школе; так же относятся к отметкам, к слову учителя, к соблюдению правил поведе­ния и многим другим требованиям школьной жизни, что свидетельствует о большой значимости для них позиции школьника.

В дальнейшем, при переходе от одного возрастного эта­па к другому, психологическое содержание указанного но­вообразования будет различным, так как иными являются те внутренние психические процессы, на основе которых возникает переживание ребенком своего объективного по­ложения. Но во всех случаях оно будет отражать степень удовлетворенности ребенка занимаемым им положением, наличие или отсутствие у него переживания эмоциональ­ного благополучия, а также порождать у него соответсву то­щие потребности и стремления.

Наличие внутренней позиции характеризует не только процесс формирования личности в онтогенезе. Раз возник­нув, эта позиция становится присущей человеку на всех

этапах его жизненного пути и также определяет его отно­шение и к себе, и к занимаемому им положению в жизни. Однако, в отличие от внутренней позиции в онтогенезе, где она несет на себе печать возрастных особенностей ре­бенка, позиция взрослого человека характеризуется гораз­до большими индивидуальными различиями. Кроме того, для онтогенетического развития личности внутреннюю по­зицию характеризует стремление ребенка к новому, более «взрослому» положению в жизни. В период же зрелости — к положению, которое представляется человеку более со­ответствующим его требованиям, а в период угасания — стремление сохранить то положение, которое человек за­нимал раньше. Поэтому утрата стареющим человеком его прежнего положения в жизни также сопровождается кри­зисами. Только здесь они знаменуют собой не начало ново­го этапа развития, а начало процесса свертывания и отми­рания прежних возможностей человека.

Возвращаясь к кризису 7-летнего возраста, еще раз скажем, что здесь впервые происходит осознаваемое са­мим ребенком расхождение между его объективным обще­ственным положением и его внутренней позицией; и если переход к новому положению своевременно не наступает, то у детей возникает та неудовлетворенность, которая и определяет поведение ребенка в соответствующий крити­ческий период.

Интересно отметить, что эти трудности были достаточ­но ясно выражены, когда обучение в школе начиналось с 8 лет, и значительно уменьшились, почти свелись на нет, после того как дети начали ходить в школу на год раньше.

Следовательно, кризис 7 лет в основе своей также име­ет депривацию потребности, которая порождается возни­кающим в этот период психическим новообразованием.

Итак, внутренняя позиция школьника в соответствую­щем ее содержании является тем центральным личност­ным новообразованием, которое подготавливается на про­тяжении всего дошкольного возраста и завершается к его концу. А это есть вместе с тем и новый этап в формирова­нии личности ребенка.

Какие же процессы психического развития в дошколь­ном возрасте приводят к указанному новообразованию? Как оно подготавливается и какими специфически возра­стными чертами характеризуется?


Для того чтобы ответить на эти вопросы, проследим две основные для формирования личности дошкольника линии его психического развития: во-первых, линию его нравст­венного развития и, во-вторых, развитие его познаватель­ной сферы, приводящие к формированию специфически детского мировоззрения и мироощущения.

Нравственное формирование дошкольника тесно связа­но с изменением характера его взаимоотношений со взрос­лыми и рождением у него на этой основе нравственных представлений и чувств, названных Л.С. Выготским внут­ренними этическими инстанциями.

Эта линия развития относительно хорошо изучена в де­тской психологии и изложена как в книге Д.Б.Элькони-на*, так и в работе Л.И. Божович**.

Д.Б. Эльконин связывает возникновение этических ин­станций с изменением взаимоотношений между взрослы­ми и детьми. Он пишет, что у детей дошкольного возраста, в отличие от раннего детства, складываются отношения нового типа, что и создает особую, характерную для дан­ного периода социальную ситуацию развития.

В раннем детстве деятельность ребенка осуществляется преимущественно в сотрудничестве со взрослым; в до­школьном возрасте ребенок становится способным само­стоятельно удовлетворять многие свои потребности и же­лания, причем не только способен, но и активно хочет дей­ствовать сам. В результате совместная деятельность его со взрослым как бы распадается, вместе с чем ослабевает и непосредственная слитность его существования с жизнью и деятельностью взрослых людей.

Однако прежнее эмоциональное отношение ребенка к взрослому не пропадает и даже не ослабевает. Взрослый продолжает оставаться постоянным притягательным цент­ром, вокруг которого строится жизнь ребенка. Это порож­дает у детей потребность участвовать в жизни взрослых, действовать по их образцу. При этом им хочется воспроиз­водить не только отдельные действия взрослого (это было

Эльконин Д.Б. Детская психология. — М., 1960, 316с. ** Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968. 446с.

уже в раннем детстве), но и подражать всем сложным фор­мам его деятельности, его поступкам, его взаимоотноше­ниям с другими людьми, — словом, всему образу жизни взрослых людей.

Однако реально он еще не способен осуществить свое желание. По-видимому, именно этим объясняется расцвет в период дошкольного детства творческой ролевой игры, в которой ребенок воспроизводит разнообразные ситуации из жизни взрослых, берет на себя роль взрослого и в вооб­ражаемом плане осуществляет его поведение и деятель­ность. Это дает ребенку возможность своеобразной реали­зации того стремления, осуществить которое в действи­тельности он еще не может. Недаром Л.С.Выготский пишет: «...если бы в дошкольном возрасте мы не имели бы вызревания нереализуемых немедленно потребностей, то мы не имели бы и игры»*. Игра, пишет он, «должна быть понятна, как воображаемая иллюзорная реализация нере­ализуемых желаний»**. При этом подчеркивается, что в основе игры лежат не отдельные аффективные реакции, а обогащенные (хотя самим ребенком и не осознанные) аф­фективные стремления.

В силу указанных причин творческая ролевая игра ста­новится, по определению Л.С.Выготского, «ведущей дея­тельностью дошкольника»***, в которой формируются многие его психологические особенности, среди которых важнейшей является способность руководствоваться эти­ческими инстанциями.

Конечно, не только в игре формируются у детей новые возможности и не только в ней они овладевают социальны­ми нормами поведения.

Взрослые в повседневной (так сказать, деловой) жизни предъявляют к детям определенные требования: к акку­ратности, добросовестности, организованности, сочувст­вию, доброте и пр. За выполнение требуемых норм детей одобряют, за нарушение — порицают или даже наказыва­ют. А в этом возрасте одобрение взрослых, особенно роди­телей, значит для детей так много, что они стараются за­служить его своим поведением.

* Выготский. Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии, 1966, № б, с.63.

** Там же, с.64.

*•* Там же, с. 62.


Таким образом, у дошкольников в практике их повсед­невной жизни возникают требуемые привычки поведения и некоторое обобщенное значение многих этических норм, которые ориентируют их в том, что «хорошо» и что «пло­хо».

Однако игра выполняет в нравственном формировании ребенка особую и очень важную функцию.

Разыгрывая принятую на себя роль, ребенок сам выде­ляет те правила и нормы, которые приняты в окружающей его социальной среде, и делает их правилами своего игро­вого поведения. Беря на себя, например, роль матери, де­вочка проявляет к своему «ребенку» заботливость, добро­ту, внимание, ухаживает за ним, готовит ему пищу, угова­ривает, наказывает за плохое поведение, старается быть справедливой. Иначе говоря, она стремится в игре вопло­тить то поведение, которое приняла за образец.

Напомним очень интересный в этом отношении опыт, проведенный Д.Б. Элькониным. Моделью для него послу­жил случай, описанный в свое время Селли, а именно: две девочки (5 и 7 лет) решили играть в сестер и в этой игре вели себя не так, как обычно, а так, как в идеале должны вести себя сестры. Эльконин предложил своим дочерям также играть в сестер. Девочки, хотя и удивились, но пред­ложение приняли. За время игры у них не возникало конф­ликтов и ссор, так как, следуя правилам игры, они вели себя по отношению друг к другу так, как должны вести себя сестры, старшая «руководила» младшей; младшая слушалась старшую и проявляла к ней должное уважение.

Из сказанного видно, что игра способствует выделению для сознания ребенка социально принятых этических норм поведения и осмыслению их. Вместе с тем в игре эти нормы становятся собственными, а не навязанными извне норма­ми ребенка, предъявляемыми им к самому себе. Образно выражаясь, игра является как бы тем «механизмом», кото­рый «переводит» требования социальной среды в потребно­сти самого ребенка. Он сам определяет, как надо себя вести в той или иной ситуации, а не ждет за это одобрение окру­жающих. Его наградой являются чувства собственного удовлетворения и радости.

Итак, в условиях повседневного поведения и общения со взрослыми, а также в практике ролевой игры у ребенка-школьника формируется некоторое обобщенное знание

многих социальных норм, но это знание еще до конца не осознаваемо самим ребенком и непосредственно спаяно с его положительными или отрицательными эмоциональны­ми переживаниями. Иначе говоря, первые эстетические инстанции представляют собой пока еще относительно простые системные образования, являющиеся тем не ме­нее зародышами тех нравственных чувств, на основе кото­рых в дальнейшем формируются уже вполне зрелые нрав­ственные чувства и нравственные убеждения.

Нравственные инстанции порождают у дошкольников нравственные мотивы поведения, которые, согласно экспе­риментальным данным*, могут быть по своему воздейст­вию более сильными, чем многие другие непосредствен­ные, в том числе и элементарные потребности.

А.Н. Леонтьев на основании многочисленных исследо­ваний, проведенных им и его сотрудниками, выдвинул по­ложение, что дошкольный возраст является периодом, в котором впервые возникает система соподчиненных моти­вов, создающих единство личности, и что именно поэтому его следует считать, как он выражается, периодом перво­начального, фактического склада личности». Система со­подчиненных мотивов, согласно его мнению, начинает уп­равлять поведением ребенка и определять все его разви­тие**.

Это в общем правильное поведение должно быть, одна­ко, дополнено некоторыми данными последующих психо­логических исследований. У детей дошкольного возраста возникает не просто соподчинение мотивов, без которого не может существовать и целесообразно действовать ни одно живое существо. Даже у младенца, когда он испыты­вает голод (физический или сенсорный), все его другие потребности подчиняются этому доминирующему мотиву, и он начинает действовать в строго определенном направ­лении. У детей же дошкольного возраста возникает, во-первых, не прости соподчинение мотивов, а относительно устойчивое внеситуативное их соподчинение. Вместе с тем во главе возникшей иерархии становятся специфически

* См., например, исследования, приведенные в кн.: Эльконин Д.Б. — Психология. — М., I960, 316 с.

** Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. — В сб.: Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М., 1948.с.4-15.


человеческие, т.е. опосредствованные по своей структуре, мотивы. У дошкольника они опосредствуются прежде всего образцами поведения и деятельности взрослых, их взаимо­отношениями, социальными нормами, фиксированными в соответствующих нравственных инстанциях.

В силу большой аффективной притягательности образ­цов и усвоенных с их помощью социальных норм послед­ние начинают выступать в качестве сильных мотивов, на­правляющих поведение и деятельность ребенка. Поэтому дошкольники в ряде случаев уже могут преодолевать дру­гие свои желания и действовать по нравственному мотиву «надо». Но это возможно не потому, что в этом возрасте дети уже умеют сознательно управлять своим поведением, а потому, что их нравственные чувства обладают большей побудительной силой, чем другие мотивы. Это и позволяет им побеждать конкурирующие с ними мотивы в стихий­ной, не управляемой самим ребенком схватке. Иначе гово­ря, детей старшего дошкольного возраста характеризует своеобразная «непроизвольная произвольность», которая обеспечивает устойчивость их поведения и создает единст­во их личности.

Итак, возникновение у ребенка к концу дошкольного возраста относительно устойчивой иерархической струк­туры мотивов превращает его из существа ситуативного, подчиняющегося непосредственно воздействующим на не­го раздражителям и сиюминутным побуждением, в суще­ство, обладающее известным внутренним единством и ор­ганизованностью, способное руководствоваться устойчи­выми желаниями и стремлениями, связанными с усвоенными им социальными нормами жизни. Это и ха­рактеризует новую ступень в формировании личности ре­бенка, ступень, которая позволила А.Н. Леонтьеву гово­рить о дошкольном возрасте как о периоде «первоначаль­ного, фактического, склада личности».

Однако для того чтобы понять, как все эти процессы развития отражаются в сознании и переживании самого ребенка и какой характер носит у него то самоощущение и то отношение к своему положению в жизни, которое мы обозначили понятием «внутренняя позиция», следует про­анализировать еще одну линию психического развития до­школьника — уровень и специфические особенности его мышления.

Путь познания, который проходит ребенок от 3 до 7 лет, огромен. За это время он узнает столько об окружаю­щем мире и так овладевает различными интеллектуальны­ми операциями, что многие психологи и педагоги прошло­го полагали, что ребенком-дошкольником пройден основ­ной путь развития мышления и что в дальнейшем ему предстоит лишь усвоение добытых в науке знаний.

На первый взгляд такое мнение кажется справедливым. Действительно, ребенок (особенно к концу дошкольного возраста) уже умеет наблюдать, обобщать, делать выводы, производить сравнения. У него возникает желание загля­нуть в причину явления, открыть для себя существующие связи и отношения вещей. Об этом свидетельствует, на­пример, то, с каким упорством и даже надоедливостью он уже в первой половине дошкольного детства задает взрос­лым свои бесконечные «почему?»

Правда, часто дети могут удовлетвориться и самыми поверхностными и даже нелепыми ответами, но какой-то ответ все же должен быть и, если его нет, ребенок находит его сам, в какой-то своей, специфической для этого возра­ста логике. И эти вопросы глубоко волнуют детей, так как они тесно связаны с их общим эмоциональным отношени­ем к окружающему.

Один шестилетний мальчик спросил у матери: правда ли, что все люди умирают и что дом, в котором они живут, останется пустым и заброшенным. Мать ответила ему, что умирают все люди, но дом никогда не остается пустым, потому что, когда умирают родители, в доме остаются их дети, а потом дети детей, и так будет всегда. После этого ответа ребенок успокоился и повеселел.

Все это говорит о том, что сознание ребенка-дошколь­ника не просто заполнено отдельными образами, представ­лениями и отрывочными знаниями, но характеризуется некоторым целостным восприятием и осмыслением окру­жающей его действительности, а также отношением к ней. В известном смысле можно сказать, что у него есть свой взгляд на мир и из этого мира не исключен и он сам, и его взаимоотношения с другими людьми.

Психологические исследования свидетельствуют, что в период дошкольного детства у ребенка уже складывается


известная самооценка. Конечно, не такая, как у старших детей, но и не такая, как у детей раннего возраста. Ма­ленькие дети (от 2 до 3 лет) обычно независимо ни от чего считают себя хорошими. В отличие от этого у дошкольни­ков формируется самооценка, опирающаяся на так или иначе производимый ими учет успешности своих дейст­вий, оценок окружающих, одобрения родителей. Можно сказать, что в период дошкольного детства действительно формируется особое детское миропонимание, в которое входит некоторое общее представление о мире, отношение к нему и отношение к себе в этом мире.

Однако мало одного утверждения, что сознание и миро­воззрение детей дошкольного возраста носит особый, спе­цифический характер. Следует выяснить, что же пред­ставляет собой эта специфика. Каковы психологические особенности того мировоззрения, которое отличает детей старшего дошкольного возраста, с которым они входят в школьную жизнь и которое перестраивается лишь в ре­зультате школьного обучения к концу младшего школьно­го возраста?

Здесь уместно вспомнить учение Л. С. Выготского о на­учных и житейских понятиях. Он говорит, что, до того как ребенок начинает учиться в школе и последовательно ус­ваивать системы научных понятий, относящихся к разным областям действительности, он уже имеет определенные знания о ней, почерпнутые в его повседневной жизненной практике и общении с людьми. Эти знания представляют собой систему им самим сделанных обобщений. Данные многих психологических исследований позволяют заклю­чить, что эти обобщения обнаруживают сходные черты у всех детей одного возраста, что они устойчиво держатся в сознании ребенка, сопротивляются внушению извне и лишь постепенно перестраиваются в процессе обучения. Изучение этих обобщений и дает возможность понять ка­чественное своеобразие детского сознания.

Психологические исследования житейских понятий по­казывают, что лежащие в их основе обобщения, во-пер­вых, носят неосознанный характер и, во-вторых, что, не­смотря на это, они позволяют ребенку достаточно хорошо ориентироваться в окружающем мире и действовать в нем. По словам Л. С. Выготского, дети, не осознавая подлинных критерий мертвого и живого, тем не менее безошибочно знают, что надо отнести в одну, а что в другую категорию.

По каким-то признакам они правильно распознают пред­меты природного или искусственного происхождения, хотя совокупность признаков, по которым они это делают, ими сознательно не выделяется.

Это своеобразие детского мышления было отчетливо выявлено нами в экспериментальном исследовании, спе­циально посвященном этому вопросу*. Методика его была такова: детям (каждому в отдельности) показывали то од­ну, то другую вещь и спрашивали: поплывет она или пото­нет. Например, палка, гвоздик, мячик, консервная банка, пробка и т.д. Правильность своего ответа ребенок тут же проверял на практике. Оказалось, что дети школьного воз­раста до изучения закона Архимеда, тем не менее никогда в ответе не ошибались (позднее было показано, что не ошибались и дети среднего и старшего дошкольного возра­ста). Однако на вопрос, почему плавает или тонет та или иная вещь, они привлекали в качестве объяснения то, что хотя и является частично правильным, все же подлинным основанием для их суждений служить не могло, и ребенок, правильно ориентируясь в данном явлении, в действитель­ности опирался не только на те признаки, которые указы-вал.Для примера приведем одну из бесед с испытуемым мальчиком 7-летнего возраста. Его спросили, поплывет или потонет резиновый мячик. Он ответил: «Конечно, по­плывет!» — «Почему?» — «Он же легкий» — «А гвоздик?»

— «Гвоздик потонет», — «Почему, ведь он легче мячика?»

— «Так ведь он железный» — «А банка?» — «Поплывет» — «Но ведь она железная» — «А у нее дно целое» и т.д. и т.п.

Совершенно очевидно, что мальчик только в ответ на требование взрослого привлекает в качестве объяснения указываемый им признак. Действительное же основание своего суждения он не осознает. Он даже не осознает про­тиворечивости своих суждений: он их рядополагает. На са­мом же деле в основе его совершенно правильного прогноза лежит определенное (как бы непосредственное) знание, опирающееся на некоторое не осознаваемое им самим обобщение, являющееся эквивалентом понятия удельного веса. Это обобщение и позволяет ребенку каким-то особым чутьем правильно определять, будет плавать или тонуть та или иная вещь.

* Божович ЛИ О психологической природе формализма в усвоении школьных знаний — Советская педагогика, 1945, № 11


Точно такие же неосознанные обобщения, возникаю­щие в практике речевого обобщения, порождают чувство языка, свойственное детям задолго до усвоения граммати­ки в школе. Это чувство позволяет им понимать и непости­жимо быстро усваивать речь окружающих, а также изобре­тать свои собственные оригинальные слова и фразы так, как будто бы им известны объективные законы построения языка. Равным образом и нравственные знания в основном опираются у них на систему неосознаваемых или же не полностью осознаваемых обобщений, что и определяет специфический характер их понимания и отношения к действительности.

У взрослых также существует много таких понятий, ко­торыми они интуитивно правильно пользуются, но не уме­ют до конца их осознать и дать им точное, исчерпывающее объяснение в речи. Однако такого рода понятия не занима­ют в их сознании доминирующего положения. У детей же до обучения в школе и формирования научных понятий эти обобщения составляют специфическую особенность со­знания, определяют характер их восприятия действитель­ности и отношения к ней. Поэтому, когда мы говорим, что ребенок сначала осознает себя как субъекта действия, а затем как социального субъекта (субъекта взаимоотноше­ний) , то в этом случае следует иметь в виду, что это «осоз­нание» носит у детей не столько рациональный, сколько чувственный (интуитивный) характер. Поэтому и «миро­воззрение» дошкольника точнее надо было бы назвать не столько «мировоззрением», сколько, пользуясь выражени­ем И.М. Сеченова, «целостным мироощущением».

Природа такого рода мышления остается пока загадоч­ной. Не помогают в этом отношении и замечательные по своей тонкости и скрупулезности исследования «доопера-ционального детского мышления» Ж. Пиаже. Ни «симво­лическое мышление» ребенка, опирающееся на сенсомо-торные знаки, ни мышление на стадии «конкретных опера­ций» не способны раскрыть механизм образования и функционирования тех сложных «житейских» понятий (например, понятие удельного веса), которые существуют у ребенка, ориентируют его в окружающем мире и позво­ляют понять то, что ему еще недоступно на уровне логиче­ского мышления. Не случайно Ж. Пиаже дает дооперацио-нальному мышлению лишь негативную характеристику (в чем его слабость) по сравнению с операциональным. Он

рассматривает его как предшествующую, более элемен­тарную стадию развития логического (кодированного со­циальными знаками) мышления. Но мышление на уровне «житейских» понятий не стадия, а особая форма мышле­ния, имеющая особенности и свой путь развития. Эта фор­ма мышления не осознается человеком и сознательно им не управляется и, несмотря на это, способна в конечном счете достигать не менее, а, может быть, даже более высо­ких творческих результатов, чем мышление логическое.

Сейчас многие исследователи направляют свои усилия на изучение так называемого интуитивного мышления, но и его психологическая природа остается еще малоизучен­ной.

Но, так или иначе, со стороны развития познаватель­ной сферы к концу дошкольного возраста ребенок уже ста­новится способным, конечно в особой, указанной выше форме, сознавать и самого себя (представляющего к этому времени уже некоторое объективно данное единство) и то положение, которое он в данное время занимает в жизни.

Сознание своего социального Я и возникновение на этой основе внутренней позиции, т.е. некоторого целост­ного отношения к окружающему и самому себе, порождает соответствующие потребности и стремления, на которых возникают их новые потребности, но они уже знают, чего они хотят и к чему стремятся. В результате игра, которая на протяжении всего школьного возраста заполняла жизнь ребенка иллюзорным участием в общественно значимой жизни взрослых, к концу этого периода перестает его удовлетворять. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять новое, доступ­ное ему место и осуществлять реальную, серьезную обще­ственно значимую деятельность. Невозможность реализо­вать эту потребность и порождает кризис 7 лет.

Таково содержание той внутренней позиции, которая возникает у ребенка на пороге школьного возраста и кото­рая определяет особенности его развития в период младше­го школьного возраста.

На протяжении этого возраста указанная позиция сна­чала ослабевает, а затем и изменяет свое содержание, что происходит в связи с формированием нового уровня само­сознания, характеризующего критический период подро­сткового возраста. Но это уже новый вопрос.

8*


Этапы формирования личности в онтогенезе (III)*

Кризис подросткового возраста значительно отличает­ся от кризисов младших возрастов, уже рассмотренных на­ми ранее. Он представляется нам самым острым и самым длительным по сравнению со всеми возрастными кризиса­ми, знаменующими собой переломные этапы в онтогенети­ческом формировании личности ребенка. По существу, весь подростковый возраст является затяжным переход­ным периодом от детства к зрелости.

В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и самому себе (первая фаза подросткового возраста — 12-15 лет) и разви­ваются процессы самосознания и самоопределения, приво­дящие в конечном счете к той жизненной позиции, с кото­рой школьник начинает свою самостоятельную жизнь (вторая фаза подросткового возраста — 15-17 лет; ее часто называют периодом ранней юности).

Следует особо отметить, что и в подростковом возрасте процесс формирования личности не завершается. Весь этот период представляет собой значительную перестройку ра­нее сложившихся психологических структур и возникно­вение новых, которые с этого момента лишь начинают дальнейший путь своего развития. Однако здесь ведущими будут уже не возрастные закономерности, а закономерно­сти, связанные с индивидуальным формированием психи­ки человека.

В этой статье нас будут интересовать те процессы раз­вития в младшем школьном возрасте, которые непосредст­венно подготавливают подростковый кризис, анализ само­го этого кризиса и возникновение того основного личност­ного новообразования, которое завершает подростковый

* Вопросы психологии, 1979, № 4 228

кризис, а вместе с ним и весь период возрастного развития ребенка.

Напомним, что кризисный характер перехода от одного этапа формирования личности к другому обусловлен тем, что потребности и стремления, возникающие у субъекта в связи с образованием новых психологических структур, встречают препятствия на пути своего удовлетворения и таким образом оказываются нереализованными.

Кризис подросткового возраста в отличие от кризисов других возрастов более затяжной и острый, так как в связи с быстрым темпом физического и умственного развития у подростков возникает много таких, актуально действую­щих потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста. Таким образом, в этот критический период депривация потребностей выражена значительно сильнее, и преодолеть ее, в силу отсутствия синхронности в физиче­ском, психическом и социальном развитии подростка, очень трудно.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.