1-й этап. Выберите один класс, в котором работают многие участники группы. Пусть классный руководитель или воспитатель этого класса начнет упражнение. Скажите ему: «Попробуйте осознать сейчас, по каким правилам живет ваш собственный класс. Эти правила, никем не сформулированные ранее, существуют и определяют жизнь детей». Пусть педагоги высказывают любые предположения о действующих в классе правилах, кто-то один записывает все, что будет высказано — без всяких споров и обсуждений.
Только после этого перейдите к выяснению недоразумений и к противоречивым мнениям о правилах.
2-й этап. Анализ сформулированных правил. Скажите участникам: «Давайте вместе с вами попытаемся выяснить, какие из правил актуальны, а какие устарели — ведь мир меняется быстро, правила быстро устаревают.
Можете ли вы обновить правила? Отказаться от некоторых из них? Отличаются ли правила в отношениях между классом и учителем от правил, по которым ребята относятся к друг другу?»
Может возникнуть такая ситуация, когда учитель захочет обсуждать правила своего класса только в присутствии самого класса. Это здорово. Оставьте это в качестве домашнего задания. На занятии полезно также обсудить правила школы или правила, по которым живет педколлектив (проделайте это в те же два этапа).
Скажите следующее: Существует два вида правил: гласные и негласные. К проблеме дисциплины имеют отношения гласные, утвержденные классом правила. Их выполнение является условием договора между учителем и учениками. Но есть и негласные правила, они-то и создают атмосферу в классе. Могут ли дети вашего класса открыто выражать свои чувства? Могут ли они рассчитывать на внимание и поддержку класса в трудную минуту? Что престижно в вашем классе: приносить пользу или вредить и разрушать? Что поощряется: помощь друг другу или конфронтация (по типу: «разделяй и властвуй»)? Может быть, существуют негласные аксиомы, например: «Ваня Птичкин не может сказать ничего умного»?
Рекомендации ведущему
Это трудная тема для группы. Старайтесь сдерживать конфронтацию, напомните участникам о правилах работы в группе, принятых на первом занятии. Спросите их, что они чувствовали тогда, когда принимали правила, и что чувствуют теперь, прожив по ним некоторое время?
Далее возможны два варианта проведения занятия.
Вариант 1 — выработка собственных правил на основе представлений об открытых и закрытых системах.
Вариант 2 — создание собственных правил на основе уже имеющихся образцов.
Рассмотрим оба варианта.
Вариант 1
Чтобы работать по этой схеме, ведущему следует прочитать . и обдумать главу 8 книги Вирджинии Сатир «Как строить себя и свою семью» (1991). Можно также использовать предлагаемые ею упражнения.
В данной книге дается определение открытой и закрытой систем. «Основные различия между ними, — пишет В. Сатир, — определяются характером реакции на внутренние и внешние изменения. В закрытой системе ее части неподвижно соединены между собой или вовсе не соединены. В любом случае обмен информацией между элементами не происходит.
Открытая система — та, в которой части взаимосвязаны, подвижны, восприимчивы друг к другу и позволяют информации проходить внутри нее или выйти за ее пределы.
Если кто-то специально хотел бы изобрести закрытую систему, то первый шаг, который необходимо сделать, — это изолировать ее от окружающего мира настолько, насколько это возможно, и жестко зафиксировать все роли. Закрытые системы развиваются из определенного набора представлений о жизни. Например, из таких:
люди по природе своей злые, поэтому они должны находится под контролем, чтобы стать хорошими; отношения должны регулироваться силой или страхом наказания; всегда есть кто-то, кто знает, что тебе необходимо,
В закрытых системах:
чувство самоценности (достоинство) второстепенно по отношению к власти и исполнительности; поступки зависят от прихотей начальника; любые изменения должны вызывать сопротивление.
В открытых системах:
самоценность первична, сила и исполнительность второстепенны; поступки отражают принципы человека; изменения приветствуются, считаются естественными и желательными» (В. Сатир, 1992, с. 70).
Если отношения в классе препятствуют личностному росту, в классе (школе) отсутствует свободный обмен информацией — гласность, а правила вашего класса жесткие, устаревшие и тайные, то вы имеете закрытую систему. Если стиль взаимодействия способствует личностному росту, информация доступна всем, а не передается в искаженном виде как сплетни и слухи, если правила гуманные и прогрессивные — вы работаете в открытой системе.
Скажите участникам, что каждая составляющая, каждая часть системы может быть изменена в ту или другую сторону. Это изменение скажется определенным образом на всей системе. Не ждите, когда школа «созреет» для изменений, введите их в своем классе, и, может быть, очень скоро результаты скажутся на других элементах системы, на всей школе.
Попросите участников обратить внимание на правила педагогического коллектива. У детей и взрослых в школе разные задачи, однако как элементы системы коллективы детей и взрослых могут влиять друг на друга. С чего бы вы ни начали (со своего класса или с части педколлектива, сидящей здесь сегодня), изменения коснутся всей системы.
Вариант 2
Хорошо, если в вашем городе есть место, где принимаются правила, делающие жизнь детского коллектива радостной.
Мы можем предложить фрагменты из публикации Научно-педагогического объединения «Школа самоопределения» «Сборник школьных законов, написанных и принятых учениками и учителями школы 734 г. Москвы» под редакцией А.Н.Тубельс-кого (М., 1993).
«Гражданами объединения «Школа самоопределения» являются ученики, учителя, воспитатели, студенты и остальные сотрудники НПО.
В объединении разрешено ВСЕ, что не угрожает жизни и здоровью каждого человека, не ущемляет его прав, чести и достоинства…
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН НПО «ШКОЛА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ»
Цель школы — помочь человеку воспитать в себе свободную личность:
ПРАВА ВСЕХ ГРАЖДАН
Каждый гражданин имеет полное право действовать по своему усмотрению, беспрепятственно выражать свое мнение, не ущемляя при этом свободу и достоинство других людей (Закон о защите чести и достоинства, гл. 1). Каждый гражданин имеет право за оскорбление его чести и достоинства подать заявление в Суд Чести (Закон о защите чести и достоинства, гл.2, п.4)…
ОБЯЗАННОСТИ ВСЕХ ГРАЖДАН
Каждый гражданин обязан соблюдать конституцию НПО. Каждый гражданин обязан выполнять решения Совета НПО, Суда Чести, Общего Сбора.
Каждый гражданин обязан участвовать в самообслуживании в соответствии с положением о дежурстве. Каждый обязан соблюдать распорядок жизни, установленный НПО, и бережно относиться к общему имуществу..
ЗАКОН О ЗАЩИТЕ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА
Глава 1. Оскорблением чести и достоинства человека мы считаем:
Рукоприкладство — нанесение побоев, избиение. Угрозу, запугивание, шантаж, имеющие целью скрыть свои противозаконные действия.
Моральное издевательство:
а) употребление оскорбительных кличек,
б) дискриминация по национальным и социальным признакам;
в) подчеркивание физических недостатков,
г) нецензурная брань;
д) умышленное доведение человека до стресса, срыва.
Унижение человеком своего собственного достоинства в глазах окружающих людей:
а) появление в состоянии алкогольного опьянения,
б) истязание животных;
в) добровольное принятие на себя функций раба («шестерки»);
г) вымогательство, воровство, порча имущества;
д) клевета.
ЗАКОН О БОРЬБЕ С ВАНДАЛИЗМОМ (ПОРЧЕЙ ИМУЩЕСТВА)
2. Меры пресечения
2.1. В случае умышленной порчи имущества виновник обязан:
а) восстановить испорченное им имущество или выплатить сумму, установленную хозяйственным отделом;
б) отработать после уроков или в свободное время на благо школы определенное Штабом Порядка количество часов
2.2. Пункт 2.1(6) не распространяется на учеников 1-5 классов.
3. Порча имущества по неосторожности
В случае порчи имущества по неосторожности виновник обязан восстановить имущество или выплатить его стоимость.
ЗАКОН О ПРОГУЛАХ
1. Если у ученика есть необходимость пропустить какие- либо уроки, он должен поставить в известность учителя, открыто объяснив причину.
2. Прогул — это неявка на уроки без предупреждения и без открытого объяснения причин.
3. Учитель, учебная часть имеют право, в случае систематических прогулов, поставить перед Судом Чести этот вопрос, так как Совет школы считает, что прогул оскорбляет труд и честь работающего в классе учителя.
4. Классные руководители обязаны ставить родителей ученика в известность о его прогулах.
5. Прогульщикам запрещается пересдавать зачеты во внеурочное время и т. д.»
Обсуждение итогов
Все участники высказываются о том, что они получили на этом занятии, какие чувства испытывали и какие вопросы остались неразрешенными.
Домашнее задание
На основании приведенных материалов составить вместе с учениками и родителями Правила своего класса (это означает обязательную организацию процедуру гласного обсуждения и принятия правил). Записать правила и повесить их на видном месте. Закончить составление Школьного плана действий и сдать его ведущему группы.
Рекомендации ведущему
Следующее занятие группы проведите через несколько недель, после индивидуального обсуждения Школьных планов действий, сданных вам участниками группы. Посвятите его обсуждению трудностей работы по планам и тем изменениям, которые произошли с момента начала составления Плана и с момента начала его реализации. Опыт применения данной технологии показывает, что программа «Учитель и проблемы дисциплины» приводит к возникновению определенных проблем. Так, учителя, не принимавшие участия в тренинге, оказываются в менее выгодном положении. Дети, которые с энтузиазмом встречают демократические перемены, прекрасно чувствуют ситуацию и выбирают способ поведения. Они спрашивают, почему некоторые (не посещавшие тренинг) учителя не живут по правилам? Это касается произвола в выставлении оценок и установлении санкций за проступки. Отношения учеников с такими учителями «накаляются», и… «обученные» учителя, забыв о «корпоративном единстве», становятся на сторону учеников. За это их обычно почему-то обвиняют в нарушении педагогической этики, и в школе разгорается конфликт. Этот открытый конфликт можно считать хорошим поводом для установления справедливых правил в рамках школы в целом, однако здесь многое будет зависеть от числа активных приверженцев нашей программы (поэтому мы рекомендуем вам провести не одну, а несколько групп, стараясь привлечь в них максимальное число педагогов).
Предупреждение, или Последние рекомендации ведущему
Школьная администрация, вдохновленная результатами работы тренинговой группы, может предложить вам «поднять на флаг» эту программу и заявить о ней как об официальном эксперименте. Мы хотим предупредить вас об опасности такого шага. Способствование личностному росту учеников и учителей — а именно это составляет суть работы по Школьным планам действий — интимный и тонкий процесс. Нельзя заставить человека быть внутренне свободным и прибавить ему за это зарплату. Вы спросите, что же делать? Просто жить, оставаясь приверженцем этих идей, если они пришлись вам по сердцу. Возможно, вы будете при этом отличаться от всех ваших коллег, все равно — не тратьте время и силы на доказательства своей правоты, просто своим профессиональным опытом покажите, что отношения с детьми могут быть справедливыми и радостными, а работа в школе может давать ощущение необыкновенной полноты жизни (не поэтому ли вы все еще там работаете?).