Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Упражнение 2. «Провокация»



 

Ведущий говорит, обращаясь к участникам: «Сейчас я хлопну в ладоши и после этого начну что-то делать. Когда закончу Действия — снова хлопну. Опишите «сильным» языком то, что произойдет между двумя хлопками». Далее ведущий делает что-нибудь провокационное. Можно собрать вещи и пойти к выходу со словами: «Вы мне не нравитесь, я не хочу больше работать с вами». Можно выглянуть за дверь и сообщить группе: «За дверью сидит большая белая собака», потом после паузы сказать: «Впрочем, там нет собаки». Можно спросить: «Кстати, вы знаете, что зарплату в этом месяце не дадут? Нет денег!». Короче это должна быть провокация, рассчитанная на данную аудиторию (задача ведущего — вызвать недоумение, обиду или возмущение).

 

После того как провокация совершена, участники по очереди или в режиме «мозгового штурма» начинают формулировать ответы на вопрос «Что произошло между хлопками?». Трудности в выполнении начинаются, когда доходит до интерпретации слов ведущего. Некоторые участники вообще игнорируют слова, говоря, что они «не являются реальностью». На это можно возразить, что реальность со словами и без слов — разная реальность. Часто именно слова являются причиной переживаний и проблем, а учителя — это люди, которые зарабатывают на хлеб горлом (нелегким трудом), то есть произнося слова. Порассуждав, участники рано или поздно приходят к правильному решению: физические действия («Ведущий встал, взял свою сумку, подошел к двери…») продолжает прямая речь («…и сказал следующий текст: «За дверью сидит большая собака»). Это и будет «сильное» описание. Описание «слабое»: «Ведущий обманул нас (пытался надуть, разыграл, вел себя возмутительно, чем-то обидел и т.п.)».

 

Скажите следующее: Видите ли вы теперь границу между реальностью и «рассказом» о ней? Человека, который видит это, невозможно обмануть, если он сам не принимает решения обмануться. В реальности нет обмана. Человека, который видит эту границу, невозможно оскорбить. Он сам может приписать статус оскорбления какой-то прямой речи, сотрясению воздуха, именуемому говорением. В реальности нет агрессивности. Мир не агрессивен. Но и не добр. Реальность — это то, что мы о ней думаем!

Рекомендации ведущему

 

Спросите, что чувствовали участники упражнения во время его выполнения? Недоумение, неприятное чувство, неловкость, — вот типичные ответы. Спросите тех, кто «знал правильный ответ» или догадался, к чему клонит ведущий, что чувствовали они. Их ответы другие: азарт, радостное ожидание, удивление. Совсем другие чувства! Главная особенность «рассказов о реальности» состоит в том, что они порождают чувства, переживания, а переживания не только движут поступками людей, но и порождают новые рассказы, концепции и новые переживания по поводу этих концепций. И так может продолжаться до бесконечности, пока человек не научится видеть границу между тем, что действительно происходит, и тем, как он это воспринимает.

Упражнение 3. «Сотрясение воздуха»

 

Ведущий говорит участникам: «Опишите "сильным" языком то, что сейчас произойдет…» Далее, обращаясь к кому-либо из участников группы (тем, кто понял суть предыдущего упражнения), говорит примерно следующее: «Татьяна Николаевна (Екатерина Александровна), вы глупый человек (плохой учитель, плохая мать, неряшливая женщина)», — любую глупость, которую в другой обстановке можно принять за оскорбление.

 

Участник, к которому обращается ведущий, должен сказать, что произошло на самом деле, что он чувствовал. Ведущий отмечает момент выбора объяснения и анализирует связь выбранного «рассказа» с переживанием от происходящего. Важно поздравить участников упражнения и сказать примерно следующее:

 

«В эти тридцать секунд вы были внутренне свободным человеком. Я вам завидую! Как вам это понравилось?» Можно написать на доске: «Словесное оскорбление — это всего лишь сотрясение воздуха».

Рекомендации ведущему

 

Вы можете провести свободную дискуссию по данной теме, если хорошо владеете предметом, в частности, вам придется отстаивать свою точку зрения в споре с представителями традиционно культурологического подхода: «В культуре ЭТО принято считать оскорблением, я культурный человек, следовательно, я оскорблен».

 

Выберите какого-нибудь ученика и опишите его «плохое» поведение «сильным» языком, избегая «рассказов».

 

Обсуждение итогов

 

Все участники обсуждают, что они получили на этом занятии, какие чувства испытывали и какие вопросы остались неразрешенными.

Домашнее задание

 

Выполнить шаги №1 и №2 Школьного плана действий для четырех учеников с разными мотивами «плохого» поведения.

Рекомендации ведущему

 

Если вы чувствуете потребность в этом, проведите после этой встречи дополнительное занятие по теме: «Я-слушания» (см.: Кривцова, Мухаматулина, 2004).

Занятие 3. Избегание неуспеха. Поддержка как профессионально важный навык педагога

 

Цели работы

 

Показать участникам отличия поддерживающей стратегии отношения к ребенку от оценочной стратегии «красного карандаша». Показать разнообразные виды поддержки, их сильные стороны и ограничения.

 

Материалы

 

На занятии ведущему понадобятся плакаты: «Структура ученического счастья», «Сколько поддержки нужно?», «Три способа испортить ребенка». Также необходимо подготовить медаль «За самую полезную ошибку».

Упражнение на разогрев

 

Участники становятся в два круга лицом друг к другу в парах (по типу карусели). Один из партнеров говорит другому комплимент. Другой же отвечает: «Да, конечно, а еще я…(говорит о себе что-то хорошее)». Затем они меняются ролями и повторяют упражнение. После этого все стоящие во внешнем круге делают шаг вправо и продолжают упражнение.

 

Дискуссия на тему

 

Прежде чем приступить к обсуждению домашнего задания продемонстрируйте и прокомментируйте участникам группы плакаты «Структура ученического счастья», «Сколько поддержки нужно?» и «Три способа испортить ребенка».

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.