Все участники становятся в две концентрические окружности по парам, лицом друг к другу (по типу «карусели»). Первый член пары говорит следующее: «Недавно я был явно не на высоте, когда… (далее описывает случай своего поведения, которым остался недоволен)». Второй член пары отвечает: «Мне нравится… (находит сильные стороны, позитив в том поведении, о котором он услышал». Затем все стоящие во внешнем круге делают шаг вправо, и упражнение повторяется.
Скажите следующее: Я хочу рассказать вам восточную притчу. Одному султану приснился страшный сон. Ему приснилось, что у него один за другим выпали все зубы. Обеспокоившись, он позвал своего толкователя снов. Тот озабоченно выслушал сон и сообщил султану: «Я должен сообщить тебе печальную весть. Так же, как ты потерял зубы, ты одного за другим потеряешь всех своих родных». Толкование разгневало султана. Он повелел бросить прорицателя в темницу. Потом он позвал другого толкователя снов. Этот, выслушав сон, сказал: «Я счастлив сообщить тебе радостную весть: ты станешь старше всех своих родных, ты переживешь их всех». Султан был счастлив и богато наградил толкователя снов. Придворные удивлялись этому. «Ведь ты не прибавил ничего к тому, что сказал твой бедный предшественник, как же случилось, что он был наказан, а ты награжден?» — спрашивали они. Толкователь снов отвечал: «Мы оба одинаково растолковали сон. Но дело не только в том, что сказать, но и в том, как сказать».
Как видите, во все времена позитивное отношение к фактам и людям не только гуманнее, но и выгоднее отношения пессимистического. В деле воспитания детей позитивный подход является единственным, позволяющим «увидеть свет в конце туннеля». Овладение навыком позитивной речи может привести к тому, что учитель сдвинется с позиции «красного карандаша» и почувствует себя более эффективным в вопросах воспитания.
Упражнения на овладение навыком
Упражнение 1
Ведущий говорит: «Выберите себе в пару человека, с которым вы еще не работали. Расскажите ему о ситуации, когда вы были, подобно султану из притчи, встревожены или испуганы чем-то, или о том случае, когда вы не сделали чего-то, о чем «впоследствии жалели, или о том, когда вы «были не на высоте». Ваш партнер выслушает вас и перескажет вашу ситуацию позитивным языком (для этого необходимо найти сильные стороны как в поведении рассказавшего ситуацию человека, так и в самих обстоятельствах). Затем поменяйтесь ролями и повторите упражнение».
После упражнения участники обмениваются впечатлениями. Важно обратить их внимание на то, что не так-то просто найти сильные стороны, тем не менее это всегда можно сделать.
Упражнение 2
Закройте глаза и вспомните ученика, с которым вам трудно установить нормальные отношения. Думайте о нем одну минуту, попробуйте увидеть и услышать его. Поднимите руку, когда четкий образ появился. А теперь откройте глаза и попробуйте найти в действиях и характере этого ученика не менее пяти сильных сторон или позитивных черт. Расскажите об ученике позитивным языком.
Рекомендации ведущему
Если в группе присутствуют люди из разных школ и они не знают тех учеников, о которых думают другие участники, то это упражнение можно делать в индивидуальном режиме - письменно составить позитивный образ «плохого» ученика.
Если же перед вами педколлектив одной школы, проведите следующий вариант упражнения: Попросите участников написать на листках фамилию и имя того ребенка, о котом они будут думать (с которым трудно). Может произойти такое, что все или большинство участников выберут одно и то же лицо. Очень хорошо. Тогда работайте с одним «плохим» учеником, известным всей школе. Это упражнение с трудом удается группе коллег, которые привыкли к другим разговорам о нем. Поэтому в том случае, когда учителя говорят, что не видят сильных сторон, попросите рассказать об ученике традиционную сагу. Выслушайте «Сагу о "плохом ученике"». Сами начните позитивным языком пересказывать услышанное. Для этого не мешало бы подготовиться заранее, на всякий случай можно прибегнуть к универсальной заготовке типа: «Когда вы рассказывали о Ване Птичкине, я представил человека активного, творческого, с большой фантазией и изобретательностью, упорного в достижении целей и т.п.»(и подтвердите услышанными фактами каждое из позитивных определений).
Если все сделано точно, обязательно последует встречная активность участников группы, ваш рассказ подействует вдохновляюще и поможет преодолеть старую установку. Когда участники группы начнут рассказывать, попросите их делать это по очереди и выберите одного человека, который записывал бы все услышанное, а в конце просто прочитал позитивное описание Вани Птичкина, которое у него получилось.
Обратите внимание участников на известную им таблицу «Реальность—Рассказы о реальности» и спросите, что они чувствуют после упражнения. Как правило, именно в этот момент они с облегчением отмечают, что напряжение и страх перед учеником уступают место любопытству и радостному исследовательскому чувству.
Упражнение 3
Разделите участников на подгруппы по 2-3 человека в каждой. Пусть каждая подгруппа подготовит и расскажет о «плохом» ученике: сначала в обычной манере, а затем позитивным языком. В рассказах нельзя путать две манеры, то есть излагать одно предложение позитивное, а следующее, через союз «но», — критическое. Это ошибка. Отдельно — критика. Отдельно — позитив.
Обсуждение итогов
Все участники высказываются о том, что они получили на этом занятии, какие чувства испытывали и какие вопросы остались неразрешенными.
Домашнее задание
Продолжать составлять Школьный план действий для властолюбивого ученика. Начать выполнять шаг №4. Письменно подготовить позитивный текст о «плохом» ученике размером в одну страницу. Можно переписать его, обращаясь непосредственно к этому ученику, и в подходящий момент отдать ему, а если он не умеет читать, прочитать ему этот текст. При первой же возможности надо рассказать родителям одного из своих учеников позитив о нем, причем говорить надо не менее трех минут (это очень трудное задание!).