Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Упражнение на овладение навыком



 

Попросите участников группы рассказать о своем личном положительном или отрицательном опыте применения описанных приемов «изящного ухода». Пока один человек говорит, остальные соотносят рассказанное с приемами «изящного ухода», описанными в таблице «Меры экстренного педагогического вмешательства при взаимодействии с властными и мстительными детьми». Предложите конкурс на лучший «изящный уход» из тех, что были рассказаны (в этом случае приготовьте заранее какой-нибудь приз победителю, например, медаль «За достойное поведение в недостойной ситуации»). Проанализируйте примеры неудавшихся попыток предотвращения конфликта с помощью «изящного ухода». Возможно, диагностика была выполнена неверно и стадия «глухих раскатов» уже сменилась стадией «извержения». Награждайте аплодисментами всех рассказчиков.

 

Разыгрывание ситуаций

 

Разыграйте предложенные участникам «трудные» ситуации и попробуйте вместе отыскать варианты беспроигрышных фраз в технике «изящного ухода».

 

Обязательно окажите поддержку победителю конкурса. Если у вас нет заранее заготовленного приза, наградите победителя общими аплодисментами.

Обсуждение итогов

 

Все участники высказываются о том, что они получили на этом занятии, какие чувства испытывали, какие вопросы остались неразрешенными.

 

Домашнее задание

 

Начать выполнять шаг №3 ШПД для учеников, мотивы которых — власть или месть. Вспомнить свои удачные «изящные уходы» и соотнести их с предложенной классификацией приемов. Выполнить письменно Личное задание читающему книгу (гл. 4, § 3). Хорошо, если участники попробуют в своем классе применить описанные в разделе «Изящный уход» приемы и решить для себя, какие из них подходят им, а какие — нет. Еще лучше, если участники группы сдадут письменные части домашнего задания ведущему за день-два до следующей встречи.

 

Занятие 7. Власть и месть. Активное сопротивлению манипулированию

 

Цель работы

 

Помочь участникам группы чувствовать себя уверенно в ситуации взаимодействия с властолюбивыми учениками, не позволяя манипуляторам управлять собой.

 

Упражнение на разогрев

 

Участники делятся на пары. Становятся лицом друг к другу. Один стоит абсолютно неподвижно, с застывшим «каменным» лицом. Задача другого участника — расшевелить своего бесчувственного партера, не говоря ни слова и не прикасаясь к нему. Затем участники упражнения меняются ролями.

 

Скажите следующее: Дети, наши ученики, пытаются манипулировать нами. Кто их научил такой изощренной технике манипулирования? Учителя и родители, вот кто! Мы сами манипулируем ими по сто раз в день (шантажируем: «Если ты не сделаешь этого, я сделаю то-то…», подкупаем: «Если ты хочешь получить то-то, не делай этого…» и т.п.). И мы сами теряемся перед юными властолюбцами, потому что они ухитряются заставлять нас делать то, что мы делать не должны и за что нам потом бывает стыдно.

 

Вспомните случаи, когда ученики манипулировали вами, чтобы добиться своего. Что вы чувствовали тогда? Может быть, есть случаи, которые до сих пор вызывают у вас чувство неудовлетворения?

 

Рекомендации ведущему

 

Поблагодарите того, кто рассказал о своем опыте, потому что человек говорил о неприятных переживаниях. Если все участники группы молчат, сами расскажите случай из собственной практики. Рассказывая, остановитесь на том, что вы чувствовали тогда. О благополучном выходе из этой ситуации можно пока не упоминать — важно, чтобы обсуждение не превратилось в «выставку достижений», а настроило членов группы на откровенный разговор о тех ситуациях, когда они были «не на высоте». Особенно часто учителя подвергаются попыткам манипулирования в конце четверти, при выставлении оценок.

 

Скажите следующее: У каждого человека существуют устойчивые «фильтры» восприятия других людей — «Я-слушания». Когда кто-то манипулирует нами, это удается ему благодаря нашим «фильтрам», дети угадывают их и бессознательно используют для достижения своих целей. Эти фильтры, не плохие и не хорошие сами по себе, порождают много проблем. Типичны такие, например, «Я-слушания», на которые легко «поймать» учителя:

 

Я хочу, чтобы он стал добрым мальчиком.

 

Я уважаю честность.

 

Я хочу, чтобы ученики меня любили.

 

Мне жалко этого ребенка, ему так не повезло с родителями и т.п.

 

Пассивные властолюбцы — юные манипуляторы, по-видимому быстро находят наши «слабые места»:

 

Я не сделал домашнее задание, потому что наша кошка заболела и я весь день сидел около нее.

 

Я знаю, что сделал плохо, но это из-за моей лени, я очень ленив, вы же знаете, я и сам страдаю от этого, но ничего не могу сделать.

 

Мы соврали, потому что не хотели вас расстраивать.

 

Если вы не поставите мне четверку, отец убьет меня! и т.п.

 

Узнаете ли вы эти ситуации?

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.