Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Упражнение 1. «Как выражать признательность»



 

Вот правило правильной благодарности — говорите максимально конкретно, аккуратно и объективно описывайте то, за что именно вы благодарны ученику, и избегайте прошедшего и будущего времен. Правильно сформулированная благодарность последовательно описывает:

 

действие ученика и его результат; ваши чувства в этой ситуации; позитивный эффект от этого действия.

 

Пусть участники выберут из приведенных ниже фраз правильно сформулированную благодарность за убранный учеником класс: Саша, спасибо за то, что ты сегодня сделал. (Этой фразе не хватает конкретности. Может быть, Саша сделал сегодня много не только хорошего, но и не очень.) Саша, спасибо, я надеюсь, ты теперь всегда так же хорошо будешь дежурить по классу. (В данном случае не соблюдается принцип «настоящего момента».) Саша, неужели это ты так все вымыл ? Что же ты раньше так не делал ? (Не соблюдается принцип «настоящего момента»: ребенку напоминают о его прошлых неуспехах.) Саша, когда я увидела, что класс моешь ты, я очень обрадовалась. Мне стало приятно, что ты решил мне помочь. Спасибо!

 

Когда я увидел, как ты моешь класс, Саша, я подумал: он умеет работать не только головой, но и руками! Как я рада, Саша, что ты все убрал без напоминания, ты так помог мне.

 

Три последних варианта — правильные.

 

Упражнение 2. «Работа над ошибками»

 

Ошибки — очень важная часть жизни, однако, часто их не уважают так, как они этого заслуживают, а ведь ошибки — «родители опыта» (помните у Пушкина: «…и опыт, сын ошибок трудных…»). В данном упражнении предложите участникам группы задание — вспомнить самую значительную ошибку, связанную с участием в тренинге. Пусть участники начнут свои рассказы об ошибках словами «Когда я выполняла домашнее задание…» (или «Когда я только начала заниматься по программе…») и далее назовут свою ошибку и чему она их научила. Самая значительная и интересная ошибка должна быть выбрана самими участниками группы. Ее автор получает приз или «медаль», заранее приготовленные ведущим.

 

Вариант этого же упражнения — конкурс на лучшую ошибку недели вне зависимости от того, относится ли она к тренингу или нет.

Обсуждение итогов

 

Все участники высказываются о том, что они получили на этом занятии, какие чувства испытывали и какие вопросы остались неразрешенными.

Домашнее задание

 

Прочитать главу 4, §1,2 книги «Учитель и проблемы дисциплины».

 

Не менее трех раз высказать ученикам благодарность в правильной форме. Записать, какими словами это было сделано и как реагировал ученик.

 

Занятие 4. Привлечение внимания как мотив «плохого» поведения. Меры экстренного педагогического вмешательства

 

Цель работы

 

Обучить участников группы навыкам экстренного педагогического воздействия в ситуациях, когда дети, привлекающие внимание, мешают вести урок.

 

Материалы

 

Для того чтобы участники могли эффективно работать на этом занятии, следует обеспечить их информацией о мерах экстренного педагогического вмешательства при взаимодействии с детьми, привлекающими внимание (таблица 5, с. 100). Для этого надо либо написать таблицу достаточно крупно (в формате плаката), либо распечатать ее в таком количестве экземпляров, чтобы хватило каждому участнику группы.

 

Упражнения на разогрев

Упражнение 1.« Азбука эмоций»

 

Спросите участников группы, какие эмоции (чувства) они могут назвать. Пусть каждый выберет себе какую-то эмоцию (можно просто приготовить карточки, на которых написаны названия эмоций: страх, гнев, тревога, негодование, спокойная радость, неловкость, недоумение, растерянность, удивление, любопытство). Попросите участников группы составить предложения с участием эмоции: «Вчера, когда (назвать, что было)…, я почувствовала (название эмоции)»; «Сейчас, когда…, я испытала (название эмоции)» и т.д. Обратите внимание участников группы на то, что происходит во время называния эмоций: появились ли эти эмоции у них сейчас?

 

Упражнение 2. «Бип»

 

Вся группа, за исключением водящего, сидит на стульях в кругу. Водящий с завязанными глазами ходит внутри круга, периодически садясь к сидящим на колени. Его задача — угадать, к кому он сел. Ощупывать руками не разрешается. Садиться надо спиной к сидящему, как будто садишься на стул. Сидящий имеет право произнести только одно слово — «Бип!», причем желательно «не своим голосом», чтобы его не узнали. Если водящий угадал, на чьих коленях он сидит, то этот член группы начинает водить, а водящий садится на место.

 

Скажите следующее: Все мы нуждаемся во внимании: и взрослые, и дети, и мужчины, и женщины. Для человека нет ничего хуже, чем чувствовать себя «пустым местом». Зрелый человек знает об этом, поэтому не стесняется просить внимания, когда нуждается в нем. Чаще, однако, мы наблюдаем, как люди вместо открытой просьбы о внимании используют нарочито «плохое» поведение и драматические выходки. «Я ухожу от тебя к маме!» — кричит женщина мужчине не потому, что она хочет жить без него, а потому, что ей необходимы его поддержка, его внимание. Дети тоже часто используют подобное «инфантильное» поведение.

 

Мы, педагоги, можем сделать так, чтобы неконструктивные способы получения особого внимания сменились конструктивными. Для этого прежде всего нужно отказаться от неконструктивных способов, то есть перестать подкреплять своим вниманием попытки получения его «недозволенными» приемами.

Дискуссия на тему занятия

 

В ходе дискуссии должны быть затронуты следующие вопросы:

Как отличить поведение, направленное на привлечение внимания, от властолюбивого поведения? Приведите примеры того, что будет, если поведение, привлекающее внимание, принять за властолюбивое. Как вы понимаете словосочетание «позитивное внимание»? Может ли внимание учителя вредить ученику?

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.