Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Механизм государства. Отождествление механизма государства с аппаратом государственной власти



 

В предыдущих главах государство рассматривалось как некая абстрактная категория, имеющая различные формы, выпол­няющая разнообразные функции, прямо не касающиеся обеспе­чения прав и свобод человека, управления обществом и страной. В действительности правовая категория "государство" обретает конкретные очертания лишь в связи с деятельностью его меха­низма.

Механизм государства - это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику.

Понятие "механизм государства" тесно связано с понятием "государственный аппарат". Последнее принято употреблять в двух смыслах -широком и более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с понятием механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом принято понимать аппарат государственного управления. Именно в этом значении, в смысле совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органов государства, используется понятие "государственный аппарат" в науке административного права.

В теории государства и права обычно понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется, по общему правилу, в своем широком значении, т. е. как адекватное понятию механизма государства.

Государственный аппарат - система органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи.

Построение и деятельность механизма государства осуществляется на основе определенных принципов, имеющих объективный характер. Их всесторонний учет как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить макси­мальную эффективность государственного управления обществом.

До недавнего времени основными принципами организации и деятельности государственного аппарата российская юридическая наука счи­тала принцип широкого участия масс в управлении государством; демократический централизм; пролетарский интернационализм; социали­стическую законность; социалистическую плановость, учет и контроль; партийное руководство деятельностью всех звеньев государственного аппарата.

Кардинальные изменения, происходящие в экономической, поли­тической и других сферах общественной жизни нашей страны внесли существенные поправки в структуру, содержание и характер деятель­ности всех государственных органов. Государственная жизнь начинает строиться на новых принципах, обеспечивающих более эффективное функционирование механизма государства. К ним относятся:

1) принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата. Он обеспечивается демократической изби­рательной системой, реальными гарантиями социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, разносторонней дея­тельностью всех государственных органов, направленной на удовлетво­рение интересов личности;

2) принцип разделения властей (законодательной, исполнитель­ной, судебной), который формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

3) принцип гласности и открытости в деятельности государ­ственного аппарата. Например, право граждан государства путем общенародных голосований (референдумов) отменять противоречащие интересам народа решения любых органов государства, в том числе и в сфере международных отношений;

4) высокий профессионализм и компетентность государственных органов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах населения страны. Профес­сиональный принцип в государственном управлении означает, прежде всего, использование квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность является основной профессией. Привлече­ние же к государственной службе людей, не обладающих навыками управления, как показала наша отечественная практика государствен­ного строительства, приводит к негативным последствиям. Эти люди, будучи хорошими специалистами в области промышленного или сельскохозяйственного производства, на государственной службе, не могут выполнять возложенные на них обя­занности достаточно квалифицированно;

5) принцип законности, правовых начал в деятельности всех со­ставных частей механизма государства в их взаимоотношениях с насе­лением страны и между собой, а также с различными общественными движениями и организациями;

6) принцип демократизма в формировании и деятельности госу­дарственных органов, позволяющий учитывать разнообразные интере­сы подавляющего большинства граждан государства, их религиозные воззрения, особенности национальной культуры, традиций, обычаев;

7) в федеративных (союзных) государствах важным принципом организации и деятельности государственного аппарата является субор­динация и четкое взаимодействие между общефедеральными органами (центром) и государственной властью членов федерации. В националь­ных федерациях наиболее оптимальное разграничение компетенции между ними имеет особо важное значение, поскольку такое разграниче­ние обеспечивает самостоятельность членов федерации в решении внутренних и внешних задач.

Механизм государства выступает основным субъектом осущест­вления государственной власти. Через государственный аппарат, его органы, государство, осуществляя возложенные на него задачи, оказы­вает заметное влияние на стабилизацию и развитие общественной жиз­ни, способствует углублению демократии и организованности в стране, процветанию и благополучию населения. В определенных случаях властные государственные функции могут осуществлять и негосудар­ственные организации, если они на то уполномочены государством (например, муниципалисты).

Выяснение понятия механизма (аппарата) государства связано с раскрытием его характерных черт или признаков, позволяющих отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов. Данные признаки заключаются в следующем.

Во-первых, механизм (аппарат) государства - это система государственных органов, проникнутая единством принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции РФ, Федеральном законе от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ "Об основах государственной службы РФ"[167] и других федеральных законах.

Во-вторых, механизм (аппарат) государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы (подсистемы) государственных органов, их соотношение и взаимосвязи. При этом необходимо учитывать, какой основополагающий системообразующий фактор (принцип) структуры государственного механизма закреплен в конституции данного государства в конкретно-исторических условиях. Например, в РСФСР в соответствии с конституциями 1918, 1925, 1937, 1978 гг., таким определяющим, системообразующим фактором, оказывающим решающее влияние на структуру механизма государства, как и в СССР, было всевластие Советов. С учетом данного признака механизм Советского государства формально представлял собой систему государственных органов, возглавляемую Советами.

С принятием в 1993 г. новой Конституции РФ, последовательно проводится принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Данный принцип зиждется на самостоятельности всех ветвей власти, их способности обеспечить сдержки и противовесы в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры.

В-третьих, государственный механизм неразрывно связан с функциями государства. Между ними существует тесная обратная связь. Функции современного государства осуществляются при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов. Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма - они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.

В-четвертых, механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами (так называемыми вещественными придатками), на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство. Их особенность состоит в том, что они выделяются в механизме государства не в качестве его самостоятельных частей (элементов), каковыми являются государственные органы, а именно как вещественные придатки последних. К ним относятся различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государственных органов.

Обобщение всех рассмотренных признаков позволяет прийти к выводу, что механизм современного государства - это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей, располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которой осуществляются задачи и функции государства.

 

§ 7.2. Механизм осуществления публич­ной власти

 

Все органы, организации, объединения граж­дан, функционирующие на территории той или иной страны, можно разделить на две группы: занятые в той или иной мере в осуществлении государственных функций и не занятые в них. При этом первые в совокупности образуют политически организо­ванное общество, каковым и является любое современное демократическое государство, а вторые - неполитическое общество, которое принято именовать гражданским.

Вот это политически организованное общество и образует механизм государства, точнее, механизм осуществления публич­ной власти. Данное дополнение необходимо для того, чтобы точнее передать сущность механизма управления современного государства. Дело в том, что одно из принципиальных отличий авторитарного государства от демократического состоит в уровне и степени вовлечения широких масс населения в осуществление управленческих функций в обществе, иначе говоря, в уровне обеспечения народовластия.

Авторитарное государство в реализации своих функций опи­рается исключительно на государственный аппарат, который в отрыве от участия в его деятельности и контроле над ним со сто­роны населения зачастую превращается в аппарат насилия. Именно это обстоятельство подвигло К. Маркса и Ф. Энгельса, а вслед за ними В. И. Ленина и других советских философов и юристов к разработке теории отмирания государства. Точнее, по словам Ф. Энгельса, теории медленного "засыпания" государст­ва. На практике этот процесс должен был выражаться в посте­пенной передаче государством отдельных своих функций добро­вольным объединениям граждан.

Строго говоря, классики марксизма-ленинизма не были так уж неправы, развивая эту теорию. Другое дело, что

1) передача государственных функций не может осуществ­ляться только добровольным объединениям граждан. На месте го­сударственно-властных органов могут образовываться негосударст­венные органы (муниципальные органы, нотариусы, адвокаты, третейские суды и некоторые др.) Но все они осуществляют пуб­лично-правовые функции, в ряде случаев от имени и по поручению государства.

2) есть у государства функции, которые ни при каких услови­ях не могут быть переданы негосударственным структурам. Это функции обеспечения национальной безопасности и государст­венного суверенитета (вооруженные силы, пограничная стража, борьба с преступностью, внешняя политика, денежная система и др.). Таким образом, полное отмирание государства даже в отда­ленной перспективе вряд ли возможно. Но минимизация его функций, направленных на управление обществом, и передача их исполнения негосударственным образованиям - процесс вполне объективный. Более того, попятный процесс, направленный на усиление государственного вмешательства в частную жизнь граж­данина, структур гражданского общества, имеющий место в от­дельных случаях в нашей стране, свидетельствует о неустойчиво­сти демократических начал в России и попытках реставрации то­талитарного полицейского государства.

Итак, механизм государства, точнее, механизм осуществления публичной власти в государстве, включает в себя:

- основные формы осуществления народом (совокупностью граждан) публичной власти;

- общие требования к системе органов публичной власти, специально созданных для реализации возложенных на го­сударство функций, закрепляемых в конституции и законах конкретного государства;

- строго определенный порядок создания, функционирова­ния и ликвидации системы этих органов;

- набор специфических полномочий (прав и обязанностей) и форм юридической ответственности каждого органа пуб­личной власти;

- перечень специальных требований, предъявляемых к граж­данам, занимающим должности в рассматриваемых органах публичной власти;

- наличие вспомогательного аппарата органа публичной власти.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.