Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Легитимность государственной власти



 

Легитимность - сущностное свойство государственной влас­ти. Термин "легитимность" исторически возник в начале XIX в. во Франции для характеристики государственной власти как власти законной. С течением времени объем содержания этого термина расширился. Легитимность стала означать не только законность происхождения и способа установления власти, но и такое состояние власти, когда граждане (подданные) государства признают (согласны, убеждены) право данной власти предписывать им тот или иной способ поведения.

Большой вклад в теоретическую разработку понятия легитимности внес немецкий ученый Макс Вебер. Согласно разработанной им и ставшей классической теории легитимность характеризуют два фундаментальных признака: признание власти, реализуемой существующими институтами государства, и обязанность индивидов ей подчиняться. Одновре­менно с этим сущностная характеристика легитимности состоит в том, что это именно представление (убеждение) граждан о государственной власти, присутствующее в их сознании.

Макс Вебер выделял три основных типа легитимности1:

1. Легитимность, базирующаяся на традиции ("традиционная", например монархическая, власть);

2. Легитимность, основанная на харизме (священном даре), которой обладает лидер, вождь;

3. Легитимность, основанная на рациональном (демократичес­ком) устройстве и процедурах государственной власти.

В традиционной легитимности власти обычно выделяют геронтологическую (власть старейшин), патриархальную (власть вож­дя племени), патримониальную (власть монарха) и другие разно­видности.

Рациональная легитимность - это легитимность государственной власти, при организации и реализации которой строго соблюдаются права человека, общие правовые принципы и правопорядок в целом. Здесь также выделяются демократическая легитимность (власть соответствует волеизъявлению управляемых) и технократическая легитимность (власть сообразуется со способностями управляющих).

Очевидно, что в чистом виде ни один из указанных типов легитимности не существует. Каждому государству соответ­ствует то или иное сочетание типов легитимности.

Сегодня веберовская типология имеет, скорее, историко-познавательную ценность и не является в полной мере актуальным инструментарием современных исследований государства и по­литической системы.

Современная рациональная (ле­гальная) легитимность оказывается далеко не однозначным, но многогранным и многоплановым явлением. Обычно в послед­нем выделяются четыре разновидности:

- плюралистические демократии, которые признаются боль­шинством граждан как легитимные;

- авторитарно-бюрократические режимы, где основные пра­ва и свободы соблюдаются лишь частично;

- тоталитарные режимы, не поддерживаемые большинством граждан государства;

- режимы, относительно которых не существует ни призна­ния, ни неприятия тех, кому принадлежит власть. Это беднейшие страны Азии и Африки, где бессмысленно даже ставить вопрос о легитимности власти, поскольку эта проблема отсутствует в сознании людей.

Наряду с типологией обычно выделяются основания (источ­ники) легитимности власти. К ним относятся:

- идеологические принципы и убеждения граждан в справедливом и передовом характере государст­венной власти (политического строя);

- привязанность к структурам (механизму) и нормам государст­венной власти, которая базируется на доверии к традиционной и устоявшейся системе власти (традиции парламентаризма в Ве­ликобритании, к примеру);

преданность власти благодаря положительной оценки личных качеств субъектов власти (президента, премьер-министра); в от­личие от харизматической легитимности, здесь в основу кладет­ся рациональный расчет граждан в их отношении к политичес­кому лидеру (президент США должен обладать персональной легитимностью, но совсем не обязательно быть харизматическим вождем);

- политическое (или государственное) принуждение; оно суще­ствует при любом политическом режиме, но, очевидно, чем ниже уровень легитимности, тем сильнее принуждение; в то же время есть граница в использовании силы, перейдя которую государственная власть обретает силу не как источник легитим­ности, а наоборот, как фактор ее неминуемого падения.

Можно говорить о степени (уровне) легитимности государст­венной власти. Очевидно, что власть не может быть одинаково легитимна для всех слоев населения, во всех своих проявлениях (субъектах, действиях). Причем чем ниже уровень легитимнос­ти, тем больше насилия необходимо для удержания власти.

Режим может оставаться легитимным при выраженном недо­верии к отдельным институтам или руководителям государства. Сам президент может быть непопулярным, но это отнюдь не означает недоверия к институту президентства. Если президент избран в соответствии с закрепленными в конституции демокра­тическими процедурами, то реализуемая им государственная власть легитимна, несмотря на степень доверия к нему населения. Сказанное означает необходимость разграничения понятий легитимности власти и доверия к политическим (государствен­ным) институтам или популярности их руководителей.

Контрольные вопросы

1. Расскажите о связи" механизма государства" с "государственным аппаратом".

2. Какие принципы организации и деятельности государственного аппарата в настоящее время Вы знаете?

3. Раскройте признаки механизма (аппарата) государства? Расскажите о структуре механизма российского государства.

4. В чем заключается сущность механизма осуществления публичной власти?

5. Назовите формы осуществления механизма народовластия.

6. Выделите специфические признаки государственных и негосударственных органов?

7. Классифицируйте органы публичной власти. Какова их структура?

8. В чем заключается смысл теории разделения властей? Какова особенность каждой ветви власти?

9. Что такое учредительная и контрольная власти?

10. Расскажите об особенностях правового статуса государственных и муниципальных служащих.

11. Каковы признаки теории легитимности? Расскажите о типах и источниках легитимности.

 

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.