Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие государственных органов и их классификация



Механизм государства состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом этого механизма является орган государства.

Государственный орган - это составная часть механизма государства, которая имеет собственную структуру, определенные законом полномочия властного характера по управлению конкретной сферой общественной жизни и тесно взаимодействует с другими элементами государственного механизма, образующими единое целое.

Как видно из определения, государственный орган имеет определенные признаки:

- все органы государства образуются в законодательном порядке, который определяет их компетенцию;

- орган государства является самостоятельным элементом государственного аппарата, действует специализированно в системе других органов, а также обладает властными полномочиями;

- государственные органы тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.

Государственные органы могут быть подразделены на различные виды и по различным основаниям (см. схему 9).

 

 


Схема 9

 

Наиболее существенное значение имеет деление государственных органов по порядку их создания и характеру выполняемых ими задач. В зависимости от этого основания государственные органы подразделяются на представительные (законодательные) (дума, собрание, совет и др.), исполнительные (глава государства, глава правительства, министерства, местные исполнительные органы) и судебные (правоохранительные) органы, в том числе органы конституционного надзора.

Организационно государственный орган складывается из публично-властной должности или должностей, обычно иерархически связанных, и так называемого технического аппарата, обеспечивающего публично-властную деятельность госу­дарственного органа. Соответственно различаются единолич­ные и коллегиальные органы. Единоличный состоит из одного должностного лица государства. При этом единоличный орган, например, президент, отличается от должностного лица госу­дарства, не являющегося государственным органом, тем, что в первом компетенция должностного лица и государственного органа совпадают. Глава коллегиального государственного орга­на может одновременно выступать и как единоличный орган, если он обладает самостоятельной компетенцией не только в рамках компетенции возглавляемого им коллегиального орга­на. Например, председатель правительства может обладать самостоятельной компетенцией при формировании правитель­ства - коллегиального органа.

Можно провести классификацию также по характеру полномочий государственных органов. Таким образом, выделяют органы общей компетенции (например, Правительство РФ) и органы специальной компетенции (например, Министерство внутренних дел России).

В зависимости от порядка формирования различаются органы, представляющие собой наследственную должность или состоящие из таких должностей (монарх, отчасти палата лор­дов в Великобритании), а также органы, избираемые гражда­нами (представительные органы) или формируемые другими государственными органами.

В последнем случае порядок формирования может быть простым и сложным.

Простой означает избрание или назначе­ние должностных лиц одного органа другим государственным органом. Например, Уполномоченный по правам человека в РФ назначается (по существу - избирается) Государственной Думой Федерального Собрания РФ. Правительство РФ фор­мируется путем назначения Председателя и членов Правитель­ства указами Президента РФ, причем назначению Председа­теля Правительства предшествует голосование по его канди­датуре в Государственной Думе. Судьи Верховного Суда США назначаются Сенатом по представлению Президента США.

Сложным способом формируются коллегиальные органы, в состав которых "по должности" входят представители дру­гих государственных органов. Так, верхняя палата парламента ФРГ - Бундесрат - состоит из членов правительств земель (субъектов федерации).

Также классификацию можно провести по структуре или способу организации. В связи с этим государственные органы можно поделить на простые (не имеют внутреннего подразделения, например, нотариат) и сложные (обладают соответствующей структурой организаций, например, министерства).

А в зависимости от территориальной сферы деятельности государственные органы делятся на федеральные, органы субъектов федерации и местные. Органы, называющиеся органами местного самоуправле­ния (в действительности это могут быть местные государствен­ные органы), обычно не являются государственными и не вхо­дят в систему органов государства. Но, как правило, они не только осуществляют местное самоуправление (самостоятельно решают вопросы местного значения), но и выступают как спе­цифические элементы механизма государственной власти, по­скольку по закону наделяются отдельными государственными полномочиями, реализация которых подконтрольна государ­ству.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.