Функции государства подвергаются не только влиянию как собственно государственных изменений, так и изменений условий существования самого государства, т.е. изменений внешних условий, внешней среды, в которой живет и действует государство.
Для определения этого влияния в теории государства используется понятие эволюции функций государства, которое включает развитие и изменение функций под воздействием содержательных и формальных характеристик государства, а также развивающейся внешней среды.
Говоря о первом процессе (устройство государства - функции), следует отметить, что появление тех или иных новых функций на различных этапах развития государственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного, причинно-следственного характера, не жестко детерминировано новой формой государства. Вместе с тем такая более или менее причинная зависимость все же характеризует те функции государства, которые представляют собой важнейшие направления деятельности государства в определяющих областях его существования: в экономической, политической, социальной и иных.
Функции государства в некоторых своих аспектах подвергаются мощному влиянию стабильных этнокультурных пластов жизни общества, национальных, территориальных особенностей, традиций и т.п. Поэтому новый тип государства, появившийся в развитии конкретного государственно-организованного общества, может в явной или скрытой форме сохранять и даже развивать некоторые старые функции1.
Уже ранние города-государства - первоначальная государственная организация общества, появившаяся на излете присваивающей экономики как необходимая реакция на кризисное состояние человечества, берут на себя общезначимые социальные функции (оборона, здравоохранение, экология и др.), и, прежде всего, функцию обеспечения производящей экономики (земледелие, скотоводство, металлургия, металлообработка, керамика и т.п.), тем самым демонстрируют социальную ценность государственной организации общества. Именно эта организация в значительной мере спасает человечество как биологический вид от вымирания, переводит человечество в социальную фазу развития, эволюции, создает цивилизацию.
Общесоциальное содержание функций, которое сохранялось на протяжении всей истории государственности, придавало большую социальную ценность государству, хотя порой приобретало и весьма разнообразные, даже причудливые формы (поддержание мореплавания, морской торговли, защита и воспроизводство рыбных ресурсов, сохранение своей языковой или религиозной самобытности).
Важно подчеркнуть, что именно общесоциальные функции (обеспечение национальной безопасности, ликвидация последствий стихийных бедствий и экологических катастроф, реализация социальных программ поддержки здравоохранения, социального обеспечения нетрудоспособных, защита прав и свобод граждан и др.) характеризуют в наибольшей степени деятельную сторону государства. Неисполнение или некачественное исполнение именно этих функций государства приводило и приводит к ослаблению государства, а порой и к его распаду, разрушению и даже исчезновению.
Наиболее изменчивыми, жестко привязанными к социальному назначению и форме конкретного государства являются классовые функции (направления деятельности государства, которые в наиболее полной, яркой степени выражают классовые интересы, волю того класса, той социальной силы, группы, которые господствуют в данном обществе, захватывают и осуществляют государственную власть) государства. Классовую борьбу в обществе выделял еще Платон. Он же привязывал к ее различным формам, степени ожесточенности или, наоборот, примирения те или иные функции государства, само существование, судьбу, природу государства. И теоретическая мысль многие века отражает классовые функции в государственности многих народов.
К классовым функциям относится, прежде всего, подавление господствующим классом с помощью государства (главным образом карательных органов государства - армии, полиции) своих классовых противников. Причем подавление на первоначальных этапах развития государственности осуществляется внеэкономическим принуждением: присваиваются результаты чужого труда, чужое имущество, классовые противники устраняются от участия в политической, духовной жизни общества, используется судебное и в основном внесудебное преследование, осуществляется их переселение в регионы с весьма тяжелыми условиями жизни, а иногда и классовые противники физически устраняются.
Классовые функции могут осуществляться также и экономическим путем, что характерно для последующих этапов государственности: с помощью системы налогов, сборов, пошлин, тарифов, участием государства в денежной системе, например путем эмиссии, инфляции, с помощью трудового законодательства, устанавливающего жесткую систему штрафов, ограничений в заработной плате, продолжительность рабочего дня, трудовую повинность и т.п.
Еще к классовым функциям относятся депортация, лишение средств производства, физическое уничтожение, социальная дифференциация общества (общество бывает открытым, закрытым, мобильным, жёстким).
На марксистско-ленинском этапе классовые функции объявлялись наиболее значительными, основными, выражающими классовую сущность государства. При этом делались попытки теоретически обосновать, что эти классовые функции являлись общесоциальными, выгодными всему обществу. Использовалась схема: классовые функции социалистического государства выражают интересы большинства народа, трудящихся и, стало быть, являются общесоциальными.
При этом игнорировалось, что классовые функции загоняют общесоциальные проблемы в тупик, а государство формирует особый слой -правящую элиту, которая с помощью династического механизма присваивает общественные и государственные должности, социальные, бытовые, медицинские привилегии, и, прикрываясь демагогической завесой служения классу, определенной социальной группе или даже обществу, народу, фактически с помощью государства обеспечивает лишь свои собственные номенклатурные, бюрократические, элитарные интересы.
Наряду с классовым содержанием функций государства большое значение в жизнедеятельности государственно-организованного общества всегда имело и национальное содержание функций (государственная деятельность должна обеспечивать именно национальные интересы этноса, формирующего государство; задача гармонизации интересов этноса и этнических меньшинств на самой территории государства, если население имеет многонациональный характер; отношения с диаспорой, которая формируется из соотечественников за рубежом и др.).
Эта очень важная характеристика государства. Она связана с той деятельностью государства, которая направлена на сохранение и развитие национальной культуры, языка, самобытности, традиций, самого существования и воспроизводства этноса, который, собственно, и выступает в государственной организованной форме как действующий субъект всемирной истории.
Национальная характеристика функций государства охватывает не только их содержание, направленность, но и то, как это содержание реализуется, т. е. в каких формах, с помощью каких способов эти функции осуществляются: в демократических или авторитарных, политических или насильственных формах.
Анализ национального содержания функций государства демонстрирует и социальную ценность государства, эффективность существования этноса в государственно организованной форме. Этот анализ показывает, почему распад, разрушение, а тем более исчезновение государства представляет собой не что иное как национальную катастрофу. Становится понятным, почему право наций на самоопределение в своем финальном содержании формулируется как право на образование собственного государства, почему эту же конечную цель имеют многие национально-освободительные движения, почему, подчас не считаясь с имущественными жертвами, человеческими жизнями, так яростно борются за формирование собственной государственности те или иные социальные и национальные силы.
Переходя к обсуждению второго процесса эволюций функций государства, а именно к развитию и изменению функций под воздействием развивающейся внешней среды, следует сразу сказать, что на функции государства оказывает определяющее влияние научно-техническое, интеллектуальное развитие всей цивилизации. Функции всех без исключения современных государств подвержены воздействию научно-технических достижений XX века. Но это воздействие двоякое. Потому что, с одной стороны государство поддерживает науку, использует ее результаты, развивает и обогащает интеллектуальный потенциал общества. А с другой - видна опасность от неконтролируемого появления и использования современных научно-технических достижений, например разработка ядерных технологий, генетики, медицинской биологии и т.п.
Важной деятельностью государства является ограничение вредных последствий научно-технического прогресса в этих областях. Новые технологии порождают новые проблемы и трансформируют понимание традиционных ценностей. Современные виды технологий, применяемые, например, в области медицины, позволяют врачам делать то, что далеко выходит за рамки традиционного воздействия на организм человека (трансплантация органов человека, изменение полов, искусственное оплодотворение, клонирование1, возникновение проблем эвтаназии2). Прежние представления о традиционной медицинской этике рушатся, ибо помимо "автономной ответственности профессионала" возникает еще и "автономия пациента". В связи с колоссальной мощью научной технологии, наука и техника становятся одновременно и величайшей надеждой для человеческого прогресса и одной из серьезных угроз, что требует новых подходов к этической оценке и правовому регулированию их результатов. Получается, что без контролирующего и регламентирующего государственного вмешательства в данную область не обойтись.
Определяющее влияние на эволюцию функций государства оказывает и экологический фактор. Современное индустриальное производство оказывает значительное воздействие на природу в глобальных масштабах. Хотя большая часть загрязняющих веществ и тепловой энергии вырабатывается на ограниченной площади, вследствие особенностей циркуляции атмосферы и перемещений в водной оболочке Земли значительная часть некоторых, относительно долго живущих загрязняющих веществ рассеивается на огромных пространствах и даже по всей Земле, приводя к региональному и глобальному загрязнению.
Вещества, загрязняющие атмосферу, причиняют значительный вред окружающей среде в течение многих десятилетий. Дальнейший рост населения и промышленного производства неизбежно приводит к увеличению опасности загрязнения.
К настоящему времени уже определились некоторые важные проблемы в области антропогенного глобального загрязнения окружающей среды, к числу которых относятся:
1. Возможные изменения климата в связи с поступлением в атмосферу техногенного тепла, углекислого газа и аэрозольных примесей.
2. Возможное нарушение озонового слоя Земли, связанное с поступлением в атмосферу фреонов, окислов азота и некоторых других примесей.
3. Экологические последствия глобального загрязнения природной среды и биосферы радиоактивными веществами, тяжелыми металлами и пестицидами.
4. Общая проблема загрязнения морской среды атмосферными осадками, речным стоком, наземным и морским транспортом.
5. Дальний атмосферный перенос загрязняющих веществ и проблема кислотных осадков.
В данном случае выход только один - каждое современное государство должно взять на себя обязанность поддерживать условия существования людей на собственной территории, а также оно должно взаимодействовать с другими государствами в сохранении общепланетарной среды существования человечества, а то в самое ближайшее время неминуем глобальный кризис. Безотходные технологии - это одна из целей, достижение которой только и позволит человечеству существовать.
Государственная деятельность в этом направлении - безусловное требование современности. Эволюция функций в этой области приобретает иной качественный уровень, требует иной степени обязательности, обеспеченности экономическими, административными, правовыми средствами и методами.
Интернационализация мировой экономики, всеобщее переплетение экономических интересов, появление и господство транснациональных компаний, иные экономические факторы планетного значения - еще одна сфера, оказывающая влияние на эволюцию функций. Путь от конфронтации к сотрудничеству и, наконец, к партнерству проходит большинство государств современного мира во внешнеэкономической деятельности.
К новой эволюции функций государств подталкивают и развивающаяся информатизация общества, создание баз данных, всепланетных информационных систем, формирование общепланетного информационного пространства. Но, безусловно, самое мощное влияние на эволюцию функций государств оказывает объективная потребность исключить саму возможность использования ядерного и другого оружия массового поражения, устранить опасность бесконтрольного использования ядерных, химических, биологических и иных технологий.
В настоящее время как никогда ранее остра и актуальна проблема прекращения гонки вооружений и разоружения. Она охватывает широкий спектр вопросов, требущих своего разрешения - и социально-экономические, и научно-технические, и, конечно же, политико-правовые. Отличаясь остротой и сложностью, зависимостью от множества факторов и многогранностью, они не могут быть решены усилиями одной лишь страны или небольшой группы государств. Разоружение - это проблема глобального характера, от решения которой зависят судьбы всех народов нашей планеты, сегодняшнего и будущих поколений.
Одними из наиболее насущных и сложных аспектов разоружения являются вопросы запрещения и ликвидации оружия массового уничтожения, самых варварских и антигуманных средств ведения войны, когда-либо известных и изобретенных человечеством. От того, каким образом, когда и в каком объеме будут они решены, во многом зависит, насколько будет устранена угроза возникновения новой мировой войны, массового истребления людей с помощью ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения.
Эволюция функций затрагивает в той или иной степени все без исключения современные государства. Вместе с тем происходит эволюция функций, затрагивающая отдельные государства, особенно в экономической области, в частности тогда, когда конкретные общества развиваются в направлении рыночной экономики, переходят от социалистических, распределительных отношений к товарно-денежным, от тоталитарных режимов - к либерально-демократическим.
В сфере науки для государства появляется новая область деятельности - поддержка и защита интеллектуальной собственности, т. е. создание условий для успешной научной и иной творческой деятельности, охрана принадлежности результатов научного труда их создателям, обеспечение справедливой оценки этого труда и достойного вознаграждения за использование этих результатов. В XX веке цивилизация подвергалась испытаниям, вызванным социальной борьбой вокруг государственной (общественной) и частной собственности. Думается, XXI век столкнется с социальными конфликтами в сфере вещной и интеллектуальной собственности, а не только в области частной и государственной, как это было ранее.