Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эволюция функций государства



Функции государства подвергаются не только влиянию как собственно государственных изменений, так и изменений условий существования самого государства, т.е. из­менений внешних условий, внешней среды, в которой живет и действует государство.

Для определения этого влияния в теории государства исполь­зуется понятие эволюции функций государства, которое включает развитие и изменение функций под воздействием содержа­тельных и формальных характеристик государства, а также разви­вающейся внешней среды.

Говоря о первом процессе (устройство государства - функции), следует отметить, что появление тех или иных новых функций на различных этапах развития государственности кон­кретных обществ не имеет строго предопределенного, причинно-следственного характера, не жестко детерминировано новой формой государства. Вместе с тем такая более или менее при­чинная зависимость все же характеризует те функции государст­ва, которые представляют собой важнейшие направления дея­тельности государства в определяющих областях его существова­ния: в экономической, политической, социальной и иных.

Функции государства в некоторых своих аспектах подвергаются мощному влиянию стабильных эт­нокультурных пластов жизни общества, национальных, террито­риальных особенностей, традиций и т.п. Поэтому новый тип го­сударства, появившийся в развитии конкретного государственно-организованного общества, может в явной или скрытой форме сохранять и даже развивать некоторые старые функции1.

Уже ранние города-государства - первона­чальная государственная организация обще­ства, появившаяся на излете присваивающей экономики как необходимая реакция на кри­зисное состояние человечества, берут на себя общезначимые со­циальные функции (оборона, здравоохранение, экология и др.), и, прежде всего, функцию обеспечения произво­дящей экономики (земледелие, скотоводство, металлургия, метал­лообработка, керамика и т.п.), тем самым демонстрируют соци­альную ценность государственной организации общества. Именно эта организация в значительной мере спасает человечество как биологический вид от вымирания, переводит человечество в социальную фазу развития, эволюции, создает цивилизацию.

Общесоциальное содержание функций, которое со­хранялось на протяжении всей истории государственности, при­давало большую социальную ценность государству, хотя порой приобретало и весьма разнообразные, даже причудливые формы (поддержание мореплавания, морской торговли, защита и воспроизводство рыбных ресурсов, сохранение своей языковой или религиозной самобытности).

Важно подчеркнуть, что именно общесоциальные функции (обеспечение национальной безопасности, ликвидация последствий стихийных бедствий и экологических катастроф, реализация социальных программ поддержки здравоохранения, социального обеспечения нетрудоспособных, защита прав и свобод граждан и др.) характеризуют в наибольшей степени деятельную сто­рону государства. Неисполнение или некачественное исполнение именно этих функций государства приводило и приводит к ослаблению государства, а порой и к его распаду, разрушению и даже исчезновению.

Наиболее изменчивыми, жестко привязанными к социальному назначению и форме конкретного государства являются классовые функции (направления деятельности государ­ства, которые в наиболее полной, яркой степени выражают классо­вые интересы, волю того класса, той социальной силы, группы, ко­торые господствуют в данном обществе, захватывают и осуществ­ляют государственную власть) государства. Классовую борьбу в обществе выделял еще Платон. Он же привязывал к ее различным формам, степени ожесточенности или, наоборот, примирения те или иные функции государства, само существование, судьбу, природу государства. И теоретическая мысль многие века отражает классовые функции в государственности многих народов.

К классовым функциям относится, прежде всего, подавление господствующим классом с помощью государства (главным об­разом карательных органов государства - армии, полиции) своих классовых противников. Причем подавление на первона­чальных этапах развития государственности осуществляется вне­экономическим принуждением: присваиваются результаты чужого труда, чужое имущество, классовые противники устраня­ются от участия в политической, духовной жизни общества, используется судебное и в основном внесудебное преследова­ние, осуществляется их переселение в регионы с весьма тяже­лыми условиями жизни, а иногда и классовые против­ники физически устраняются.

Классовые функции могут осуществляться также и экономиче­ским путем, что характерно для последующих этапов государст­венности: с помощью системы налогов, сборов, пошлин, тари­фов, участием государства в денежной системе, например путем эмиссии, инфляции, с помощью трудового законодательства, устанавливающего жесткую систему штрафов, ограничений в зара­ботной плате, продолжительность рабочего дня, трудовую по­винность и т.п.

Еще к классовым функциям относятся депортация, лишение средств производства, физическое уничтожение, социальная дифференциация общества (общество бывает открытым, закрытым, мобильным, жёстким).

На марксистско-ленинском этапе классовые функции объявлялись наиболее значительными, основными, выражающими классовую сущность государства. При этом делались попытки теоретически обосновать, что эти классовые функции являлись общесоциальными, выгодными всему обществу. Использовалась схема: классовые функции социалистического государства выражают интересы большинства народа, трудящихся и, стало быть, являются обще­социальными.

При этом игнорировалось, что классовые функции загоняют общесоциальные проблемы в тупик, а государство формирует особый слой -правящую элиту, которая с помощью династического механизма присваивает общественные и государственные долж­ности, социальные, бытовые, медицинские привилегии, и, при­крываясь демагогической завесой служения классу, определенной социальной группе или даже обществу, народу, фактически с помощью государства обеспечивает лишь свои собственные номенклатурные, бюрократические, элитарные интересы.

Наряду с классовым содержанием функций государства большое значение в жизнедеятельности государственно-организованного общества всегда имело и национальное содержание функций (государственная деятельность должна обеспечивать именно националь­ные интересы этноса, формирующего государство; задача гармонизации интересов этноса и этнических мень­шинств на самой территории государства, если население имеет многонациональный характер; отношения с диаспорой, которая формируется из соотечест­венников за рубежом и др.).

Эта очень важная характеристика государства. Она связана с той деятельностью государства, которая направлена на сохранение и развитие национальной культуры, языка, самобытно­сти, традиций, самого существования и воспроизводства этноса, который, собственно, и выступает в государственной организо­ванной форме как действующий субъект всемирной истории.

Национальная характеристика функций государства охваты­вает не только их содержание, направленность, но и то, как это содержание реализуется, т. е. в каких формах, с помощью каких способов эти функции осуществляются: в демократических или авторитарных, политических или насильственных формах.

Анализ национального содержания функций государства де­монстрирует и социальную ценность государства, эффективность существования этноса в государственно организованной форме. Этот анализ показывает, почему распад, разрушение, а тем более исчезновение государства представляет собой не что иное как национальную катастрофу. Становится понятным, почему право наций на самоопределение в своем финальном содержании фор­мулируется как право на образование собственного государства, почему эту же конечную цель имеют многие национально-освободительные движения, почему, подчас не считаясь с иму­щественными жертвами, человеческими жизнями, так яростно борются за формирование собственной государственности те или иные социальные и национальные силы.

Переходя к обсуждению второго процесса эволюций функций государства, а именно к развитию и изменению функций под воздействием развивающейся внешней среды, следует сразу сказать, что на функции государства оказывает определяю­щее влияние научно-техническое, интеллектуальное развитие всей цивилизации. Функции всех без исключения современных государств подвержены воздействию научно-технических дос­тижений XX века. Но это воздействие двоякое. Потому что, с одной сто­роны государство поддерживает науку, ис­пользует ее результаты, развивает и обогащает интеллекту­альный потенциал общества. А с другой - видна опасность от неконтролируемого появления и использования современных научно-технических достижений, например разработка ядерных технологий, генетики, медицин­ской биологии и т.п.

Важной деятельностью государства является огра­ничение вредных последствий научно-технического прогресса в этих областях. Новые технологии порождают новые проблемы и трансформируют понимание традиционных ценностей. Современные виды технологий, применяемые, например, в области медицины, позволяют врачам делать то, что далеко выходит за рамки традиционного воздействия на организм человека (трансплантация органов человека, изменени­е полов, искусственное оплодотворение, клонирование1, возникновение пробле­м эвтаназии2). Прежние представления о традиционной медицинской этике рушатся, ибо помимо "автономной ответственности профессионала" возникает еще и "автономия пациента". В связи с колоссальной мощью научной технологии, наука и техника становятся одновременно и величайшей надеждой для человеческого прогресса и одной из серьезных угроз, что требует новых подходов к этической оценке и правовому регулированию их результатов. Получается, что без контролирующего и регламентирующего государственного вмешательства в данную область не обойтись.

Определяющее влияние на эволюцию функций государства оказывает и экологический фактор. Современное индустриальное производство оказывает значительное воздействие на природу в глобальных масштабах. Хотя большая часть загрязняющих веществ и тепловой энергии вырабатывается на ограниченной площади, вследствие особенностей циркуляции атмосферы и перемещений в водной оболочке Земли значительная часть некоторых, относительно долго живущих загрязняющих веществ рассеивается на огромных пространствах и даже по всей Земле, приводя к региональному и глобальному загрязнению.

Вещества, загрязняющие атмосферу, причиняют значительный вред окружающей среде в течение многих десятилетий. Дальнейший рост населения и промышленного производства неизбежно приводит к увеличению опасности загрязнения.

К настоящему времени уже определились некоторые важные проблемы в области антропогенного глобального загрязнения окружающей среды, к числу которых относятся:

1. Возможные изменения климата в связи с поступлением в атмосферу техногенного тепла, углекислого газа и аэрозольных примесей.

2. Возможное нарушение озонового слоя Земли, связанное с поступлением в атмосферу фреонов, окислов азота и некоторых других примесей.

3. Экологические последствия глобального загрязнения природной среды и биосферы радиоактивными веществами, тяжелыми металлами и пестицидами.

4. Общая проблема загрязнения морской среды атмосферными осадками, речным стоком, наземным и морским транспортом.

5. Дальний атмосферный перенос загрязняющих веществ и проблема кислотных осадков.

В данном случае выход только один - каждое современное государство должно взять на себя обязанность поддерживать условия существования людей на собственной территории, а также оно должно взаимодействовать с другими государствами в сохранении общеплане­тарной среды существования человечества, а то в самое ближай­шее время неминуем глобаль­ный кризис. Безотходные технологии - это одна из целей, достижение которой только и позволит человечеству существовать.

Государственная деятельность в этом направлении - безус­ловное требование современности. Эволюция функций в этой области приобретает иной качественный уровень, требует иной степени обязательности, обеспеченности экономическими, ад­министративными, правовыми средствами и методами.

Интернационализация мировой экономики, всеобщее пере­плетение экономических интересов, появление и господство транснациональных компаний, иные экономические факторы планетного значения - еще одна сфера, оказывающая влияние на эволюцию функций. Путь от конфронтации к сотрудничеству и, наконец, к партнерству проходит большинство государств современного мира во внешнеэкономической деятельности.

К новой эволюции функций государств подталкивают и раз­вивающаяся информатизация общества, создание баз данных, всепланетных информационных систем, формирование обще­планетного информационного пространства. Но, безусловно, са­мое мощное влияние на эволюцию функций государств оказыва­ет объективная потребность исключить саму возможность ис­пользования ядерного и другого оружия массового поражения, устранить опасность бесконтрольного использования ядерных, химических, биологических и иных технологий.

В настоящее время как никогда ранее остра и актуальна проблема прекращения гонки вооружений и разоружения. Она охва­тывает широкий спектр вопросов, требущих своего разрешения - и социально-экономические, и научно-технические, и, конечно же, политико-правовые. Отличаясь остротой и сложностью, зависимостью от множества факторов и многогранностью, они не могут быть ре­шены усилиями одной лишь страны или небольшой группы государств. Разоружение - это проблема глобального характера, от решения которой зависят судьбы всех народов нашей планеты, сегодняшне­го и будущих поколений.

Одними из наиболее насущных и сложных аспектов разоруже­ния являются вопросы запрещения и ликвидации оружия массового уничтожения, самых варварских и антигуманных средств ведения войны, когда-либо известных и изобретенных человечеством. От того, каким образом, когда и в каком объеме будут они решены, во многом зависит, насколько будет устранена угроза возникно­вения новой мировой войны, массового истребления людей с помо­щью ядерного оружия и других видов оружия массового уничто­жения.

Эволюция функций затрагивает в той или иной степени все без исключения современные государства. Вместе с тем проис­ходит эволюция функций, затрагивающая отдельные государства, особенно в экономической области, в частности тогда, когда конкретные общества развиваются в направлении рыночной экономики, переходят от социалистических, распределительных отношений к товарно-денежным, от тоталитарных режимов - к либерально-демократическим.

В сфере науки для государства появляется новая область дея­тельности - поддержка и защита интеллектуальной собственно­сти, т. е. создание условий для успешной научной и иной творческой деятельности, охрана принадлежности результатов научного труда их создате­лям, обеспечение справедливой оценки этого труда и достойного вознаграждения за использование этих результатов. В XX веке цивилизация подвергалась испытаниям, вызванным социальной борьбой вокруг государственной (общественной) и частной собственности. Думается, XXI век столкнется с социальными конфликтами в сфере вещной и интеллектуальной собственности, а не только в области частной и государственной, как это было ранее.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.