Вторым элементом государства признается население. С точки зрения государственного права, население (или народ) есть совокупность людей, живущих в пределах государственной территории и объединенных подчинением государственной власти.
Нет народа вне государства; отношения государства к народу есть отношения основания к следствию. Необходимо отметить, что народ (население) не является обыкновенно однородною массою: - достаточно вспомнить, например, что "народ" Российской империи состоял более чем из сотни различных народностей; вместе с тем понятие народ включает в себя целую систему различных социальных групп. Конститутивным признаком данного понятия является, таким образом, подчиненность общей государственной власти. Народ органически связан с государством и представляет собою общность поколений.
Если государственное устройство есть лишь одна из многих сторон государства, то и проблема населения далеко не исчерпывается ее постановкой в строгих рамках государственного права. Юридические категории в ней пересекаются с этнографическими: народность, национальность, нация. Необходимо остановиться на объяснении этих понятий.
Народность, исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей.
Что касается национальности, то она понимается как принадлежность к определенному государству, гражданству или подданству. Основными ее факторами являются язык и государство.
Нация (от лат. natio - племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера.
Термин "нация" употребляется в двух значениях. Во-первых, как синоним термина "этнос"[160]. Во-вторых, в международном праве этот термин употребляется как синоним термина "государство". Такое понятие нации связано с пониманием государства в качестве независимого политического сообщества людей, публично-властной ассоциации. Иначе говоря, "нация" в смысле международного права - это "государствообразующий" народ, в состав которого входят все, кто относится к определенному государству, независимо от этнической принадлежности. Таким образом, Объединенные Нации (ООН) - это Объединенные Государства, но не этносы.
Господствующая теория подчеркивает существенно иной источник нации. "Нации - суть не естественные, а историко-социальные образования… Нация не есть что-либо объективное, в смысле внешне-существующего… Группа людей, сознающих себя объединенными множеством общих своеобразных культурных элементов и общим историческим прошлым и потому отличными от других людей, образует нацию"[161]. Возникновение нации есть психический процесс, могущий иногда представлять собою даже прямую борьбу с этносом.
Весьма распространено мнение, что нации - политико-правовая общность, которая возникает в результате внешнего политического самоопределения этносов и в рамках которой возможно внутреннее политическое самоопределение этнических групп[162]. Остановимся на этом подробнее[163].
О праве наций на политическое самоопределение можно говорить лишь в смысле принципа невмешательства во внутренние дела государств.
Субъектом права на внешнее политическое самоопределение является любой народ (этнос), проживающий на определенной территории. Причем нация (политически самоопределившийся, "государствообразующий" народ) - это народ, уже реализовавший свое право на внешнее политическое самоопределение.
Это право этноса либо создавать свое независимое, суверенное государство, либо не создавать и войти в состав уже существующего государства. Следовательно, право на внешнее политическое самоопределение особенно актуально для тех народов, которые еще не создали свое национальное государство. Любой этнос, выражающий волю к внешнему политическому самоопределению, вправе создать свое государство.
Однако осуществление права на внешнее политическое самоопределение, как и любого субъективного права, не должно нарушать права других субъектов. Международное право защищает территориальную целостность и суверенитет государства. Так что стремление этноса стать независимой нацией не должно нарушать права других этносов на политическое самоопределение и суверенитет существующих государств.
В этом контексте следует различать понятия "титульная нация" и "этнические (национальные) меньшинства". "Титульная нация" - это этнос, создающий свое независимое государство, дающий государству название, официальный язык и т. д. Но в состав "государствообразующего народа" может входить не только "титульная нация", но и другие этнические общности (этнические меньшинства). Они бывают двух типов. Во-первых, это этносы или части этносов, живущие на своей исконной территории и не имеющие своей национальной государственности за пределами данного государства. Эти этнические меньшинства, как и все этносы, имеют право на внешнее политическое самоопределение. Это право применительно к этническим меньшинствам означает возможность отделения от государства с целью либо создать свое национальное государство, либо присоединиться к другому, уже существующему государству (с согласия последнего).
Во-вторых, национальным меньшинством в государстве может быть часть этноса, имеющего свою национальную государственность за пределами государства, в котором оно составляет меньшинство. Если территория проживания такого меньшинства является его исторической родиной, то оно вправе претендовать на внешнее политическое самоопределение. Но оно не вправе претендовать на внешнее политическое самоопределение, если территория является родиной для титульной нации или другого меньшинства. Однако все национальные меньшинства имеют право на внутреннее политическое самоопределение.
Общепризнано, что право на внешнее политическое самоопределение этнических меньшинств ограничено суверенитетом государств, в которых живут эти меньшинства. Это порождает следующую коллизию. Реализация этническим меньшинством права на внешнее политическое самоопределение означает сецессию - отделение от существующего государства его части. Но сецессия, по общему правилу, юридически недопустима без согласия этого суверенного государства. В частности, субъект федерации не вправе выйти из состава федерации без ее согласия.
Получается, что право этнических меньшинств на внешнее политическое самоопределение - это право отделиться от существующего государства с согласия этого государства.
Вместе с тем существующие государства не вправе вообще отрицать право этнических меньшинств на политическое самоопределение. Практика же такого отрицания порождает терроризм на этнической почве и даже войны за национальную независимость. Так что если происходит силовое решение данной коллизии, то оно возможно и в пользу сецессии - если у самого этнического меньшинства достаточно для этого силы, или же оно опирается не только на правовую, но и на силовую поддержку мирового сообщества государств. Такая поддержка допускается международным правом в тех случаях, когда борьба этнического меньшинства за политическое самоопределение вызвана массовыми грубыми нарушениями индивидуальных прав человека в отношении представителей этого меньшинства[164].
Однако оптимальным является такое решение данной коллизии, которое приводит к внутреннему политическому самоопределению этнических меньшинств. Это право их меньшинств на политическое самоопределение без сецессии - в рамках того государства, в котором они существуют как меньшинства. Цель такого самоопределения - обретение этническим меньшинством регионального самоуправления в рамках существующего государства. В данном контексте региональное самоуправление означает формирование этническим меньшинством на территории его компактного проживания органов государственной власти, самостоятельных в отношениях с центральными органами государственной власти. Такая самостоятельность достигается на основе конституционного разграничения компетенции между центральными государственными органами и государственными органами самоуправляющегося образования.
В результате, внутреннее политическое самоопределение - это создание этносом (этническим меньшинством) либо автономного образования в унитарном государстве (предоставление отдельным административно-территориальным единицам самостоятельности по этническому принципу), либо субъекта федерации в государстве федеративном (субъекты федерации создаются по территориальному принципу - территориальными общностями "титульной нации". По такому смешанному, территориально-этническому принципу образована Российская Федерация).
Для того чтобы этнические меньшинства могли претендовать на внутреннее политическое самоопределение, достаточно их волеизъявления по правилам, установленным в государстве (например, референдум). Государство в силу своего суверенитета вправе противиться сецессии, но, по общему правилу, оно не должно отказывать своим меньшинствам в самоуправлении, ибо последнее не нарушает суверенитет. Но в силу того же суверенитета внутреннее политическое самоопределение части нации возможно только с согласия суверенной государственной власти.
При реализации права на внутреннее политическое самоопределение должны соблюдаться два условия. Во-первых, внутреннее политическое самоопределение не должно преследовать такие цели, которые несут в себе нарушение индивидуальных прав человека, например равноправия (независимо от пола, расы, национальности, языка и т. д.), свободы вероисповедания, свободы выражения мнений и т. д. Во-вторых, не должны нарушаться права других этнических групп, если таковые живут на территории, на которой происходит внутреннее политическое самоопределение этнического меньшинства. В частности, государство вправе препятствовать внутреннему политическому самоопределению этнической группы на такой территории, на которой представители этой группы составляют меньшинство населения.
В последнем случае внутреннее политическое самоопределение этнического меньшинства возможно в форме так называемой этнокультурной автономии, имеющей экстерриториальный характер. В этом случае этническим меньшинствам гарантируется представительство в центральных или региональных представительных органах государственной власти.