Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Население как элемент государства



Вторым элементом государства признается население. С точки зрения государственного права, население (или народ) есть совокупность людей, живущих в пределах государственной территории и объединенных подчинением государственной власти.

Нет народа вне государства; отношения государства к народу есть отношения основания к следствию. Необходимо отметить, что народ (население) не является обыкновенно однородною массою: - достаточно вспомнить, например, что "народ" Российской империи состоял более чем из сотни различных народностей; вместе с тем понятие народ включает в себя целую систему различных социальных групп. Конститутивным признаком данного понятия является, таким образом, подчиненность общей государственной власти. Народ органически связан с государством и представляет собою общность поколений.

Если государственное устройство есть лишь одна из многих сторон государства, то и проблема населения далеко не исчерпывается ее постановкой в строгих рамках государственного права. Юридические категории в ней пересекаются с этнографическими: народность, национальность, нация. Необходимо остановиться на объяснении этих понятий.

Народность, исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей.

Что касается национальности, то она понимается как принадлежность к опреде­ленному государству, гражданству или подданству. Основными ее факторами являются язык и государство.

Нация (от лат. natio - племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера.

Термин "на­ция" употребляется в двух значениях. Во-первых, как сино­ним термина "этнос"[160]. Во-вторых, в международном праве этот термин употребляется как синоним термина "государство". Такое по­нятие нации связано с пониманием государства в качестве не­зависимого политического сообщества людей, публично-власт­ной ассоциации. Иначе говоря, "нация" в смысле международ­ного права - это "государствообразующий" народ, в состав которого входят все, кто относится к определенному государ­ству, независимо от этнической принадлежности. Таким обра­зом, Объединенные Нации (ООН) - это Объединенные Государства, но не этносы.

Господствующая теория подчеркивает существенно иной источник нации. "Нации - суть не естественные, а историко-социальные образования… Нация не есть что-либо объективное, в смысле внешне-существующего… Группа людей, сознающих себя объединенными множеством общих своеобразных культурных элементов и общим историческим прошлым и потому отличными от других людей, образует нацию"[161]. Возникновение нации есть психический процесс, могущий иногда представлять собою даже прямую борьбу с этносом.

Весьма распространено мнение, что нации - политико-правовая общность, которая возникает в результате внешнего политического самоопределения этносов и в рамках которой возможно внутреннее политиче­ское самоопределение этнических групп[162]. Остановимся на этом подробнее[163].

О праве наций на политическое самоопределение можно говорить лишь в смысле принципа невмешательства во внутренние дела государств.

Субъектом права на внешнее политическое самоопределение является любой народ (этнос), проживающий на определенной территории. Причем нация (политически самоопределившийся, "государствообразующий" народ) - это народ, уже реализовавший свое право на внешнее политическое са­моопределение.

Это право этноса либо создавать свое независимое, суве­ренное государство, либо не создавать и войти в состав уже существующего государства. Следовательно, право на внеш­нее политическое самоопределение особенно актуально для тех народов, которые еще не создали свое национальное го­сударство. Любой этнос, выражающий волю к внешнему поли­тическому самоопределению, вправе создать свое государство.

Однако осуществление права на внешнее политическое самоопределение, как и любого субъективного права, не дол­жно нарушать права других субъектов. Международное право защищает территориальную целостность и суверенитет государства. Так что стремление этноса стать независимой нацией не должно нарушать права других этносов на политиче­ское самоопределение и суверенитет существующих государств.

В этом контексте следует различать понятия "титульная нация" и "этнические (национальные) меньшинства". "Титуль­ная нация" - это этнос, создающий свое независимое госу­дарство, дающий государству название, официальный язык и т. д. Но в состав "государствообразующего народа" может вхо­дить не только "титульная нация", но и другие этнические общности (этнические меньшинства). Они бывают двух типов. Во-первых, это этносы или части этносов, живущие на своей исконной территории и не имеющие своей национальной госу­дарственности за пределами данного государства. Эти этни­ческие меньшинства, как и все этносы, имеют право на внеш­нее политическое самоопределение. Это право применитель­но к этническим меньшинствам означает возможность отделе­ния от государства с целью либо создать свое национальное государство, либо присоединиться к другому, уже существу­ющему государству (с согласия последнего).

Во-вторых, национальным меньшинством в государстве мо­жет быть часть этноса, имеющего свою национальную государ­ственность за пределами государства, в котором оно составляет меньшинство. Если территория проживания такого меньшинства является его исторической родиной, то оно вправе претендовать на внешнее политическое самоопределение. Но оно не вправе претендовать на внешнее политическое самоопределение, если территория является родиной для титульной нации или друго­го меньшинства. Однако все национальные меньшинства име­ют право на внутреннее политическое самоопределение.

Общепризнано, что право на внешнее политическое са­моопределение этнических меньшинств ограничено суверени­тетом государств, в которых живут эти меньшинства. Это по­рождает следующую коллизию. Реализация этническим мень­шинством права на внешнее политическое самоопределение означает сецессию - отделение от существующего государ­ства его части. Но сецессия, по общему правилу, юридически недопустима без согласия этого суверенного государства. В частности, субъект федерации не вправе выйти из состава федерации без ее согласия.

Получается, что право этнических меньшинств на внеш­нее политическое самоопределение - это право отделиться от существующего государства с согласия этого государства.

Вместе с тем существующие государства не вправе вообще отрицать право этнических меньшинств на политическое самоопределение. Практика же такого отрицания порождает терроризм на этнической почве и даже войны за национальную независимость. Так что если происходит силовое решение дан­ной коллизии, то оно возможно и в пользу сецессии - если у самого этнического меньшинства достаточно для этого силы, или же оно опирается не только на правовую, но и на сило­вую поддержку мирового сообщества государств. Такая под­держка допускается международным правом в тех случаях, когда борьба этнического меньшинства за политическое само­определение вызвана массовыми грубыми нарушениями инди­видуальных прав человека в отношении представителей этого меньшинства[164].

Однако оптимальным является такое решение данной кол­лизии, которое приводит к внутреннему политическому самоопределению эт­нических меньшинств. Это право их меньшинств на политическое самоопределение без сецессии - в рамках того государства, в котором они су­ществуют как меньшинства. Цель такого самоопределения - обретение этническим меньшинством регионального самоуправления в рамках существующего государства. В данном кон­тексте региональное самоуправление означает формирование этническим меньшинством на территории его компактного проживания органов государственной власти, самостоятельных в отношениях с центральными органами государственной власти. Такая самостоятельность достигается на основе конститу­ционного разграничения компетенции между центральными государственными органами и государственными органами са­моуправляющегося образования.

В результате, внутреннее политическое самоопределе­ние - это создание этносом (этническим меньшинством) либо автономного образования в унитарном государстве (пре­доставление отдельным административно-территориальным единицам самостоятельности по этническому принципу), либо субъекта федерации в государстве федеративном (субъекты федерации создаются по территориальному прин­ципу - территориальными общностями "титульной нации". По такому смешанному, территориально-этническому принципу образована Российская Федерация).

Для того чтобы этнические меньшинства могли претендо­вать на внутреннее политическое самоопределение, достаточно их волеизъявления по правилам, установленным в государстве (например, референдум). Государство в силу своего суверени­тета вправе противиться сецессии, но, по общему правилу, оно не должно отказывать своим меньшинствам в самоуправ­лении, ибо последнее не нарушает суверенитет. Но в силу того же суверенитета внутреннее политическое самоопреде­ление части нации возможно только с согласия суверенной государственной власти.

При реализации права на внутреннее политическое само­определение должны соблюдаться два условия. Во-первых, внутреннее политическое самоопределение не должно пре­следовать такие цели, которые несут в себе нарушение индивидуальных прав человека, например равноправия (незави­симо от пола, расы, национальности, языка и т. д.), свободы вероисповедания, свободы выражения мнений и т. д. Во-вто­рых, не должны нарушаться права других этнических групп, если таковые живут на территории, на которой происходит внутреннее политическое самоопределение этнического мень­шинства. В частности, государство вправе препятствовать внут­реннему политическому самоопределению этнической группы на такой территории, на которой представители этой группы составляют меньшинство населения.

В последнем случае внутреннее политическое самоопре­деление этнического меньшинства возможно в форме так на­зываемой этнокультурной автономии, имеющей экстерри­ториальный характер. В этом случае этническим меньшинствам гарантируется представительство в центральных или региональных представительных органах государственной власти.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.