Отношения, в которые вступают отдельные физические лица, их объединения, государство, тесно взаимосвязаны и образуют единое целое. Соответственно и право, регулируя данные общественные отношения, отражая их устойчивые признаки, свойства (в частности, системность), представляет собой целостное образование, систему. Система права имеет объективный характер, так как отражает реально существующую систему общественных отношений и не может строиться по субъективному усмотрению людей.
Система права – это нормативное выражение системности регулируемых им общественных отношений. Она обусловлена историческими, религиозными, национально-этническими и другими факторами, образом жизни и менталитетом населения. Система права – это правовая категория, означающая внутреннее строение действующего в государстве права любой страны, отражающее единство составляющих его норм и их разграничение на взаимосвязанные и взаимодействующие правовые общности. Любая единичная правовая норма приобретает качество, свойственное праву в целом, лишь будучи включенной в его общую систему. Итак, вопрос о системе права – это вопрос о том, как право организовано изнутри, из каких элементов и подсистем оно состоит.
Систему права не следует смешивать с двумя другими, близкими, но не идентичными ей явлениями и понятиями – правовой системой и системой законодательства.
Долгие годы система права рассматривалась как идентичное понятию правовой системы. Однако в последние годы при всем разнообразии взглядов на понятие «правовой системы» выработалось определенное совпадение по поводу основных аспектов данной категории. Под правовой системой подразумевается вся правовая жизнь страны, рассматриваемая через призму системности. Это – комплексная, интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность. По меткому выражению французского правоведа Ж. Карбонье, правовая система – это «вместилище, сосредоточие разнообразных юридических явлений». Если выражение «правовая система» была лишь простым синонимом объективного (или позитивного) права, то его значение было бы сомнительным[300]. Отсюда можно сделать вывод, что категория «правовая система» гораздо шире, чем понятие «система права», поскольку она характеризует не только систему права, но и развитие и структуру законодательства – систему законодательства. Система законодательства в широком смысле представляет собой совокупность существующих в том или ином государстве нормативных правовых актов (конституций, законов, указов, статутов, декретов, постановлений правительства и др.), подразделяющуюся в соответствии с различными критериями на качественно определенные составные части (например, на законы и подзаконные акты) и являющуюся одной из внешних форм выражения правовых норм. В юридической науке давно сложилось понимание системы законодательства как явления в большей степени зависимого от воли законодателя, руководствующегося при этом практическими соображениями. Система права складывается в каждой стране исторически соответственно опосредуемым правом общественным отношениям, система же законодательства является результатом его целенаправленного упорядочения.
Немаловажное значение для разграничения «правовой системы» и «системы права» имеет то обстоятельство, что национальная правовая система имеет общие черты с правовыми системами других государств, на содержание и динамику правовой системы воздействует вся духовная культура общества – религия, философия, мораль, художественная культура, а также политика, политическая культура. Таким образом, правовая система – часть общесоциальной системы. Все это позволяет сопоставить правовую систему с другими столь же широкими системами – экономической, политической, моральной, выявить их специфику, возможности, формы взаимодействия как однопорядковых по своему уровню явлений. Современная теория права должна подняться на такой уровень обобщения, чтобы можно было более глубоко и всесторонне анализировать и оценивать возникшую сегодня новую правовую реальность как целостный феномен, как систему.
Система же права – это его внутренняя организация, выражающаяся в единстве и взаимодействии разнообразных, относительно самостоятельных его элементов. Наиболее элементарной его ячейкой являются юридические нормы. Как целостное образование система права охватывает все нормы права, действующие в той или иной стране. В то же время в праве как единой системе норм можно выделить следующие основные структурные компоненты. Прежде всего, это три особых и, что интересно, парных подсистемы права:
- внутригосударственного и международного права;
- материального и процессуального права;
- публичного и частного права.
Сами элементы системы права, которые объединены в одной «парной общности», тем не менее, серьезно отличаются друг от друга. И это различие объективно обусловлено специфическими потребностями правового регулирования общественных отношений, входящих в сферу их регулирования. В то же время они взаимодействуют между собой, взаимодополняют друг друга. При этом интересно, что нормы, входящие в парные подсистемы, между собой только взаимодействуют, взаимовлияют, с нормами же иных подсистем могут в известной мере и совпадать. Так, нормы внутригосударственного права бывают и материальными и процессуальными, и публичными, и частными. Точно также и нормы международного права и т.д.
Исследователи утверждают, что исторически первым в праве сложилось именно разграничение на публичное и частное право, материальное и процессуальное право, предшествующее разделению на соответствующие отрасли права. Сегодня такие крупные парные правовые общности, сложившиеся в рамках каждой системы права, именуют отраслевыми семьями (или отраслевыми массивами).[301]