В научный обиход понятие «гражданское общество» прочно вошло в XVII веке, хотя, как пишет французский исследователь Доминик Кола, впервые оно было упомянуто уже в XVI веке в комментарии к «Политике» Аристотеля. Интересно, что в немецком языке это понятие имеет двойное значение: и как гражданское общество в принятом значении, и как буржуазное общество. И такая двойственность не случайна, ибо действительно гражданское общество как относительно самостоятельная сфера социальной жизни начинает формироваться вместе со становлением буржуазного общества. До этого общество и государство совпадали, причем государство доминировало над обществом то в форме восточной деспотии, то в форме Римской империи, то в форме средневековой монархии. Отделение государства от общества и превращение его и общества в относительно самостоятельные феномены произошло только в результате буржуазных революций. Общество, освободившееся от тирании государства и объединившее отдельных самостоятельных субъектов, и получило название гражданского. Своей зрелости и суверенности гражданское общество достигает на высокой ступени буржуазного строя.
Гражданское общество как реальность есть система экономических, духовно-культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в гражданские ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих материальных и духовных интересов, потребностей. Гражданское общество строится на принципе самоуправляемости, оно защищено традициями, обычаями, моральными нормами и правовыми законами от прямого вмешательства со стороны государства. Гражданское общество защищает себя от опеки и регламентации государственных властей. Когда общество почувствовало, что государство может представлять опасность для граждан (поскольку у него появляются собственные интересы и оно начинает издавать законы, направленные против граждан), тогда и начинает формироваться новое социальное пространство, защищенное от «оккупации» его государством.
Основные «кирпичи» фундамента гражданского общества составляют:
- собственность (имущество);
- труд;
- семья.
Это традиционное понимание гражданского общества берет свое начало от Локка.[109] Гражданское общество, по определению Гегеля, есть объединение частных лиц. «В гражданском обществе, – писал он, – каждый для себя – цель, все другое для него ничто[110]«.
Гражданское общество глубоко эгоистично, включая в себялюбивых индивидов, объединяемых прежде всего нуждой. Поскольку каждый из них преследует собственные цели, коллективность эта подвержена разного рода случайностям и нуждается в более высокой «форме всеобщности» – в государстве. Таким образом, гражданское общество – связующее звено, находящееся между разрозненными индивидами и государством как высшей формы человеческой организации.
В мировой науке сегодня получил признание подход к гражданскому обществу как к комплексу общественных отношений, независимому от государства, но взаимодействующему с ним. Оно включает в себя:
- добровольно, спонтанно сформировавшиеся первичные самоуправляющиеся общности людей (семья, кооперации, ассоциации, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и другие объединения);
- совокупность негосударственных (неполитических), экономических, социальных, духовных, нравственных и других общественных отношений;
- производственную и частную жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы;
- сферу самоуправления свободных индивидов и их организаций, огражденную законом от прямого вмешательства в нее со стороны государственной власти и политики.
Следовательно, гражданское общество представляет собой некую негосударственную ассоциацию граждан, объединенных по различным признакам, служащую целям удовлетворения их индивидуальных потребностей и реализации потенциальных возможностей на благо всех и каждого. Строго говоря, гражданское общество не является предметом изучения государственно-правовой науки, и в связи с рассматриваемым здесь вопросом нас интересуют лишь те его аспекты, которые касаются участия граждан в формировании органов государственной власти, определения их политики, контроля за государством и подчинении его интересам граждан, объединенных в составе этого общества. Очевидно, что те субъекты гражданского общества, которые осуществляют эти функции, – политические партии и иные политические общественные объединения – не могут не обладать соответствующими властными полномочиями для их выполнения[111].
Переходя к характеристике современного гражданского общества, в нем можно выделить три уровня общественных отношений.
Первый уровень связан с производством самого человека и охватывает сферу семьи, быта и культуры (в частности, образования).
Второй уровень охватывает область экономики, включая в себя производство, распределение, обмен и производительное потребление (личное потребление осуществляется на первом уровне – быту). Именно здесь реализуется тот процесс обмена вещами (товарами) и деятельностью, который объединяет изолированных индивидов в общественный коллектив. Субъектами отношений здесь выступают, во-первых, индивиды; во-вторых, социальные группы, в которые оказались объединенными индивиды, занимающие одинаковые места в системах общественного разделения труда, собственности, культуры и т. д., и которые образуют социальный состав гражданского общества; в-третьих, различные объединения индивидов, профессиональные союзы, союзы предпринимателей, общества потребителей и т. п. Все эти субъекты устанавливают между собой разнообразные по своему характеру связи помимо государства (в частности, договорные), которые позволяют в определенных пределах обеспечивать гармоническое развитие гражданского общества без вмешательства государства как политической силы. Последнее присутствует здесь лишь потенциально. Таким образом, характерной чертой гражданского общества является его саморегулируемость, самодетерминированность. То, что оно способно к саморазвитию, и то, что оно – результат свободного объединения индивидов, расширяет возможности гражданского общества определять свое развитие. Если оно окажется способным преодолевать возникающие противоречия, то оно сможет избегать революций, как средства насильственной замены одного общественного строя другим.
На третьем уровне гражданского общества его члены вступают в политическую жизнь. Политика – область общественных отношений, в которых реализуется борьба за участие в общих делах населения, осуществляемых государством, и в определении направлений его деятельности. Субъектами политического процесса в современных его формах являются индивиды (граждане), их политические объединения – организации (партии, движения, «фронты», союзы и т. п.) и государство[112].
Суть государства, его назначение, типология и многие другие аспекты наглядно раскрываются в его взаимоотношениях с гражданским обществом. И не случайно: государство и гражданское общество существуют как две стороны противоположности, вне которой не может быть понято ни то, ни другое. В них заключены два противоположных механизма консолидации населения. Гражданское общество, объединяет людей сложным переплетением свободно реализуемых частных интересов. Государство как особый, специально сконструированный для этой цели механизм – принуждением.
Гражданское общество и государство взаимосвязаны, взаимно дополняют друг друга. Гражданское общество олицетворяет материю, тело социального организма, государство – это сознание.
Государство выступает в качестве субъекта управления по отношению к гражданскому обществу. А значит, их взаимосвязь можно рассматривать как единство прямой и обратной связей в системе управления. Различия в содержании этой взаимосвязи, соотношении двух ее противоположных компонентов, порождают принципиальные отличия и в характере политической власти. Они могут быть положены в основу классификации политических систем и режимов.
При наличии развитых и эффективных механизмов социальной обратной связи, ее приоритете, обеспечивающем представительство и влияние в органах государственной власти широкого спектра имеющихся в гражданском обществе частных интересов, правомерно говорить о демократическом режиме. В отсутствие или при ограниченной, блокированной обратной связи, когда налицо доминирующая роль прямого воздействия, возникает противоположный ему авторитарный режим. Государственность имеет тенденцию приобретать те формы и тот характер, которые соответствуют уровню развития и характеру гражданского общества. Государство обслуживает гражданское общество, а не наоборот. Попытки идти вразрез с этим естественным соотношением, приводить гражданское общество в соответствие с велениями государственной власти, в конечном счете, неизменно имели разрушительные последствия и не давали искомого результата.
Узловым институтом, связывающим демократическое государство и общество, являются партии. Важное назначение партий заключается в установлении взаимосвязи между корпорациями гражданского общества и группами депутатов в выборных органах власти. Решения парламентов, всегда представляющие собой форму компромисса между основными депутатскими группами, должны подкрепляться готовностью к адекватному компромиссу в гражданском обществе. Такое согласие способны обеспечить партии в той, разумеется, мере, в которой они выражают интересы корпораций гражданского общества и пользуются влиянием в парламенте. И наоборот, население воспримет с пониманием самые непопулярные, казалось бы, решения, если им будет обеспечена поддержка партий, пользующихся авторитетом в своих корпорациях. Без таких партий решения законодателей повисают в воздухе и их исполнение, установление какого бы то ни было порядка становится возможным только за счет особых мер принуждения. Законодатели встают перед необходимостью усиления исполнительной власти, которая затем их же и подминает.
Партии – не единственный посредник между государством и гражданским обществом. Сходные функции выполняют и другие институты, которые, однако, уже не являются исключительно политическими. Это средства массовой информации, профсоюзы и другие общественные объединения, трудовые коллективы и т. п. Все они по прямому своему назначению принадлежат главным образом гражданскому обществу, и лишь в некоторых ситуациях, обычно, когда власть не обеспечивает условий для их нормального функционирования, институты эти «прорастают» в политическую систему, включаются в политический процесс.
Политическая характеристика гражданского общества наилучшим образом концентрируется ныне в понятии правовое государство. Последнее – политическая ипостась гражданского общества: их взаимодействие принципиально складывается по правилам соотношения формы и содержания. Нерасторжимые и проникающие друг в друга, они олицетворяют целостность общества, подчиняющуюся законам кибернетики, а не логике известной притчи о «курице или яйце»[113].
6.5. Правовое государство в политической системе современного общества
По сравнению с большинством основных понятий политического словаря термин «политическая система общества» получил широкое распространение относительно недавно – в середине ХХ века. За точку отсчета обычно берется вышедшая в 1953 г. работа американского политолога Д. Истона «Политическая система». В последующие годы в литературе западных исследователей, посвященной анализу проблем политики, политической жизни общества, это понятие употребляется уже постоянно.
До середины 70-х годов термин «политическая система общества» в работах советских ученых-обществоведов практически не использовался. Его заменял другой, служивший тем же исследовательским целям, – «политическая организация общества». И лишь после появления в 1975 г. в документах XXV съезда КПСС понятия «советская политическая система» начинается его интенсивное освоение.
В основе термина «политическая система общества» лежат три научных понятия: «система», «политика», «общество». Первое из них призвано обратить внимание на то, что речь идет о таком общественном явлении, которое имеет системный характер. Это значит, что оно представляет собой определенную целостность, образованную совокупностью всего множества входящих в нее элементов. Эти элементы особым образом связаны между собой, находятся во взаимодействии друг с другом. А это и есть структура системы, благодаря которой она приобретает качество внутренне организованного упорядоченного единого целого.
Слово «политическая» показывает, о каком конкретно виде систем человеческого общества идет речь. Известно, что основными из них принято считать экономическую, социальную, политическую, духовную.
Политическая система, означает, что она связана с политической сферой общественной жизни. В ее основе лежит политика, политические отношения, политическая власть. Это относится как к системе в целом, так и ко всем ее структурным элементам. Политика – непосредственный, главный предмет существования и функционирования политической системы. Под политикой подразумевается специфический вид человеческой деятельности, связанный с организацией экономической, социальной и духовной сфер жизни.
Наконец понятие «общество» в характеризуемом словосочетании дает ответ на вопрос об уровне политической системы. Большинство ученых придерживаются той точки зрения, согласно которой термин «политическая система» может быть применен только к системе, действующей в рамках общества в целом любой страны современного мира. Они считают, что в таком обществе существует только одна политическая система. Обосновывается это тем, что в обществе каждой страны существует лишь одно государство, одна государственная власть, что имеет решающее значение для создания и деятельности политической системы.
Переходя к вопросу о содержании понятия «политическая система общества», сразу отметим, что в современной политологической литературе имеют хождение не менее 2-3 десятков определений политической системы общества. Д. Истон политическую систему общества рассматривал как «совокупность взаимодействий субъектов, посредством которых в обществе властно, авторитарно распределяются ценности»[114].
В одном из отечественных политологических журналов политическая система определяется как «совокупность государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих власть, управление делами общества, регулирование отношений между классами, социальными группами, нациями, государствами, обеспечивающих стабильность общества и определенный социальный порядок»[115].
Наиболее выдержанным с точки зрения системного подхода представляется следующее определение: «Политическая система–это совокупность общественных институтов, соединенных отношениями, порождающими политическую власть и приобщающими к ней каждый из этих институтов»[116].
Вполне понятно, что любое из приведенных определений политической системы общества не является достаточным при ее характеристике, однако взятые в совокупности, они позволяют составить о ней необходимое представление. Это относится и к структуре политической системы общества.
Политические системы общества различных стран современного мира имеют сложную, разветвленную структуру. Однако так было не всегда. К такому состоянию они приходят в результате длительного исторического развития. Дело в том, что политическая система общества любой страны в условиях неразвитой политической жизни (которая имела место на протяжении многих веков существования рабовладельческого и феодального обществ) с точки зрения своей структуры была представлена лишь элементами, относящимися к государству. Ничего другого долгое время не существовало. И только в современных условиях политическая жизнь в большинстве стран стала достаточно зрелой, появились многие другие элементы, которые вместе с государством образуют развитую современную структуру политической системы общества. В ее состав зарубежные и отечественные политологи, а также юристы включают самые разнообразные политические (а порой и неполитические) явления, процессы, их совокупности:
- государство, политические партии, общественные организации и движения;
- политику, политические отношения, политическую власть, средства ее организации и функционирования, демократию, выборы и другие ее институты;
- политические идеи, теории, представления, взгляды, ценности, политическую культуру;
- право, мораль, традиции, нормы общественных организаций и многое другое.
Иногда к политической системе относят классы, социальные группы и слои, нации, отдельных личностей. Правда, большинство современных исследователей полагает, что социальные общности людей, равно как и индивиды, являются элементами социальной структуры общества, но не его политической системы. Нетрудно заметить две следующие особенности перечисленных элементов: во-первых, в своей совокупности они образуют структуру не политической системы общества, а более широкого политического явления, каковым выступает политическая жизнь общества. Следовательно, не все из предлагаемых учеными элементов можно включать в политическую систему общества. Во-вторых, приводимые элементы зачастую представляют собой чрезмерно детализированные части тех или иных основных компонентов политической системы общества. Например, политические интересы – это форма, сторона, аспект политических отношений, а не самостоятельный структурный элемент политической системы общества. Большинство современных российских и зарубежных ученых при рассмотрении структуры политической системы общества считает целесообразным все множество входящих в нее явлений и процессов разделить на четыре основные группы, которые в специальной литературе обычно называют подсистемами политической системы общества. Ими являются:
1) политические организации, учреждения, объединения;
2) политические отношения;
3) политические и правовые нормы и принципы;
4) политическое сознание и политическая культура.
Каждая из них имеет только ей присущие особенности, играет отличную от других роль, занимает определенное место в рамках единого целого – политической системы общества.
Первая группа элементов представляет собой сложный и широкий комплекс объединений людей, характеризующихся, прежде всего, двумя исходными признаками:
1) они являются организациями;
2) они непосредственно связаны с политикой.
Очевидно, что речь идет о политических организациях. Из этого следует, что непосредственной целью создания и деятельности этих организаций является политическая, и в первую очередь государственная, власть – ее завоевание либо удержание и использование в интересах тех или иных социальных общностей людей. К таким организациям относятся, прежде всего, государство и политические партии. Именно они в полной мере соответствуют требованиям, предъявляемым к политической организации.
Доминирующая роль и ведущее место в политической системе общества принадлежит государству. Как политическая организация, оно является не только первой по времени возникновения, но и единственной, которая присутствует на всех этапах истории политической системы общества, выступая при этом в различных формах, изменяя свое содержание, функции, цели и т.д.
Специфика государства как политической организации состоят в том, что оно формирует организационные рамки всего общества. Оно призвано быть представителем всех его граждан, регулировать взаимоотношения между ними, располагая при этом законным правом применения принуждения. Его решения являются обязательными, носят властный характер.
Иную по сравнению с государством роль в политической системе общества играют политические партии. Как политические организации, они призваны выражать и проводить в жизнь интересы и волю отдельных классов, социальных групп и слоев или отдельных частей этих и других социальных общностей людей. Политические партии выступают в качестве связующих звеньев между названными элементами социальной структуры общества, с одной стороны, и государством – с другой. Их назначение, основной смысл деятельности заключается в том, чтобы овладеть государственной властью, использовать ее в целях реализации своих представлений об устройстве общества.
В данную группу элементов политической системы общества включаются и многочисленные организации, которые по своей природе, характеру деятельности не являются полностью политическими. К их числу относятся, например, профсоюзы, молодежные, кооперативные и другие организации. Их создание и основные направления деятельности связаны в основном с решением экономических, социальных, культурных, демографических и иных задач. Однако в той или иной форме в определенном объеме им приходится заниматься, участвовать в государственной и общественной деятельности. На этом основании подобного рода организации рассматриваются как элементы структуры политической системы общества.
Если в отношении указанных двух типов политических организаций у политологов сложилось и существует более или менее одинаковое мнение, то по вопросу о том, включать или не включать в структуру политической системы общества общественные организации неполитического характера, согласия не существует.
Говоря о политических организациях, нужно обратить внимание и на такую сторону этого вопроса: все ли они могут быть включены в политическую систему того или иного общества? Существует две точки зрения. Согласно одной из них, это относится только к тем, цели и задачи, а также деятельность которых не находятся в противоречии с действующими в стране конституционными и другими правовыми актами. Все запрещенные партии, объединения и движения фашистского, экстремистского, террористического и т.п. характера не входят в структуру политической системы общества, хотя и имеют место в политической жизни страны.
В соответствии с другой точкой зрения, структурными элементами политической системы общества любой страны являются не только официально признанные государственные и негосударственные политические организации и объединения, но и те партии, общественные организации и движения, которые в силу различных причин объявлены вне закона.
Особенностью структурных элементов политической системы общества является то, что за исключением государства они имеют исторически преходящий характер, то есть, появившись и функционируя в составе политической системы на том или ином этапе ее существования, исчерпав свои функции, они уходят из политической жизни общества, а значит, и из его политической системы.
Вторую группу структурных элементов политической системы общества образуют политические отношения. Они представляют собой одну из форм общественных отношений наряду с отношениями экономическими, социальными и культурными. Их специфика состоит в том, что складываются они в процессе политической деятельности людей, к которой побуждают их собственные политические интересы и потребности, связанные главным образом с решением важнейших задач государственной власти. В этом – коренное отличие политических отношений от всех других общественных отношений.
Политические отношения есть результат многочисленных и разнообразных связей, взаимодействий как социальных общностей людей и отдельных личностей, так и создаваемых ими политических организаций, то есть субъектов политики. В соответствии с этим все многообразие политических отношений, как правило, делят на две части. Одна из них охватывает отношения, складывающиеся между основными общественными группами людей, а также между существующими внутри них различными слоями. Речь идет об отношениях между классами и внутри них, между нациями или этническими общностями и внутри них, между отдельными индивидами, имея в виду, прежде всего, политических лидеров. Эти отношения в политологии обычно рассматриваются в качестве первичных.
Вторая часть объединяет те политические отношения, которые складываются между партиями, организациями и объединениями. Это так называемые вторичные политические отношения. К ним относятся, например, отношения между государством и партиями, между государством и общественными организациями и движениями, между самими политическими партиями, общественными организациями и движениями и т.д.
Как структурный элемент политической системы общества политические отношения играют в ней особую роль. Именно они объединяют все составные части политической системы, формируя ее целостный характер, определяя ее сущность, эффективность функционирования, важнейшие направления развития.
Третья группа структурных элементов политической системы общества включает в себя комплекс норм и правил, с помощью которых регулируются политические отношения, деятельность их участников. В соответствии с этим данную группу элементов принято называть регулятивной подсистемой политической системы общества. Она выступает ее нормативной основой.
В состав этой группы элементов входят различные по своему характеру нормы и принципы – политические, правовые, этические, моральные и др. Их творцами, носителями являются субъекты политики, политических отношений, политической власти. Особое положение в этом ряду занимает государство. Им создается система норм, то есть право, которому принадлежит ведущее место среди всех остальных нормативных систем, связанных с функционированием политической системы общества в целом и ее отдельных компонентов. Она получает свое отражение и закрепление в конституции страны, законодательных и иных правовых актах государства.
Наряду с государством в создании нормативной основы политической системы общества участвуют политические партии и другие политические организации. Вырабатываемые ими политические нормы и принципы формулируются в различных документах этих организаций – уставах, программах, декларациях, заявлениях, манифестах, резолюциях и т.п. Определенная часть политических норм и принципов названных организаций в той или иной форме может и учитывается государством, которое включает их в свою нормативную систему. В первую очередь это касается нормативных систем правящих политических партий.
Следует иметь в виду, что сущность и содержание политических и правовых норм и принципов, их особенности зависят от существующего в обществе политического режима – тоталитарного, авторитарного, демократического или какого-либо другого типа.
Наконец, четвертая группа элементов политической системы общества может быть представлена как совокупность взглядов, учений, теорий, представлений, установок, ориентаций, типичных форм поведения и т.д. Говоря иначе, ее составными элементами являются политическое сознание и политическая культура общества. От их состояния, направленности, уровня зрелости зависят функционирование политической системы общества, пути, средства и методы ее преобразования, осуществление политической власти.
Итак, структура политической системы общества включает в себя как материальные, так и идеальные элементы, которые в своем единстве раскрывают свойства любой политической системы общества как целостного образования.
Характеристика политической системы общества будет неполной без рассмотрения вопроса о типах современных политических систем. Необходимость типологизации обусловлена большим количеством и многообразием современных политических систем.
При всей специфичности каждой из них между ними есть и определенные общие черты, характеристики. Это дает возможность все современные политические системы разделить либо отдельные политические системы объединить в какие-либо группы на основании тех или иных принципов, критериев.
Отечественными и зарубежными политологами и юристами в качестве критериев типологизации современных политических систем чаще всего берутся следующие:
- характер общественного строя,
- политический режим,
- форма государства,
- господствующая в обществе идеология,
- географическая,
- национальная,
- религиозная принадлежность и ряд других.
Согласно первому из названных критериев, все политические системы стран современного мира делятся на три группы соответственно трем основным группам государств, различающихся между собой по существующему в них общественному строю. Речь идет о капиталистических, социалистических и развивающихся странах, а, следовательно, о капиталистической (буржуазной) политической системе, социалистической политической системе (КНР, КНДР, Вьетнам, Куба), политической системе освободившихся, или постколониальных, стран.
Широкое распространение получила типология политических систем общества, в основе которой лежит характер политического режима. В ее рамках обычно выделяют четыре типа политических систем общества:
- тоталитарные;
- авторитарные;
- либеральные;
- демократические.
Цель данной типологии заключается в том, чтобы охарактеризовать политическую систему общества с точки зрения способов осуществления политической власти. В этой связи ставятся задачи проследить:
- каковы степень и формы контроля за общественной жизнью со стороны власти,
- каково участие народа в принятии политических решений,
- какие политические структуры разрешены властью,
- каковы действующие в обществе политические и правовые нормы,
- каковы особенности политического сознания масс и степень зрелости политической культуры общества, а также многие другие вопросы.
Достаточно часто исследователями осуществляется типологизация политических систем общества, основывающаяся на форме государства. При таком подходе внимание концентрируется на двух признаках:
во-первых, кто правит,
во-вторых, каково территориальное устройство политической системы общества.
В соответствии с первым признаком современные политические системы общества делятся на монархические (абсолютные или конституционные) и республиканские (парламентские, президентские). Согласно второму признаку, политические системы общества дифференцируются на унитарные, федеративные и конфедеративные.
Довольно популярной, особенно среди западных политологов, можно считать типологию политических систем общества по идеологическому критерию. Ее приверженцы смотрят на современные политические системы с позиций господствующих в них идейно-политических систем, а именно – в каком соотношении с демократией находятся те или иные из них.
Широко известна типология современных политических систем, базирующаяся на учете сложившейся в различных странах мира практики формирования правительства политическими партиями. Сообразно такому подходу выделяются однопартийные, двухпартийные и многопартийные политические системы общества.
Нередко встречается также деление политических систем общества на традиционные и модернизированные. Для современных «традиционных» систем характерны устаревшие принципы организации общества, связанные с религиозными культами и магическими ритуалами, неразвитость гражданского общества, форм политического поведения, обоснование власти с позиций ее божественного происхождения, господство олигархии, сохранение социального неравенства и другие признаки.
Современные модернизированные системы отличаются провозглашением в качестве общей для всех ее членов цели модернизации важнейших экономических и социальных организаций и учреждений. Целью политической модернизации объявляется преодоление противоречий, порождаемых наличием в обществе богатых и бедных, образованных и неграмотных, различиями между городскими и сельскими жителями, отношениями между элитой и массами. Причем достижение этой цели увязывается с необходимостью отказа от всех демократических свобод.
Нельзя забывать и о том, что любая типология, включая и типологию современных политических систем общества, является условной, имеет свои положительные и негативные стороны.