Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сущностные и содержательные признаки права



 

Полноценное представление о праве, его природе можно получить, раскрыв его сущность, содержание и социальное предназначение в обществе. Сущность любого права заключается в тех его внутренних, закономерных, устойчивых и существенных свойствах, в которых раскрывается многообразие и противоречивость форм бытия, закономерностей существования права, функционирования и развития. Свойства права, носящие сущностный характер, необходимы и неотъемлемы, постоянны и устойчивы, находят свое выражение в правовых явлениях, относящихся как к содержанию (внутренней субстанции) права, так и к его функционированию. Эти свойства находятся в органическом единстве, исключающем возможность дробления единой сущности права на обособленные части.

Таковыми служат свойства права, показывающие:

1) какими объективными историческими факторами обусловлены право, его содержание и действие;

2) чью организованную волю они выражают;

3) кем такая воля официально формируется;

4) в какой форме она возводится во всеобщий, обязательный ранг.

Неразрывность цепи этих свойств права объективно предопределена самой логикой происхождения и существования права. Оно появилось на определенном этапе развития человеческого общества вместе с государством, когда в силу известных исторических факторов в дополнение к прежним правилам общежития первобытнообщинного строя потребовалось создание новых - общеобязательных и обеспеченных государством норм. Реальный механизм всякого правообразования был и остается таковым, что определенные процессы в жизнедеятельности общества предстают как объективные потребности, осознание таких потребностей сопряжено с появлением соответствующих интересов, мотивов и целей людей, их общностей и образований. На этой почве вырастает социальная воля как результат согласования различных интересов, воля, которая при определенных условиях превращается в общеобязательную, возводится в ранг правовых норм, права.

Ранее, в марксистско-ленинской теории государства и права, вопрос о сущности права сомнений не вызывал и трактовался однозначно: « Сущность права выражается в его классовости. Право – классовый регулятор общественных отношений, обладающий мощной классовой силой. По своей сущности оно представляет собой возведенную в закон волю господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями его жизни».[182]

Современный подход к раскрытию сущности права заключается в отказе от односторонности при раскрытии этого вопроса. Под сущностью права отечественные ученые отныне понимают обусловленную экономическими, социальными, политическими и духовными условиями жизнедеятельности общества и в известной мере согласованную волю стоящих у власти социальных групп (слоев), превращенную в государственную волю и выраженную официально в виде правовых норм[183].

Таким образом, общая воля, выраженная в правовых нормах, предстает как результат согласования, сочетания интересов различных субъектов. При таком понимании сущность права может интерпретироваться как единство противоречивых сторон: классового и общечеловеческого интересов, конкретное соотношение которых зависит от условий исторической эпохи; личного и общественного, ибо еще В.С. Соловьев писал, что «сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага».

Органическим продолжением сущности права является его мобильное содержание, находящееся с ней в единстве. Если под сущностью права понимаются наиболее главные качества, определяющие его природу, то под содержанием понимается конкретное выражение сущности предмета, проявляющееся во всех его элементах, взаимодействующих друг с другом, а также и с окружающей средой (общественными условиями, в которых действует право). Сущностные свойства права развертываются, конкретизируются в его содержательных свойствах, которые вместе с ними раскрывают его единую природу.

Содержание права складывается из всех его внутренних элементов, из единства всех его компонентов. В нем сущность права представлена не в зеркальном виде. Она трансформирована таким образом, что отдельные ее стороны (моменты) расчленены, выделены и перегруппированы по новым закономерным свойствам, носящим уже другой, а именно содержательный характер. Содержание права как конкретизированная обогащенная его сущность вбирает в себя процессы, связанные с его воздействием на общественные отношения. Рассматривая проблему содержания права с философских позиций, Д.А. Керимов правильно отмечал, что конкретизация сущности права в его содержании состоит в том, что государственная воля получает строгую и четкую определенность в конкретных правовых правилах поведения[184].

В отечественной науке было общепризнано, что содержание права определяется рядом факторов, среди которых воля и интересы политической, экономической, религиозной, расовой, национальной или другой элиты (верхушки общества) играют заметную, порой решающую роль. Но содержание права может выражать интересы разных социальных групп, их компромиссы, прошлогоднюю волю господствующего класса, которая ныне изменилась, прихоти и произвол правителей и т.п. Некоторые нормы могут вообще не выражать ничью волю, а быть ошибкой, заблуждением или невыполнимым правилом (нормы средневекового права о «нечистой силе» и т.п.). Изучение факторов, определяющих содержание права, представляет значительный интерес для историка и социолога. Для юриста первостепенное значение имеет то, что, собственно, делает право правом, уже не зависящим в своем существовании от меняющихся интересов социальных общностей и их воль. С этой точки зрения, правом становятся те нормы и отношения, которые официально признаны, охраняются и поддерживаются государственной властью[185].

Следовательно, можно сделать вывод, что если сущностью права является выраженная в нем государственная воля, обусловленная всей реальной жизнью общества, то содержанием – нормативное выражение этой воли. Иначе, как путем издания или санкционирования публичной властью правил поведения, представляется невозможным возвести волю общества во всеобщий ранг. Тем самым содержание права конкретизирует сущность права данного общества во всем многообразии составляющих его правовых норм.

Как и многим другим социальным нормам, в содержательном плане праву свойственны нормативность, формальная определенность, регулятивность, системность и принудительность. Но эти свойства права имеют отчетливо выраженную связь с государством, в чем состоит одно из коренных внешних отличий от одноименных свойств остальных социальных регуляторов. Именно благодаря этому обстоятельству право характеризуется общеобязательной нормативностью и государственной обеспеченностью.

«Государственная доминанта» права не свидетельствует о его подчиненности государству или о несовместимости его содержания с естественными, вытекающими из самой человеческой природы правами и свободами личности. И.А. Ильин писал: «Основная задача положительного права состоит в том, чтобы принять в себя содержание естественного права, развернуть его в виде ряда правил внешнего поведения, приспособленных к условиям данной жизни и к потребностям данного времени, придать этим правилам смысловую форму и смысловое закрепление и, далее, проникнуть в сознание и к воле людей, в качестве авторитетного связующего веления... Положительное право есть целесообразная форма поддержания естественного права». [186]

В содержании права необходимо различать социальные, государственно-волевые и собственно-юридические компоненты. Подобный структурный анализ позволяет более конкретно выяснить смысл общетеоретической категории «содержание права».

Социальное содержание права меняется в процессе развития общества. Оно состоит в определении правовой структуры общества, привилегий или повинностей различных сословий либо в утверждении всеобщего равенства перед законом, в закреплении разных форм собственности, в охране и регулировании семейных, хозяйственных, корпоративных, коммерческих, производственных, религиозных, политических и других общественных отношений. Будучи бесконечно разнообразным, обслуживая разные общества в их тысячелетним развитии, социальное содержание права имело конкретно-исторический характер. В связи с этим оно вполне закономерно составляет увлекательный и многокрасочный предмет истории права.

Однако социальные проблемы получают нормативно-правовое решение, только пройдя через государственную волю. Государство берет на себя ответственность за порядок в обществе. Если это не удается – сначала меняется верховная власть государства, а затем уже содержание права или способы его осуществления. Конечно, правотворческую деятельность государства направляют социальные силы, но непосредственным источником права является государственная воля, выраженная в виде правовых норм. У политических деятелей, которые могут влиять на развитие и изменение права, при подготовке и издании законов «свобода выбора различных вариантов поведения» значительно больше и шире, чем, скажем, при санкционировании обычаев или создании прецедентов. Государственно-волевое содержание права представляет собой проявление объективного в праве, когда это содержание обусловлено социально-экономическими, политическими и иными общественными потребностями; и –субъективного – когда это содержание не является обоснованным, а, наоборот, произвольно опровергается всей социальной практикой.

Юридическое содержание права состоит в том, что посредством правовых норм определяются субъекты права, их юридические статусы, условия вступления в правоотношения, права, обязанности, запреты, юридические факты, виды правоотношений, составы правонарушений, процессуальный порядок решения споров и рассмотрения дел о правонарушениях, назначения и применения санкций. Именно оно разворачивает и конкретизирует признаки права, существующие во все времена его истории. Это общетеоретическое понятие необходимо для выявления социального и государственно-волевого содержания права и обозначения направлений правового воздействия на общественные отношения.

Рассмотренные выше сущностные и содержательные характеристики права, вытекающие из представления о праве как социально-нормативном регуляторе, обладающего рядом черт и особенностей, позволяет сформулировать и понятие права.

Как уже ранее отмечалось, в настоящее время большинство ученых-юристов пришли к мнению, что понятие права должно отражать такие важные сущностные и содержательные признаки, как государственно-волевой и нормативный характер права, наличие специфической формы выражения, системность и формальная определенность.

Таким образом, в содержательном плане право представляет собой систему формально-определенных, общеобязательных, установленных или санкционированных государством и им обеспеченных правил поведения, которые выражают согласованную общественную волю и направлены на регулирование тех или иных общественных отношений [187].

В приведенной формулировке выделены такие содержательные признаки права, как:

а) особая нормативность, заключающаяся в установлении или санкционировании соответствующих норм государством при помощи нормативно-правовых актов и других юридических источников;

б) формальная определенность этих норм, то есть их обозначенность в словесно-документальном виде;

в) общеобязательность действующих правовых норм, их безусловность для любого участника регулируемых отношений, если он только попадает в смоделированную ими ситуацию;

г) системность, предполагающая взаимосвязанность, целостность и единство действующих в стране правовых норм;

д) государственная обеспеченность, придающая праву надежность и реальную осуществимость.

 

8.3. Цель, назначение и основные функции права

Глубокое познание и оптимальное использование права невозможны без надлежащего уяснения тех целей, которые лежат в основе его создания и реализации.

В этимологическом плане цель – это то, к чему стремятся, что надо достичь. В философии она интерпретируется как идеально намеченная модель, мысленно представляемый образ предполагаемого результата человеческого поведения.

Как пишет Ж.-Л. Бержель, цели права многочисленны, и мнения на этот счет настолько пестры, противоречивы, фанатичны или размыты, что мы должны произвести их полную инвентаризацию и сгруппировать по конечным целям. Так, мы можем обозначить четыре главные цели права: справедливость, подобающее поведение, служение человеку и служение обществу. Создается даже впечатление, что различные правовые системы сталкиваются с двумя главными альтернативами: справедливость или полезность с одной стороны и индивидуализм или коллективизм с другой[188].

Соответственно под целью права следует понимать намеченное законодателем и выражающее эти общественные идеалы состояние регулируемых им общественных отношений и установок их участников.

Цель права может фактически привести к устойчивому результату в заданном направлении только при условии, если она, во-первых, вызвана актуальными общественными потребностями, правильно (хотя и с опережением) отражает объективную действительность и сформулирована с должным учетом ее закономерностей и, во-вторых, оптимально соотнесена с теми средствами и возможностями, которыми располагает общество на данном этапе своего развития. Для этого, говоря другими словами, требуется, прежде всего, истинность и реальность цели. Иначе последняя окажется ложной, произвольной или невыполнимой, способной в лучшем случае содействовать получению лишь случайного, временного результата.

В праве нередко формулируются задачи, выдвигаемые законодателем в сфере регулируемых общественных отношений. Если цель представляет собой идеально намечаемый результат, то задачи выступают скорее в качестве плана действий, мысленно выработанного процесса движения к цели. Еще Гегель заметил, что «выполнение задачи есть опосредствованный способ реализации цели»[189].

Право, с одной стороны, содержит указание на цели и задачи правового регулирования, с другой, само служит специфическим орудием их достижения. Та специфическая служебная роль, которая присуща праву и отличает его от других социальных регуляторов, в юридической литературе рассматривается как его назначение.

Все цели нашего права носят неизменно многоаспектный характер, направлены на закрепление определенных масштабов поведения людей, их общностей и образований, на обеспечение измеряемого нашими идеалами состояния регулируемых общественных отношений и ценностных ориентаций, внутренних потребностей, установок их участников и на создание надежного мерила при оценке их поведения. Благодаря такой многоаспектности право служит одновременно и модульно-информационным средством, и регулятором общественных отношений, и средством положительного идеологического воздействия на сознание и психологию людей, их воспитания, и мерилом правомерности поведения субъектов права.

Функции права надо рассматривать как проявление его сущности, как «свечение» этой сущности в общественных отношениях. При этом функции не в меньшей мере являются «свечением» и цели права. Такая методологическая предпосылка представляется правильной, ибо сущность права, развертываясь в непосредственном содержании, решающим образом сказывается, прежде всего, на собственной цели, затем на назначении, а через них – на функциях.

Функции права можно интерпретировать как основные направления его прогрессивного воздействия на социальное развитие, определяемые его сущностью, целью и назначением в обществе.

Первое из таких направлений заключается в модульно-информационном воздействии, которому соответствует модульно информационная функция права. Она выражается:

- в описании образа намечаемой законодателем цели тех или иных правовых норм;

- в указании на типичные образцы жизненных ситуаций, при которых упорядочиваемые общественные отношения возникают, изменяются и прекращаются;

- в обозначении общих правил (масштабов) поведения участников этих отношений;

- в обобщенной дозировке юридических средств, призванных обеспечить выполнение таких правил;

- в определении необходимых случаев того субъектного состава, на которые распространяются устанавливаемые нормы права.

Эта функция имеет важное значение. Она, во-первых, усиливает в российском праве свойство государственной нормативности, во-вторых, прямо ориентирует правотворческие органы на то, чтобы в форме обнародования или иным способом правовое нормы своевременно сообщались возможным участникам регулируемых общественных отношений, правоприменительным учреждениям и т. д. Без такого модульно-информационного элемента функционирование права немыслимо.

Модулированная в правовых нормах программа должна во всех своих частях воплощаться в жизнь, реализоваться в реальных действиях реальных лиц. Этому предназначению соответствует вторая, регулятивная функция права.

Регулятивная функция осуществляется путем властного воздействия на складывающиеся в обществе отношения, направления внешнего поведения их участников по общеобязательным эталонам (правилам, масштабам), обозначенным законодателем. Она ограничена строго этой сферой, поскольку любой индивид подвластен законодателю лишь постольку, поскольку он проявляет себя, совершает те или иные поступки, вступает в область действительного.

Это властное воздействие в одних случаях выражается в закреплении определенных отношений, в других – в запрещении, вытеснении их путем запретов или в ограничении, в третьих – в стимулировании, в четвертых – в упорядочении взаимных прав и обязанностей соответствующих лиц и т. д. Здесь речь идет о разных формах его проявления, зависящих в первую очередь от особенностей предмета и метода правового регулирования. Вот почему представляется недостаточно оправданным мнение, что наряду с регулятивной имеется охранительная функция права.

Регулятивная функция права носит, безусловно, сложный, многогранный характер. В ее рамках различают охранительную, ограничительную, поощрительную, обязывающую и т. п. формы государственного воздействия на упорядочиваемые общественные отношения. Но все это – отдельные разновидности одной и той же регулятивной функции о права, выделяемые в ходе реализации по средствам, способам и приемам оказываемого воздействия. В таком подходе не содержится никакой недооценки охранительных задач права. Только подчеркивается, что последним и охрана, и содействие развитию, и вытеснение определенных общественных отношений достигается именно путем их регулирования.

Единая регулятивная функция права призвана обеспечить оптимальное сочетание статики и динамики упорядочиваемых общественных отношений в том русле, которое очерчено законодателем. Даже тогда, когда правовая норма, казалось, укрепляет регулируемое общественное отношение, она не умерщвляет, не останавливает его движения, но и создает простор для определенных изменений в заданном направлении. Наглядным примером тому служат нормы Конституций, которые, последовательно закрепляя достигнутое состояние регулируемых общественных отношений, способствовали и продолжают содействовать их развитию и совершенствованию.

Следующим магистральным направлением действия права является воспитательное, идеологическое воздействие на сознание, психологию участников общественных отношений с тем, чтобы постепенно поднять их состояние до общественных идеалов.

Цель и назначение права, как указывалось выше, проявляются не только в регулировании непосредственно самих объективных общественных отношений, но и в благотворном влиянии на ценностные ориентации, внутренние потребности, установки их участников. Они неизбежно обусловливают относительно самостоятельные направления воздействия права на свой предмет, каждое из которых характеризуется особенностями и содержания, и сферы приложения.

Сферой идеологического воздействия служит только сознание, психология людей. Воздействие это осуществляется путем информирования граждан об общеобязательных образцах поведения в тех или иных общественных отношениях, разъяснения мотивов и целей установления государством таких масштабов, убеждения в их необходимости, справедливости и социальной ценности, предупреждения о возможных последствиях отклонения от них и т. д. Оно, в отличие от регулирования, не является властным, ибо законы, которые «... делают главным критерием не действия как таковые, а образ мыслей действующего лица, – это не что иное, как позитивные санкции беззакония» (К. Маркс), что совершенно недопустимо.

Нормы российского права выполняют и оценочную функцию, так как устанавливаемые ими образцы и правила поведения служат своеобразными мерилами – дозволенности и приемлемости действий субъектов права, их правомерности или неправомерности. Оценка ценности или, напротив, ущербности поведенческих актов в юридически значимых сферах и процессах основывается в первую очередь на этих нормах. То же самое можно сказать в части оценки тех мер государственного принуждения или поощрения, которые в необходимых случаях применяются в рамках обеспечительных правоотношений.

Все функции права не только взаимосвязаны, но и взаимно переплетены. В современных условиях любая информация об общественных явлениях не отделена, например, от идеологии, ибо она не может быть идеологически индифферентной. Сознание и внешнее поведение личности тоже взаимообусловлены. Тем не менее, разграничение указанных выше функций права имеет существенное познавательное и практическое значение. В любой области жизни общества воздействие права на общественные отношения и на их участников идет именно по основным каналам, которые олицетворяются этими функциями.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Дайте характеристику основным концепциям правопонимания.
  2. Назовите сущностные и содержательные признаки права?
  3. Каковы цель, назначение и основные функции права?
  4. Определите перечень специальных и общесоциальных функций права.

 

Дополнительная литература ко всему курсу:

 

  1. Байтин М.И. О современном нормативном понимании права //Журнал российского права. 1999. № 1.

2. Вопленко Н.Н. Сущность, принципы и функции права. Волгоград. 1998.

  1. Нерсесянц В.С. Право и закон. - М., 1983.
  2. Полежай П.Т. Сущность права. Харьков. 1964.
  3. Поляков А.В. Общая теория права: феноменолого-коммуникативный подход.
  4. Радько Т.Н., Толстик В.А. Функции права. Н.Новгород. 1995.
  5. Явич Л.С. Сущность права. Л., 1985.

8. Лейст О.Э. Сущность права Проблемы теории и философии права. – М. : ИКД «Зерцало-М», 2002.

 

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.