Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КУЛЬТУРНЫЙ ПРОГРЕСС И СОВРЕМЕННОСТЬ



Великая Октябрьская социалистическая революция, открывшая новую эру в истории всего человечества, явилась вместе с тем началом нового этапа развития мировой культуры. В СССР, а позднее и в других странах, вступивших на путь социализма, культурные блага перестали быть преимущественным достоянием эксплуататорских классов, полностью перешли в руки народа и стали доступными самым широким трудящимся массам. Культурный прогресс, тесно связанный со строительством социализма, достиг высоких темпов и широкого размаха:

за годы .Советской власти в нашей стране произошла подлинная культурная революция. Приведем несколько цифр, иллюстрирующих эти положения. Общий подъем материального и культурного уровня населения, а также успехи советского здравоохранения привели к тому, что средняя продолжительность жизни поднялась с 32 в начале XX в. до 70 лет в 1970 г. Накануне Октября в школах обучалось всего 8 млн. человек. Особенно тяжелым было положение на окраинах России: в Узбекистане, например, насчитывалось только 2% грамотных. В высших учебных заведениях занималось тогда 127 тыс. студентов. В царской России три четверти взрослого населения было неграмотным.

К 1930 г. неграмотность в СССР была полностью ликвидирована. Десятки прежде бесписьменных народов теперь получили письменность на родном языке, стали создавать свою литературу.

К настоящему времени завершено введение всеобщего обязательного восьмилетнего обучения. Огромную роль в дальнейшем развитии школьного образования призвана сыграть школьная реформа, которая была разработана партией и одобрена всем советским народом. Этой реформой предусмотрено увеличение трудовой и общественной активности молодежи, внедрение в школьное образование достижений научно-технической революции, подъем общей культуры и получение профессиональной квалификации для приближения школьного образования к общественному производству. В недалеком будущем все учащиеся с восьмого класса начнут осваивать массовые профессии в соответствии с запросами народного хозяйства, а к окончанию средней школы получать рабочую квалификацию. Главная цель образования — формирование всесторонне развитой личности.

Из года в год в СССР растет количество образованных людей. Так, в 1984 г. различными видами обучения было охвачено свыше 106 млн. человек, из них в общеобразовательных школах обучалось 44,7 млн. человек, в средних профессионально-технических учебных заведениях — 4,1 млн., в средних специальных учебных заведениях — 4,5 млн., в высших учебных заведениях — 5,3 млн. человек.

В 1984 г. 4,6 млн. юношей и девушек получили среднее образование, при этом 1,2 млн. человек — без отрыва от производства. В школах и .группах продленного дня находится 12,8 млн. учащихся.

В высшие учебные заведения в 1984 г. принято 1,1 млн. человек, в средние специальные учебные заведения — 1,5 млн. человек, при этом 1 млн. человек, или 38%, принято на вечерние и заочные отделения вузов и техникумов.

В 1984 г. в народное хозяйство направлено 2,1 млн. специалистов, в том числе 0,9 млн. с высшим образованием. Обучено новым профессиям и повысило квалификацию около 40 млн. человек. К концу 1984 г. в стране было 158 млн. человек с высшим и средним (полным и неполным) образованием.

Читателей обслуживали 133 тыс. массовых библиотек с книжным фондом 2,1 млрд. экз.; В 1984 г. издано свыше 2,3 млрд. книг и брошюр.

Расширились медицинское обслуживание и организованный отдых населения. Численность врачей достигла 1100 тыс. человек.

Работала 151 тыс. киноустановок, число посещений киносеансов за год составило 4 млрд. человек.

Социализм создал широкие возможности для развития науки, поставил ее на службу народу, В СССР в 1984 г. было 1,5 млн. научных работников—четвертая часть всех научных работников мира. В нашей стране функционирует Академия наук СССР, 14 академий союзных республик и пять отраслевых академий (Всесоюзная сельскохозяйственная академия наук им. В. И. Ленина, Академия медицинских наук СССР, Академия педагогических наук и др.). За годы Советской власти Россия превратилась в страну сплошной грамотности, где многие трудящиеся имеют высшее и среднее образование. Они читают книги, посещают театры, концерты, музеи, выставки гораздо больше, чем в любом другом государстве. В СССР издаются книги и газеты на 153 языках, в том числе на 83 языках народов нашей страны. Основой развития материальной и духовной культуры народов СССР, сохраняющей свою национальную форму, являются социально-политическое и идейное единство советского общества, союз и братство трудящихся классов, социальных групп и национальностей, населяющих нашу страну. Культурный прогресс во всех странах социалистического лагеря неразрывно связан с техническим прогрессом. Он создает необходимые условия для всестороннего физического и духовного развития человека, дли гармонического сочетания общественных и личных интересов.

Коренные преобразования всех видов материальной п духовной культуры в странах социализма не означают исчезновение лучших нагрюнальпых традиций, сложившихся в предшествующие исторические эпохи. Отбрасывая изжившие себя вредные пережитки, тормозящие общественный прогресс, народы социалистических стран бережно сохраняют накопленные ими культурные ценности, развивают их на новой основе и взаимно обогащают ими друг друга в процессе растущих межнациональных и межгосударственных связей. Формы обмена культурной информацией между народами и внедрения ее в быт очень разнообразны. Сюда относятся научные конгрессы, съезды и конференции; переводы произведений национальных литератур на языки народов СССР и других стран; художественные выставки; международные, общесоюзные и республиканские фестивали достижений в области театра, музыки, танца, песни, кино и других видов искусства.

В сфере материальной культуры для нашего времени характерно широкое распространение кушаний национальной кухни, использование народных мотивов при внешнем и внутреннем декоре жилых и общественных зданий, при изготовлении новых образцов тканей и украшений, при создании моделей костюмов для повседневного употребления и особенно для участников ансамблей художественной самодеятельности, массовых праздников песни и танцев, регулярно проводимых во многих советских республиках, а также в социалистических странах (Чехословакии, Польше, Венгрии, Румынии, Болгарии, ГДР, Кубе).

Традиционные формы материальной и духовной культуры, насыщенные новым содержанием, часто используются при проведении революционных праздников, мемориальных церемоний и юбилеев, при выработке новых обычаев и обрядов, связанных с разными событиями хозяйственной, общественной, семейной и личной жизни (Новый год, проводы зимы, встреча весны и лета, уборка урожая, рождение ребенка, совершеннолетие, окончание школы, свадьба и т. д.).

Для стран социализма характерен расцвет национальных форм культуры, что осуществляется не в результате усиления национальной изолированности и розни с соседями, увеличения этнических, расовых и религиозных противоречий, как это часто происходит при капитализме, а в результате сближения и взаимного обогащения народов, их братской взаимопомощи и дружбы. В отличие от капиталистических стран отношения между народами в странах социализма свободны от антагонизмов, что ускоряет прогресс культуры.

Конечно, все это не означает, что в капиталистических странах не происходит дальнейшего развития культур отдельных народов. Технический и научный прогресс, особенно быстрый в послевоенные годы, имеет место во всех экономически развитых государствах, к числу которых относятся США, Япония, почти все страны Западной Европы, Канада, Австралия, Новая Зеландия и некоторые другие. Однако несмотря на заметное повышение в последнее время среднего материального уровня жизни населения, распределение культурно-бытовых благ даже в этих передовых капиталистических странах остается крайне неравномерным. Увеличивается пропасть между богатыми и бедными, растет армия безработных, удел которых нужда и голод, усугубляются расовые, религиозные конфликты, продолжается рост преступности. Во многих крупных городах Америки, Западной Европы и Японии (например, в Нью-Йорке, Лондоне, Токио и др.) до сих пор сохраняются трущобы, обитатели которых живут в страшной скученности и часто бывают лишены самых элементарных удобств—водопровода, канализации, центрального отопления, иногда даже электричества.

Для капиталистического мира и в настоящее время остается в силе ленинское положение о двух национальных культурах в каждой национальной культуре. Для реакционной культуры эксплуататорских классов капиталистических стран очень характерно причудливое сочетание крупных научно-технических достижений и бытового комфорта с такими сугубо отрицательными явлениями, как религиозное мракобесие и суеверия всех видов, различные формы наркомании, индивидуализм и эгоизм в нормах общественной и семейной жизни, всевозможные идеалистические концепции в философии, социологии и других гуманитарных науках, пропаганда жестокости, сексуальности, обреченности, чувства страха, гангстеризма, расовой, национальной и религиозной нетерпимости в литературе и искусстве (особенно в кино, радиовещании и телевидении).

Реакционные формы культуры оказывают в наши дни серьезное влияние на широкие слон трудящихся, в особенности на молодежь, болезненно ищущую своего места в жизни. Вместе с тем в культуре любого народа капиталистического мира существуют, говоря словами В. И. Ленина, «демократические и социалистические элементы», которые прогрессивно развиваются в среде пролетариата, трудовой интеллигенции и некоторых других социальных групп населения. Выразителями этих прогрессивных тенденций в развитии современной культуры являются передовые ученые, писатели, художники, врачи, учителя и другие общественные деятели, ведущие активную борьбу за мир, дружбу между народами и их социальное и духовное раскрепощение. Передовым отрядом этих борцов во всем мире выступают коммунистические и рабочие партии.

В своеобразной обстановке идет прогресс культуры в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки, сравнительно недавно завоевавших политическую независимость. Народы этих стран обладают, как правило, разнообразной и высокой материальной и духовной культурой, но они с трудом преодолевают тяжелое наследие колониализма. Перед ними стоят проблемы преодоления экономической и культурной отсталости. Развивающиеся страны несут на себе и груз быстро растущего населения, что также осложняет их экономический ц культурный рост. По данным ООН, годовой доход в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки составлял в среднем 150 долларов на душу населения, в то время как в экономически передовых государствах Северной Америки и Западной Европы он в десять и более раз выше. Средняя продолжительность жизни у многих народов развивающихся стран совсем недавно не достигала 30—35 лет. Детская смертность в возрасте до 5 лет составляла 25—50 па 1000, т. е. была в 5—10 раз выше, чем в развитых капиталистических странах. Большинство населения развивающихся стран хронически голодает или по крайней мере недоедает. В настоящее время примерно 900 млн. человек живут в условиях постоянного голода. Борьба с голодом и нищетой находится в прямой зависимости от темпов роста общественного производства в развивающихся странах. Несмотря на высокие темпы этого роста, в абсолютном масштабе разрыв между бедными и богатыми странами в производстве и потреблении на душу населения увеличивается из года в год. Весьма нагляден пример потребления энергии. Хотя в развивающихся странах и растет производство энергии, оно отстает от темпов роста энергетической базы богатых стран. Например, сравнивая потребление энергии на душу населения в США и Венесуэле за период 1949—1976 гг., можно заметить, что разница между этими странами (несмотря на заметный рост производства энергии в Венесуэле) увеличилась за это время с 6280 единиц энергии (кг. в угольном эквиваленте) до 8720 условных единиц.

Весьма заметно отставание развивающихся стран в области образования. Во многих странах Азии, Африки и Латинской Америки большинство взрослого населения (старше 25 лет) никогда не посещало школу. На африканском континенте в Египте, Ливии, Кении неграмотные составляют свыше половины населения. В таких странах, как Нигер, Сомалп и Буркина-Фасо неграмотные превышают 90% всего взрослого населения.

Однако борьба с неграмотностью, широко развернувшаяся во многих развивающихся странах, приносит свои плоды. Особенно заметен культурный прогресс в тех государствах, где при поддержке народных масс были осуществлены демократические преобразования хозяйственной и общественной жизни (Народная Демократическая Республика Йемен, Сирия, Ангола, Алжир, Эфиопия и др.). Определенные успехи в этих странах достигнуты в области здравоохранения, народного просвещения, науки, литературы и искусства. Так, например, в многонациональной Индийской Республике — крупнейшей из развивающихся стран мира—с населением почти 700. млн. человек за период независимости средняя продолжительность жизни возросла с 32 лет до 51 года, доля грамотных повысилась вдвое (с 15 до 33%), а число учащихся в возрасте от 6 до 17 лет увеличилось с 24,5 до 96,4 млн. человек. За это же время в стране было сооружено много крупных индустриальных центров, электрифицировано около половины сельских поселений, открыто более 50 новых университетов. Большая и плодотворная работа по экономическому и культурному развитию малых народов проводится в Индии специальными «сельскими блоками общинного развития», в многогранной деятельности которых принимают активное участие агрономы, врачи, учителя, ученые разных специальностей (включая антропологов и этнографов). Индийская наука, литература и искусство в послевоенные годы заняли достойное место в сокровищнице мировой цивилизации. Как и во многих развивающихся странах, культурный прогресс в Индии осуществляется при активной помощи СССР и других социалистических государств. Он развивается на основе сложного и противоречивого сочетания достижений мировой культуры и лучших культурных традиций народов страны. Культурный прогресс в той или иной степени захватывает все народы нашей планеты независимо от их расовой, языковой и этнической принадлежности или социально-экономического уровня, но протекает он в настоящее время крайне неравномерно и своеобразно в странах социализма, в развитых капиталистических странах и странах развивающихся. Важным фактором этого прогресса являются такие характерные для наших дней процессы, как борьба за экономическую независимость, борьба за мир и разрядку международной напряженности, рост всех видов взаимосвязей между странами с различным социально-экономическим строем, выбор многими молодыми государствами Азии, Африки и Латинской Америки некапиталистического пути развития; исторические победы народов Кубы, Вьетнама, Лаоса, Кампучии, Эфиопии и других стран, которые выбрали социалистический путь развития.

Основу развития всех видов культуры (особенно материальной) составляют в паши дни грандиозные достижения науки и техники, которые смело можно назвать мировыми и невиданными ни в какие исторические эпохи прошлого. Достаточно упомянуть такие инновации последних десятилетий, как овладение энергией ядерного распада, базирующееся па раскрытии тайн микромира; выход людей в космос и высадка их на Луне, космические исследования, успехи изучения и охраны природных ресурсов и энергетических запасов суши и моря;

достижения электронно-вычислительной техники и кибернетики, радиовещания и телевидения, математики, физики, химии, новых отраслей биологии — биофизики, биохимии, бионики, молекулярной генетики и др., а также медицины, в частности применения антибиотиков и полостной хирургии. В осуществлении научно-технической революции также большая роль принадлежит машиностроению и автоматизации производственных процессов.

Технический и научный прогресс, особенно быстрый в последние годы, способствовал созданию многих общих элементов культуры, распространенных по всему миру. Особенно ярко это проявляется в сфере общественного производства стандартизованных изделий самого широкого ассортимента: от станков и автомобилей до эмалированных кастрюль и предметов домашнего обихода. Научно-техническая революция способствует формированию слагаемых элементов общемировой культуры. Интернационализация затрагивает не только сферу материальной культуры, но и духовную культуру через печать, издание книг, радио, кино, телевидение. Интенсификация коммуникативных связей способствует распространению по всей земле сходных элементов духовной культуры: от мировых шедевров искусства, произведений живописи, скульптуры, музыки и художественной литературы до массовых фестивальных зрелищ, спорта и туризма.

Интернационализация ряда элементов культуры, однако, не уменьшает больших различий между миром социализма и миром капитализма.

Сама по себе научно-техническая революция, однако, не уничтожает неравномерного распределения материальных и духовных благ ни между социальными группами населения каждой страны, ни между разными странами и живущими в них народами.

В работах многих зарубежных ученых — философов, социологов, историков и др. часто приходится читать о возникновении нового индустриального общества, которое якобы сглаживает и даже ликвидирует противоречия между капитализмом и социализмом. Современный научно-технический прогресс действительно грандиозен и носит мировой характер, так как он достигнут коллективным творческим трудом людей, принадлежащих к разным

народам. Однако говорить о едином индустриальном обществе, конечно, невозможно, пока в мире идет острая борьба между капитализмом и социализмом, пока существуют эксплуататорские и эксплуатируемые классы, угнетающие и угнетаемые нации. Нельзя забывать, что роль любых технических, научных, экономических или культурных достижений в жизни всего человечества или отдельных народов всецело зависит от того, в чьих руках эти достижения находятся, чьим целям они служат.

Правящими кругами в ряде капиталистических стран искусственно насаждается культ силы и насилия, терроризм возводится в ранг государственной политики. Все это свидетельствует о растущей пропасти между быстрым техническим прогрессом в этих развитых странах и деградацией духовных ценностей всех основ буржуазной культуры, апологеты которой ищут противоядие в борьбе с научным коммунизмом в религии, расовых и этнических предрассудках и прямых военных авантюрах. В «горячих» точках планеты то и дело вспыхивают военные пожары, которые могут охватить огромные территории и даже всю Землю.

Перспектива дальнейшего развития культуры всех народов Земли прямо зависит от того, удастся ли отстоять мир на планете. Покорив многие силы природы, создав высокоразвитую промышленность и огромные города, удивительные средства коммуникации, человек создал и разрушительные силы, ставшие угрозой всему живому на Земле. Эта угроза исходит из империалистических кругов капиталистических стран, где военно-промышленные концерны получают гигантские прибыли от гонки вооружений. Они прикладывают огромные усилия для сохранения напряженности во всем мире, наращивая из года в год свои вооружения и создавая все новые военные базы. Важнейшее место в возрождении идей «холодной войны» принадлежит крупнейшей стране капиталистического мира — США, военные базы которой размещены по всем океанам и континентам. Остановить гонку вооружений, сократить ядерные арсеналы и предупредить милитаризацию космоса призывают миллионы простых людей на всей планете. Борьба за мир объединяет народы Земли, которые верят в светлое будущее человечества, основанное па безграничных возможностях творческого труда, знаний и мысли.


ЛИТЕРАТУРА

Ленин В. И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов.— Полн. собр. соч., т. 1.

Ленин В. И. Критические заметки по национальному вопросу.— Полн. собр. соч., т. 24.

Ленин В. И. О национальной гордости великороссов.— Полн. собр. соч., т. 26.

Ленин В. И. О государстве.— Полн. собр. соч., т. 39.

Аверкиева Ю. П. Индейцы Северной Америки. М., 1974.

Арутюнов С. А., Чебоксаров Н. Н. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества,—В кн.: Расы и народы. М., 1972, вып. 2.

Арутюнов С. А., Чебоксаров Н. Н. Формирование древних этнокультурных общностей.— В кн.: Страны и народы. Зарубежная Азия. Общий обзор. Юго-Западная Азия. М., 1979.

Атлас народов мира. М., 1964.

Баскаков Н. А. Алтайская семья языков и ее изучения. М., 1981.

Бромлей Ю. В. Современные проблемы этнографии (очерки теории и истории). М., 1981.

Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М., 1983.

Бромлей Ю. В., Пучков П. И, Этнические общности: их историко-типологическая и этнолингвистическая классификация.— Природа,1983,

№ 9.

Брук С. И., Чебоксарам Н. Н. Современный этап национального развития народов Азии и Африки.— СЭ, 1961, № 4.

Брук С. И., Чебоксаров Н. Н. Метаэтнические общности.— В кн.:

Расы и народы. М., 1976, вып. 6.

Брук С. И. Население мира. Этнодемографический справочник. М., 1981.

Вайнштейн С. И. Историческая этнография тувинцев. М., 1972.

Гуляев В. И. Древнейшие цивилизации Мезоамерики. М., 1972.

Гусева Н. Р. Индия: тысячелетия и современность. М., 1971.

Гусева Н. Р. Многоликая Индия. М., 1980.

Джарылгасинова Р. Ш. Древние когурёсцы. К этнической истории корейцев. М.,1972.

Долгих Б. О. Образование современных народностей Севера СССР.— СЭ, 1967, № 3. .

Долгих Б. О. Очерки по этнической истории ненцев и энпел. М., 1970.

Еремеев Д. Е. Этногенез турок. М., 1971.

Еремеев Д. Е. На стыке Азии и Европы. Очерки о Турции и турках. М., 1980.

Пллич-Свитыч В. М. Опыт словаря ностратических языков (семито-хамитский, картвельский, индоевропейский, уральский, дравидийский, алтайский). Введение. Сравнительный словарь (В—К). М., 1971,


ЧТО ТАКОЕ НАРОД.. 1

КАЖДЫЙ ЛИ НАРОД ГОВОРИТ НА СВОЕМ СОБСТВЕННОМ ЯЗЫКЕ? 2

ЭТНИЧЕСКИЕ ТЕРРИТОРИИ.. 3

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БАЗА ЭТНОСА.. 7

КУЛЬТУРНО-БЫТОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭТНОСА И ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ 8

ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ РАЗНЫХ ПОРЯДКОВ 11

ЯЗЫКОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ НАРОДОВ 14

ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ РАССЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ОБРАЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СЕМЕЙ.. 21

ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ДРЕВНИХ НАРОДОВ 23

КАК СКЛАДЫВАЛАСЬ СОВРЕМЕННАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА 29

ПЕРВОБЫТНЫЕ ПЛЕМЕНА И ИХ РОДСТВЕННЫЕ ГРУППЫ 32

НАРОДНОСТИ ДОКАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ КЛАССОВЫХ ОБЩЕСТВ 34

НАЦИИ И НАЦИОНАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ 35

ЭТНОСЫ ЭПОХИ СОЦИАЛИЗМА.. 38

ЧТО ТАКОЕ РАСА.. 42

О ВОЛОСЯНОМ ПОКРОВЕ, ЦВЕТЕ КОЖИ, ВОЛОС И ГЛАЗ 45

РОСТ, ВЕС И ПРОПОРЦИИ ТЕЛА.. 47

РАСОВЫЕ ПРИЗНАКИ ГОЛОВЫ И ЛИЦА 48

ДЛЯ ЧЕГО АНТРОПОЛОГИ ИЗУЧАЮТ РАСЫ 52

СКОЛЬКО СУЩЕСТВУЕТ РАС И СКОЛЬКО ЛЮДЕЙ ПРИНАДЛЕЖИТ К КАЖДОЙ ИЗ НИХ 53

КАК НАСЛЕДУЮТСЯ РАСОВЫЕ ПРИЗНАКИ 56

ГРУППЫ КРОВИ.. 59

О ЗУБНЫХ БУГОРКАХ, ПАЛЬЦЕВЫХ УЗОРАХ, ЦВЕТОВОЙ СЛЕПОТЕ И ПРОБЕ ВКУСА НА ФЕНИЛТИОКАРБАМИД.. 62

КАК, КОГДА И ГДЕ ВОЗНИКЛИ РАСЫ ЧЕЛОВЕКА 65

ОБ ИЗОЛЯЦИИ, ДРЕЙФЕ ГЕНОВ, МИГРАЦИЯХ И СМЕШЕНИИ РАС 71

ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И РАСЫ 74

ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРА.. 80

ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЕ ТИПЫ... 82

ОХОТНИКИ, СОБИРАТЕЛИ И РЫБОЛОВЫ 84

РУЧНЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ... 91

СКОТОВОДЫ... 96

ПАШЕННЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ... 101

ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ОБЛАСТИ 106

СОВПАДАЮТ ЛИ ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЕ ГРУППЫ С ЭТНИЧЕСКИМИ И РАСОВЫМИ?. 109

ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ 113

НОВОЕ И СТАРОЕ В КУЛЬТУРЕ.. 117

КУЛЬТУРНЫЕ «ПЛЮСЫ» И «МИНУСЫ» 120

КУЛЬТУРНЫЙ ПРОГРЕСС И СОВРЕМЕННОСТЬ 123

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.