Великая Октябрьская социалистическая революция, открывшая новую эру в истории всего человечества, явилась вместе с тем началом нового этапа развития мировой культуры. В СССР, а позднее и в других странах, вступивших на путь социализма, культурные блага перестали быть преимущественным достоянием эксплуататорских классов, полностью перешли в руки народа и стали доступными самым широким трудящимся массам. Культурный прогресс, тесно связанный со строительством социализма, достиг высоких темпов и широкого размаха:
за годы .Советской власти в нашей стране произошла подлинная культурная революция. Приведем несколько цифр, иллюстрирующих эти положения. Общий подъем материального и культурного уровня населения, а также успехи советского здравоохранения привели к тому, что средняя продолжительность жизни поднялась с 32 в начале XX в. до 70 лет в 1970 г. Накануне Октября в школах обучалось всего 8 млн. человек. Особенно тяжелым было положение на окраинах России: в Узбекистане, например, насчитывалось только 2% грамотных. В высших учебных заведениях занималось тогда 127 тыс. студентов. В царской России три четверти взрослого населения было неграмотным.
К 1930 г. неграмотность в СССР была полностью ликвидирована. Десятки прежде бесписьменных народов теперь получили письменность на родном языке, стали создавать свою литературу.
К настоящему времени завершено введение всеобщего обязательного восьмилетнего обучения. Огромную роль в дальнейшем развитии школьного образования призвана сыграть школьная реформа, которая была разработана партией и одобрена всем советским народом. Этой реформой предусмотрено увеличение трудовой и общественной активности молодежи, внедрение в школьное образование достижений научно-технической революции, подъем общей культуры и получение профессиональной квалификации для приближения школьного образования к общественному производству. В недалеком будущем все учащиеся с восьмого класса начнут осваивать массовые профессии в соответствии с запросами народного хозяйства, а к окончанию средней школы получать рабочую квалификацию. Главная цель образования — формирование всесторонне развитой личности.
Из года в год в СССР растет количество образованных людей. Так, в 1984 г. различными видами обучения было охвачено свыше 106 млн. человек, из них в общеобразовательных школах обучалось 44,7 млн. человек, в средних профессионально-технических учебных заведениях — 4,1 млн., в средних специальных учебных заведениях — 4,5 млн., в высших учебных заведениях — 5,3 млн. человек.
В 1984 г. 4,6 млн. юношей и девушек получили среднее образование, при этом 1,2 млн. человек — без отрыва от производства. В школах и .группах продленного дня находится 12,8 млн. учащихся.
В высшие учебные заведения в 1984 г. принято 1,1 млн. человек, в средние специальные учебные заведения — 1,5 млн. человек, при этом 1 млн. человек, или 38%, принято на вечерние и заочные отделения вузов и техникумов.
В 1984 г. в народное хозяйство направлено 2,1 млн. специалистов, в том числе 0,9 млн. с высшим образованием. Обучено новым профессиям и повысило квалификацию около 40 млн. человек. К концу 1984 г. в стране было 158 млн. человек с высшим и средним (полным и неполным) образованием.
Читателей обслуживали 133 тыс. массовых библиотек с книжным фондом 2,1 млрд. экз.; В 1984 г. издано свыше 2,3 млрд. книг и брошюр.
Расширились медицинское обслуживание и организованный отдых населения. Численность врачей достигла 1100 тыс. человек.
Работала 151 тыс. киноустановок, число посещений киносеансов за год составило 4 млрд. человек.
Социализм создал широкие возможности для развития науки, поставил ее на службу народу, В СССР в 1984 г. было 1,5 млн. научных работников—четвертая часть всех научных работников мира. В нашей стране функционирует Академия наук СССР, 14 академий союзных республик и пять отраслевых академий (Всесоюзная сельскохозяйственная академия наук им. В. И. Ленина, Академия медицинских наук СССР, Академия педагогических наук и др.). За годы Советской власти Россия превратилась в страну сплошной грамотности, где многие трудящиеся имеют высшее и среднее образование. Они читают книги, посещают театры, концерты, музеи, выставки гораздо больше, чем в любом другом государстве. В СССР издаются книги и газеты на 153 языках, в том числе на 83 языках народов нашей страны. Основой развития материальной и духовной культуры народов СССР, сохраняющей свою национальную форму, являются социально-политическое и идейное единство советского общества, союз и братство трудящихся классов, социальных групп и национальностей, населяющих нашу страну. Культурный прогресс во всех странах социалистического лагеря неразрывно связан с техническим прогрессом. Он создает необходимые условия для всестороннего физического и духовного развития человека, дли гармонического сочетания общественных и личных интересов.
Коренные преобразования всех видов материальной п духовной культуры в странах социализма не означают исчезновение лучших нагрюнальпых традиций, сложившихся в предшествующие исторические эпохи. Отбрасывая изжившие себя вредные пережитки, тормозящие общественный прогресс, народы социалистических стран бережно сохраняют накопленные ими культурные ценности, развивают их на новой основе и взаимно обогащают ими друг друга в процессе растущих межнациональных и межгосударственных связей. Формы обмена культурной информацией между народами и внедрения ее в быт очень разнообразны. Сюда относятся научные конгрессы, съезды и конференции; переводы произведений национальных литератур на языки народов СССР и других стран; художественные выставки; международные, общесоюзные и республиканские фестивали достижений в области театра, музыки, танца, песни, кино и других видов искусства.
В сфере материальной культуры для нашего времени характерно широкое распространение кушаний национальной кухни, использование народных мотивов при внешнем и внутреннем декоре жилых и общественных зданий, при изготовлении новых образцов тканей и украшений, при создании моделей костюмов для повседневного употребления и особенно для участников ансамблей художественной самодеятельности, массовых праздников песни и танцев, регулярно проводимых во многих советских республиках, а также в социалистических странах (Чехословакии, Польше, Венгрии, Румынии, Болгарии, ГДР, Кубе).
Традиционные формы материальной и духовной культуры, насыщенные новым содержанием, часто используются при проведении революционных праздников, мемориальных церемоний и юбилеев, при выработке новых обычаев и обрядов, связанных с разными событиями хозяйственной, общественной, семейной и личной жизни (Новый год, проводы зимы, встреча весны и лета, уборка урожая, рождение ребенка, совершеннолетие, окончание школы, свадьба и т. д.).
Для стран социализма характерен расцвет национальных форм культуры, что осуществляется не в результате усиления национальной изолированности и розни с соседями, увеличения этнических, расовых и религиозных противоречий, как это часто происходит при капитализме, а в результате сближения и взаимного обогащения народов, их братской взаимопомощи и дружбы. В отличие от капиталистических стран отношения между народами в странах социализма свободны от антагонизмов, что ускоряет прогресс культуры.
Конечно, все это не означает, что в капиталистических странах не происходит дальнейшего развития культур отдельных народов. Технический и научный прогресс, особенно быстрый в послевоенные годы, имеет место во всех экономически развитых государствах, к числу которых относятся США, Япония, почти все страны Западной Европы, Канада, Австралия, Новая Зеландия и некоторые другие. Однако несмотря на заметное повышение в последнее время среднего материального уровня жизни населения, распределение культурно-бытовых благ даже в этих передовых капиталистических странах остается крайне неравномерным. Увеличивается пропасть между богатыми и бедными, растет армия безработных, удел которых нужда и голод, усугубляются расовые, религиозные конфликты, продолжается рост преступности. Во многих крупных городах Америки, Западной Европы и Японии (например, в Нью-Йорке, Лондоне, Токио и др.) до сих пор сохраняются трущобы, обитатели которых живут в страшной скученности и часто бывают лишены самых элементарных удобств—водопровода, канализации, центрального отопления, иногда даже электричества.
Для капиталистического мира и в настоящее время остается в силе ленинское положение о двух национальных культурах в каждой национальной культуре. Для реакционной культуры эксплуататорских классов капиталистических стран очень характерно причудливое сочетание крупных научно-технических достижений и бытового комфорта с такими сугубо отрицательными явлениями, как религиозное мракобесие и суеверия всех видов, различные формы наркомании, индивидуализм и эгоизм в нормах общественной и семейной жизни, всевозможные идеалистические концепции в философии, социологии и других гуманитарных науках, пропаганда жестокости, сексуальности, обреченности, чувства страха, гангстеризма, расовой, национальной и религиозной нетерпимости в литературе и искусстве (особенно в кино, радиовещании и телевидении).
Реакционные формы культуры оказывают в наши дни серьезное влияние на широкие слон трудящихся, в особенности на молодежь, болезненно ищущую своего места в жизни. Вместе с тем в культуре любого народа капиталистического мира существуют, говоря словами В. И. Ленина, «демократические и социалистические элементы», которые прогрессивно развиваются в среде пролетариата, трудовой интеллигенции и некоторых других социальных групп населения. Выразителями этих прогрессивных тенденций в развитии современной культуры являются передовые ученые, писатели, художники, врачи, учителя и другие общественные деятели, ведущие активную борьбу за мир, дружбу между народами и их социальное и духовное раскрепощение. Передовым отрядом этих борцов во всем мире выступают коммунистические и рабочие партии.
В своеобразной обстановке идет прогресс культуры в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки, сравнительно недавно завоевавших политическую независимость. Народы этих стран обладают, как правило, разнообразной и высокой материальной и духовной культурой, но они с трудом преодолевают тяжелое наследие колониализма. Перед ними стоят проблемы преодоления экономической и культурной отсталости. Развивающиеся страны несут на себе и груз быстро растущего населения, что также осложняет их экономический ц культурный рост. По данным ООН, годовой доход в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки составлял в среднем 150 долларов на душу населения, в то время как в экономически передовых государствах Северной Америки и Западной Европы он в десять и более раз выше. Средняя продолжительность жизни у многих народов развивающихся стран совсем недавно не достигала 30—35 лет. Детская смертность в возрасте до 5 лет составляла 25—50 па 1000, т. е. была в 5—10 раз выше, чем в развитых капиталистических странах. Большинство населения развивающихся стран хронически голодает или по крайней мере недоедает. В настоящее время примерно 900 млн. человек живут в условиях постоянного голода. Борьба с голодом и нищетой находится в прямой зависимости от темпов роста общественного производства в развивающихся странах. Несмотря на высокие темпы этого роста, в абсолютном масштабе разрыв между бедными и богатыми странами в производстве и потреблении на душу населения увеличивается из года в год. Весьма нагляден пример потребления энергии. Хотя в развивающихся странах и растет производство энергии, оно отстает от темпов роста энергетической базы богатых стран. Например, сравнивая потребление энергии на душу населения в США и Венесуэле за период 1949—1976 гг., можно заметить, что разница между этими странами (несмотря на заметный рост производства энергии в Венесуэле) увеличилась за это время с 6280 единиц энергии (кг. в угольном эквиваленте) до 8720 условных единиц.
Весьма заметно отставание развивающихся стран в области образования. Во многих странах Азии, Африки и Латинской Америки большинство взрослого населения (старше 25 лет) никогда не посещало школу. На африканском континенте в Египте, Ливии, Кении неграмотные составляют свыше половины населения. В таких странах, как Нигер, Сомалп и Буркина-Фасо неграмотные превышают 90% всего взрослого населения.
Однако борьба с неграмотностью, широко развернувшаяся во многих развивающихся странах, приносит свои плоды. Особенно заметен культурный прогресс в тех государствах, где при поддержке народных масс были осуществлены демократические преобразования хозяйственной и общественной жизни (Народная Демократическая Республика Йемен, Сирия, Ангола, Алжир, Эфиопия и др.). Определенные успехи в этих странах достигнуты в области здравоохранения, народного просвещения, науки, литературы и искусства. Так, например, в многонациональной Индийской Республике — крупнейшей из развивающихся стран мира—с населением почти 700. млн. человек за период независимости средняя продолжительность жизни возросла с 32 лет до 51 года, доля грамотных повысилась вдвое (с 15 до 33%), а число учащихся в возрасте от 6 до 17 лет увеличилось с 24,5 до 96,4 млн. человек. За это же время в стране было сооружено много крупных индустриальных центров, электрифицировано около половины сельских поселений, открыто более 50 новых университетов. Большая и плодотворная работа по экономическому и культурному развитию малых народов проводится в Индии специальными «сельскими блоками общинного развития», в многогранной деятельности которых принимают активное участие агрономы, врачи, учителя, ученые разных специальностей (включая антропологов и этнографов). Индийская наука, литература и искусство в послевоенные годы заняли достойное место в сокровищнице мировой цивилизации. Как и во многих развивающихся странах, культурный прогресс в Индии осуществляется при активной помощи СССР и других социалистических государств. Он развивается на основе сложного и противоречивого сочетания достижений мировой культуры и лучших культурных традиций народов страны. Культурный прогресс в той или иной степени захватывает все народы нашей планеты независимо от их расовой, языковой и этнической принадлежности или социально-экономического уровня, но протекает он в настоящее время крайне неравномерно и своеобразно в странах социализма, в развитых капиталистических странах и странах развивающихся. Важным фактором этого прогресса являются такие характерные для наших дней процессы, как борьба за экономическую независимость, борьба за мир и разрядку международной напряженности, рост всех видов взаимосвязей между странами с различным социально-экономическим строем, выбор многими молодыми государствами Азии, Африки и Латинской Америки некапиталистического пути развития; исторические победы народов Кубы, Вьетнама, Лаоса, Кампучии, Эфиопии и других стран, которые выбрали социалистический путь развития.
Основу развития всех видов культуры (особенно материальной) составляют в паши дни грандиозные достижения науки и техники, которые смело можно назвать мировыми и невиданными ни в какие исторические эпохи прошлого. Достаточно упомянуть такие инновации последних десятилетий, как овладение энергией ядерного распада, базирующееся па раскрытии тайн микромира; выход людей в космос и высадка их на Луне, космические исследования, успехи изучения и охраны природных ресурсов и энергетических запасов суши и моря;
достижения электронно-вычислительной техники и кибернетики, радиовещания и телевидения, математики, физики, химии, новых отраслей биологии — биофизики, биохимии, бионики, молекулярной генетики и др., а также медицины, в частности применения антибиотиков и полостной хирургии. В осуществлении научно-технической революции также большая роль принадлежит машиностроению и автоматизации производственных процессов.
Технический и научный прогресс, особенно быстрый в последние годы, способствовал созданию многих общих элементов культуры, распространенных по всему миру. Особенно ярко это проявляется в сфере общественного производства стандартизованных изделий самого широкого ассортимента: от станков и автомобилей до эмалированных кастрюль и предметов домашнего обихода. Научно-техническая революция способствует формированию слагаемых элементов общемировой культуры. Интернационализация затрагивает не только сферу материальной культуры, но и духовную культуру через печать, издание книг, радио, кино, телевидение. Интенсификация коммуникативных связей способствует распространению по всей земле сходных элементов духовной культуры: от мировых шедевров искусства, произведений живописи, скульптуры, музыки и художественной литературы до массовых фестивальных зрелищ, спорта и туризма.
Интернационализация ряда элементов культуры, однако, не уменьшает больших различий между миром социализма и миром капитализма.
Сама по себе научно-техническая революция, однако, не уничтожает неравномерного распределения материальных и духовных благ ни между социальными группами населения каждой страны, ни между разными странами и живущими в них народами.
В работах многих зарубежных ученых — философов, социологов, историков и др. часто приходится читать о возникновении нового индустриального общества, которое якобы сглаживает и даже ликвидирует противоречия между капитализмом и социализмом. Современный научно-технический прогресс действительно грандиозен и носит мировой характер, так как он достигнут коллективным творческим трудом людей, принадлежащих к разным
народам. Однако говорить о едином индустриальном обществе, конечно, невозможно, пока в мире идет острая борьба между капитализмом и социализмом, пока существуют эксплуататорские и эксплуатируемые классы, угнетающие и угнетаемые нации. Нельзя забывать, что роль любых технических, научных, экономических или культурных достижений в жизни всего человечества или отдельных народов всецело зависит от того, в чьих руках эти достижения находятся, чьим целям они служат.
Правящими кругами в ряде капиталистических стран искусственно насаждается культ силы и насилия, терроризм возводится в ранг государственной политики. Все это свидетельствует о растущей пропасти между быстрым техническим прогрессом в этих развитых странах и деградацией духовных ценностей всех основ буржуазной культуры, апологеты которой ищут противоядие в борьбе с научным коммунизмом в религии, расовых и этнических предрассудках и прямых военных авантюрах. В «горячих» точках планеты то и дело вспыхивают военные пожары, которые могут охватить огромные территории и даже всю Землю.
Перспектива дальнейшего развития культуры всех народов Земли прямо зависит от того, удастся ли отстоять мир на планете. Покорив многие силы природы, создав высокоразвитую промышленность и огромные города, удивительные средства коммуникации, человек создал и разрушительные силы, ставшие угрозой всему живому на Земле. Эта угроза исходит из империалистических кругов капиталистических стран, где военно-промышленные концерны получают гигантские прибыли от гонки вооружений. Они прикладывают огромные усилия для сохранения напряженности во всем мире, наращивая из года в год свои вооружения и создавая все новые военные базы. Важнейшее место в возрождении идей «холодной войны» принадлежит крупнейшей стране капиталистического мира — США, военные базы которой размещены по всем океанам и континентам. Остановить гонку вооружений, сократить ядерные арсеналы и предупредить милитаризацию космоса призывают миллионы простых людей на всей планете. Борьба за мир объединяет народы Земли, которые верят в светлое будущее человечества, основанное па безграничных возможностях творческого труда, знаний и мысли.
ЛИТЕРАТУРА
Ленин В. И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов.— Полн. собр. соч., т. 1.
Ленин В. И. Критические заметки по национальному вопросу.— Полн. собр. соч., т. 24.
Ленин В. И. О национальной гордости великороссов.— Полн. собр. соч., т. 26.
Ленин В. И. О государстве.— Полн. собр. соч., т. 39.
Аверкиева Ю. П. Индейцы Северной Америки. М., 1974.
Арутюнов С. А., Чебоксаров Н. Н. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества,—В кн.: Расы и народы. М., 1972, вып. 2.
Арутюнов С. А., Чебоксаров Н. Н. Формирование древних этнокультурных общностей.— В кн.: Страны и народы. Зарубежная Азия. Общий обзор. Юго-Западная Азия. М., 1979.
Атлас народов мира. М., 1964.
Баскаков Н. А. Алтайская семья языков и ее изучения. М., 1981.
Бромлей Ю. В. Современные проблемы этнографии (очерки теории и истории). М., 1981.
Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М., 1983.
Бромлей Ю. В., Пучков П. И, Этнические общности: их историко-типологическая и этнолингвистическая классификация.— Природа,1983,
№ 9.
Брук С. И., Чебоксарам Н. Н. Современный этап национального развития народов Азии и Африки.— СЭ, 1961, № 4.
Брук С. И., Чебоксаров Н. Н. Метаэтнические общности.— В кн.:
Расы и народы. М., 1976, вып. 6.
Брук С. И. Население мира. Этнодемографический справочник. М., 1981.
Вайнштейн С. И. Историческая этнография тувинцев. М., 1972.
Гуляев В. И. Древнейшие цивилизации Мезоамерики. М., 1972.
Гусева Н. Р. Индия: тысячелетия и современность. М., 1971.
Гусева Н. Р. Многоликая Индия. М., 1980.
Джарылгасинова Р. Ш. Древние когурёсцы. К этнической истории корейцев. М.,1972.
Долгих Б. О. Образование современных народностей Севера СССР.— СЭ, 1967, № 3. .
Долгих Б. О. Очерки по этнической истории ненцев и энпел. М., 1970.
Еремеев Д. Е. Этногенез турок. М., 1971.
Еремеев Д. Е. На стыке Азии и Европы. Очерки о Турции и турках. М., 1980.
Пллич-Свитыч В. М. Опыт словаря ностратических языков (семито-хамитский, картвельский, индоевропейский, уральский, дравидийский, алтайский). Введение. Сравнительный словарь (В—К). М., 1971,
ЧТО ТАКОЕ НАРОД.. 1
КАЖДЫЙ ЛИ НАРОД ГОВОРИТ НА СВОЕМ СОБСТВЕННОМ ЯЗЫКЕ? 2
ЭТНИЧЕСКИЕ ТЕРРИТОРИИ.. 3
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БАЗА ЭТНОСА.. 7
КУЛЬТУРНО-БЫТОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭТНОСА И ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ 8
ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ РАЗНЫХ ПОРЯДКОВ 11
ЯЗЫКОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ НАРОДОВ 14
ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ РАССЕЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ОБРАЗОВАНИЕ ЯЗЫКОВЫХ СЕМЕЙ.. 21
ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ДРЕВНИХ НАРОДОВ 23
КАК СКЛАДЫВАЛАСЬ СОВРЕМЕННАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА 29