Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И РАСЫ



Весь конкретный материал ясно показывает, что как отдельные ареальные морфологические и физиологические признаки, так и их исторически сложившиеся сочетания — расы — не остаются постоянными, но непрерывно изменяются под воздействием различных и очень сложных факторов: отбора наиболее благоприятных мутантов, изоляции и связанных с ней генетико-автоматических процессов, миграций, которые неизбежно приводят к межрасовой метисации.

Характерный для человека динамизм рас зависит от того, что конкретная история расового состава всех популяций определяется в конечном счете общественными явлениями — хозяйственно-культурной деятельностью и образом жизни народов в различной естественногеографической среде, их передвижениями и контактами. Для понимания этой зависимости расогенеза от общественного развития большое значение имеет анализ направленных изменений расовых признаков во времени.

Одним из таких эпохальных изменений был процесс грацилизации (лат. gracilis — тонкий, нежный), в результате которого происходило уменьшение общей массивности скелета, наклона лба, выраженности надбровья, продольного диаметра черепа, ширины и отчасти высоты лица, степени выступания носа и т. п. Исследования Г. Ф. Дебеца показали, что во многих районах территории СССР герацилизация началась еще в неолите в связи с постепенным переходом людей сначала на юге, а затем и на севере от охоты, собирательства и рыболовства к земледелию. Этот переход обусловил глубокое изменение всего хозяйственного и бытового уклада наших предков, сделал более устойчивым и обеспеченным их существование, увеличил среднюю продолжительность жизни , привел к резкому повышению доли растительных продуктов в питании, что в свою очередь оказало большое влияние на обмен веществ всего организма, в частности на деятельность желез внутренней секреции. Такая социально обусловленная биологическая перестройка вызвала значительные изменения в темпах роста и сроках полового созревания, результатом чего были морфологические сдвиги, нашедшие свое выражение в грацилизации.

Однако процесс грацилизации имел место не у всех пародов, даже давно перешедших к земледелию; так, например, исследования советского антрополога М. Г. Абдушелишвили показали, что у многих народов Кавказа па протяжении всей их истории происходило скорее не уменьшение, а увеличение ширины лица, надбровные дуги стали несколько больше, угол профиля лба уменьшился, по мнению этого автора, эпохальная трансформация на разных территориях, в разных расовых типах и в разные периоды Имела различные темпы и направления изменчивости. Это доказывает изменчивость рас.

Массивные расовые типы с наклонным лбом и сильно развитым костным рельефом черепа с глубокой древности сохранились также на севере Европы (особенно в Скандинавии), в Передней Азии, па Новой Гвинее и других островах Меланезии, в некоторых районах Северной и Южной Америки. Грацилизация, естественно, почти не имела места у тех народов, которые до последнего времени сохранили архаические присваивающие формы хозяйства и жили в тяжелых условиях, как, например, австралийцы, огнеземельцы и эскимосы. Интересно также, что у скотоводов-кочевников Северной Африки, Передней и Центральной Азии грацилизация была очень слабой, что по крайней мере связано с небольшой долей растительной пищи в их рационе. В свете новейших данных становится понятным, почему древние популяции людей современного вида во всех частях света были более массивными и длинноголовыми по сравнению с популяциями более позднего времени. Палеоантропологические материалы также подтверждают, что предки всех рас имели массивный костяк, наклонный лоб, развитое надбровье, большой продольный диаметр головы и другие признаки, которые в настоящее время сохранились преимущественно у народов с присваивающим хозяйством, издавна живущих на окраинах ойкумены (в особенности у австралийцев). Иными словами, не только экваториальные, но также европеоидные и монголоидные расы имели своих «австралоидных» позднепалеолитических предков, костные остатки которых обнаружены во многих местах Африки, Европы, Азии, Австралии и даже Америки.

Значительно позднее грацилизации начался процесс брахикефализации (повышения головного указателя), связанный как с укорочением, так и с расширением черепа. Хотя отдельные короткоголовые расовые типы возникли еще в мезолите и неолите, но наиболее быстрое возрастание головного указателя имело место в конце средневековья (XIV—XVII вв.). Процесс этот можно проследить во многих странах Европы (Франция, Германия, Швейцария, Австрия, Чехия, Венгрия, Польша и др.), на территории европейской части СССР (в частности, у русских, украинцев и белорусов), в Южной Сибири, на Японских островах. Так, например, головной указатель восточнославянского населения современной Московской области в XII—XIV вв. н. э. составлял в среднем 75—77, в то время как в наши дни он достигает 81-83.

Как и грацилизация, брахикефализация происходила далеко не повсеместно и не во все эпохи; почти не повысился с конца средних веков головной указатель на Британских островах, в Скандинавии, в Восточной Прибалтике (особенно в Латвии) и в некоторых других странах. В Швейцарии брахикефализация прекратилась два-три века тому назад и сменилась долихокефализацией, т. е. понижением головного указателя вследствие удлинения и сужения черепа. Причины эпохальных изменений пропорций головы не вполне ясны. В. В. Бунак связывает эти процессы с изменениями темпов роста, которые, как и грацилизация, могут быть обусловлены усложнением социальной жизни. Возможно также, что повышение головного указателя, особенно интенсивное в смешанных популяциях, зависит от доминирования в ряду полимерных аллелей, контролирующих форму головы, генов, которые определяют рост черепа в ширину, над генами, стимулирующими его рост в длину. Не случайно, например, в Индонезии и на Филиппинах головной указатель населения береговых районов, этнически и расово очень смешанного, как правило, выше, чем у более изолированных народов, живущих внутри больших островов или на мелких островках.

К процессам эпохальных изменений расовых признаков относятся и вековые колебания общей длины тела. В быту распространено представление о том, что наши предки были очень высокорослы. Действительно, среди позднепалеолитических людей было немало групп, средний рост которых превышал 170 см (у взрослых мужчин). Большой длиной тела (нередко около 180 см) обладало, например, большинство популяций Европы этого периода. Г. Ф. Дебец, определяя рост и вес по величине длинных костей, нашел, что население Алтая, жившее 4—4,5 тыс. лет тому назад, при росте 175 см весило в среднем 83 кг. Вместе с тем среди людей каменного, бронзового и железного веков было немало низкорослых групп со средней длиной тела менее 1м. 5 см (на юге Европы, в Средиземноморье, в Юго-Восточной Азии и в некоторых других странах). Средневековое население Европы было на несколько сантиметров ниже современного. Когда молодые люди наших дней в разных странах стали примерять старинные рыцарские доспехи, выяснилось, что они для современных юношей малы и тесны.

За последние сто лет средний рост многих народов (особенно в экономически развитых странах Европы и Америки, а также в Японии) постепенно, хотя и в разной степени, увеличивается в связи с повышением материального и культурного уровня жизни и крупными успехами медицины. По мнению некоторых ученых, в увеличении роста известную роль может играть также смешение между популяциями различного генетического состава, так как в ряду полимерных генов, определяющих длину тела, аллели высокорослое доминируют. В Скандинавии, например, с середины прошлого века длина тела возросла почти на 10 см (с 164—165 до 173— 174).

В нашей стране с 70—80-х годов XIX в. до 1927 г. рост мужского населения увеличился примерно на 1 см. В послевоенные годы в СССР темпы увеличения длины тела значительно ускорились. Особенно сильное увеличение длины тела, наблюдаемое в последние десятилетия почти во всем мире, связано с акселерацией (лат. ассеleratio — ускорять) — общим ускорением развития всего организма, которое обусловлено бурными преобразованиями социально-культурной среды в наш век научно-технического прогресса и убыстрения темпов жизни, что в свою очередь оказывает существенное влияние на ритмы биологических процессов, на весь ход «биологических часов» нашего организма. Грудные дети раньше удваивают свой вес, на год раньше молочные зубы сменяются постоянными, половое созревание девочек наступает на два года раньше, чем в прошлом веке. За последние 100—120 лет подростки 14—16 лет стали на 15—16 см выше. Акселерация сочетается в наши дни с продолжающимся повышением общей продолжительности человеческой жизни, которая с конца средних веков возросла с 25—30 лет до 70-75 лет.

Таким образом, все изменения расовых признаков во времени определяются в конечном счете социально-экономическим развитием человечества, его темпами и конкретными особенностями у разных народов. О быстром снижении роли естественного отбора мы уже говорили; надо только иметь в виду, что это не означает полного его уничтожения: вспомним о связи географического распределения генов серологической системы АВО с очагами оспы, чумы и других болезней. Несомненна также общественная обусловленность у человека явлений изоляции. У растений и животных они всегда определяются естественногеографическими факторами. У людей, как мы видели, также во многих случаях, особенно в прошлом, имела место географическая изоляция, игравшая значительную роль в процессах расообразования. Но наряду с ней в человеческом обществе с древнейших времен существовала и продолжает, к сожалению, во многих странах существовать изоляция социальная и культурно-бытовая: племенная, этноязыковая, сословие-классовая, религиозная и др. Изоляция эта, часто закрепляемая обычным правом, различными юридическими нормами, расистской и националистической пропагандой и другими искусственными барьерами, консервирует, а иногда и усиливает исторически сложившиеся расовые различия между разными этническими и социальными группами населения.

Классическим примером подобных расовых различий является история антропологического состава разных каст Индии. Касты эти начали складываться еще в I тыс. до н. э., после того как большая часть Северной и Центральной Индии была завоевана индоарийскими народами, которые антропологически принадлежали к южным темным европеоидам. Коренное дравидское и мундаское население, относившееся в массе к экваториальным расам или к переходной южноиндийской группе, в районах, покоренных арийцами, вошло большей частью в состав «низких», экономически эксплуатируемых и юридически бесправных каст, в то время как социальная верхушка завоевателей составила ядро «высоких» каст, занявших в хозяйственной и общественно-политической жизни страны господствующее положение.

Таким образом, между кастовым и расовым делением многих народов Индии сложилось определенное соответствие: доля европеоидных компонентов в антропологической структуре высоких каст оказалась выше по сравнению с кастами низкими; доля австралоидных компонентов обнаруживала, естественно, обратные межгрупповые вариации. Соответствие это, однако, никогда не было полным, так как между различными этническими и кастовыми группами населения Индии все же постоянно имели место законные и незаконные брачные связи; кроме того, социальная верхушка неарийских народов частично также вошла в состав высоких каст, а сами завоеватели — арийцы не оставались социально однородными: среди них также выделялись высокие и низкие касты. Все же освященная индусской религией кастовая эндогамия па протяжении многих столетий закрепляла описанные расовые различия.

Во время работы в Индии в 1964 и 1966 гг. Н. Н. Чебоксаров мог сам наблюдать их как среди индоарийских народов — бенгальцев и различных этнических групп, говорящих па языке хинди, так и среди дравидов — тамилов, каннара и др.

В новой Индии всякая кастовая дискриминация объявлена противозаконной, кастовые различия начинают, хотя и очень медленно, сглаживаться, однако браки между людьми разных каст и в паши дни остаются очень редкими. Прогрессивным силам молодой Индийской Республики предстоит большая работа на благородном пути борьбы с кастовой обособленностью.

Индия не является единственной страной мира, в которой расовые различия закреплялись, а отчасти и усиливались социальной изоляцией. Сходные процессы имели место и во многих других странах. Так, например, на юго-западе Китая в провинциях Сычуань и Юньнань у тибето-бирманского народа «и» социальная верхушка рабовладельцев-крепостников, называвших себя «черными и», принадлежала к своеобразному восточногималайскому расовому типу с американоиднымц чертами, в то время как эксплуатируемые бесправные «белые» — крепостные и рабы — в массе относились к переходной южноазиатской группе. Различия эти, в настоящее время постепенно исчезающие, сложились исторически, так как большинство «белых и» являлись потомками военнопленных из числа китайцев, мяо и других народов Южного Китая,

В наши дни социально-этническая изоляция, консервирующая расовые различия, искусственно поддерживается только в некоторых странах, где у власти стоят реакционные политические группировки, зараженные человеконенавистническими расистскими и националистическими доктринами. К таким странам относятся прежде всего США, а также Южно-Африканская Республика, где существуют законы и активно осуществляются запретительные и репрессивные меры, препятствующие всякому общению и тем более смешению между белыми, с одной стороны, черными и цветными — с другой. Политика сегрегации, проводимая в этих государствах, сопровождается кровавыми инцидентами, убийствами, жестокими преследованиями противников расизма. Лучшим доказательством фактической необоснованности политики сегрегации и апартеида являются экономические и культурные успехи СССР, Республики Кубы и других стран, в которых существует полная свобода общения людей всех рас.

Социально-экономическая обусловленность миграций и вызванной ими межрасовой метисации очевидна. За последние 400—500 лет процессы эти настолько усилились, что почти повсеместно привели к стиранию границ между расовыми, ареалами, к их разрыву, а нередко и к полному исчезновению. Вряд ли возможно в наши дни провести точное разграничение между ареалами больших рас в Северной и Восточной Африке, в Южной Азии или в Америке. В нашей стране интенсивное смешение между разными европеоидными и монголоидными расами, начавшееся еще в глубокой древности, с победой социализма и ликвидацией юридического и фактического национального и расового неравенства стало особенно интенсивным. Вся практика строительства социализма и коммунизма в СССР и других странах социалистического лагеря неопровержимо доказывает полную фактическую необоснованность ложной концепции о существовании «высших» и «низших» рас и о расовой обусловленности исторического процесса. Против расизма свидетельствуют также экономические и культурные успехи развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, достигнутые за очень короткий срок (главным образом после второй мировой войны). Несостоятельными оказались и все попытки обосновать расизм данными антропологии. Как мы видели, морфологические и физиологические различия между расами являются второстепенными и не могут оказывать влияния на умственное развитие любых человеческих коллективов; не обнаружено, в частности, никаких существенных расовых различий в строении мозга. Понимание расы как группы родственных популяций, которые характеризуются исторически сложившимся сочетанием признаков, генетически большей частью независимых, ясно указывает на отсутствие наследственно обусловленной связи между физическими и психическими особенностями нормальных людей, а тем более целых народов.

Созванное ЮНЕСКО в августе 1964 г. в Москве совещание экспертов-специалистов единогласно приняло «Предложения по биологическим аспектам расовой проблемы», направленные против всех видов расизма. В со­вещании участвовали крупнейшие антропологи разных стран: СССР, США, Англии, Франции, ФРГ, Канады. Бельгии, Норвегии, Польши, Чехословакии, Японии, Индии, Нигерии, Сенегала, Мексики и Бразилии. «Никакая национальная, религиозная, географическая, языковая или культурная группа не образует группы ipso facto (сама по себе),—читаем в «Предложениях».— Понятие расы относится лишь к биологическим свойствам... Представляется, что народы Земли обладают ныне равными биологическими возможностями для достижения любого уровня цивилизации и что различия между достижениями разных народов должны объясняться целиком историей их культуры... В отношении наследственных возможностей общего умственного развития и способностей к культурным достижениям, так же как и в отношении физических признаков, нельзя оправдать концепцию «высших» и «низших» рас».

В сентябре 1967 г. в Париже состоялось совещание экспертов ЮНЕСКО, принявшее «Декларацию о расе и расовых предрассудках», в которой подчеркивается, что «все современные люди относятся к одному виду и происходят от одного корня», что «современная биологическая наука не позволяет относить различия в культурных достижениях народов за счет различий в их наследственных свойствах», что «расизм грубо фальсифицирует данные биологии человека препятствует развитию тех, кто от него страдает, развращает тех, кто его исповедует, разделяет нации между собой, усиливает международную напряженность и угрожает миру во всем мире». «Основные средства борьбы с расизмом,— читаем мы в «Декларации»,— заключаются в изменении общественных условий, порождающих предрассудки; в противодействии поступкам лиц, убеждения которых заражены предрассудками, в борьбе с самыми ложными убеждениями».

К сожалению, человеконенавистнические, антинаучные, расистские домыслы, бывшие в свое время официальной идеологией гитлеровцев и других фашистов, взяты в наши дни на вооружение расистами США, ЮАР, неонацистами ФРГ, воинствующими сионистами Израиля и другими реакционными политиками, которые стремятся оправдать агрессию и подготовку новых войн, разжечь недоверие и рознь между народами, отвлечь трудящихся от классовой и национально-освободителыюи борьбы.

По решению XXI сессии Генеральной Ассамблеи ООН в память жертв расстрела в 1960 г. в Шарпевиле и других городах ЮАР мирной демонстрации африканцев ежегодно 21 марта проводится Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации. В декабре 1965 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Конвенция объявляет преступлением «всякое распространение идей, основанных на расовом превосходстве или ненависти, всякое подстрекательство к расовой дискриминации». В настоящее время борьба с расизмом входит неотъемлемой частью в характерную для наших дней острую политическую и идеологическую борьбу между миром капитализма и миром социализма, между эксплуататорскими классами и трудящимися, между империалистами и народами Азии, Африки и Латинской Америки, недавно завоевавшими самостоятельность или еще ведущими борьбу за освобождение. В последние годы расизм взят на вооружение наиболее реакционными идеологами империализма. Так, например, в статье «Расколотая Америка», помещенной в 1969 г. в журнале «Ньюс Уик», издаваемом в Нью-Йорке, можно прочесть, что в США стали «открыто говорить о генетических различиях между расами, что было интеллектуальной модой на рубеже XIX и XX веков». В журнале приведены слова одного из профессоров Массачусетского технологического института: «Приходится считаться с тем, что негры, возможно, по рождению занимают подчиненное положение по отношению к белым и не способны конкурировать с ними».

Подобные рассуждения, давно уже опровергнутые наукой и всей практикой современной жизни, широко используются для «обоснования» и оправдания расовой дискриминации, апартеида и геноцида (геноцид — греч. genos — род; лат. caedere — убивать) — уничтожение целых групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам. Ярким примером человеконенавистнической «практики» расизма в наши дни могут служить преследования в США прогрессивных негритянских деятелей — убийство Мартина Лютера Кинга, травля и арест коммунистки Анджелы Дэвис, одной из талантливых представительниц американской научной интеллигенции. В позорном календаре преступлений расистского режима ЮАР особое место занимает 16 июня 1976 г., когда в Соуэто полицейские и солдаты расстреляли мирную демонстрацию африканцев, требующих элементарных гражданских прав. Правительство ЮАР на такие требования африканцев ответило расстрелом; в итоге — 600 человек убито и тысячи получили ранения.

Расизм многолик и проявления его различны, но у расизма общее — идеологическая подкладка: деление идей на господ и тех, кто якобы относится к существам низшего порядка — эта фашистская концепция неравенства рас. Настоящим проявлением геноцида во Вьетнаме было массовое отравление земли химическими ядами, убивающими все живое и вызывающими у людей вредные мутации, которые ведут к рождению неполноценных детей. Советские люди вместе с прогрессивной мировой общественностью требуют положить конец расовой дискриминации во всех ее проявлениях. 25—31 октября 1973 г. в Москве состоялся Всемирный конгресс миролюбивых сил, который уделил большое внимание борьбе с расизмом. Конгресс констатировал, что расизм представляет собой серьезную угрозу международному миру и сотрудничеству не только в Южной Африке, но и во многих других районах мира и поддержал решения ООН о проведении в 1973—1983 гг. десятилетия борьбы с расизмом и расовой дискриминацией.

В Женеве с 3 по 13 августа 1983 г. проходила II Всемирная конференция по борьбе против расизма и расовой дискриминации.

В работе этой конференции приняли участие делегации около 130 стран, в том числе СССР, а также делегации многих международных организаций и национально-освободительных движений.

С 1973 г. ООН было осуществлено много акций по борьбе против расизма и расовой дискриминации, направленных на полное и окончательное искоренение дискриминации людей по признаку расы и этнического происхождения.

Борьба против расизма неотделима от борьбы за мир и разоружение. Международное сообщество не может мириться с тем, что властями ЮАР осуществляется система апартеида — отвратительная форма расизма. Участники конференции назвали расизмом политику Израиля против арабских народов и потребовали, чтобы решения ООН были претворены в жизнь, так как они направлены на скорейшее искоренение расизма, расовой дискриминации и колониализма во всех его формах.

Глубокую озабоченность участников конференции вызвал рост расистских настроений и проявлений дискриминации в ряде стран Западной Европы и США, где заметно активизировался куклуксклан — поборник «чистой белой расы», который преследует не только людей с темной кожей, но и борется с прогрессивными, людьми Америки. Рейгановская администрация поддерживает куклуксклан, а значит поощряет расизм. Поэтому неудивительно, что делегации США на II Всемирной конференции по борьбе против расизма и расовой дискриминации не было.

Женевский форум провел четкий водораздел между теми, кто стоит за интересы народа, подобно Советскому Союзу и другим социалистическим странам, борющимся против колониализма и расизма, и теми странами, которые хотят сохранить очаги колониализма.

На конференции была принята Декларация, в которой отмечается, что проявление расизма и расовой дискриминации является нарушением основных прав человека, оскорбляет человеческое достоинство я представляет собой серьезный источник обострения международной напряженности. Теория расового превосходства выступает препятствием на пути международного сотрудничества и ставит под угрозу мир и безопасность. Ликвидация расизма и расовой дискриминации — актуальная задача современности.

В Декларации была осуждена ЮАР, где политика апартеида направлена на обеспечение и увековечение эксплуатации черного большинства. Страны, которые поддерживают ЮАР, в первую очередь США, являются сообщниками в этом преступлении, а помощь ЮАР в экономической, военной, ядерной и других областях подрывает борьбу против апартеида.

В Декларации отмечено, что участники конференции высоко ценят самоотверженную борьбу народов ЮАР и Намибии за достижение национальной независимости и создание демократического общества. Декларация осуждает акты агрессии ЮАР с использованием наемников против «прифронтовых» государств и других независимых африканских стран.

Участники конференции с глубокой тревогой обратили внимание на политику расовой дискриминации в отношении палестинцев и других жителей оккупированных Израилем арабских территорий. Декларация решительно требует прекратить использование всех форм расовой дискриминации.

Конференция приняла развернутую и конкретную программу действий по искоренению расизма и расовой дискриминации.

Делегации Великобритании, Франции, ФРГ, Канады и других стран заняли на конференции обструкционистскую позицию, пытаясь, с одной стороны, обелить и выгородить власти ЮАР и Израиля, а с другой — самим уйти от ответственности за причастность к существованию апартеида; эти страны отказались одобрить Декларацию. 1984 год — первый год объявленного ООН второго десятилетия по борьбе против расизма и расовой дискриминации. Существует Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, к которой уже присоединилось 121 государство. При активном участии социалистических стран разработаны и вступили в силу Конвенция о пресечении преступления апартеида и другие соглашения. Борьба против расизма остается одной из главных задач. Расизму не должно быть места на Земле.


КУЛЬТУРА

ЧТО ТАКОЕ КУЛЬТУРА

Известно, какую большую роль играет культура в историческом развитии каждого народа и в формировании его этнического самосознания. Именно культурная специфика вместе с языком, который ее выражает, должна рассматриваться в качестве главного критерия при разграничении этнических общностей. В этой главе мы должны остановиться на самом понятии культуры, на ее месте в хозяйственной, общественной, политической и идеологической жизни человеческого общества на всем протяжении его существования от глубочайшей древности до наших дней. Слово «культура» (лат. cultura) означает «возделывание, обрабатывание». Действительно, в самом широком смысле под культурой понимают все, что создано людьми в процессе физического и умственного труда для удовлетворения их разнообразных материальных и духовных потребностей. Таким образом, культура может быть противопоставлена «натуре» (natuга), т. е. природе, которая существует в мире независимо от человека. Все, что нас окружает, вся внешняя среда, в которой мы живем, делится на естественную (природную), возникшую задолго до появления людей на земле, и искусственную (культурную), которая образовалась только вместе с ними в результате их целенаправленной деятельности.

Существуют три основные части культуры: первая из них находится в общественном сознании людей, вторая проявляется в их поведении и действиях и третья — в материальных результатах их деятельности.

Культура имеет такую же древность, как и само человечество. Бескультурных народов не только нет в настоящее время, но и никогда не было в прошлом. Широко распространенное в зарубежной буржуазной этнографии деление всех народов на «природные» (немец. Naturvolker) и «культурные» (немец. Kulturvolker), носящее по существу расистский характер, лишено каких-либо фактических оснований. Нельзя признать удачным и выражение «малокультурные народы», так как даже социально-экономически наиболее отсталые этносы — тасманийцы, австралийцы, огнеземельцы, бушмены и другие — создали очень сложную и своеобразную культуру, хорошо приспособленную к природным условиям их жизни и направлению хозяйства. Можно говорить только об уровне и особенностях культуры конкретных этносов, которые всегда определяются степенью и характером развития производительных сил и производственных отношений в той или иной естественногеографической среде.

В культуре каждого народа переплетаются явления, свойственные только ему одному или даже отдельным социальным и этнографическим группам, входящим в его состав, с особенностями, распространенными у многих этносов или свойственными всему человечеству в данную историческую эпоху. Так, например, бумеранг в развитом виде должен считаться специфическим для австралийцев; копьеметалка, кроме них, была известна многим народам Меланезии, эскимосам, некоторым группам индейцев Южной Америки, а в период позднего палеолита древним обитателям Европы; наконец, деревянные копья и метательные дротики были распространены в различных формах у всех народов земного шара до знакомства их с обработкой металлов.

Этнографы обычно делят культуру на материальную и духовную. Первая включает вещи, материально существующие в пространстве на протяжении известного отрезка времени. К ним относятся орудия труда, приборы для добывания огня, оружие, средства передвижения и приспособления для переноски тяжестей, жилище и другие постройки, пища и напитки, посуда, утварь и мебель, одежда, обувь, головные уборы и украшения. В ту же категорию могут быть включены культурные растения и домашние животные, а также раскраска тела, нанесение рубцов, татуировка, прически, все виды косметики и парфюмерии. Духовная культура представляет собой информацию, которая существует в коллективной живой памяти любой человеческой популяции, передается от поколения к поколению путем рассказа или показа и проявляется в определенных формах поведения. К духовной культуре относятся все запечатленные в клетках мозга трудовые навыки, положительные знания, нравы и обычаи, связанные с хозяйственной, общественной и семейной жизнью, правовые нормы, различные виды искусства и народного творчества, религиозные верования и культы.

Разграничение материальной и духовной культуры условно, так как многие виды последней фиксируются на материальных предметах: картинах, скульптурах, письменных документах и т. п., которые используются время от времени для воспроизведения в коллективном сознании группы людей той или иной информации. Особенно большой становится роль вещественно зафиксированной духовной культуры с развитием письменности. Ярким свидетельством этого служит расцвет у современных народов науки и литературы. Тесные связи между материальной и духовной культурой проявляются также в области музыкального творчества (музыкальные инструменты, нотные записи и др.).

В работах некоторых этнографов (особенно зарубежных) можно встретить термин «элементы культуры», под которыми понимают культурные явления, носящие общечеловеческий характер и хотя бы в зачаточной форме свойственные всем современным и древним народам. Большинство перечисленных выше видов материальной и духовной культуры относится к таким элементам. Археологические и этнографические материалы неопровержимо доказывают, что люди современного вида с начала их формирования в древнем каменном веке всегда применяли в процессе коллективного труда изготовленные ими орудия, умели добывать и сохранять огонь, использовали его для приготовления пищи (сначала путем поджаривания, позднее — варки), сооружали какие-то, хотя бы самые примитивные, жилища, носили одежду (в жарком поясе крайне скудную), украшали свое тело и разные предметы повседневного обихода, следовали в общественной и семейной жизни определенным нормам поведения, имели зачатки проверенных практикой положительных знаний (в частности, медицинских), складывали и передавали от поколения к поколению песни, сказки, предания, легенды, мифы и другие виды устного поэтического творчества, создавали и развивали простейшие игры, танцы и другие элементарные зрелища.

От общекультурного достояния человечества на всех этапах его исторического пути следует отличать такие явления, которые, хотя и имеют в настоящее время широкое распространение у самых различных народов, но все же не могут быть признаны общечеловеческими, так как они возникли на определенной ступени исторического развития и не свойственны, следовательно, всем группам вида Homo sapiens с начального периода его существования на земле. Невозможно даже перечислить все культурные нововведения, возникшие в разные эпохи у разных народов. Отметим только самые важные из этих нововведении, например умение добывать и обрабатывать различные металлы (особенно железо), культивирование растений, одомашнивание животных, переход от ручного к плужному земледелию, появление колеса и колесных повозок, изобретение и внедрение в практику всевозможных механических приспособлений и машин, возникновение письменности и развитие на ее основе народного образования, науки, литературы и искусства.

В настоящее время подавляющее большинство ученых в Советском Союзе и в других странах считают религию исторической категорией. Зачатки религии могли появиться па стадии палеоантропов—неандертальцев в эпоху мустье, когда у человека повысилась способность к абстрагированию. Абстракция же таит в себе угрозу отрыва от реальности, перехода к иррациональному отражению реально существующей действительности, возникновения веры в сверхъестественное, т. е. религии. Религия на протяжении многих тысячелетий была в различных формах свойственна всем народам мира. В противовес религии на определенной стадии исторического развития возникает атеизм, т. е. система взглядов, отрицающая наличие богов, существование каких-либо сверхъестественных существ, сил и явлений. Элементы атеизма появились в раннеклассовом обществе. Возникновение атеизма было связано с накоплением положительных знаний, развитием науки. С развитием капитализма борьба с религией приобрела особенно широкий размах. Высшей и принципиально новой формой атеизма явился марксистский атеизм, основы которого разработаны К. Марксом и Ф. Энгельсом и развиты позднее В. И. Лениным.

С культурой каждого человеческого этноса неразрывно связан и его быт. Под бытом, по нашему мнению, следует понимать специфические формы поведения людей в их повседневной жизни, т. е. в постоянно стабильно возникающих в течение дня, года, жизни ситуациях, а также взаимоотношения, складывающиеся при этом между людьми, способы использования ими предметов, служащих для удовлетворения их материальных и духовных потребностей. Таким образом, можно говорить о производственном, общественном, семейном или домашнем быте. В жизни каждого конкретного человеческого коллектива (даже кратковременного) всегда имеется бытовая сторона. Свой особый быт складывается на фабриках, в различных учреждениях и учебных заведениях, в общежитиях, квартирах и отдельных домах, даже в военных или туристских лагерях, в поездах, трамваях, на кораблях, самолетах и т. п. Изучается быт участников космических полетов. В быту, как и в культуре, ярко проявляется этническая специфика, которая зависит как от общего уровня социально-экономического развития народа и его отдельных социальных и территориальных групп, так и от характера окружающей естественно-географической среды. В культуре, непосредственно связанной с бытом, наиболее ярко отражаются характерные свойства этноса, но при" этом имеется в виду не вся бытовая, культура, а лишь ее устойчивые повторяющиеся компоненты, т. е. традиционная часть, которую целесообразно именовать традиционно-бытовой культурой.

В нашей небольшой книге нет возможности подробно остановиться на культурно-бытовых особенностях отдельных пародов или даже более крупных этнолингвистических общностей. Не можем мы также излагать историю всех элементов материальной и духовной культуры. Однако эти элементы у конкретных народов настоящего и прошлого всегда бывают тесно связаны как между собой, так и с социально-экономическим базисом, который определяет в конечном счете культуру и быт каждой человеческой группы. Таким образом, можно говорить о целых культурных комплексах, локализованных в пространстве и непрерывно развивающихся во времени вместе с создавшими их этносами. Географические границы распространения этих комплексов складываются и изменяются исторически; в каждую эпоху они могут полностью или частично совпадать или же совсем не совпадать с ареалами расселения этнических общностей разных порядков. Этнографы выделяют культурные комплексы путем картографирования особенностей материальной и духовной культуры, которые они изучают, непосредственно наблюдая образ жизни современных народов или исследуя письменные источники. При стационарных и экспедиционных этнографических работах широко применяются всевозможные методы фиксации материала: беседы с пожилыми людьми, сказителями, народными умельцами и другими хранителями традиционной культуры, составление подробных описаний, заполнение кратких анкет, зарисовки, съемка планов и разрезов построек, выкроек костюмов, фотографирование, киносъемка, магнитофонная запись фольклорных произведений (включая музыкальные) и т. д. Археологи же подобным образом изучают древние памятники и выделяют по формам орудий труда, глиняной посуды (керамики), остатков жилищ и других построек, сохранившихся в земле фрагментов одежды, обуви, головных уборов и особенно украшений, определенные культуры каменного, бронзового и железного веков, а также и более поздних исторических периодов.

Проблема соотношения таких археологических культур с этническими, языковыми и расовыми группами человечества представляет собой одну из самых трудных и вместе с тем увлекательных проблем современной исторической пауки. Над решением этой проблемы этнографы работают совместно с историками, изучающими письменные памятники, археологами, языковедами, антропологами, географами и учеными многих других специальностей.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.