Вопрос о причинах сходства и различия в культуре разных народов, стоящих на более или менее одинаковом уровне социально-экономического развития, всегда составлял одну из центральных тем этнографической науки. Давно уже обращали на себя внимание исследователей такие факты, как значительное сходство в культуре многих народов, говорящих на различных языках, и, напротив, большое культурное разнообразие среди народов, говорящих на родственных языках. Далеко не всегда это сходство или различие может быть объяснено уровнем социально-экономического развития. Именно в процессе изучения поставленного вопроса советские этнографы сформулировали понятие о «хозяйственно-культурных типах» и об «историко-этнографических» («историко-культурных») областях. Под хозяйственно-культурными типами понимают определенные комплексы особенностей хозяйства и культуры, которые складываются исторически у различных народов, находящихся на близких уровнях социально-экономического развития и обитающих в сходных естественногеографических условиях. На карте географическое размещение хозяйственно-культурных типов дано на конец XV в., так как в более поздние периоды истории в связи с европейской колонизацией и развитием капитализма первоначальные границы распространения этих типов коренным образом изменились, во многих случаях и совершенно стерлись. Типы эти всегда связаны со способом производства каждого конкретного общества, так как именно он определяет в конечном счете характер взаимодействия людей с окружающей природой в разные исторические эпохи. При наличии аналогичной историко-географической обстановки одни и те же хозяйственно-культурные типы могут возникать самостоятельно у народов, живущих далеко друг от друга и не взаимодействующих непосредственно между собой. Различия между хозяйственно-культурными типами касаются в первую очередь основных занятий большинства населения — промыслов, сельского хозяйства, ремесел, а также орудий труда, пищи, жилища, средств передвижения, утвари, одежды и других элементов материальной культуры. Социальный строй различных народов связан с характерными для них хозяйственно-культурными типами, поскольку они всегда отражают уровень развития производительных сил общества. В области духовной культуры различия между хозяйственно-культурными типами проявляются главным образом в тех обычаях и обрядах, особенностях изобразительного искусства, верований, культов и фольклора, которые наиболее ярко отражают формы труда и быта при тех или иных ландшафтно-климатических условиях.
Выделение хозяйственно-культурных типов играет определенную роль при историко-этнографическом изучении народов различных ступеней социально-экономического развития, так как сами типы, являясь историческими категориями, не могут не претерпевать с течением времени существенных изменений. Они могут быть настолько глубокими, что на месте одного хозяйственно-культурного типа зачастую возникает и развивается у тех же самых народов и в той же естественногеографической среде совершенно другой тип. Одни хозяйственно-культурные типы восходят к эпохе становления самого человека и человеческого общества, другие же являются наследием гораздо более позднего времени — периодов разложения первобытнообщинного строя и раннеклассового общества. При капитализме хозяйственно-культурные типы предыдущих эпох постепенно разрушаются, видоизменяются и входят (преимущественно в сфере сельского хозяйства) в состав новых зональных экономических и культурно-бытовых комплексов. Во многих развитых капиталистических странах (например, в Японии, Италии, Швейцарии) хозяйственно-культурные типы сельского населения до сих пор накладывают отпечаток на образ жизни большинства народа. На принципиально новой социально-экономической базе они продолжают существовать в деревне и в эпоху социализма. Некоторые из них, как увидим ниже, имеют все перспективы прогрессивного развития и в будущем.
Все хозяйственно-культурные типы, сложившиеся до эпохи капитализма, могут быть разделены на три основные группы, которые отличаются друг от друга все более и более высокой производительностью труда, а вместе с тем и нарастающей величиной прибавочного продукта. К первой группе относятся типы с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и отчасти рыболовства, ко второй — мотыжного (ручного) земледелия и животноводства, к третьей — плужного (пашенного) земледелия с использованием тягловой силы домашних животных при сельскохозяйственных работах. У современных народов, находящихся на различных уровнях социально-экономического развития, можно встретить хозяйственно-культурные типы всех трех групп. Надо, однако, иметь в виду, что эти типы в одних случаях продолжают играть ведущую или по крайней мере заметную роль в экономике и быту, в других же случаях сохраняются только в виде пережитков.
Для типов первой группы характерно то, что единственным источником существования людей являются дикорастущие растения и дикие животные (включая водных), т. е. готовые «дары природы», которые надо, конечно, добыть и соответствующим образом обработать для употребления в пищу, но не надо искусственно выращивать или выкармливать. Учитывая эти обстоятельства, охоту, собирательство и рыболовство называют иногда «присваивающими» видами хозяйств, что, однако, не вполне точно, так как трудовая деятельность людей отнюдь не ограничивается здесь простым «присвоением», но включает ряд моментов, иногда очень сложных, связанных как с организацией соответствующих видов хозяйства, так и с переработкой продукции, требующей разнообразных технических навыков.
Большое место в экономике уже на этой ступени занимает производство простейших средств производства, в первую очередь орудий охоты, собирательства и рыбной ловли. Несомненно, что возможность, развития производительных сил в типах первой группы ограничена, производительность труда низка, а следовательно, и прибавочный продукт почти полностью отсутствует. Нет еще экономической основы для сколько-нибудь значительного гмущественного неравенства и тем более для образования классов. Прибавочный продукт начинает появляться только в некоторых группах оседлых рыболовов и морских зверобоев. Вместе с этим создаются экономические предпосылки для известной социальной дифференциации, в частности для возникновения домашнего рабства. Все эти явления имеют, однако, зачаточный характер. На базе охоты, собирательства и рыболовства никогда не возникало ни одни развитое классовое общество. Пока эти отрасли хозяйства были единственными и ведущими, человечество не могло выйти из рамок первобытнообщинного строя.
Хозяйственно-культурные типы второй группы — мотыжно-земледельческие и животноводческие — представляют собой, несомненно, значительный шаг вперед по сравнению с типами первой группы. Основным источником существования здесь являются выращиваемые культурные растения и домашние животные.
Огромное значение для формирования типов второй группы имело отмеченное еще Ф. Энгельсом первое великое разделение труда между земледельцами и скотоводами. Экономика более устойчива, чем у охотников и собирателей, производительность труда выше. Прибавочный продукт становится регулярным и обеспечивает возможность некоторого накопления. Земледельцы запасают продукты питания: у животноводов такими «запасами» служит живой скот, постоянно находящийся на подножном корму. Имущественное неравенство может быть значительным, формы эксплуатации — разнообразными. На базе развитого мотыжного земледелия и животноводства вполне возможно возникновение раннеклассовых отношений, в частности рабовладельческих и феодальных. Ремесло у народов этой группы уже может отделиться от сельского хозяйства и достигнуть довольно высокого уровня развития.
К третьей группе хозяйственно-культурных типов относятся типы плужных (пашенных) земледельцев. Самая характерная черта их — использование при сельскохозяйственных работах тягловой силы домашних животных. Пашенное земледелие является своего рода синтезом ручного земледелия и животноводства, возникает всюду как соединение первой отрасли хозяйства со второй. Без рабочего скота широкое применение плуга невозможно (случаи пахоты на людях сравнительно редки и основным способом обработки земли вряд ли когда-либо были). Производительность труда при переходе к. плужному земледелию сильно возрастает; растут и возможности накопления, а вместе с тем и эксплуатации. Ремесло, как правило, отделяется от сельского хозяйства; постепенно развивается также сначала мануфактурная, а затем и фабрично-заводская промышленность. Главной экономической базой подавляющего большинства классовых обществ Азии, Африки и Европы вплоть до эпохи капитализма было именно плужное земледелие.
Несмотря на разнообразие хозяйственно-культурных типов второй и третьей групп, обусловленное их широчайшим географическим распространением и длительным существованием, всем им свойственны и некоторые общие черты. Главная из них заключается в том, что экономической базой всех типов обеих групп является производительное сельское хозяйство, основанное на выращивании культурных растений или на разведении домашних животных, или на том и другом занятии одновременно. Большинство населения у народов рассматриваемых групп занято в сельском хозяйстве; все остальные занятия — различные промыслы, отрасли домашнего производства, ремесла, промышленность и торговля — остаются подсобными. Такое соотношение сохраняется на протяжении всего докапиталистического периода; только с развитием капитализма в некоторых наиболее индустриальных странах большинство населения втягивается в промышленность, и хозяйственно-культурные типы с земледельческо-животноводческой базой начинают постепенно терять свое ведущее экономическое значение. Процесс этот идет, однако, очень неравномерно; во многих странах, в том числе и экономически передовых, основные массы трудящихся остаются занятыми в сельском хозяйстве и при капитализме. Подобное положение может сохраняться длительное время и в период перехода к социализму.
В пределах каждой из трех основных намеченных выше групп у самых различных народов может быть выделено несколько конкретных хозяйственно-культурных типов, развившихся в определенных ландшафтно-климатических зонах. Это, так сказать, «горизонтальная» классификация рассматриваемых типов, дополняющая «вертикальную» классификацию. Так, в главных климатических поясах земного шара—теплом (тропическом и. субтропическом) , умеренном и холодном — отчетливо различаются типы, сложившиеся в избыточно увлажненных и засушливых областях. Так как первые обычно богаты древесной растительностью, а вторые, напротив, бедны, то для влажных районов характерны большей частью «лесные типы», а для сухих — «степные» (иногда даже «полупустынные» или «пустынные»). Можно говорить, конечно, и о промежуточных «лесостепных» типах, а также о типах, связанных со своеобразными локальными ландшафтами — «высокогорными», «береговыми», «оазисными» и т. п. Необходимо, однако, всегда помнить, что зависимость хозяйственно-культурных типов от ландшафтно-климатических условий не является определяющей и непосредственной, но всегда бывает «опосредствована» способом производства каждого народа, уровнем его социально-экономического развития.