В последнее время антропологи обратили внимание на морфологические и физиологические признаки разных тканей и органов человека, которые также обнаруживают значительные географические вариации. Больших успехов достигла, в частности, этническая одонтология (греч. «одонтос» — зуб), исследующая строение зубной системы и ее изменчивость во времени и пространстве. Изучение зубов современных и древних людей и их сравнение с зубами обезьян и других животных сыграло большую роль в раскрытии сложного процесса происхождения человека. Нас, однако, в этой книге будут интересовать не столько характерные для всех людей особенности строения зубов, которые свидетельствуют о видовом единстве современного человечества, сколько детальные одонтологические черты, свойственные только отдельным группам популяций. Именно эти обычно второстепенные и безразличные с общеэволюционной точки зрения признаки представляют особый интерес для этнической антропологии, часто помогая разобраться в сложных вопросах расо- и этногенеза.
Новейшие исследования, в частности работы советского антрополога А. А. Зубова, показали, что для монголоидных популяций Северной, Центральной и Восточной Азии характерны многие особенности зубов, очень редкие среди европеоидов и негроидов Африки.
К числу таких особенностей относятся: лопатообразные резцы, имеющие форму совковой лопаты (их внутренняя поверхность окаймлена небольшими бортиками);
так называемый дистальный гребень тригонида — эмалевый мостик между передними бугорками нижних коренных зубов (моляров); своеобразный межкорневой затек эмали и др. Лопатообразные резцы встречаются, например, у монголоидов в 60—100%, в то время как среди европеоидов и африканских негроидов их доля падает ниже 15%. Интересно, что папуасы, австралийцы, андаманцы, веддоиды Восточной Индии (мунда, ораоны и ДР.) по частоте лопатообразных резцов (30—60%), как и по другим перечисленным признакам, напоминают монголоидов. В то же время другие особенности зубов, как, например, «бугорок Карабелли» (дополнительный бугорок на верхних молярах), очень характерный для европеоидных популяций Средиземноморья, Западной и Южной Азии (40—70%), встречается у монголоидов и австралоидов гораздо реже. Мы можем, таким образом, говорить о двух основных одонтологических подразделениях человечества—западном (негроидно-европеоидном) и восточном (австралоидно-монголоидном).
В настоящее время большое внимание уделяется дерматоглифике (греч. «дерма» — кожа, «глифе» — гравировать) — изучению кожных узоров на ладонных и подошвенных поверхностях у различных народов мира. Кожные узоры характеризуются высокой индивидуальной изменчивостью, наследственной обусловленностью и неизменяемостью с возрастом, что создает определенное удобство для их исследования в этнической антропологии. На концевых подушечках пальцев различают три основных типа кожных узоров— дуги, петли и завитки (круговые узоры). Для суммарной характеристики пальцевых узоров в различных популяциях вычисляют так называемый «дельтовый индекс», т. е. среднее количество дельт на одного обследованного человека в каждой группе, Гладкова Т. Д. определила, что у европеоидов, африканских негроидов и монголоидов дельтовый индекс варьирует соответственно в пределах 10, 77—14, 65; 11, 43—13, 54 и 13, 45-15, 90.
Это распределение индекса показывает большую частоту завитков (двухдельтовый узор) у восточных популяций по сравнению с западными. На ладонях восточных народов чаще, чем у европеоидов, встречается осевой трирадиус, расположенный между тенаром и гипоте-наром, а также выше частота узора на IV межпальцевой подушечке и ниже на гипотенаре.
К числу признаков с хорошо изученной наследственностью, обнаруживающих определенные географические вариации, относится также цветовая слепота — аномалия строения сетчатки глаза, при которой отсутствует или очень понижена способность различать цвета (чаще всего красный и зеленый). Ход наследования цветовой слепоты в потомстве от брака гетерозиготиой внешне нормальной женщины с нормальным мужчиной можно изобразить в виде следующей схемы:
X — женская половая хромосома с аллелем нормального цветового зрения; X — женская половая хромосома с аллелем цветовой слепоты; Y — мужская половая хромосома.
Очевидно, что все дочери от рассматриваемого брака будут обладать нормальным зрением, но среди них могут оказаться гетерозиготы, несущие рецессивный аллель цветовой слепоты и могущие передать его своим детям. Среди сыновей от того же брака наряду с нормальными детьми могут быть цветнослепые мальчики. Ясно, таким образом, что цветовая слепота передается исключительно по женской линии, но проявляется чаще всего у мужчин. Цветнослепые женщины могут родиться только от брака цветнослепого отца и гетерозиготной матери, несущей в одной из Х-хромосом рецессивный аллель этой аномалии. Определение цветовой слепоты имеет практическое значение: ясно, что люди, которые не отличают красный цвет от зеленого, не могут быть машинистами, вагоновожатымп, шоферами, летчиками.
Наибольшая частота цветнослепых мужчин (7—9%) отмечена у некоторых европейских народов— латышей, норвежцев, немцев, евреев, украинцев, русских. У восточноевропейских популяций, в составе которых вероятна монголоидная примесь (финны, эстонцы, чуваши, коми), а также у китайцев доля цветнослепых несколько ниже (2—7%). Минимальная доля мужчин с этой аномалией обнаружена среди негров США (4%) и особенно среди индейцев, эскимосов и меланезийцев (1%). Возможно, таким образом, что концентрация этой аномалии в восточных популяциях современного человечества ниже, чем в западных. Различают два вида цветовой слепоты, зависящие, по-видимому, от разных генов: протанопию (слепоту на красный цвет) и дейтеранопию (слепоту на зеленый цвет).
В Европе преобладает дейтерапопия, но по мере движения на восток доля протанопов постепенно увеличивается; у русских, например, они встречаются чаще, чем у англичан, норвежцев или немцев, но реже, чем у народов Поволжья, Приуралья и Средней Азии. Один из авторов этой книги наблюдал постепенное нарастание частоты «краснослепых» среди коми по мере перехода от их северо-западных, групп (0,0%) к юго-восточным (почти 2%). Интересно, что географическая изменчивость цветовой слепоты в этом случае аналогична вариациям групп крови.
Заслуживает упоминания еще один оригинальный наследственный признак, по которому наблюдаются значительные различия между разными территориальными популяциями. Речь идет о пробе вкуса на особое химическое соединение — фенилтиокарбамид, который одним людям кажется безвкусным, а другим горьким. Причина этих различий не вполне ясна; возможно, они зависят от состава слюны, а возможно, от особенностей строения вкусовых сосочков языка. Очень вероятно, что рассматриваемая особенность определяется одной парой аллелей с неполным доминированием. Гомозиготпая доминантная комбинация ТТ вызывает при пробе фенилтиокарбамида резкую горечь. При гетерозиготном сочетании Tt ощущается ослабленная горечь, а при гомозиготном рецессивном tt порошок представляется безвкусным. Максимальная концентрация гена Т (более 80%) характерна для американских индейцев, полинезийцев, индонезийцев, многих групп населения Индокитая, Кореи и Японии (включая айнов), а также для лопарей и африканцев. Меньше частота этого гена (60—79,9%) в Индии, Передней Азии, на Кавказе и в большинстве европейских популяций. Минимальные концентрации гена Т обнаружены у австралийских аборигенов, папуасов Новой Гвинеи, а также у валлийцев Англии.
Можно было бы, конечно, значительно увеличить перечень ареальных морфологических и физиологических признаков, которые в настоящее время изучаются антропологами и используются для решения сложных вопросов происхождения рас, их расселения на Земле, взаимодействия и изменения во времени. Нет сомнения, что в будущем число подобных признаков будет непрерывно увеличиваться и ученые получат новые доказательства как расового полиморфизма (многообразия) современного человечества, так и его видового единства. Однако приведенные фактические материалы ясно показывают, что серологические, одонтологические, дерматологические и другие ареальные признаки так же малосущественны для общей биологической эволюции и исторического развития человечества, как описанные раньше расовые особенности волосяного покрова и пропорций тела, головы и лица. Очень важно подчеркнуть, что по всем основным анатомическим и физиологическим особенностям, характерным для современных людей, принадлежащих к виду Homo sapiens, сходство между всеми расами огромно, а различия невелики и малосущественны. Это полностью относится к строению кисти руки с противополагающимся большим, пальцем, мозга с его сложными бороздами и извилинами, позвоночника, изогнутого в виде латинской буквы S, широкого таза, выпрямленной бедренной кости, опорной стопы, обеспечивающей прямохождение, гортани, языка, подбородка и мышц ротовой области, развитие которых связано с членораздельной речью.