Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КУЛЬТУРНЫЕ «ПЛЮСЫ» И «МИНУСЫ»



С вопросом о соотношении инноваций и традиций в истории культуры тесно связана проблема оценки ее роли в различные периоды развития человеческого общества. В повседневной жизни, а частично и в науке широко распространен взгляд на культуру, как на такое общественное явление, которое во все времена и у всех народов имело только прогрессивное, положительное значение. С этим согласиться никак нельзя. Так как культура — это результат целенаправленной деятельности людей, то роль каждого культурного явления в жизни зависит прежде всего от того, ради удовлетворения какой потребности оно было создано. Вряд ли, например, можно сомневаться в том, что вредоносный жезл, направляемый австралийцем на своего врага, и произносимые при этом магические заклинания относятся к разряду культурных явлений; вместе с тем считать их положительными, очевидно, невозможно. Немыслимо признать также какую-либо положительную роль за всевозможными наркотиками, истоки употребления которых восходят к периоду первобытнообщинного строя (курение табака у американских индейцев, опиума и гашиша у многих народов Южной и Восточной Азии, жевание листьев кустарника кока в южноамериканских Андах или бетеля в Индии, Индокитае и Индонезии, питье опьяняющего напитка из перечного растения кава в Океании и т. п.). Ярким примером «отрицательного» использования предметов материальной культуры является встречающееся уже на заре человеческой истории употребление оружия для убийства или ранения себе подобных при внутри- и межплеменных ссорах и столкновениях.

В классовом обществе как материальная, так и духовная культура в самых широких масштабах используется господствующими классами для усиления эксплуатации трудящихся, угнетения и подавления других народов, идейного одурманивания масс и оправдания социального и политического неравенства, захватнических войн, всех видов национализма, расизма и религиозной нетерпимости . Конечно, материальная культура не несет, как правило, никакой специфической «отрицательной нагрузки» и ее роль в жизни общества зависит от того, в чьих руках она находится, для чего используется и как распределяется между различными социальными группами населения. Оружие всех видов, например, может служить для агрессии или подавления революции, но может быть использовано в справедливой оборонительной войне или в борьбе народных масс с эксплуататорами. В силу крайне неравномерного распределения материальных благ, бедности и искусственно поддерживаемой отсталости трудящихся в их сельскохозяйственной технике, жилище, утвари, одежде и других сферах материальной культуры часто пережиточно сохраняются архаические особенности, но соответствующие уровню технического, экономического и культурного развития общества в целом. В царской России такими пережитками были, например, дожившие местами до начала XX в. старинные орудия (сохи, деревянные бороны, серпы, косы-горбуши и др.), курные избы, лапти и онучи, несшитые формы женской поясной одежды типа поневы, деревянная посуда и т. п. Однако некоторые виды материальной культуры всегда играют в общественной жизни и в быту преимущественно отрицательную роль (орудия телесных наказаний, пыток и казней, алкогольные напитки, наркотики и др.).

Более сложна оценка общественной роли духовной культуры на разных этапах человеческой истории и у различных народов. Ленинское положение о «двух национальных культурах в каждой национальной культуре» может быть распространено на культуру всего классового общества, которое всегда отличается неоднородностью своих социальных стереотипов. Когда В. И. Ленин писал о «буржуазной, а в большинстве еще черносотенной и клерикальной культуре» он несомненно имел в виду в первую очередь реакционную духовную культуру, играющую сугубо отрицательную роль в общественной жизни народе» любого классового общества. В отличие от материальной духовная культура если не целиком, то во всяком случае во многих своих видах имеет, вполне определенную мировоззренческую и политическую направленность, которая может быть прогрессивной или реакционной. Это положение справедливо по отношению к нормам общественного и семейного поведения и связанным с ними обычаям и обрядам, а также по отношению ко всем гуманитарным наукам, литературе и искусству. В наше время острой идеологической борьбы, отражающей социально-экономические и политические противоречия современной эпохи, огромную роль приобретает партийность гуманитарных наук, литературы и искусства.

Сложная и противоречивая роль духовной культуры в истории общества может быть хорошо раскрыта на примере религии. Основываясь на работах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина, а также на фактических данных о верованиях и культах народов разных стран и эпох, советские ученые — философы, социологи, историки, этнографы и др.— рассматривают религию как фантастическое мировоззрение, которое в грубо искаженной, мистической форме отражает действительность. «Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами,— писал В. И. Ленин,— так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п.».

Любая религия представляет собой сложный комплекс различных элементов, включающий собственно идеологическую сферу (верования, представления, мифы), религиозную «практику» (поведение), связанную с верованиями и обрядами, эмоциональные переживания, церковные учреждения, совокупность моральных норм, выражающих религиозную идеологию и ею освященных. Основное в религии как идеологическом явлении — вера в сверхъестественное. Без такой веры не может существовать никакая религия. Очевидно, что все перечисленные элементы религии, включая и главный из них — веру в сверхъестественное,— принадлежит к сфере духовной культуры. Исторически отрицательная роль религии лишний раз убеждает нас в том, что культуру (особенно духовную) нельзя рассматривать только как прогрессивное общественное явление. Как не вспомнить еще раз слова В. И. Ленина о «клерикальной культуре». Ведь само слово «клерикальный» происходит от латинского clericalis (церковный), а клерикализм представляет собой одно из самых реакционных политических течений, которое ставит своей целью господство церкви и духовенства в общественной и культурной жизни народов.

Вопреки уверениям клерикалов религия вовсе не свойственна человеку от рождения. В прошлом религия оказывала огромное влияние на развитие духовной, а частично и материальной культуры всех народов мира, поддерживала в их быту наиболее консервативные, часто вредные традиции.

В классовом обществе религия оправдывала и освещала социальное неравенство, отвлекала трудящихся от освободительной борьбы, проповедовала покорность властям предержащим, вела борьбу с передовыми учеными, писателями, художниками и другими деятелями культуры, особенно если их творчество носило материалистический и антиклерикальный характер.

Вместе с тем нельзя забывать, что до XV—XVI вв. (а во многих странах и позднее) с религией в той или иной степени было связано развитие науки, литературы, искусства, народного просвещения и других видов духовной культуры, в которых, несмотря на их широкое использование клерикалами, все время шла борьба старого и нового, традиций и инноваций, консервативных и прогрессивных тенденций.

Эти общие положения справедливы по отношению ко всем религиям прошлого и настоящего, начиная с уже знакомых нам племенных культов, которые в настоящее время сохранились у многих народов Австралии и Океании, внутренних районов Южной Америки и Юго-Восточной Азии, Африки к югу от Сахары.

С возникновением классов и государственности религиозные представления усложняются, появляются политеистические религии, для которых характерна вера во многих богов (многобожие). С развитием централизованных деспотических государств политеизм трансформируется в монотеизм (единобожие). Примером может служить иудаизм, который возник среди древнего еврейского населения Палестины вначале как политическая религия. В I тыс. до н. э. иудаизм приобрел монотеистический характер. Иудаисты верят в единого бога Яхве, в приход дня небесного суда, в бессмертие души и существование загробного царства, где каждого ждет кара или блаженство за его земные деяния. Важное место в этой религии заняла доктрина о том, что евреи являются богоизбранным народом. Иудаизм распространен среди верующих евреев в различных странах мира. В Израиле иудаизм был объявлен государственной религией. В Японии возник синтоизм, религиозные представления которого связаны с культом предков, культом природы и культом японского императора — микадо. Как и иудаизм, японский синтоизм — местная религия, которую исповедует один народ. В VII в. в Японию проник буддизм. В последние годы синтоизм стал с ним сливаться.

Даосизм и конфуцианство — две местные религии Китая. Они возникли в I тыс. до я. э. как философско-этические учения. В основе даосизма лежит идея слияния человека с природой, обожествление природных сил. Основателем конфуцианства был Куньцзы (Конфуций), гнивший в 551—479 гг. до н. э. Главное в учении Куньцзы — положение о «чжэн-мин», т. е. о «выправлении имен», что означает строгое соответствие поведения людей их общественному и семейному положению. Это хорошо отвечало интересам правящих классов, утверждая незыблемость социального неравенства и власть императора.

К местным религиям следует также отнести зороастризм, который возник на территории Средней Азии и позднее распространился в другие страны Древнего Востока. Создателем считается проповедник Зороастр (Заратуштра). Его проповеди вошли в священные древне-иранские книги «Авесту», содержащие свод религиозных и юридических предписаний, песнопений, молитв. Для зороастризма характерны мифологические представления о противоборстве сил добра и зла, вера в бессмертие души, загробную жизнь и поклонение огню. Своих покойников зороастрийцы хоронят на «башнях молчания». Значительная группа зороастрийцев живет в Индии.

С глубокой древности в Индии получила также распространение религия — брахманизм, ставший основой индуизма. В основе религиозных представлений индуистов — учение о перевоплощении душ (сансара), которое происходит в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или порочное поведение. Индуизм — сложная и разветвленная система, включающая философские учения, этико-правовые нормы и религиозно-культурные представления. Верховные божества — Вишну и Шива, почитаются и многие другие боги. Обряды совершаются в храмах, в священных местах или у местных и домашних алтарей. Индуисты считают священными некоторых животных — корову, змей, а также некоторые растения (лотос) и даже реку Ганг. Индуизм закрепляет деление общества на касты, замкнутые религиозно-профессиональные группы. Индуизм, кроме Индостана, распространен у тамилов Шри Ланки, у балийцев в Индонезии и в некоторых странах, где много индийских иммигрантов.

В Индии распространены также джайнизм и сикхизм. Основателем джайнизма считают Джинну (VI в. до н. э.). Он проповедовал, что «спасение» людей не зависит от принадлежности к разным сословиям и кастам. Последователи джайнизма строго соблюдают запрет убийства любого живого существа.

Сикхизм возник в конце XV — начале XVI в., когда духовные вожди сикхов — гуру возглавили борьбу против феодального и сословно-кастового гнета. В основе сикхизма лежит вера в единого бога, отрицание идолопоклонства и признание равенства каст перед богом.

К мировым религиям, к которым принадлежат верующие многих народов и стран, относятся буддизм, христианство и ислам.

Буддизм возник в Северной Индии в VI—V вв. до н. э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама, получивший имя Будда («просветленный»). Буддизм воспринял от древнего индийского брахманизма идею кармы (воздаяния) и сансары (перевоплощения), но отверг кастовую систему и многие ритуалы, характерные для индуизма. Сложились две основные религиозные ветви буддизма — тхеравада, или хинаяна (малая колесница), и махаяна (большая колесница). Согласно учению хинаяны Будда выступает лишь как наставник, а не бог. Для махаяны характерны учение об аде и рае, а также вера во многих богов. Особой разновидностью махаяны является ламаизм, распространенный в Тибете и сопредельных районах. У ламаистов сохранились элементы более древних религий, в частности шаманизма, сильно развито монашество. Махаяна распространена в странах Восточной Азии, тхеравада — в странах Юго-Восточной и Южной Азии.

Одна из наиболее распространенных мировых религий христианство — возникло в I в. н. э. в восточных провинциях Римской империи, а затем распространилось и за ее пределы. В основе религиозных представлений лежит вера в божественную миссию богочеловека и спасителя мира Иисуса Христа, который якобы искупил своей мученической смертью грехи всего человечества, вера во второе пришествие Христа, страшный суд и установление царства божьего. Основными священными книгами христиан является Библия (Ветхий и Новый Завет).

В середине I тыс. н. э. выделилось монофиситское направление христианства. Оно представлено ныне армяно-григорианской, эфиопской, коптской (египетской) и якобитской (сирийской) церквами.

В XI в. оформились католицизм и православие. Во главе католической церкви стоит папа римский. Особое значение у католиков имеет культ богородицы (Мадонны) — матери Христа. Православие в отличие от католицизма не централизовано и делится на ряд местных (автокефальных) церквей, подчиняющихся своим патриархам — константинопольскому, русскому, сербскому и др. В XV в. в России после реформ патриарха Никона в результате раскола русской церкви возникло старообрядчество. Некоторые православные церкви в западных областях, где было сильное влияние католицизма, пошли на сближение с ним, признав главенство папы римского. Такие церкви получили название униатских.

Особое направление христианства — протестантизм — возникло в эпоху Реформации в XVI в. как антикатолическое движение. Протестанты отвергли папу римского в качестве наместника бога на Земле. Сформировались три главные ветви протестантизма — лютеранство, кальвинизм (по имени основателей — Лютера и Кальвина) и англиканство в Англии. К кальвинизму примыкает баптизм, получивший особенное распространение в США.

Ислам возник в начале VII в. на Аравийском полуострове. Основатель—Мухаммед (Магомет), «посланник аллаха». Его учение изложено в Корано. Для ислама характерна вера в единого бога, в бессмертие души и загробную жизнь. В VIII в. в исламе выделились два направления: сунниты и шииты. В шиизме развит культ святых мучеников (особенно Хуссейна). Крупной сектой суннитов являются ваххабиты (центральная часть Аравийского полуострова), шиитов—зейдиты (Йеменская Арабская Республика).

Шииты живут главным образом в Иране, Ираке и ЙАР, сунниты — в арабских странах Юго-Западной Азии и Северной Африки, Турции, Афганистане, Пакистане, Бангладеш, Индонезии.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.