С вопросом о соотношении инноваций и традиций в истории культуры тесно связана проблема оценки ее роли в различные периоды развития человеческого общества. В повседневной жизни, а частично и в науке широко распространен взгляд на культуру, как на такое общественное явление, которое во все времена и у всех народов имело только прогрессивное, положительное значение. С этим согласиться никак нельзя. Так как культура — это результат целенаправленной деятельности людей, то роль каждого культурного явления в жизни зависит прежде всего от того, ради удовлетворения какой потребности оно было создано. Вряд ли, например, можно сомневаться в том, что вредоносный жезл, направляемый австралийцем на своего врага, и произносимые при этом магические заклинания относятся к разряду культурных явлений; вместе с тем считать их положительными, очевидно, невозможно. Немыслимо признать также какую-либо положительную роль за всевозможными наркотиками, истоки употребления которых восходят к периоду первобытнообщинного строя (курение табака у американских индейцев, опиума и гашиша у многих народов Южной и Восточной Азии, жевание листьев кустарника кока в южноамериканских Андах или бетеля в Индии, Индокитае и Индонезии, питье опьяняющего напитка из перечного растения кава в Океании и т. п.). Ярким примером «отрицательного» использования предметов материальной культуры является встречающееся уже на заре человеческой истории употребление оружия для убийства или ранения себе подобных при внутри- и межплеменных ссорах и столкновениях.
В классовом обществе как материальная, так и духовная культура в самых широких масштабах используется господствующими классами для усиления эксплуатации трудящихся, угнетения и подавления других народов, идейного одурманивания масс и оправдания социального и политического неравенства, захватнических войн, всех видов национализма, расизма и религиозной нетерпимости . Конечно, материальная культура не несет, как правило, никакой специфической «отрицательной нагрузки» и ее роль в жизни общества зависит от того, в чьих руках она находится, для чего используется и как распределяется между различными социальными группами населения. Оружие всех видов, например, может служить для агрессии или подавления революции, но может быть использовано в справедливой оборонительной войне или в борьбе народных масс с эксплуататорами. В силу крайне неравномерного распределения материальных благ, бедности и искусственно поддерживаемой отсталости трудящихся в их сельскохозяйственной технике, жилище, утвари, одежде и других сферах материальной культуры часто пережиточно сохраняются архаические особенности, но соответствующие уровню технического, экономического и культурного развития общества в целом. В царской России такими пережитками были, например, дожившие местами до начала XX в. старинные орудия (сохи, деревянные бороны, серпы, косы-горбуши и др.), курные избы, лапти и онучи, несшитые формы женской поясной одежды типа поневы, деревянная посуда и т. п. Однако некоторые виды материальной культуры всегда играют в общественной жизни и в быту преимущественно отрицательную роль (орудия телесных наказаний, пыток и казней, алкогольные напитки, наркотики и др.).
Более сложна оценка общественной роли духовной культуры на разных этапах человеческой истории и у различных народов. Ленинское положение о «двух национальных культурах в каждой национальной культуре» может быть распространено на культуру всего классового общества, которое всегда отличается неоднородностью своих социальных стереотипов. Когда В. И. Ленин писал о «буржуазной, а в большинстве еще черносотенной и клерикальной культуре» он несомненно имел в виду в первую очередь реакционную духовную культуру, играющую сугубо отрицательную роль в общественной жизни народе» любого классового общества. В отличие от материальной духовная культура если не целиком, то во всяком случае во многих своих видах имеет, вполне определенную мировоззренческую и политическую направленность, которая может быть прогрессивной или реакционной. Это положение справедливо по отношению к нормам общественного и семейного поведения и связанным с ними обычаям и обрядам, а также по отношению ко всем гуманитарным наукам, литературе и искусству. В наше время острой идеологической борьбы, отражающей социально-экономические и политические противоречия современной эпохи, огромную роль приобретает партийность гуманитарных наук, литературы и искусства.
Сложная и противоречивая роль духовной культуры в истории общества может быть хорошо раскрыта на примере религии. Основываясь на работах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина, а также на фактических данных о верованиях и культах народов разных стран и эпох, советские ученые — философы, социологи, историки, этнографы и др.— рассматривают религию как фантастическое мировоззрение, которое в грубо искаженной, мистической форме отражает действительность. «Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами,— писал В. И. Ленин,— так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п.».
Любая религия представляет собой сложный комплекс различных элементов, включающий собственно идеологическую сферу (верования, представления, мифы), религиозную «практику» (поведение), связанную с верованиями и обрядами, эмоциональные переживания, церковные учреждения, совокупность моральных норм, выражающих религиозную идеологию и ею освященных. Основное в религии как идеологическом явлении — вера в сверхъестественное. Без такой веры не может существовать никакая религия. Очевидно, что все перечисленные элементы религии, включая и главный из них — веру в сверхъестественное,— принадлежит к сфере духовной культуры. Исторически отрицательная роль религии лишний раз убеждает нас в том, что культуру (особенно духовную) нельзя рассматривать только как прогрессивное общественное явление. Как не вспомнить еще раз слова В. И. Ленина о «клерикальной культуре». Ведь само слово «клерикальный» происходит от латинского clericalis (церковный), а клерикализм представляет собой одно из самых реакционных политических течений, которое ставит своей целью господство церкви и духовенства в общественной и культурной жизни народов.
Вопреки уверениям клерикалов религия вовсе не свойственна человеку от рождения. В прошлом религия оказывала огромное влияние на развитие духовной, а частично и материальной культуры всех народов мира, поддерживала в их быту наиболее консервативные, часто вредные традиции.
В классовом обществе религия оправдывала и освещала социальное неравенство, отвлекала трудящихся от освободительной борьбы, проповедовала покорность властям предержащим, вела борьбу с передовыми учеными, писателями, художниками и другими деятелями культуры, особенно если их творчество носило материалистический и антиклерикальный характер.
Вместе с тем нельзя забывать, что до XV—XVI вв. (а во многих странах и позднее) с религией в той или иной степени было связано развитие науки, литературы, искусства, народного просвещения и других видов духовной культуры, в которых, несмотря на их широкое использование клерикалами, все время шла борьба старого и нового, традиций и инноваций, консервативных и прогрессивных тенденций.
Эти общие положения справедливы по отношению ко всем религиям прошлого и настоящего, начиная с уже знакомых нам племенных культов, которые в настоящее время сохранились у многих народов Австралии и Океании, внутренних районов Южной Америки и Юго-Восточной Азии, Африки к югу от Сахары.
С возникновением классов и государственности религиозные представления усложняются, появляются политеистические религии, для которых характерна вера во многих богов (многобожие). С развитием централизованных деспотических государств политеизм трансформируется в монотеизм (единобожие). Примером может служить иудаизм, который возник среди древнего еврейского населения Палестины вначале как политическая религия. В I тыс. до н. э. иудаизм приобрел монотеистический характер. Иудаисты верят в единого бога Яхве, в приход дня небесного суда, в бессмертие души и существование загробного царства, где каждого ждет кара или блаженство за его земные деяния. Важное место в этой религии заняла доктрина о том, что евреи являются богоизбранным народом. Иудаизм распространен среди верующих евреев в различных странах мира. В Израиле иудаизм был объявлен государственной религией. В Японии возник синтоизм, религиозные представления которого связаны с культом предков, культом природы и культом японского императора — микадо. Как и иудаизм, японский синтоизм — местная религия, которую исповедует один народ. В VII в. в Японию проник буддизм. В последние годы синтоизм стал с ним сливаться.
Даосизм и конфуцианство — две местные религии Китая. Они возникли в I тыс. до я. э. как философско-этические учения. В основе даосизма лежит идея слияния человека с природой, обожествление природных сил. Основателем конфуцианства был Куньцзы (Конфуций), гнивший в 551—479 гг. до н. э. Главное в учении Куньцзы — положение о «чжэн-мин», т. е. о «выправлении имен», что означает строгое соответствие поведения людей их общественному и семейному положению. Это хорошо отвечало интересам правящих классов, утверждая незыблемость социального неравенства и власть императора.
К местным религиям следует также отнести зороастризм, который возник на территории Средней Азии и позднее распространился в другие страны Древнего Востока. Создателем считается проповедник Зороастр (Заратуштра). Его проповеди вошли в священные древне-иранские книги «Авесту», содержащие свод религиозных и юридических предписаний, песнопений, молитв. Для зороастризма характерны мифологические представления о противоборстве сил добра и зла, вера в бессмертие души, загробную жизнь и поклонение огню. Своих покойников зороастрийцы хоронят на «башнях молчания». Значительная группа зороастрийцев живет в Индии.
С глубокой древности в Индии получила также распространение религия — брахманизм, ставший основой индуизма. В основе религиозных представлений индуистов — учение о перевоплощении душ (сансара), которое происходит в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или порочное поведение. Индуизм — сложная и разветвленная система, включающая философские учения, этико-правовые нормы и религиозно-культурные представления. Верховные божества — Вишну и Шива, почитаются и многие другие боги. Обряды совершаются в храмах, в священных местах или у местных и домашних алтарей. Индуисты считают священными некоторых животных — корову, змей, а также некоторые растения (лотос) и даже реку Ганг. Индуизм закрепляет деление общества на касты, замкнутые религиозно-профессиональные группы. Индуизм, кроме Индостана, распространен у тамилов Шри Ланки, у балийцев в Индонезии и в некоторых странах, где много индийских иммигрантов.
В Индии распространены также джайнизм и сикхизм. Основателем джайнизма считают Джинну (VI в. до н. э.). Он проповедовал, что «спасение» людей не зависит от принадлежности к разным сословиям и кастам. Последователи джайнизма строго соблюдают запрет убийства любого живого существа.
Сикхизм возник в конце XV — начале XVI в., когда духовные вожди сикхов — гуру возглавили борьбу против феодального и сословно-кастового гнета. В основе сикхизма лежит вера в единого бога, отрицание идолопоклонства и признание равенства каст перед богом.
К мировым религиям, к которым принадлежат верующие многих народов и стран, относятся буддизм, христианство и ислам.
Буддизм возник в Северной Индии в VI—V вв. до н. э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама, получивший имя Будда («просветленный»). Буддизм воспринял от древнего индийского брахманизма идею кармы (воздаяния) и сансары (перевоплощения), но отверг кастовую систему и многие ритуалы, характерные для индуизма. Сложились две основные религиозные ветви буддизма — тхеравада, или хинаяна (малая колесница), и махаяна (большая колесница). Согласно учению хинаяны Будда выступает лишь как наставник, а не бог. Для махаяны характерны учение об аде и рае, а также вера во многих богов. Особой разновидностью махаяны является ламаизм, распространенный в Тибете и сопредельных районах. У ламаистов сохранились элементы более древних религий, в частности шаманизма, сильно развито монашество. Махаяна распространена в странах Восточной Азии, тхеравада — в странах Юго-Восточной и Южной Азии.
Одна из наиболее распространенных мировых религий христианство — возникло в I в. н. э. в восточных провинциях Римской империи, а затем распространилось и за ее пределы. В основе религиозных представлений лежит вера в божественную миссию богочеловека и спасителя мира Иисуса Христа, который якобы искупил своей мученической смертью грехи всего человечества, вера во второе пришествие Христа, страшный суд и установление царства божьего. Основными священными книгами христиан является Библия (Ветхий и Новый Завет).
В середине I тыс. н. э. выделилось монофиситское направление христианства. Оно представлено ныне армяно-григорианской, эфиопской, коптской (египетской) и якобитской (сирийской) церквами.
В XI в. оформились католицизм и православие. Во главе католической церкви стоит папа римский. Особое значение у католиков имеет культ богородицы (Мадонны) — матери Христа. Православие в отличие от католицизма не централизовано и делится на ряд местных (автокефальных) церквей, подчиняющихся своим патриархам — константинопольскому, русскому, сербскому и др. В XV в. в России после реформ патриарха Никона в результате раскола русской церкви возникло старообрядчество. Некоторые православные церкви в западных областях, где было сильное влияние католицизма, пошли на сближение с ним, признав главенство папы римского. Такие церкви получили название униатских.
Особое направление христианства — протестантизм — возникло в эпоху Реформации в XVI в. как антикатолическое движение. Протестанты отвергли папу римского в качестве наместника бога на Земле. Сформировались три главные ветви протестантизма — лютеранство, кальвинизм (по имени основателей — Лютера и Кальвина) и англиканство в Англии. К кальвинизму примыкает баптизм, получивший особенное распространение в США.
Ислам возник в начале VII в. на Аравийском полуострове. Основатель—Мухаммед (Магомет), «посланник аллаха». Его учение изложено в Корано. Для ислама характерна вера в единого бога, в бессмертие души и загробную жизнь. В VIII в. в исламе выделились два направления: сунниты и шииты. В шиизме развит культ святых мучеников (особенно Хуссейна). Крупной сектой суннитов являются ваххабиты (центральная часть Аравийского полуострова), шиитов—зейдиты (Йеменская Арабская Республика).
Шииты живут главным образом в Иране, Ираке и ЙАР, сунниты — в арабских странах Юго-Западной Азии и Северной Африки, Турции, Афганистане, Пакистане, Бангладеш, Индонезии.