1. Общество и право.Право — необходимый элемент в структуре классового общества. Социальное назначение права в структуре общества состоит в том, что оно является основой нормальной жизни общества, фактором, обусловливающим развитие и функционирование общественного организма в соответствии с требованиями объективных экономических законов.
Общество, в особенности классовое, может быть охарактеризовано в качестве единого организма — цельной органичной системы. Оно состоит из ряда подсистем (социальных элементов), из которых складывается экономическая, политическая, духовная жизнь.
Для того чтобы эти элементы и подсистемы функционировали и развивались как части цельного организма, они должны определенным образом связываться в единую систему. В социальном организме существует ряд элементов, выполняющих такую функционально-связующую роль и охватываемых общим понятием «управление». В классовом обществе важнейшим компонентом, из которого состоит социальное управление, является право \
1 В советской юридической литературе на «управленческую» природу права обратил внимание В. М. Горшенев (В. М. Горшенев. Способы и организационные формы правового регулирования в современный период коммунистического строительства. Автореферат докторской диссертации. Свердловск, 1969, стр. 6—8).
Интересно отметить, что в философской литературе выдвинуто положение о том, что управление является одним из первичных элементов структурыобщества. По мнению В. С. Добриянова, в основе социальной структуры общества «лежат четыре первичных компонента: материальное производство,., производство духовных благ, воспроизводство людей и управленческие отношения» (В. С. Д о б р и я н о в. Методологические проблемы теоретического и исторического познания. «Мысль», 1968, стр. 83).
Значение права как компонента управления состоит главным образом в том, что оно способно обеспечивать и охранять нормальную жизнь общества. Право по своим свойствам приспособлено для выражения, закрепления и гарантирования урегу-лированности и порядка в общественной жизни, налаживания нормального, основанного на единых началах, гармоничного, строго определенного существования и функционирования господствующих общественных отношений.
Однако указание на «управленческую», функционально-связующую роль права еще в полной мере не раскрывает его места в системе общественных отношений.
Для более детального рассмотрения поставленного вопроса необходимо выяснить связи права с основными социальными подсистемами — экономикой, политикой, духовной жизнью общества. Ключом к пониманию этих связей являются марксистско-ленинские положения об экономическом базисе и надстройке.
2. Право и экономика в социалистическомобществе. Право представляет собой часть надстройки над экономическим базисом общества. Поэтому соотношение права и экономики подчиняется общим закономерностям, определяющим связь базиса и надстройки.
Первая — главная и решающая — сторона этой закономерной связи состоит в том, что право (так же как и другие части надстройки) в конечном счете обусловлено экономическим базисом.
Базис — это совокупность общественно-производственных отношений, образующих экономический строй общества. Специфическая черта общественно-производственных, материальных отношений состоит в том, что последние складываются независимо от сознания и воли людей. Они характеризуют самую экономическую структуру общества, формы собственности, положение социальных групп (классов) по отношению друг к другу, т. е. общественное бытие.
Определяющая роль экономического базиса по отношению к праву выражается в том, что экономический базис а) порождает самую потребность использования правовой формы общественного регулирования как классового регулятора общественных отношений; б) предопределяет существенные социальные черты права в целом, его роль в соответствующей социально-экономической формации; в) обусловливает в конечном счете и конкретное содержание тех или иных правовых институтов и отраслей права, задачи правового регулирования в данный исторический период.
Заказ 82
Но связь экономики с правом не является прямой, непосредственной. В праве выражаются лишь те требования экономического базиса, которые проходят через волю государства. Государственная воля и придает требованиям базиса качество классового регулятора общественных отношений.
Необходимо наряду с этим учитывать, что право (так же как и другие части надстройки) обладает относительной самостоятельностью. Надстройка определяется экономическим базисом лишь «в конечном счете». Подчеркивая роль экономического базиса, Ф. Энгельс вместе с тем писал: «...люди сами делают свою историю, однако в данной, их обусловливающей среде, на; основе уже существующих действительных отношений,..» 2.
Относительная самостоятельность права выражается в различных формах.
Так, относительной самостоятельностью права объясняется известная преемственность в праве, которая весьма ярко обнаруживается в эксплуататорском праве; характерный пример: рецепция (восприятие) буржуазным гражданским правом такого специфического структурного образования, существовавшего в эпоху рабовладения, каким было частное римское право. Социалистическое право восприняло от ранее существовавших структурных общностей определенные технические приемы формулирования правовых норм, кодификации законодательства.
Относительная самостоятельность права выражается, далее, в том, что существует возможность относительно независимого от базиса развития права. Это развитие вызывается особенностями политических, национальных, культурных отношений в данной стране, требованиями согласования изданных правовых норм и т. п. Существование разных структурных общностей права и объясняется воздействием на право такого рода «второочередных» факторов. Более того, своеобразие права как особой формы общественного регулирования вообще сопряжено с рядом специфических факторов, причем не только в экономике (товарное производство), но и в политике, в духовной жизни общества (развитие классово определенных форм демократии, начал нравственности и справедливости).
Наиболее важной формой относительной самостоятельности права являются его активная роль, его обратное воздействие на экономический базис общества. В этом и состоит вторая сторона закономерной связи права и экономики. Право не только обу-
2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 39, стр. 175.
словлено экономическим базисом общества, но и выступает в качестве активной силы, обратно воздействующей на базис.
Право потому и является закономерным, необходимым «продуктом» базиса, что без права (правового регулирования) невозможно в данных социально-экономических условиях сохранение, упрочение и развитие господствующих общественных отношений. Право как регулятор общественных отношений представляет собой необходимое орудие в осуществлении задач экономического (а также политического и культурного) развития классового общества.
Весьма знаменательно, что именно право рассматривалось К- Марксом как одно из важнейших орудий, воздействующих на ход экономического развития.
По мысли К. Маркса, даже в условиях антагонистических формаций законодательные акты явились первой попыткой сознательного и планомерного воздействия общества на стихийно складывающийся характер его общественного производства3. К. Маркс видел в праве значительную «общественную силу»4, указывал на существенные достоинства правовой формы общественного регулирования, в частности на возможность при помощи законов «одним ударом» решать определенные экономические задачи5.
Соотношение права и экономики в социалистическом обществе подчиняется указанным выше общим закономерностям. Вместе с тем оно характеризуется и рядом существенных особенностей.
В социалистическом обществе выражение в праве требований экономического базиса идет как вполне осознанный, целенаправленный процесс, осуществляемый на научных основах. «Коммунистическое общество в отличие от всех предшествующих социально-экономических формаций складывается не стихийно, а в результате сознательной и целенаправленной деятельности народных масс, руководимых марксистско-ленинской партией» (Программа КПСС). Марксизм-ленинизм позволяет правильно понять назревшие экономические потребности общества, а деятельность социалистического государства — своевременно выразить в их необходимой правовой форме. Именно эта особенность соотношения экономики и права в социалистическом обществе
3 К. МарксиФ. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 492.
4 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 16, стр. 198.
5 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 309.
дает возможность с надлежащей полнотой раскрыть роль Коммунистической партии в развитии права. Назревшие экономические потребности общества осознаются прежде всего Коммунистической партией, которая выражает коллективный разум рабочего класса и всех трудящихся, коллективный опыт коммунистического строительства.
В социалистическом обществе несоизмеримо возросло обратное воздействие права на экономический базис, на общественную жизнь в целом.
Если даже в эксплуататорских формациях, в условиях стихийно складывающегося характера производства, при господстве частной собственности правовое регулирование способно играть роль существенного фактора экономического развития, то вполне естественно, что эта роль права намного возрастает в условиях единого, основанного на общественной собственности, планомерно организованного социалистического хозяйства.
Своеобразие соотношения экономики и права в социалистическом обществе состоит в том, что правовая форма экономических отношений является не просто необходимостью, а выполняет активную организующую функцию и потому глубоко проникает в ткань экономической жизни в качестве важного компонента механизма экономических процессов.
Такое значение права в социалистической экономике обусловлено прежде всего особенностями социалистической формации. В ходе социалистической революции и строительства коммунизма необходимы коренная перестройка общественных отношений, создание и всестороннее развитие принципиально новых отношений. Социалистическое право и представляет собой один из необходимых рычагов перестройки общества на новых началах.
Усиление активной творческой роли права связано также с характером экономических законов социализма. Последние (основной экономический закон, закон планомерного, пропорционального развития, закон распределения по труду и другие) по своей природе таковы, что они требуют активной целенаправленной деятельности миллионов людей, коллективных усилий трудящихся. А это предполагает значительное усиление всех форм общественного нормативного регулирования, в том числе и возрастание роли социалистического права.
Для социалистической формации характерна объективная необходимость высокой организованности экономических отношений. Именно эту особенность социалистической экономики имел в виду В. И. Ленин, когда характеризовал социалистиче-
ское хозяйство как единую «монополию»6. В ходе социалистической революции, говорил В. И. Ленин, «к задачам разрушения прибавляются новые, неслыханной трудности задачи — организационные»7.
Иными словами, в социалистическом обществе в отличие*, от предшествующих формаций «естественное» экономическое' развитие предполагает высокий уровень целенаправленной организации всей экономической жизни, а отсюда необходимость. включения в механизм осуществления экономических процессов активных организующих элементов.
Право же представляет собой как раз такой инструмент-общественного регулирования, который позволяет наиболее эффективно, надежно, экономично решать «неслыханной трудности» организационные задачи.
В условиях социализма именно при помощи правовой формы создается в соответствии с требованиями объективных экономических законов социализма единый, четкий, определенный, непрерывно действующий, стабильный и динамичный механизм планомерного целенаправленного общественного регулирования, обеспечивающего нормальное, «естественное» функционирование и развитие социалистической экономики.
Таким образом, сама природа, особенности социалистической, экономики, ее экономические законы предполагают неустранимую объективную необходимость постоянного включения права в экономическую жизнь. Право в этих условиях образует, говоря словами Ф. Энгельса, «сильнейший рычаг самого производства»8. Следовательно, широкое использование правовой формы общественного регулирования следует рассматривать в качестве-одной из объективных экономических закономерностей, существенно влияющей на ход экономических процессов.
Формы и методы воздействия права на экономику социалистического общества разнообразны. Они зависят от этапа развития экономики, степени воплощения в экономическом организме начал материальной заинтересованности, от системы хозяйственного управления и ряда других факторов. Вместе с тем можно-указать на две основные формы правового воздействия на экономику: а) прямое государственно-властное регулирование* б) диспозитивно-дозволительное регулирование, обеспечивающее-«автономность» — самостоятельность субъектов хозяйственных
6 В. И. Л е н и н. Полн. собр. соч., т. 34, стр. 192.
7 В. И, Ленин. Полн. собр. соч., т. 36, стр. 6.
8 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 290.
53?
отношений (кроме того, в области хозяйства проявляется и охранительная функция права) 9.
Глубокое проникновение правовых форм в ткань экономической жизни социалистического общества не изменяет соотношения базисных и надстроечных явлений, не превращает право в непосредственно экономическое отношение, в элемент базиса (как это применительно к социалистическому государству утверждают отдельные авторы)10. Право, будучи системой общеобязательных норм — частью надстройки социалистического общества, реально включается в механизм экономических процессов лишь тогда, когда юридические нормы действуют, реализуются, т. е. на стадии правоотношений. Вот здесь, кстати сказать, и «срабатывает» теоретическая концепция, согласно которой в реальных жизненных отношениях фактическое (материальное) содержание и юридическая форма находятся в единстве. При помощи правоотношений социалистическое право, оставаясь надстроечным явлением, способно выступать в качестве необходимого звена механизма экономических процессов социалистического общества.
^ 3. Право и политика в социалистическом обществе.Соотношение права и политики раскрывает следующую (после экономики) важную группу связей, характеризующих место и роль права в системе отношений социалистического общества.
Политика — это сфера общественной жизни, связанная с активным выражением в определенной деятельности отношений между классами, нациями и государством. Политика сложилась и существует как классовая категория, тесно сопряженная с государством, его деятельностью. «...Политика, —писал В. И. Ленин,— есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержание деятельности государства...» п.
Поэтому вывод о том, что в праве воплощены требования экономического базиса, опосредствованные волей государства, означает в то же время, что право — это явление непосредственно политическое. Требования базиса выражаются в праве лишь постольку, поскольку они прошли через политику.
Разумеется, политика осуществляется не только в праве (политика опосредствуется также в науке, искусстве и т. п.). Но в праве в отличие от других идеологических форм политика получает непосредственное выражение. «Закон, — указывал В. И. Ленин, — есть мера политическая, есть политика»12.
9 О формах воздействия права на экономику см.: «Государство, право, экономика». «Юридическая литература», 1970, стр. 115 и след.; «Марксистско- ленинская теория государства и права. Основные институты и понятия». «Юридическая литература», 1970, стр. 456 и след.
10См. например: А. А. Годунов. Введение в теорию управления. «Экономика», 1967, стр. 166 и след,
11В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 33, стр. 340.
12В. И. Л е н и н. Поли. собр. соч., т. 30, стр. 99,
В праве опосредствуется только государственная политика. В то же самое время было бы неправильным отождествлять право* и государственную политику. И дело не только в том, что между ними существует так сказать «объемное» несовпадение (в частности право, как уже отмечалось, представляет собой лишь одно из выражений политики). Суть вопроса в том, что для права характерна специфическая форма. Политические требования являются правом только в той мере, в какой они закреплены в системе общеобязательных формально определенных норм, охраняемых принудительной силой государства. Следовательно, в праве выражается лишь часть государственной политики — та часть, которая для своего осуществления нуждается в общеобязательной форме и государственной охране, т. е. в возведении в закон.
В социалистическом обществе, так же как и в иных классовых социально-экономических формациях, право выступает в качестве непосредственного выражения государственной политики,, закрепленного в системе общеобязательных формально определенных норм и охраняемого принудительной силой социалистического государства. Все дело лишь в природе, особенностях политики, выраженной в социалистическом праве.
Если в антагонистических формациях реакционный характер-государственной политики является ярким свидетельством антинародной сущности эксплуататорского права, то особенности государственной политики в социалистическом обществе говорят о-громадных преимуществах и качественном своеобразии социалистического права. Каковы же особенности государственной политики в социалистическом обществе.
Во-первых, государственная политика в социалистическом обществе является в то же самое время народной политикой (сначала подавляющего большинства народа, затем всего народа,, т. е. общенародной политикой). В соответствии с этим народный, а затем и общенародный характер имеет и социалистическое
право.
Во-вторых, государственная политика в социалистическом обществе отличается научностью и целесообразностью. Отсюда особенности социалистического права, состоящие, в частности, в. высокоцелесообразном характере его содержания.
В-третьих, государственная политика является политикой; прогрессивной, направленной на достижение идеалов трудящегося человечества — построение социализма и коммунизма. В соответствии с этим прогрессивный, глубоко идейный характера имеет и социалистическое право — особый, высший исторический тип права,
55,
Государственная политика при социализме направляется Коммунистической партией. «Коммунистическая партия, объединяющая в своих рядах наиболее передовых представителей рабочего класса, всех трудящихся, тесно связанная с массами, пользующаяся безграничным авторитетом в народе, владеющая знанием законов развития общества, обеспечивает правильное руководство всей работой по строительству коммунизма, придает €Й организованный, планомерный, научно обоснованный характер» (Программа КПСС). Руководящая роль КПСС и обеспечивает подлинно народный, научный, целесообразный и прогрессивный характер государственной политики, полное и последовательное выражение этих черт государственной политики в праве.
4. Право и государство в социалистическом обществе. Рассматривая соотношение права и политики, необходимо выделить связь права с государством.
Государство и право близкие, тесно связанные между собой, «родственные» части надстройки. К. Маркс писал: «Совокупность... производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания» 13. К. Маркс, следовательно, обособлял государство и право (политическую и юридическую надстройки), которые «возвышаются» над экономическим базисом в отличие от иных частей надстройки — форм общественного сознания, которые «соответствуют» базису.
В чем же состоит единство государства и права?
Прежде всего государство и право имеют непосредственное политическое содержание. Глубокое органическое единство государства и права проявляется через политику (точнее: господствующую политику).
Государство и право по сравнению с другими частями надстройки (формами общественного сознания) наиболее близки к экономическому базису. Они непосредственнее выражают требования базиса и играют по отношению к нему наиболее действенную активную роль.
Государство и право — важнейшие части надстройки классового общества.
Государство и право всегда существуют вместе. Государство m право вместе возникли, вместе развиваются и функционируют.
Наконец, государству и праву присущи в общем однотипные
13 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 13, стр. 6—7.
способы воздействия на общественные отношения. И по этой черте они оба довольно четко отграничиваются от всех других частей надстройки (форм общественного сознания). «Если искусство «показывает», а наука «доказывает»—пишет М. А. Аржанов,— то, определяя специфику государства и права, можно сказать,, что они «приказывают» и.
Будучи в одинаковой степени орудиями осуществления господствующей политики, государство и право принадлежат все же к различным частям надстройки, занимают в ней специфические,, самостоятельные места.
Государство — это организация власти, состоящая из органов; власти («орудий власти»). В своей совокупности эти органы образуют механизм государственной власти, обладающий определенной материальной силой для осуществления организованного управления, а при необходимости и для организованного
принуждения.
Право же, как мы видели, имеет иное строение, иное непосредственное содержание. Оно выражается в системе общеобязательных норм, имеющих формально-определенный характер. Право, таким образом, по своему строению вплотную примыкает к общественному сознанию. Непосредственное содержание права однотипно с непосредственным содержанием такого, например, вида общественного сознания, как мораль (нравственность).
Наиболее важная черта связи права и государства — их взаимодействие, которое носит диалектический характер. Это именно, взаимодействие, т. е. такая связь между близкими явлениями, при которой они взаимопроникают, взаимно обусловливают друг друга, взаимно зависят друг от друга. Здесь, следовательно, существуют две встречные линии зависимости.
Первая линия — зависимость государства от права. Она состоит в том, что право — это необходимое, обязательное орудие, без которого государство не в состоянии выполнить свои функции, свои задачи. Характерная особенность деятельности государства состоит как раз в том, что веления государственной власти должны быть обязательными для населения всей страны. А этого невозможно достигнуть, если не выражать государствен-
14 М. А. Аржанов. Государство и право в их соотношении. Изд~во АН СССР, 1960, стр. 41—42. Автор тут же поясняет: «Особенность их (при-казывания государства и права. — С. А.) в специфической принудительной силе (мораль и религия также «приказывают», устанавливают нормы дозволенного и недозволенного и «наказывают» в соответствующих случаях, однако применяемое ими принуждение имеет принципиально иной характер)» (стр. 42),
вые веления в виде общеобязательных правил поведения, т. е. в нормах права.
Право используется и для регламентации деятельности государственных органов. Если не использовать нормы права, невозможно с требуемой четкостью определить соотношение отдельных частей государственного механизма, компетенцию государственных органов, конкретные формы их деятельности.
Вторая линия — зависимость права от государства. Если право необходимый инструмент государства для осуществления его задач, то право в свою очередь немыслимо без государства. Государство всегда зримо или незримо «присутствует» в праве.
Можно указать на следующие три основные вида деятельности органов государства, определяющих существование права:
а) Правотворческая деятельность — деятельность государст венных органов по приданию тем или иным правилам общеобя-
. зательного значения — значения норм права. Правотворчество выражается либо в форме прямого установления правовых норм, либо в форме санкционирования (придания юридической силы) уже существующим социальным нормам.
б) Правоисполнительная деятельность — деятельность госу« дарственных органов по детализации и конкретизации норм пра ва в индивидуальных актах, т. е. актах, адресованных определен ным лицам. Правоисполнительная деятельность необходима в отношении тех норм права, которые при своей реализации нуж даются в издании компетентными государственными органами индивидуальных актов. Они и влекут за собой возникновение прав и обязанностей определенных лиц (издание планового акта, назначение на должность, обложение налогом и т. п.).
в) Правообеспечительная (правоохранительная) деятель ность— деятельность государственных органов по обеспечению как исполнения лицами возложенных на них обязанностей, так и осуществления предоставленных им прав. Эта деятельность вы ражается в различных формах — организационной, контрольно- надзорной, правоохранительной.
Организационная работа по обеспечению юридических норм оказывается, как правило, необходимой применительно к тем правоотношениям, осуществление которых невозможно без создания государством определенных условий (например, для осуществления гражданами их избирательных прав).
Контрольно-надзорная работа выражается в наблюдении за исполнением юридических норм всеми субъектами — гражданами, общественными организациями, государственными органами. Она осуществляется в порядке общего надзора и контроля
.58
(общий народный контроль, общий надзор прокуратуры) и частного контроля (например, финансовый контроль).
Важнейшей составной частью обеспечения государством юридических норм является правоохранительная деятельность. Это деятельность государственных органов по осуществлению правоотношений в случаях, когда лица добровольно не исполняют возложенных на них обязанностей. Она включает в себя решение дел о нарушении юридических норм и принятие специальных, юридических мер воздействия против правонарушений (правовая ответственность), а также проведение в жизнь этих мер воздействия.
По вопросу о понятии правоохранительной деятельности в юридической литературе высказан и иной взгляд. По мнению И. С. Самощенко, сюда относится не только указанный выше круг вопросов, решаемых государственными органами в связи с привлечением лиц к правовой ответственности, но и «на-, блюдение за исполнением требований советского права прежде всего органами! *и должностными лицами государства, а также гражданами и общественными организациями» 15.
С таким взглядом трудно согласиться. Сам же автор подчеркивает, что правоохранительная деятельность выражается в «государственном принуждении к исполнению требований советского права» 1б. Между тем наблюдение за исполнением юридических норм (в особенности, когда оно осуществляется гражданами и общественными организациями) не требует использования специальных мер государственного принуждения.
Но может быть наблюдение за исполнением юридических норм допустимо характеризовать в качестве «психологически-понудительного фактора» и с этой стороны включать его в область государственного принуждения? Именно так подошел к рассматриваемому вопросу И. С. Самощенко, стремясь в после* дующих работах отстоять изложенный выше взгляд 17.
Но и этот аргумент бьет мимо цели. Для «неустойчивых» людей, о которых пишет И. С. Самощенко18, «психологически-побудительным фактором» может служить не только наблюдение за правомерностью тех или иных действий, но и сами по себе организационные акции, а также пропагандистская и разъяснительная работа. Да и, строго говоря, «психологически-побудительным» фактором является не сама по себе контролирующая деятельность, разъяснения и т. д., а сила «самого» права государственно-принудительных мер. Действия государственного контролера выступают в качестве государственно-принудительных актов лишь тогда, когда лица нарушили юридические нормы, правомерные требования контролера 19. Отнесение же всего того, что «психологически побуждает», и тем более того, что лишь способствует этому, к государственному принуждению приводит к «размыванию» границ рассматриваем
15И. С. Самощенко. Охрана режима законности Советским государ* ством. Госюриздат, 1960, стр. Р4, а также стр. 96 и след.
16Т а м же, стр. 89, 94.
17«Общая теория советского права». «Юридическая литература», 1966, стр. 384.
18Т а м ж е.
19Д. Н. Б а х р а х. Советское законодательство об административной от ветственности. Пермь, 1969, стр. 21—22.
*юго сложного социального явления, переключает его из области юридически -реального в область психологически-субъективного.
На государство и право социалистического общества распространяются общие закономерности их взаимодействия.
Вместе с тем взаимодействие государства и права в социалистическом обществе отличается рядом принципиальных особенностей.
Обращаясь к особенностям зависимости права от государства в социалистическом обществе, необходимо отметить общую тенденцию— расширение связей права с иными социальными факторами (упрочение связи права и морали, усиление деятельности общественности и др.) и в то же время возрастание значения для права тех сторон работы государственных органов, которые непосредственно не связаны с использованием принудительной силы.
Нормотворческая деятельность социалистического государства все более опирается на общественность, на общественный почин. Отсюда придание правового значения многим нормативным актам кооперативных и общественных организаций (колхозов, потребительской кооперации, профессиональных союзов и др.)-
Существенно расширились при социализме такие формы пра-вообеспечительной деятельности государства, которые не связаны с применением специальных мер принуждения к тем или иным лицам.
В социалистическом обществе происходят качественные изменения в правоохранительной деятельности государства. Меры государственного принуждения применяются при социализме в неразрывном сочетании с мерами убеждения.
С точки зрения зависимости государства от права право в социалистическом обществе остается важнейшим орудием осуществления задач государства. Но оно не единственный инструмент в этом деле. Причем в отличие от эксплуататорского государства (где также государство сплошь и рядом проводит свою деятельность вне права) такого рода «внеправовая» деятельность подчиняется началам законности. Она лишь не умещается в рамках работы государственных органов по изданию норм права, их детализации, их обеспечению. Работа государственных органов , оказывается на практике значительно шире, богаче и многограннее.
Рассматриваемая особенность в деятельности социалистического государства выражает его принципиально новую природу, его новую роль в жизни общества. В частности, проведение в жизнь таких основных функций государства, как хозяйственного
организаторская, культурно-воспитательная, борьба за мир и мирное сосуществование и других, невозможно без осуществления большой организаторской работы, культурной и массово-воспитательной деятельности, пропаганды и т. д.
Есть еще один важный аспект зависимости социалистического государства от права, который в условиях строительства коммунизма приобретает все большее значение. Как особое надстроечное явление, обладающее «своей» социальной ценностью, право выступает не только в качестве орудия государства, но и имеет по отношению к нему самостоятельное значение20 — является средством целесообразной и эффективной организации государственной власти. Этот аспект взаимосвязи государства и права в социалистическом обществе выражается в связанности государственных органов действующими законами и изданными на их основе подзаконными нормативными актами21. Конечно, никакой ранее изданный закон не связывает органы государственной власти в том смысле, что любой закон, в том числе и конституционный, в установленном порядке может быть отменен или исправлен. Но действующие законы и прежде всего конституционные связывают государственные органы в том смысле, что в пределах своего действия они являются обязательными и для органа, издавшего их. Что же касается органов государственного управления, правосудия, то связующая сила права означает требование подзаконности их деятельности. Как подчеркивал М. И. Калинин, «при всех прочих равных условиях наиболее нетерпимым управлением является управление по усмотрению, управление, переданное в личное распоряжение, как бы ни была мала эта власть в данном лице»22.
Значение права как надежного средства целесообразной и эффективной организации государственной власти в социалистическом обществе дает возможность для выдвижения и теоретического обоснования концепции государства законности (точнее — строжайшей законности), которую надлежит противопоставить буржуазной теории «правового государства». Если последняя сводится к требованию подчинения государства некой «идее права» (она на поверку оказывается «идеей» частной собственности, возможности эксплуатации и других устоев буржуазного общества), то концепция государства законности теоретически объясняет необходимость рационального использования правовых форм для эффективной организации государственной власти, причем
20Л. С. Я в и ч. Об одном из аспектов взаимосвязи права и государства. «Правоведение», 1969, № 5, стр. 33—40.
21«Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные институты и понятия». «Юридическая литература», 1970, стр. 412—413, 418.
22М. И.Калинин. Избранные произведения. Т. 1, Госполитиздат, 1960, стр. 671.
правовых форм, в их реальном, «осуществляемом» виде в соответствии с конкретными условиями данной социально-классовой обстановки.
5. Право в политической организации социалистического общества. Характеристика соотношения права, политики, государства может быть подытожена указанием на ту роль, которую играет право в политической организации социалистического общества,
Политическая организация социалистического общества — это вся система учреждений и организаций, выражающих и обеспечивающих политическую жизнь страны. Основными ее звеньями (элементами) являются государство, общественные организации, Коммунистическая партия. Основу политической организации общества образуют такие социальные общности, как народ, класс рабочих и трудовое крестьянство, социалистические нации, трудовые коллективы. Наряду с этими элементами известное значение в политической организации общества имеют социальные нормы и прежде всего социалистическое право,
В политической организации социалистического общества право выполняет ту же управленческую функцию, что и в отношении всего социального организма — оно является функционально-связующим, организующим элементом. Более конкретно эта функция права была показана применительно к центральному звену политической организации общества — к государству. Аналогичное значение имеет социалистическое право и в отношении другого звена — общественных организаций. В социалистическом обществе деятельность общественных организаций трудящихся опирается на твердые правовые основы. При помощи права государство обеспечивает необходимые юридические возможности функционирования общественных организаций, в надлежащих случаях делегирует им государственно-властные полномочия, а также определяет их деятельность в строгом соответствии с принципами социалистической законности23. Таким образом, в политической организации социалистического общества право выступает в качестве существенного, организационно-связующего компонента, обеспечивающего нормальное функционирование и развитие политической системы, ее важнейших элементов — государства, общественных организаций.
Рассмотрение права как необходимого компонента политической организации социалистического общества принципиальна важно и для анализа «самого» права. Особенности политической
23 «Общая теория советского права». «Юридическая литература», 1966Ь стр. 117 и след.
Ъ2
организации социалистического общества, своеобразие соотношения ее основных звеньев — все это предопределяет существенные черты и специфику права при социализме. Главным здесь является освещение социалистического права в связи с руководящей ролью Коммунистической партии — направляющей силы всей системы политической организации социалистического общества. Ценность и престиж социалистического права прямо зависят от того, насколько полно и последовательно выражается в нем политика Коммунистической партии, насколько действенно оно обеспечивает бесперебойное функционирование и развитие всего механизма политической организации социалистического общества.
Здесь нужен конкретно-исторический, строго классовый марксистский подход.
В обстановке острой классовой борьбы, в сложных условиях общественного развития Коммунистическая партия путем непосредственной организационной и иделогической работы, а также через систему государственных органов и общественных организаций обеспечивает живое, творческое оперативное руководство общественными процессами, быстрое решение сложных социальных проблем.
Вместе с тем руководящая роль Коммунистической партии в политической организации социалистического общества необходимо предполагает функционирование такого социального инструмента, который бы обеспечивал высокую организованность всей общественной жизни, осуществление государственного управления на твердых, постоянных основах, единство и порядок в общественных отношениях. А этих целей можно достичь как раз при помощи широкого использования нормативноправовой формы общественного регулирования.
Применительно к государству нужно подчеркнуть следующее. Вопреки утверждениям буржуазных идеологов — проповедников антикоммунизма — руководящая роль Коммунистической партии в политической организации социалистического общества вовсе не исключает и даже не суживает необходимость использования права для обеспечения надлежащей организации государственной власти. Более того, правильное, построенное на ленинских принципах, партийное руководство требует широкого и рационального использования правовой формы для достижения четкой, слаженной, бесперебойной работы государственного аппарата.
Практика свидетельствует о том, что при недостаточной, несовершенной правовой регламентации деятельности государст-
63
венного аппарата происходит ослабление партийного руководства. Напротив, чем полнее используются достоинства права для надлежащей организации работы государственного аппарата, тем в большей мере обеспечивается в этой области общественной жизни достижение цели партийного руководства — придать борьбе советского народа за победу коммунизма организованный, планомерный, научно обоснованный характер.
Таким образом, происходящий в социалистическом обществе объективно обусловленный процесс повышения роли Коммунистической партии предполагает и более широкое использование права для эффективной организации деятельности государственных органов, функционирования всех звеньев политической организации социалистического общества,
6. Право и духовная жизнь социалистического общества. Место и роль права в системе социалистических общественных отношений характеризуются также его связями с духовной жизнью общества, культурой, моралью.
Право, обусловленное в конечном счете экономическим базисом и воплощающее в своем содержании государственную волю, формируется и существует как «право» также и под влиянием духовной жизни классового общества. Именно в связи с духовной жизнью последнего проявляется в значительной мере ценность права как формы регулирования, противостоящего режиму произвола и беззакония. Господствующий класс всегда стремится представить свою волю, возведенную в закон, в качестве всеобщей и с точки зрения нравственных оснований справедливой, «праведной». А это объективно приводит к тому, что право приобретает черты моральной ценности, выражающей прогрессивное, поступательное движение человеческой мысли, демократические и гуманные завоевания общества — те прогрессивные элементы культуры, наследниками которой являются коммунисты24.
К тому же следует иметь в виду, что правовая форма общественного регулирования, сложившиеся свойства права, в том числе высокая нормативность, формальная определенность, приемы, обеспечивающие его динамизм, процессуальные формы, демократические принципы правосудия и другие представляют собой известные достижения культуры.
Но, будучи (в указанном аспекте) проявлением духовной жизни общества, право «обратно» влияет на эту духовную жизнь.
24 С. Н. Братусь. Некоторые спорные вопросы общего понятия права. «Вопросы севременного развития советской юридической науки*. Изд-во ЛГУ,. 1968, стр. 16—17.
Причем свойства права (его нормативность, принудительность и др.) позволяют ему быть активной силой в утверждении и развитии господствующей идеологии, культуры, морали.
Сила и преимущества социалистического права состоят в том, что оно основывается на передовой идеологии — марксистско-ленинском научном мировоззрении. Поэтому социалистическое право обладает невиданным ранее моральным авторитетом, громадной идеологической мощью в духовной жизни.
При помощи юридических норм достигается всеобщность идеологического воздействия; идеологическое содержание права выражено в виде точных, категорических нормативных предписаний, что также важно в процессе воспитательного воздействия, требующего максимальной точности и определенности.
Развитие правовых начал в жизни социалистического общества связано с утверждением идеи права и законности, чувства права. Эти «идеи» и «чувства» не являются надэмпирическими, надзаконными критериями политического поведения (как трактует их буржуазная доктрина), а имеют вторичный характер, выражают в духовной сфере то реальное значение, которое принадлежит праву в социалистическом обществе. По своим свойствам они могут быть охарактеризованы в качестве проявлений социалистического правосознания, правовой культуры.
7. Социалистическое право как социальная реальность. Закономерности права. Право — эта часть надстройки над базисом социалистического общества — относится к области субъективного, т. е. к надстроечным, идеологическим отношениям, представляет собой субъективный фактор общественного развития.
Вместе с тем, будучи явлением субъективного порядка, право по отношению к индивидуальному сознанию, а также к науке и иным формам общественного сознания выступает в виде социальной реальности, т. е. независимой от субъективного мнения наличной действительности25. «Познание...— писал В. И. Ленин,— находит перед собой истинное сущее как независимо от субъективных мнений... наличную действительность»26.
Действующие в обществе юридические нормы, их свойства, структура и т. д. непосредственно не зависят от сознания тех лю-
25Проблема соотношения объективного и субъективного в праве явилась предметом довольно оживленного обсуждения в советской юридической лите ратуре. См., в частности, высказывания участников дискуссии, проведенной по этой проблеме журналом «Правоведение»,— В. Ф. Яковлева, Д. А. Кери- мова, И. Е. Фарбера, М. П. Рабиновича и др. («Правоведение», 1970, N° 6; 1971, № 1—6; 1972, № 1 и след.).
26В. И. Л е н и н. Поли. собр. соч., т. 29, стр. 197.
Заказ 82
дей, которые изучают и применяют правовые предписания, высказывают о них «субъективные мнения». Для них эти нормы — «сущее», «наличная действительность».
Существует лишь один путь воздействия на свойства, структуру права, закономерности его развития и др. Это издание новых, отмена или изменение действующих норм права, перестройка системы нормативных актов, а также (в качестве первого шага в процессе преобразования правовой материи) разработка новых понятий, конструкций, теорий в юридической науке. Только в таком случае в праве могут быть произведены преобразования, которые способны изменить его структуру, закрепленные в нем принципы, повлиять на присущие ему свойства. Но здесь влияние индивидуального сознания, а также науки, морали, и т. д. в конечном счете непременно должно преломиться через призму государственной воли. А это значит, что проблема вновь переключается в плоскость соотношения экономического базиса (материального бытия) и надстройки (общественного сознания). Праву как социальной реальности свойственны объективные закономерности. При этом следует различать два ряда закономерностей права.
Во-первых, закономерности права, которые являются проявлением общих социальных закономерностей социалистической общественной системы в целом. Это закономерности развития социалистического права. (Вот почему К. Маркс говорил о том, что право, как и религия, не имеет своей собственной истории). Такой закономерностью является, например, действующая в настоящее время тенденция повышения роли социалистического права и укрепления социалистической законности во всех сферах жизни нашего общества.
Во-вторых, специфические закономерности права, т. е. такие связи, которые свойственны праву как относительно самостоятельной части надстройки.
К числу специфических относятся прежде всего закономерности, выражающие сочетание и единство свойств права. Важнейшие свойства права (системность, динамизм, принудительность и др.) носят характер объективных закономерностей правовой формы. Особенности структурных общностей права, специфика собственноправового развития правовой формы состоят в своеобразии сочетания правовых свойств, тех приемов, которые обеспечивают высокую нормативность и формальную определенность правовой системы, ее устойчивость и динамизм. Здесь, конечно, нужно учитывать и специфику правового содержания. «Особые ходы» в правовом развитии обусловлены также своеоб-
разием исторической социально-классовой обстановки в пределах данной формации, местом в политической системе правотворческих и правоприменительных органов, государственноправовыми традициями, уровнем развития и престижем юридической науки. Но какими бы особенностями не отличались отдельные национальные правовые системы и их структурные общности, во всех случаях правовая форма сохраняет определенный комплекс свойств, имеющих для права характер объективных закономерностей.
Специфические закономерности присущи и правоотношениям, соотношению их элементов. Объективно закономерный характер, в частности, имеют соотношение между субъективным правом и юридической обязанностью, «жесткие» сцепления между правомочиями и обязанностями, переходы между ними (гл. 18.).