Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРАВО В СИСТЕМЕ НАДСТРОЙКИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА



1. Общество и право.Право — необходимый элемент в структуре классового общества. Социальное назначение права в структуре общества состоит в том, что оно является основой нормальной жизни общества, фактором, обусловливающим раз­витие и функционирование общественного организма в соответ­ствии с требованиями объективных экономических законов.

Общество, в особенности классовое, может быть охарактери­зовано в качестве единого организма — цельной органичной си­стемы. Оно состоит из ряда подсистем (социальных элементов), из которых складывается экономическая, политическая, духов­ная жизнь.

Для того чтобы эти элементы и подсистемы функциониро­вали и развивались как части цельного организма, они должны определенным образом связываться в единую систему. В со­циальном организме существует ряд элементов, выполняющих такую функционально-связующую роль и охватываемых общим понятием «управление». В классовом обществе важнейшим ком­понентом, из которого состоит социальное управление, является право \

1 В советской юридической литературе на «управленческую» природу права обратил внимание В. М. Горшенев (В. М. Горшенев. Способы и ор­ганизационные формы правового регулирования в современный период комму­нистического строительства. Автореферат докторской диссертации. Свердловск, 1969, стр. 6—8).

Интересно отметить, что в философской литературе выдвинуто положение о том, что управление является одним из первичных элементов структурыобщества. По мнению В. С. Добриянова, в основе социальной структуры общества «лежат четыре первичных компонента: материальное производство,., производство духовных благ, воспроизводство людей и управленческие отно­шения» (В. С. Д о б р и я н о в. Методологические проблемы теоретического и исторического познания. «Мысль», 1968, стр. 83).


Значение права как компонента управления состоит главным образом в том, что оно способно обеспечивать и охранять нор­мальную жизнь общества. Право по своим свойствам приспо­соблено для выражения, закрепления и гарантирования урегу-лированности и порядка в общественной жизни, налаживания нор­мального, основанного на единых началах, гармоничного, строго определенного существования и функционирования господствую­щих общественных отношений.

Однако указание на «управленческую», функционально-свя­зующую роль права еще в полной мере не раскрывает его места в системе общественных отношений.

Для более детального рассмотрения поставленного вопроса необходимо выяснить связи права с основными социальными подсистемами — экономикой, политикой, духовной жизнью общества. Ключом к пониманию этих связей являются марк­систско-ленинские положения об экономическом базисе и над­стройке.

2. Право и экономика в социалистическомобществе. Право представляет собой часть надстройки над экономическим бази­сом общества. Поэтому соотношение права и экономики подчи­няется общим закономерностям, определяющим связь базиса и надстройки.

Первая — главная и решающая — сторона этой закономерной связи состоит в том, что право (так же как и другие части над­стройки) в конечном счете обусловлено экономическим базисом.

Базис — это совокупность общественно-производственных отношений, образующих экономический строй общества. Специ­фическая черта общественно-производственных, материальных отношений состоит в том, что последние складываются незави­симо от сознания и воли людей. Они характеризуют самую эко­номическую структуру общества, формы собственности, положе­ние социальных групп (классов) по отношению друг к другу, т. е. общественное бытие.

Определяющая роль экономического базиса по отношению к праву выражается в том, что экономический базис а) порож­дает самую потребность использования правовой формы обще­ственного регулирования как классового регулятора обществен­ных отношений; б) предопределяет существенные социальные черты права в целом, его роль в соответствующей социально-экономической формации; в) обусловливает в конечном счете и конкретное содержание тех или иных правовых институтов и отраслей права, задачи правового регулирования в данный исто­рический период.

Заказ 82


Но связь экономики с правом не является прямой, непосред­ственной. В праве выражаются лишь те требования экономиче­ского базиса, которые проходят через волю государства. Госу­дарственная воля и придает требованиям базиса качество клас­сового регулятора общественных отношений.

Необходимо наряду с этим учитывать, что право (так же как и другие части надстройки) обладает относительной самостоя­тельностью. Надстройка определяется экономическим базисом лишь «в конечном счете». Подчеркивая роль экономического базиса, Ф. Энгельс вместе с тем писал: «...люди сами делают свою историю, однако в данной, их обусловливающей среде, на; основе уже существующих действительных отношений,..» 2.

Относительная самостоятельность права выражается в раз­личных формах.

Так, относительной самостоятельностью права объясняется известная преемственность в праве, которая весьма ярко обнаруживается в эксплуататорском праве; характерный пример: рецепция (восприятие) буржуазным гражданским пра­вом такого специфического структурного образования, существо­вавшего в эпоху рабовладения, каким было частное римское право. Социалистическое право восприняло от ранее существо­вавших структурных общностей определенные технические прие­мы формулирования правовых норм, кодификации законода­тельства.

Относительная самостоятельность права выражается, далее, в том, что существует возможность относительно независимого от базиса развития права. Это развитие вызывается особенно­стями политических, национальных, культурных отношений в данной стране, требованиями согласования изданных правовых норм и т. п. Существование разных структурных общностей права и объясняется воздействием на право такого рода «второочеред­ных» факторов. Более того, своеобразие права как особой фор­мы общественного регулирования вообще сопряжено с рядом специфических факторов, причем не только в экономике (то­варное производство), но и в политике, в духовной жизни обще­ства (развитие классово определенных форм демократии, начал нравственности и справедливости).

Наиболее важной формой относительной самостоятельности права являются его активная роль, его обратное воздействие на экономический базис общества. В этом и состоит вторая сторона закономерной связи права и экономики. Право не только обу-

2 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 39, стр. 175.


словлено экономическим базисом общества, но и высту­пает в качестве активной силы, обратно воздействующей на ба­зис.

Право потому и является закономерным, необходимым «про­дуктом» базиса, что без права (правового регулирования) не­возможно в данных социально-экономических условиях сохра­нение, упрочение и развитие господствующих общественных отношений. Право как регулятор общественных отношений пред­ставляет собой необходимое орудие в осуществлении задач экономического (а также политического и культурного) раз­вития классового общества.

Весьма знаменательно, что именно право рассматривалось К- Марксом как одно из важнейших орудий, воздействующих на ход экономического развития.

По мысли К. Маркса, даже в условиях антагонистических формаций законодательные акты явились первой попыткой со­знательного и планомерного воздействия общества на стихийно складывающийся характер его общественного производства3. К. Маркс видел в праве значительную «общественную силу»4, указывал на существенные достоинства правовой формы обще­ственного регулирования, в частности на возможность при по­мощи законов «одним ударом» решать определенные экономи­ческие задачи5.

Соотношение права и экономики в социалистическом обще­стве подчиняется указанным выше общим закономерностям. Вместе с тем оно характеризуется и рядом существенных осо­бенностей.

В социалистическом обществе выражение в праве требований экономического базиса идет как вполне осознанный, целенаправ­ленный процесс, осуществляемый на научных основах. «Комму­нистическое общество в отличие от всех предшествующих соци­ально-экономических формаций складывается не стихийно, а в результате сознательной и целенаправленной деятельности на­родных масс, руководимых марксистско-ленинской партией» (Программа КПСС). Марксизм-ленинизм позволяет правильно понять назревшие экономические потребности общества, а дея­тельность социалистического государства — своевременно выра­зить в их необходимой правовой форме. Именно эта особенность соотношения экономики и права в социалистическом обществе

3 К. МарксиФ. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 492.

4 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 16, стр. 198.

5 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 309.


дает возможность с надлежащей полнотой раскрыть роль Ком­мунистической партии в развитии права. Назревшие экономиче­ские потребности общества осознаются прежде всего Коммуни­стической партией, которая выражает коллективный разум рабо­чего класса и всех трудящихся, коллективный опыт коммунисти­ческого строительства.

В социалистическом обществе несоизмеримо возросло обрат­ное воздействие права на экономический базис, на общественную жизнь в целом.

Если даже в эксплуататорских формациях, в условиях стихий­но складывающегося характера производства, при господстве частной собственности правовое регулирование способно играть роль существенного фактора экономического развития, то вполне естественно, что эта роль права намного возрастает в условиях единого, основанного на общественной собственности, плано­мерно организованного социалистического хозяйства.

Своеобразие соотношения экономики и права в социалисти­ческом обществе состоит в том, что правовая форма экономиче­ских отношений является не просто необходимостью, а выпол­няет активную организующую функцию и потому глубоко прони­кает в ткань экономической жизни в качестве важного компонен­та механизма экономических процессов.

Такое значение права в социалистической экономике обуслов­лено прежде всего особенностями социалистической формации. В ходе социалистической революции и строительства коммуниз­ма необходимы коренная перестройка общественных отно­шений, создание и всестороннее развитие принципиально новых отношений. Социалистическое право и представляет собой один из необходимых рычагов перестройки общества на новых началах.

Усиление активной творческой роли права связано также с характером экономических законов социализма. Последние (основной экономический закон, закон планомерного, пропорцио­нального развития, закон распределения по труду и другие) по своей природе таковы, что они требуют активной целенаправлен­ной деятельности миллионов людей, коллективных усилий трудя­щихся. А это предполагает значительное усиление всех форм об­щественного нормативного регулирования, в том числе и возрас­тание роли социалистического права.

Для социалистической формации характерна объективная необходимость высокой организованности экономических отно­шений. Именно эту особенность социалистической экономики имел в виду В. И. Ленин, когда характеризовал социалистиче-


ское хозяйство как единую «монополию»6. В ходе социалистиче­ской революции, говорил В. И. Ленин, «к задачам разрушения прибавляются новые, неслыханной трудности задачи — органи­зационные»7.

Иными словами, в социалистическом обществе в отличие*, от предшествующих формаций «естественное» экономическое' развитие предполагает высокий уровень целенаправленной орга­низации всей экономической жизни, а отсюда необходимость. включения в механизм осуществления экономических процессов активных организующих элементов.

Право же представляет собой как раз такой инструмент-общественного регулирования, который позволяет наиболее эф­фективно, надежно, экономично решать «неслыханной труд­ности» организационные задачи.

В условиях социализма именно при помощи правовой формы создается в соответствии с требованиями объективных экономи­ческих законов социализма единый, четкий, определенный, не­прерывно действующий, стабильный и динамичный механизм планомерного целенаправленного общественного регулирования, обеспечивающего нормальное, «естественное» функционирование и развитие социалистической экономики.

Таким образом, сама природа, особенности социалистической, экономики, ее экономические законы предполагают неустрани­мую объективную необходимость постоянного включения права в экономическую жизнь. Право в этих условиях образует, говоря словами Ф. Энгельса, «сильнейший рычаг самого производ­ства»8. Следовательно, широкое использование правовой формы общественного регулирования следует рассматривать в качестве-одной из объективных экономических закономерностей, сущест­венно влияющей на ход экономических процессов.

Формы и методы воздействия права на экономику социали­стического общества разнообразны. Они зависят от этапа разви­тия экономики, степени воплощения в экономическом организме начал материальной заинтересованности, от системы хозяйствен­ного управления и ряда других факторов. Вместе с тем можно-указать на две основные формы правового воздействия на эко­номику: а) прямое государственно-властное регулирование* б) диспозитивно-дозволительное регулирование, обеспечивающее-«автономность» — самостоятельность субъектов хозяйственных

6 В. И. Л е н и н. Полн. собр. соч., т. 34, стр. 192.

7 В. И, Ленин. Полн. собр. соч., т. 36, стр. 6.

8 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 290.

53?


отношений (кроме того, в области хозяйства проявляется и охра­нительная функция права) 9.

Глубокое проникновение правовых форм в ткань экономической жизни социалистического общества не изменяет соотношения базисных и надстроеч­ных явлений, не превращает право в непосредственно экономическое отноше­ние, в элемент базиса (как это применительно к социалистическому государ­ству утверждают отдельные авторы)10. Право, будучи системой общеобяза­тельных норм — частью надстройки социалистического общества, реально включается в механизм экономических процессов лишь тогда, когда юридиче­ские нормы действуют, реализуются, т. е. на стадии правоотношений. Вот здесь, кстати сказать, и «срабатывает» теоретическая концепция, согласно ко­торой в реальных жизненных отношениях фактическое (материальное) содер­жание и юридическая форма находятся в единстве. При помощи правоотно­шений социалистическое право, оставаясь надстроечным явлением, способно выступать в качестве необходимого звена механизма экономических про­цессов социалистического общества.

^ 3. Право и политика в социалистическом обществе.Соотноше­ние права и политики раскрывает следующую (после эконо­мики) важную группу связей, характеризующих место и роль права в системе отношений социалистического общества.

Политика — это сфера общественной жизни, связанная с активным выражением в определенной деятельности отношений между классами, нациями и государством. Политика сложилась и существует как классовая категория, тесно сопряженная с государством, его деятельностью. «...Политика, —писал В. И. Ле­нин,— есть участие в делах государства, направление госу­дарства, определение форм, задач, содержание деятельности государства...» п.

Поэтому вывод о том, что в праве воплощены требования экономического базиса, опосредствованные волей государства, означает в то же время, что право — это явление непосредственно политическое. Требования базиса выражаются в праве лишь постольку, поскольку они прошли через политику.

Разумеется, политика осуществляется не только в праве (политика опосредствуется также в науке, искусстве и т. п.). Но в праве в отличие от других идеологических форм политика получает непосредственное выражение. «Закон, — указывал В. И. Ленин, — есть мера политическая, есть политика»12.

9 О формах воздействия права на экономику см.: «Государство, право,
экономика». «Юридическая литература», 1970, стр. 115 и след.; «Марксистско-
ленинская теория государства и права. Основные институты и понятия».
«Юридическая литература», 1970, стр. 456 и след.

10 См. например: А. А. Годунов. Введение в теорию управления.
«Экономика», 1967, стр. 166 и след,

11 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 33, стр. 340.

12 В. И. Л е н и н. Поли. собр. соч., т. 30, стр. 99,


В праве опосредствуется только государственная политика. В то же самое время было бы неправильным отождествлять право* и государственную политику. И дело не только в том, что между ними существует так сказать «объемное» несовпадение (в частно­сти право, как уже отмечалось, представляет собой лишь одно из выражений политики). Суть вопроса в том, что для права ха­рактерна специфическая форма. Политические требования явля­ются правом только в той мере, в какой они закреплены в системе общеобязательных формально определенных норм, охраняемых принудительной силой государства. Следовательно, в праве вы­ражается лишь часть государственной политики — та часть, кото­рая для своего осуществления нуждается в общеобязательной форме и государственной охране, т. е. в возведении в закон.

В социалистическом обществе, так же как и в иных классо­вых социально-экономических формациях, право выступает в ка­честве непосредственного выражения государственной политики,, закрепленного в системе общеобязательных формально опреде­ленных норм и охраняемого принудительной силой социалисти­ческого государства. Все дело лишь в природе, особенностях по­литики, выраженной в социалистическом праве.

Если в антагонистических формациях реакционный характер-государственной политики является ярким свидетельством анти­народной сущности эксплуататорского права, то особенности го­сударственной политики в социалистическом обществе говорят о-громадных преимуществах и качественном своеобразии социали­стического права. Каковы же особенности государственной поли­тики в социалистическом обществе.

Во-первых, государственная политика в социалистическом об­ществе является в то же самое время народной политикой (сна­чала подавляющего большинства народа, затем всего народа,, т. е. общенародной политикой). В соответствии с этим народный, а затем и общенародный характер имеет и социалистическое

право.

Во-вторых, государственная политика в социалистическом обществе отличается научностью и целесообразностью. Отсюда особенности социалистического права, состоящие, в частности, в. высокоцелесообразном характере его содержания.

В-третьих, государственная политика является политикой; прогрессивной, направленной на достижение идеалов трудящего­ся человечества — построение социализма и коммунизма. В со­ответствии с этим прогрессивный, глубоко идейный характера имеет и социалистическое право — особый, высший исторический тип права,

55,


Государственная политика при социализме направляется Коммунистической партией. «Коммунистическая партия, объеди­няющая в своих рядах наиболее передовых представителей рабо­чего класса, всех трудящихся, тесно связанная с массами, поль­зующаяся безграничным авторитетом в народе, владеющая зна­нием законов развития общества, обеспечивает правильное руководство всей работой по строительству коммунизма, придает €Й организованный, планомерный, научно обоснованный харак­тер» (Программа КПСС). Руководящая роль КПСС и обеспе­чивает подлинно народный, научный, целесообразный и прогрес­сивный характер государственной политики, полное и последо­вательное выражение этих черт государственной политики в праве.

4. Право и государство в социалистическом обществе. Рас­сматривая соотношение права и политики, необходимо выделить связь права с государством.

Государство и право близкие, тесно связанные между собой, «родственные» части надстройки. К. Маркс писал: «Совокуп­ность... производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответст­вуют определенные формы общественного сознания» 13. К. Маркс, следовательно, обособлял государство и право (политическую и юридическую надстройки), которые «возвышаются» над экономи­ческим базисом в отличие от иных частей надстройки — форм общественного сознания, которые «соответствуют» базису.

В чем же состоит единство государства и права?

Прежде всего государство и право имеют непосредственное политическое содержание. Глубокое органическое единство го­сударства и права проявляется через политику (точнее: господ­ствующую политику).

Государство и право по сравнению с другими частями над­стройки (формами общественного сознания) наиболее близки к экономическому базису. Они непосредственнее выражают тре­бования базиса и играют по отношению к нему наиболее дейст­венную активную роль.

Государство и право — важнейшие части надстройки классо­вого общества.

Государство и право всегда существуют вместе. Государство m право вместе возникли, вместе развиваются и функционируют.

Наконец, государству и праву присущи в общем однотипные

13 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 13, стр. 6—7.


способы воздействия на общественные отношения. И по этой чер­те они оба довольно четко отграничиваются от всех других частей надстройки (форм общественного сознания). «Если искусство «показывает», а наука «доказывает»—пишет М. А. Аржанов,— то, определяя специфику государства и права, можно сказать,, что они «приказывают» и.

Будучи в одинаковой степени орудиями осуществления гос­подствующей политики, государство и право принадлежат все же к различным частям надстройки, занимают в ней специфические,, самостоятельные места.

Государство — это организация власти, состоящая из органов; власти («орудий власти»). В своей совокупности эти органы образуют механизм государственной власти, обладающий опре­деленной материальной силой для осуществления организован­ного управления, а при необходимости и для организованного

принуждения.

Право же, как мы видели, имеет иное строение, иное непо­средственное содержание. Оно выражается в системе общеобяза­тельных норм, имеющих формально-определенный характер. Право, таким образом, по своему строению вплотную примыкает к общественному сознанию. Непосредственное содержание пра­ва однотипно с непосредственным содержанием такого, напри­мер, вида общественного сознания, как мораль (нравственность).

Наиболее важная черта связи права и государства — их взаи­модействие, которое носит диалектический характер. Это именно, взаимодействие, т. е. такая связь между близкими явлениями, при которой они взаимопроникают, взаимно обусловливают друг друга, взаимно зависят друг от друга. Здесь, следовательно, су­ществуют две встречные линии зависимости.

Первая линия — зависимость государства от права. Она состоит в том, что право — это необходимое, обязательное ору­дие, без которого государство не в состоянии выполнить свои функции, свои задачи. Характерная особенность деятельности государства состоит как раз в том, что веления государственной власти должны быть обязательными для населения всей страны. А этого невозможно достигнуть, если не выражать государствен-

14 М. А. Аржанов. Государство и право в их соотношении. Изд~во АН СССР, 1960, стр. 41—42. Автор тут же поясняет: «Особенность их (при-казывания государства и права. — С. А.) в специфической принудительной силе (мораль и религия также «приказывают», устанавливают нормы дозво­ленного и недозволенного и «наказывают» в соответствующих случаях, однако применяемое ими принуждение имеет принципиально иной характер)» (стр. 42),


вые веления в виде общеобязательных правил поведения, т. е. в нормах права.

Право используется и для регламентации деятельности госу­дарственных органов. Если не использовать нормы права, невоз­можно с требуемой четкостью определить соотношение отдельных частей государственного механизма, компетенцию государствен­ных органов, конкретные формы их деятельности.

Вторая линия — зависимость права от государства. Если право необходимый инструмент государства для осуществления его задач, то право в свою очередь немыслимо без государства. Государство всегда зримо или незримо «присутствует» в праве.

Можно указать на следующие три основные вида деятельно­сти органов государства, определяющих существование права:

а) Правотворческая деятельность — деятельность государст­
венных органов по приданию тем или иным правилам общеобя-

. зательного значения — значения норм права. Правотворчество выражается либо в форме прямого установления правовых норм, либо в форме санкционирования (придания юридической силы) уже существующим социальным нормам.

б) Правоисполнительная деятельность — деятельность госу«
дарственных органов по детализации и конкретизации норм пра­
ва в индивидуальных актах, т. е. актах, адресованных определен­
ным лицам. Правоисполнительная деятельность необходима в
отношении тех норм права, которые при своей реализации нуж­
даются в издании компетентными государственными органами
индивидуальных актов. Они и влекут за собой возникновение
прав и обязанностей определенных лиц (издание планового
акта, назначение на должность, обложение налогом и т. п.).

в) Правообеспечительная (правоохранительная) деятель­
ность
— деятельность государственных органов по обеспечению
как исполнения лицами возложенных на них обязанностей, так и
осуществления предоставленных им прав. Эта деятельность вы­
ражается в различных формах — организационной, контрольно-
надзорной, правоохранительной.

Организационная работа по обеспечению юридических норм оказывается, как правило, необходимой применительно к тем правоотношениям, осуществление которых невозможно без созда­ния государством определенных условий (например, для осу­ществления гражданами их избирательных прав).

Контрольно-надзорная работа выражается в наблюдении за исполнением юридических норм всеми субъектами — граждана­ми, общественными организациями, государственными органами. Она осуществляется в порядке общего надзора и контроля

.58


(общий народный контроль, общий надзор прокуратуры) и част­ного контроля (например, финансовый контроль).

Важнейшей составной частью обеспечения государством юри­дических норм является правоохранительная деятельность. Это деятельность государственных органов по осуществлению право­отношений в случаях, когда лица добровольно не исполняют воз­ложенных на них обязанностей. Она включает в себя решение дел о нарушении юридических норм и принятие специальных, юридических мер воздействия против правонарушений (право­вая ответственность), а также проведение в жизнь этих мер воз­действия.

По вопросу о понятии правоохранительной деятельности в юридической литературе высказан и иной взгляд. По мнению И. С. Самощенко, сюда отно­сится не только указанный выше круг вопросов, решаемых государственными органами в связи с привлечением лиц к правовой ответственности, но и «на-, блюдение за исполнением требований советского права прежде всего органами! *и должностными лицами государства, а также гражданами и общественными организациями» 15.

С таким взглядом трудно согласиться. Сам же автор подчеркивает, что правоохранительная деятельность выражается в «государственном принужде­нии к исполнению требований советского права» . Между тем наблюдение за исполнением юридических норм (в особенности, когда оно осуществляется гражданами и общественными организациями) не требует использования специальных мер государственного принуждения.

Но может быть наблюдение за исполнением юридических норм допустимо характеризовать в качестве «психологически-понудительного фактора» и с этой стороны включать его в область государственного принуждения? Именно так подошел к рассматриваемому вопросу И. С. Самощенко, стремясь в после* дующих работах отстоять изложенный выше взгляд 17.

Но и этот аргумент бьет мимо цели. Для «неустойчивых» людей, о кото­рых пишет И. С. Самощенко18, «психологически-побудительным фактором» может служить не только наблюдение за правомерностью тех или иных дей­ствий, но и сами по себе организационные акции, а также пропагандистская и разъяснительная работа. Да и, строго говоря, «психологически-побудитель­ным» фактором является не сама по себе контролирующая деятельность, разъ­яснения и т. д., а сила «самого» права государственно-принудительных мер. Действия государственного контролера выступают в качестве государственно-принудительных актов лишь тогда, когда лица нарушили юридические нормы, правомерные требования контролера 19. Отнесение же всего того, что «психоло­гически побуждает», и тем более того, что лишь способствует этому, к госу­дарственному принуждению приводит к «размыванию» границ рассматриваем

15 И. С. Самощенко. Охрана режима законности Советским государ*
ством. Госюриздат, 1960, стр. Р4, а также стр. 96 и след.

16 Т а м же, стр. 89, 94.

17 «Общая теория советского права». «Юридическая литература», 1966,
стр. 384.

18 Т а м ж е.

19 Д. Н. Б а х р а х. Советское законодательство об административной от­
ветственности. Пермь, 1969, стр. 21—22.


*юго сложного социального явления, переключает его из области юридически -реального в область психологически-субъективного.

На государство и право социалистического общества распро­страняются общие закономерности их взаимодействия.

Вместе с тем взаимодействие государства и права в социали­стическом обществе отличается рядом принципиальных особен­ностей.

Обращаясь к особенностям зависимости права от государства в социалистическом обществе, необходимо отметить общую тен­денцию— расширение связей права с иными социальными фак­торами (упрочение связи права и морали, усиление деятельности общественности и др.) и в то же время возрастание значения для права тех сторон работы государственных органов, которые непосредственно не связаны с использованием принудительной силы.

Нормотворческая деятельность социалистического государст­ва все более опирается на общественность, на общественный по­чин. Отсюда придание правового значения многим нормативным актам кооперативных и общественных организаций (колхозов, потребительской кооперации, профессиональных союзов и др.)-

Существенно расширились при социализме такие формы пра-вообеспечительной деятельности государства, которые не связаны с применением специальных мер принуждения к тем или иным лицам.

В социалистическом обществе происходят качественные изме­нения в правоохранительной деятельности государства. Меры го­сударственного принуждения применяются при социализме в не­разрывном сочетании с мерами убеждения.

С точки зрения зависимости государства от права право в со­циалистическом обществе остается важнейшим орудием осуще­ствления задач государства. Но оно не единственный инструмент в этом деле. Причем в отличие от эксплуататорского государства (где также государство сплошь и рядом проводит свою деятель­ность вне права) такого рода «внеправовая» деятельность подчи­няется началам законности. Она лишь не умещается в рамках работы государственных органов по изданию норм права, их де­тализации, их обеспечению. Работа государственных органов , оказывается на практике значительно шире, богаче и много­граннее.

Рассматриваемая особенность в деятельности социалисти­ческого государства выражает его принципиально новую приро­ду, его новую роль в жизни общества. В частности, проведение в жизнь таких основных функций государства, как хозяйственно­го


организаторская, культурно-воспитательная, борьба за мир и мирное сосуществование и других, невозможно без осуществле­ния большой организаторской работы, культурной и массово-вос­питательной деятельности, пропаганды и т. д.

Есть еще один важный аспект зависимости социалистического государства от права, который в условиях строительства комму­низма приобретает все большее значение. Как особое надстроеч­ное явление, обладающее «своей» социальной ценностью, право выступает не только в качестве орудия государства, но и имеет по отношению к нему самостоятельное значение20 — явля­ется средством целесообразной и эффективной организации го­сударственной власти. Этот аспект взаимосвязи государства и права в социалистическом обществе выражается в связанности государственных органов действующими законами и изданными на их основе подзаконными нормативными актами21. Конечно, никакой ранее изданный закон не связывает органы государст­венной власти в том смысле, что любой закон, в том числе и кон­ституционный, в установленном порядке может быть отменен или исправлен. Но действующие законы и прежде всего конститу­ционные связывают государственные органы в том смысле, что в пределах своего действия они являются обязательными и для органа, издавшего их. Что же касается органов государственного управления, правосудия, то связующая сила права означает тре­бование подзаконности их деятельности. Как подчеркивал М. И. Калинин, «при всех прочих равных условиях наиболее не­терпимым управлением является управление по усмотрению, управление, переданное в личное распоряжение, как бы ни была мала эта власть в данном лице»22.

Значение права как надежного средства целесообразной и эффективной организации государственной власти в социалистическом обществе дает воз­можность для выдвижения и теоретического обоснования концепции государст­ва законности (точнее — строжайшей законности), которую надлежит противо­поставить буржуазной теории «правового государства». Если последняя сво­дится к требованию подчинения государства некой «идее права» (она на поверку оказывается «идеей» частной собственности, возможности эксплуата­ции и других устоев буржуазного общества), то концепция государства закон­ности теоретически объясняет необходимость рационального использования правовых форм для эффективной организации государственной власти, причем

20 Л. С. Я в и ч. Об одном из аспектов взаимосвязи права и государства.
«Правоведение», 1969, № 5, стр. 33—40.

21 «Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные
институты и понятия». «Юридическая литература», 1970, стр. 412—413, 418.

22 М. И.Калинин. Избранные произведения. Т. 1, Госполитиздат, 1960,
стр. 671.


правовых форм, в их реальном, «осуществляемом» виде в соответствии с кон­кретными условиями данной социально-классовой обстановки.

5. Право в политической организации социалистического об­щества. Характеристика соотношения права, политики, государ­ства может быть подытожена указанием на ту роль, которую играет право в политической организации социалистического об­щества,

Политическая организация социалистического общества — это вся система учреждений и организаций, выражающих и обеспе­чивающих политическую жизнь страны. Основными ее звеньями (элементами) являются государство, общественные организации, Коммунистическая партия. Основу политической организации общества образуют такие социальные общности, как народ, класс рабочих и трудовое крестьянство, социалистические нации, тру­довые коллективы. Наряду с этими элементами известное зна­чение в политической организации общества имеют социальные нормы и прежде всего социалистическое право,

В политической организации социалистического общества право выполняет ту же управленческую функцию, что и в отно­шении всего социального организма — оно является функцио­нально-связующим, организующим элементом. Более конкретно эта функция права была показана применительно к центрально­му звену политической организации общества — к государству. Аналогичное значение имеет социалистическое право и в отно­шении другого звена — общественных организаций. В социали­стическом обществе деятельность общественных организаций трудящихся опирается на твердые правовые основы. При помощи права государство обеспечивает необходимые юридические воз­можности функционирования общественных организаций, в над­лежащих случаях делегирует им государственно-властные полно­мочия, а также определяет их деятельность в строгом соответст­вии с принципами социалистической законности23. Таким обра­зом, в политической организации социалистического общества право выступает в качестве существенного, организационно-свя­зующего компонента, обеспечивающего нормальное функциони­рование и развитие политической системы, ее важнейших элемен­тов — государства, общественных организаций.

Рассмотрение права как необходимого компонента политиче­ской организации социалистического общества принципиальна важно и для анализа «самого» права. Особенности политической

23 «Общая теория советского права». «Юридическая литература», 1966Ь стр. 117 и след.

Ъ2


организации социалистического общества, своеобразие соотно­шения ее основных звеньев — все это предопределяет сущест­венные черты и специфику права при социализме. Главным здесь является освещение социалистического права в связи с руково­дящей ролью Коммунистической партии — направляющей силы всей системы политической организации социалистического об­щества. Ценность и престиж социалистического права прямо за­висят от того, насколько полно и последовательно выражается в нем политика Коммунистической партии, насколько действенно оно обеспечивает бесперебойное функционирование и развитие всего механизма политической организации социалистического общества.

Здесь нужен конкретно-исторический, строго классовый марк­систский подход.

В обстановке острой классовой борьбы, в сложных условиях общественного развития Коммунистическая партия путем непо­средственной организационной и иделогической работы, а также через систему государственных органов и общественных органи­заций обеспечивает живое, творческое оперативное руководство общественными процессами, быстрое решение сложных социаль­ных проблем.

Вместе с тем руководящая роль Коммунистической партии в политической организации социалистического общества необ­ходимо предполагает функционирование такого социального ин­струмента, который бы обеспечивал высокую организованность всей общественной жизни, осуществление государственного уп­равления на твердых, постоянных основах, единство и порядок в общественных отношениях. А этих целей можно достичь как раз при помощи широкого использования нормативноправовой фор­мы общественного регулирования.

Применительно к государству нужно подчеркнуть следую­щее. Вопреки утверждениям буржуазных идеологов — пропо­ведников антикоммунизма — руководящая роль Коммунистиче­ской партии в политической организации социалистического об­щества вовсе не исключает и даже не суживает необходимость использования права для обеспечения надлежащей организации государственной власти. Более того, правильное, построенное на ленинских принципах, партийное руководство требует широкого и рационального использования правовой формы для достижения четкой, слаженной, бесперебойной работы государственного ап­парата.

Практика свидетельствует о том, что при недостаточной, не­совершенной правовой регламентации деятельности государст-

63


венного аппарата происходит ослабление партийного руководст­ва. Напротив, чем полнее используются достоинства права для надлежащей организации работы государственного аппарата, тем в большей мере обеспечивается в этой области общественной жизни достижение цели партийного руководства — придать борь­бе советского народа за победу коммунизма организованный, планомерный, научно обоснованный характер.

Таким образом, происходящий в социалистическом обществе объективно обусловленный процесс повышения роли Коммуни­стической партии предполагает и более широкое использование права для эффективной организации деятельности государствен­ных органов, функционирования всех звеньев политической орга­низации социалистического общества,

6. Право и духовная жизнь социалистического общества. Место и роль права в системе социалистических общественных отношений характеризуются также его связями с духовной жизнью общества, культурой, моралью.

Право, обусловленное в конечном счете экономическим бази­сом и воплощающее в своем содержании государственную волю, формируется и существует как «право» также и под влиянием духовной жизни классового общества. Именно в связи с духовной жизнью последнего проявляется в значительной мере ценность права как формы регулирования, противостоящего режиму про­извола и беззакония. Господствующий класс всегда стремится представить свою волю, возведенную в закон, в качестве всеоб­щей и с точки зрения нравственных оснований справедливой, «праведной». А это объективно приводит к тому, что право при­обретает черты моральной ценности, выражающей прогрессив­ное, поступательное движение человеческой мысли, демократи­ческие и гуманные завоевания общества — те прогрессивные эле­менты культуры, наследниками которой являются коммунисты24.

К тому же следует иметь в виду, что правовая форма обще­ственного регулирования, сложившиеся свойства права, в том числе высокая нормативность, формальная определенность, приемы, обеспечивающие его динамизм, процессуальные формы, демократические принципы правосудия и другие представляют собой известные достижения культуры.

Но, будучи (в указанном аспекте) проявлением духовной жизни общества, право «обратно» влияет на эту духовную жизнь.

24 С. Н. Братусь. Некоторые спорные вопросы общего понятия права. «Вопросы севременного развития советской юридической науки*. Изд-во ЛГУ,. 1968, стр. 16—17.


Причем свойства права (его нормативность, принудительность и др.) позволяют ему быть активной силой в утверждении и раз­витии господствующей идеологии, культуры, морали.

Сила и преимущества социалистического права состоят в том, что оно основывается на передовой идеологии — марксистско-ле­нинском научном мировоззрении. Поэтому социалистическое право обладает невиданным ранее моральным авторитетом, гро­мадной идеологической мощью в духовной жизни.

При помощи юридических норм достигается всеобщность идеологического воздействия; идеологическое содержание права выражено в виде точных, категорических нормативных предписа­ний, что также важно в процессе воспитательного воздействия, требующего максимальной точности и определенности.

Развитие правовых начал в жизни социалистического общест­ва связано с утверждением идеи права и законности, чувства права. Эти «идеи» и «чувства» не являются надэмпирическими, надзаконными критериями политического поведения (как трак­тует их буржуазная доктрина), а имеют вторичный характер, выражают в духовной сфере то реальное значение, которое при­надлежит праву в социалистическом обществе. По своим свой­ствам они могут быть охарактеризованы в качестве проявлений социалистического правосознания, правовой культуры.

7. Социалистическое право как социальная реальность. Зако­номерности права. Право — эта часть надстройки над базисом социалистического общества — относится к области субъектив­ного, т. е. к надстроечным, идеологическим отношениям, пред­ставляет собой субъективный фактор общественного развития.

Вместе с тем, будучи явлением субъективного порядка, право по отношению к индивидуальному сознанию, а также к науке и иным формам общественного сознания выступает в виде социаль­ной реальности, т. е. независимой от субъективного мнения на­личной действительности25. «Познание...— писал В. И. Ленин,— находит перед собой истинное сущее как независимо от субъек­тивных мнений... наличную действительность»26.

Действующие в обществе юридические нормы, их свойства, структура и т. д. непосредственно не зависят от сознания тех лю-

25 Проблема соотношения объективного и субъективного в праве явилась
предметом довольно оживленного обсуждения в советской юридической лите­
ратуре. См., в частности, высказывания участников дискуссии, проведенной
по этой проблеме журналом «Правоведение»,— В. Ф. Яковлева, Д. А. Кери-
мова, И. Е. Фарбера, М. П. Рабиновича и др. («Правоведение», 1970, N° 6;
1971, № 1—6; 1972, № 1 и след.).

26 В. И. Л е н и н. Поли. собр. соч., т. 29, стр. 197.


 


Заказ 82



дей, которые изучают и применяют правовые предписания, вы­сказывают о них «субъективные мнения». Для них эти нормы — «сущее», «наличная действительность».

Существует лишь один путь воздействия на свойства, струк­туру права, закономерности его развития и др. Это издание но­вых, отмена или изменение действующих норм права, перестрой­ка системы нормативных актов, а также (в качестве первого ша­га в процессе преобразования правовой материи) разработка новых понятий, конструкций, теорий в юридической науке. Толь­ко в таком случае в праве могут быть произведены преобразова­ния, которые способны изменить его структуру, закрепленные в нем принципы, повлиять на присущие ему свойства. Но здесь влияние индивидуального сознания, а также науки, морали, и т. д. в конечном счете непременно должно преломиться через призму государственной воли. А это значит, что проблема вновь переключается в плоскость соотношения экономического базиса (материального бытия) и надстройки (общественного сознания). Праву как социальной реальности свойственны объективные закономерности. При этом следует различать два ряда законо­мерностей права.

Во-первых, закономерности права, которые являются прояв­лением общих социальных закономерностей социалистической общественной системы в целом. Это закономерности развития социалистического права. (Вот почему К. Маркс говорил о том, что право, как и религия, не имеет своей собственной истории). Такой закономерностью является, например, действующая в на­стоящее время тенденция повышения роли социалистического права и укрепления социалистической законности во всех сферах жизни нашего общества.

Во-вторых, специфические закономерности права, т. е. такие связи, которые свойственны праву как относительно самостоя­тельной части надстройки.

К числу специфических относятся прежде всего закономер­ности, выражающие сочетание и единство свойств права. Важ­нейшие свойства права (системность, динамизм, принудитель­ность и др.) носят характер объективных закономерностей право­вой формы. Особенности структурных общностей права, специ­фика собственноправового развития правовой формы состоят в своеобразии сочетания правовых свойств, тех приемов, которые обеспечивают высокую нормативность и формальную определен­ность правовой системы, ее устойчивость и динамизм. Здесь, ко­нечно, нужно учитывать и специфику правового содержания. «Особые ходы» в правовом развитии обусловлены также своеоб-


разием исторической социально-классовой обстановки в пределах данной формации, местом в политической системе правотворче­ских и правоприменительных органов, государственноправовыми традициями, уровнем развития и престижем юридической науки. Но какими бы особенностями не отличались отдельные нацио­нальные правовые системы и их структурные общности, во всех случаях правовая форма сохраняет определенный комплекс свойств, имеющих для права характер объективных закономер­ностей.

Специфические закономерности присущи и правоотношениям, соотношению их элементов. Объективно закономерный характер, в частности, имеют соотношение между субъективным правом и юридической обязанностью, «жесткие» сцепления между право­мочиями и обязанностями, переходы между ними (гл. 18.).

5*


Гла в а IV

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.