С весны 1918 года до конца 1920 года Советская Россия вступила в полосу гражданской войны и иностранной интервенции. 2 сентября 1918 года страна была провозглашена военным лагерем. В связи с этим вводился целый ряд мероприятий, получивших название политика военного коммунизма. Ее проведение повлекло за собой серьезные изменения в центральном и местном государственном аппарате. Были созданы Совет Рабочей и Крестьянской Обороны; революционные комитеты; комитеты деревенской бедноты, выполнявшие функции чрезвычайных органов власти.
Совет Обороны обладал неограниченными полномочиями по мобилизации сил и средств в интересах обороны, а также руководил военными операциями.
На местах для разрешения первоочередных военных вопросов, организации борьбы с контрреволюцией и обеспечения охраны революционного порядка назначались ревкомы. Они на основании «Положений о ревкомах» от 1919 года подразделялись на три группы, организуемые на: освобожденных от неприятеля местностях, прифронтовой полосе и в тылу. Первые создавались с целью наведения порядка и передачи власти в руки Советов. Вторые выполняли функции исполнительной власти. Третьи действовали параллельно с исполкомами местных Советов. Были ликвидированы к концу гражданской войны.
В июле-августе 1918 г. развернулась работа по организации комбедов, призванных помочь в перераспределении хлеба, предметов первой необходимости и сельскохозяйственных орудий. Создаваемые первоначально в помощь органам обеспечения продовольствием, впоследствии они стали реальной властью на местах. Комбеды занимались раскулачиванием и изъятием хлеба, создавали сельхозкоммуны и кооперативы.
Для восстановления разрушенного хозяйства с начала 1920 года на местах стали формироваться трудовые армии, пополнявшиеся за счет действующих войск.
На УШ съезде Советов с целью упорядочения выработки нормативных актов было принято решение о предоставлении законодательных функций только Съезду, ВЦИК и СНК.
Национально-государственное строительство в этот период развивалось в направлении создания ряда национальных советских республик (Украина, Белоруссия, Литва, Латвия). В каждой из них были разработаны и приняты свои конституции, по типу Конституции 1918г. Представители от республик делегировались в состав ВЦИК РСФСР и на Всероссийские съезды Советов. Сложившееся в 1918-1920годах на территории бывшей Российской империи государство представляло собой конфедерацию советских республик, основанных на военно-политическом и хозяйственно-политическом союзе.
В то же время предпринимались попытки создания государственности вне Советской Республики. Уникален опыт Дальневосточной Республики, созданной с целью избежать открытой войны России с Японией и представляющей собой «буферное», буржуазно-демократическое государственное образование.
В годы гражданской войны судебные функции осуществляли народные суды и ревтрибуналы. Народные суды избирались и отзывались Советами. Им были подсудны все гражданские и уголовные дела, за исключением дел о контрреволюционных преступлениях. Жалобы на их действия рассматривались советом народных судей в кассационном порядке. Главным недостатком в деятельности народных судов было активное административное вмешательство Советов в их деятельность. С конца 1920 года после принятия Положения о народном суде позиции народных судов несколько укрепились.
Особое внимание в этот период уделялось унификации организационных форм, усилению централизации управления и упрощению системы ревтрибуналов. Ревтрибуналы образовывались в губернских и крупных городах с населением свыше 200 человек. Они состояли из председателя и двух членов, избираемых Советами на 1 месяц. Предварительное следствие по делам, рассматриваемым ревтрибуналами осуществляло ЧК. Трибунал сам решал допустить ли к участию в деле обвинение и защиту, но если допускался обвинитель, трибунал обязан был допустить или назначить защитника. Трибунал был вправе отменить прения сторон, если признавал дело выясненным. Все это были чрезвычайные права по ведению процесса. Такие нормы повышали оперативность рассмотрения дел, за счет ущемления интересов сторон и прежде всего подсудимого. Ревтрибуналы в своей карательной политике применяли, главным образом лишения свободы, а по наиболее тяжким делам – расстрел. Положение о ревтрибуналах, принятое в апреле 1919г. предоставило трибуналам право определения меры репрессии, что было правом нормотворчества («условный расстрел», «лишение свободы до окончания гражданской войны
В Красной Армии, на всей сети железных дорог и на водном транспорте действовали революционные военные трибуналы. Они не входили в судебную систему республики. Процесс в реввоентрибуналах проходил также как и в общих трибуналах, но их приговоры не могли быть обжалованы в кассационном порядке.
В судах всех инстанций допускалось судоговорение на местных языках. Предварительное расследование по делам превышающих подсудность местного суда, производили следственные комиссии из трех человек, избираемых Советами. При Советах создавались коллегии правозаступников, осуществлявших как общественное обвинение, так и защиту. К числу особенностей развития судебной системы России в годы гражданской войны отнесем централизацию государственного аппарата и проведение чрезвычайных мер карательной политики (особенно с сентября по декабрь 1918г.).
Основная задача правовой политики в годы гражданской войны заключалась в сохранении советской власти. Практические вопросы решались в чрезвычайных обстоятельствах исходя из революционной целесообразности и опираясь на классовое чутье. На деле все стороны конфликта прибегали к крайним мерам и страшным эксцессам, свойственным всякой войне.
В сфере гражданского права сужалась область договорных отношений. Все большую роль играл принцип натурального распределения продуктов и товаров. Широкомасштабная национализация наложила отпечаток на развитие института права собственности. Отношения между предприятиями, перешедшими в собственность государства, строились уже не на гражданском, а на административном праве.
В годы гражданской войны широко применялась трудовая повинность. Как правило осуществлялась в трех основных видах: отраслевая натуральная повинность; трудовая мобилизация специалистов горного дела и металлургического производства; милитаризация предприятий и учреждений. Вводились многочисленные взыскания для нарушителей трудовой дисциплины от понижения заработной платы до предания суду ревтрибунала. В этот период трудовое право стало самостоятельной отраслью, отличной от принципов гражданского права.
Земельное право было ориентировано на создание социалистического хозяйства в земледелии. Совхозное и коллективное землепользование рассматривались как основные формы сельскохозяйственного производства, а все виды единоличного землепользования как отживающий пережиток. Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому землепользованию от 14 февраля 1919 года устанавливало три формы коллективного землепользования – коммуну, артель и ТОЗ.
В советском государстве семейное право впервые стало формироваться как самостоятельная отрасль, ранее оно входило в гражданское право. Брачный возраст был установлен для мужчин – 18 лет, для женщин – 16 лет. Брак теперь не создавал общности имущества и местожительства супругов. Внебрачные дети уравнивались в правах с брачными, допускался судебный порядок установления отцовства. В Кодексе законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 года было записано, что родительские права осуществляются исключительно в интересах детей. Вводился свободный развод по желанию одного или обоих супругов (в последнем случае без суда).
В уголовном праве наметился процесс первоначальной систематизации и кодификации уголовного законодательства. 12декабря 1919года были разработаны Руководящие начала по уголовному праву РСФСР. Они определяли уголовное право как совокупность правовых норм и мер, охранявшихся систему общественных отношений классового общества от нарушений посредством репрессий. Документ включал восемь разделов. Уголовная ответственность устанавливалась с 14 лет. Цель наказания определялась как охрана общества от будущих возможных преступлений как задача общего предупреждения, а не как месть. На первое место выдвигались наказания воспитательного характера – внушение, общественное порицание, бойкот и т.п. Такой характер носили 9 из 16 видов наказания.
В процессуальном праве в годы гражданской войны выявились особенности, связанные с существованием двух ветвей судебной власти – народных судов и ревтрибуналов. Стремление к ускорению процесса вызвало упрощение производства в Т и отступление от ряда процессуальных принципов и гарантий. Сложилась практика развернутого и сокращенного производства. Первый рассматривался как исключение.
Cоветское государство и право в период нэп (1921-1929 годы)
1. Правовое регулирование советской властью экономических реформ 20-х годов