Проективные методы включают большое количество психодиагностических методик. Это ассоциативный тест Юнга, тест чернильных пятен Роршаха, тематический апперцептивный тест Мюррея (ТАТ), рисуночный фрустрационный тест Розенцвейга, тест портретных выборов Сонди, тест незаконченных предложений Сакса и Сиднея, тест руки Вагнера (Hand-test), тест рисунка человека Маховер, тест рисунка дерева Коха, тест миокинетической психодиагностики Миры-Лопеса и т.п. Проективные методы предназначены для диагностики неосознаваемых или частично осознаваемых эмоциональных переживаний. Название проективных методов берет свое название от термина «проекция» – механизм психологической защиты, заключающийся в приписывании другим людям собственных вытесненных переживаний и черт личности.
Проективные методы характеризуются следующими особенностями.
В процессе выполнения различных проективных методов испытуемым приходится ассоциировать, интерпретировать стимулы, изображать, выбирать или ранжировать объекты по степени привлекательности.
Стимульный материал или инструкции являются достаточно неопределенными, что оставляет испытуемому большую свободу выбора способа поведения.
Смысл заданий, показателей, способов обработки и анализа результатов являются скрытыми для испытуемого.
На результаты диагностики оказывают влияние различные психические функции и процессы: восприятие, память, мышление, потребности, эмоциональное состояние, отношения и установки.
Большинство проективных методов было разработано для решения клинических задач, их использование находится под значительным влиянием психоанализа, не все проективные методы в достаточной мере стандартизированы, многие не имеют нормативов, не всегда проходили полноценную проверку валидности и надежности.
Цветовой тест Люшера
Цветовой тест, разработанный швейцарским психологом Максом Люшером, является одной из наиболее эффектных и спорных методик в психодиагностической практике. На русском языке тест описан в десятках книг по психологической диагностике. При использовании наиболее распространенного сокращенного варианта теста Люшера испытуемый раскладывает в порядке привлекательности восемь карточек различных цветов. Руководство по тесту содержит описания психологического содержания различных цветов на основе ассоциаций, которые с ними связываются. Однако, не зная, как работает тест, очень трудно бывает анализировать полученные результаты. Поэтому большинство психологов пользуются таблицами интерпретации. В руководстве по тесту подробно описывается, как кодировать цветовую раскладку, а также как на основе полученных кодов входить в таблицы интерпретации и получать нужные заключения. Вот почему многие психологи, особенно те, кто недавно начал работать с тестом Люшера, без таблиц интерпретации или соответствующих компьютерных программ испытывают значительные затруднения.
Далее представлен подход автора к анализу и интерпретации теста, в некоторых отношениях отличающийся от люшеровского. Тест основан на двух принципах, зная которые можно отказаться от таблиц интерпретации.
Каждый цвет характеризует определенную человеческую потребность, ассоциируется с ней, является символом этой потребности (Таблица 5)
Структура цветовых предпочтений человека позволяет выявить структуру этих потребностей.
Однако, для того, чтобы использовать эти положения на практике, следует наполнить их более конкретным содержанием.
Таблица 5. Психологический смысл цветов в тесте Люшера.
№
Название цвета
Потребность
Предпочтение цвета
Отвержение цвета
Синий
В близости, любви и покое
Стремление к пониманию, согласию, сочувствию, доверию, дружелюбие, привязанность
Одиночество, беспокойство
Зеленый
В превосходстве, власти и независимости
Стремление к признанию, уверенности, защите, настойчивость
Унижение, обида, слабость
Красный
В успехе, деятельности и возбуждении
Стремление к достижению, борьбе, наступлению, инициатива
Утомление, раздражение
Желтый
В переменах, расслаблении и избегании проблем
Стремление к выходу, освобождению, ожидание, надежда на удачу и случай, оптимизм
Разочарование, отчаяние
Фиолетовый
Нравиться, привлекать внимание и производить впечатление
Стремление к одобрению, эротическим и эстетическим переживаниям, чувственность
Подавление чувств, рациональность, контроль, скромность, стремление быть незаметным
Коричневый
В физическом комфорте, отдыхе и чувственном удовольствии
Вытеснение физических потребностей, самоограничение, отрицание слабости
Черный
В агрессии
Стремление к разрушению, враждебное отношение, негативизм, неприятие, протест, отказ
Отрицание и подавление агрессии
Серый
В дистанции и незаметности
Стремление избежать участия, скрыться, маскировка, утаивание
Активное включение в ситуацию
Сила потребности определяется степенью привлекательности того цвета, который ей соответствует. Однако, зависимость положения цвета от силы выраженности соответствующей потребности неодинакова для основных и дополнительных цветов. К основным относятся хроматические цвета: синий, зеленый, красный и желтый, к дополнительным – ахроматические: коричневый, черный и серый. Фиолетовый не является ни основным, ни дополнительным. В норме основные цвета обычно располагаются в начале и середине ряда, то есть занимают первые пять позиций, в то время как дополнительные цвета, как правило, находятся на последних трех местах.
В случае если потребность, выраженная основным цветом, является очень слабой или полностью удовлетворенной, то цвет, который ассоциируется с этой потребностью, является индифферентным, то есть находится в середине ряда. Он не является ни приятным, ни противным. Когда соответствующая потребность усиливается, то символизирующий ее цвет становится более привлекательным, перемещаясь в начало раскладки. Наконец, если потребность становится настолько сильной, что удовлетворить ее в полной мере не представляется возможным, то цвет, который характеризует эту потребность, становится неприятным и занимает одно из последних мест в ряду.
Подобная закономерность проявляется во многих проективных тестах, а также в реальном поведении людей. Проанализируем, для примера, динамику пищевой потребности. В случае, когда потребность слаба, не является актуальной и значимой, то она не привлекает внимания человека. При этом человек не склонен обсуждать тему еды в разговорах с другими людьми, и не упоминает ее в рассказах по картинкам Тематического Апперцептивного Теста (ТАТ). Когда пищевая потребность актуализируется, становится более сильной, человеку хочется поговорить на эту тему. В этом случае при описании изображений ТАТ тема еды часто возникает даже тогда, когда на картинке нет ничего подобного. Интересы человека, его восприятие, фантазия концентрируются на удовлетворении потребности. Однако, при дальнейшем обострении потребности все, связанное с ее удовлетворением, начинает раздражать человека. Неудовлетворенная потребность становится источником фрустрации, тревоги, эмоционального напряжения, неприятных переживаний. Потребность, несмотря на большую объективную значимость, подавляется, вытесняется из сознания. Человек начинает активно избегать обсуждения болезненной темы с другими людьми, старается не только не говорить, но и не думать о ней. И количество рассказов по ТАТ, связанных с темой еды, снова сокращается.
Таким образом, даже такая мощная психодиагностическая методика как ТАТ не позволяет измерить силу той или иной потребности, поскольку отсутствие тем, связанных с этой потребностью, может свидетельствовать как об ее отсутствии, так и о чрезмерной степени ее выраженности. В отличие от ТАТ, тест Люшера представляет собой более современную психодиагностическую методику, позволяющую дифференцировать сверхзначимое содержание от незначимого, выявлять подавляемые и вытесняемые потребности и локализовать источники фрустрации.
Итак, для основных цветов позиция в середине ряда соответствует либо наиболее слабой степени выраженности соответствующих потребностей, либо полной их удовлетворенности. Позиция основных цветов в начале ряда свидетельствует о том, что потребности, которые они символизируют, являются наиболее актуальными. Наконец, в том случае, когда основные цвета находятся в конце ряда, то это является признаком фрустрированных, подавленных, вытесненных потребностей (Рис. 2). Это может быть связано либо с тем, что соответствующие потребности являются настолько выраженными, что человек не может удовлетворить их в полной мере, либо с тем, что человек испытывает непреодолимые затруднения в удовлетворении, в общем-то, не самых сильных потребностей, и они вследствие этого приобретают характер сверхзначимых.
Рис. 2. Зависимость привлекательности цвета по тесту Люшера от силы соответствующей потребности
Однако если последовательно придерживаться этой схемы анализа результатов, то придется согласиться с тем, что потребности, выраженные дополнительными цветами, как правило, подавляются человекам и являются источником фрустрации. Ведь в норме ахроматические цвета оцениваются как наименее привлекательные. Кстати, потребности, соответствующие коричневому, черному и серому цветам, наиболее близки к базовым биологическим потребностям человека. Может быть, так оно и есть? Может быть, потребности человека в пище, сексе, отдыхе, защите и агрессии действительно являются фатально неудовлетворенными и должны вытесняться? Если так, то либо данные потребности являются наиболее сильными в человеческой жизни, либо социальные нормы препятствуют их полному удовлетворению. Если же это не так, то принцип анализа потребностей, соответствующих дополнительным цветам, должен быть другим. А именно, дополнительный цвет на последних местах ряда свидетельствует о слабой, наименее выраженной потребности, в середине ряда – об актуальной потребности, в начале ряда – о наиболее сильной потребности, которая может приводить к нарушению контроля поведения и состояния со стороны человека. Таким образом, привлекательность дополнительных цветов позволяет предположить ведущую роль базовых биологических потребностей в человеческом поведении, в то время как у большинства людей эти потребности не являются решающими или в достаточной мере удовлетворены.
Данный механизм теста Люшера позволяет использовать его:
в качестве индикатора изменения потребностей и эмоционального состояния людей в различных, в том числе экстремальных ситуациях,
как один из критериев оценки эффективности различных способов воздействия на психическое состояние человека,
как средство, облегчающее установление контакта и выявление проблем в процессе консультирования клиентов.
В процессе использования теста Люшера перед психологами возникает рад вопросов.