6. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум. – М.: Культура и спорт, 1998.
7. Белкин П.Н. Концепции современного естествознания. – М.: Высш.шк., 2004.
8. Канке В.А. Концепции современного естествознания. Учебн. для вузов. – М., 2002.
Наука и культура
Conceptio (понимание) – концепция:
1) способ понимания явлений;
2) основная точка зрения, руководящая идея деятельности.
Задачи курса:
1) показать, как устроен мир с точки зрения современной цивилизации;
2) показать методы и средства его изучения.
В основе любой деятельности, любого знания лежит материальное производство, основанное на научных знаниях о природе. Эти знания даются комплексом естественных наук. Кроме того, имеются объективные закономерности, связанные с выделенным положением человека в мире.
Прежняя традиция исторического материализма сводила все проявления жизни общества непосредственно к развитию производства и производственных отношений. Под культурой понимался исторически определенный уровень развития общества, а наука как ее часть представляла собой производительную силу. Однако такое определение слишком широко и неопределенно, поэтому целесообразно дать более узкое определение культуры.
Культура – область, в которой развертывается духовная и творческая деятельность человека.
Она включает: 1) предметные результаты деятельности;
2) силы и способности человека, реализованные в ней.
Наука – одна из частей культуры, функция которой – выработка и систематизация объективных знаний о действительности.
Включает: 1) научную деятельность;
2) ее результат – сумму знаний.
Наряду с искусством, религией, философией, моралью, правом и т.д. наука выражает все стороны человеческого взаимоотношения с миром. Однако, для современной науки характерно определяющее положение в этом ряду. Можно сказать, что современная наука – это теория действительного. Мир предстает перед нами как потенциальный объект наших действий. Реальность совпадает с тем, что действует на нас. Научное познание создает некую структуру, технический мир, совокупность приемов, методов воздействия.
Различие между естественными и гуманитарными науками всегда сводилось к различию методов. Физика, химия, биология имеют во многом сходную методологию и непосредственную связь с практикой, в то время как в рамках истории, социологии или психологии имеется множество подходов и методов, основанных на философских позициях и установках их авторов. Специфика гуманитарного знания состоит еще и в том, что его уровень зависит от развития общества в целом. По-существу, гуманитарные науки появляются только в XIX веке, после определенных общественных преобразований и под влиянием различных философских систем того времени. Для них пытались приспособить индуктивно-логический метод естественных наук (Милль), потом стали дополнять его психологическими поправками (Гельмгольц), затем перешли на язык ценностей (Риккерт). Однако, если вспомнить, что ценность есть просто точка зрения на что-либо (Ницше), система ценностей есть в своем роде тоже технический мир, совокупность приемов и способов воздействия.
Таким образом, естественные и гуманитарные науки обладают своей спецификой, но могут быть объединены в единое понятие науки.
Научное знание подчиняется общим критериям:
1) объективность;
2) систематичность;
3) непротиворечивость;
4) подтверждаемость;
5) эффективность,
что также говорит о возможности объединения наук.
История естествознания
Имеющиеся сведения о древних цивилизациях позволяют заключить, что их знания об окружающем мире были фрагментарны и мифологичны. Поэтому науки в современном понимании не существовало ни в Египте, ни в Вавилоне, ни в Древней Греции.
Человек того времени чувствовал себя частью природы, бытия, и его деятельность была органически включена в жизнь окружающего мира. Поэтому практические нужды могли привести к развитию знаний по конкретным областям без общего системного подхода. Столь же естественным было представление знаний в виде мифов-преданий.
Греческие мифы, записанные в VIII-VII вв. до н.э., дают связную картину бытия в виде жизни богов и героев. Изучение мира велось посредством наблюдения. Замеченные факты сопоставлялись, сравнивались между собой, обобщались с тем, чтобы получить закономерности. Характерно разделение теории и практики в познавательной деятельности древних.
Натурфилософия в Древней Греции (VI-IV вв. до н.э.) занималась устройством и происхождением мира, пытаясь объяснить их естественными причинами. Однако она не выделялась из общего философского знания и была чисто теоретической дисциплиной.
Практика приравнивалась к ремеслу, искусству, технике и поэтому не могла дать сведений о природе вещей. Сущность вещей или явлений доступна лишь философии, она постигается в ходе умственного созерцания, теоретически.
В древнегреческой философии выражены две основные методологические тенденции изучения мира, которые в своем классическом варианте прослеживаются вплоть до XVIII века, а концептуально присутствуют и в современной науке:
1) тенденция Демокрита – атомизм (сведение многообразия мира к сочетаниям элементов – атомов);
2) тенденция Платона – идеализм (сведение явлений мира к параллельному миру высших сущностей – идей).
В Средние века теоретическая и практическая деятельности по изучению мира и человека так же, как и в древности были разделены, но не на философской, а, скорее, исторической почве. В период раннего Средневековья античные знания в Европе были утрачены, а на Востоке они были восприняты арабами и снова попали в Европу в VIII-IX веках.
Схоластика или академическая философия в университетах Европы, достигшая расцвета в XIII-XIV веках, занималась систематизацией и уяснением материала из готовых источников (Аристотеля и других).
Герметические науки или искусства (магия, алхимия, астрология) – подобие практических методов и знаний, связанных с ремеслами и др. – возникли в эпоху эллинизма и поздней античности. Авторство герметических трактатов II-III веков приписывалось Гермесу Трисмегисту, которого греки отождествляли с Тотом Древнего Египта – богом мудрости, книг, письма, счета и т.п.
Согласно философии герметизма, Единое мира предстает в соединении двух: мира телесного и мира духовного. Существует подобие между земными и небесными вещами, поэтому можно воздействовать на земные вещи, влиять тем самым на духовные и достигнуть совершенства во всем, в том числе и совершенного знания о Едином.
По-видимому, эксперимент выдвинулся в Средние века как метод изучения природы в практических науках. Появление машинной техники потребовало формализации полученных знаний, представления их в удобной для применения форме, что неизбежно привело к математизации самого естествознания и становлению количественного эксперимента.
С другой стороны, накопление фактических сведений вело к необходимости их обобщения, систематизации, экспериментальной проверки, представления в некоем стандартном виде. Поэтому новый методический идеал познания мира, выдвинутый в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.), т.н. субъект-объектное отношение, быстро вошел в методологию естествознания.
Действительно, ведь этот идеал предполагает активность познающего субъекта и пассивность, независимость от него объекта, в данном случае, природы, возможность его экспериментального изучения и обобщения знаний.
В Новое время (XVII-XIX вв.) формируется наука в современном понимании. Ее существо – в исследовании, а основной метод – эксперимент. Благодаря математизации становится возможной общая схема природы. Теперь наука объясняет природу в рамках этой общей схемы, а научное исследование подготавливает свои объекты для технического применения. Наука вселяет уверенность человека в своих силах, создает определенность, устойчивость окружающего мира, так сказать, гуманизирует бытие человека. Эта тенденция гуманизма характерна для всей поствозрожденческой культуры. Например, в эстетике субъект анализирует объекты по законам красоты, общей эстетической схемы. Искусство посвящено выражению жизни человека, политика заботится о его благах, удобстве и т.д.