Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

История естествознания



Содержание

Литература по дисциплине «Концепции современного естествознания». 2

Наука и культура. 3

История естествознания. 5

Физическая картина мира. 7

Структурная иерархия материального мира. 9

Объекты микромира. 11

Природа физического взаимодействия. 13

Пространство и время в механической картине мира. 16

Эксперимент в современном естествознании. 19

Измерение физических величин. 22

Основы классической механики. 25

Законы сохранения механических величин. 29

Концепции классической электродинамики. 32

Принципы классической термодинамики. 35

Принцип сохранения энергии. 38

Статистическое истолкование II начала термодинамики. 41

Теория относительности (theory of relativity) 44

Физическая природа света. 48

Основные положения квантовой механики. 51

Основы астрофизики. 54

Измерение расстояний в мегамире. 58

Космологические модели Вселенной. 61

Эволюция Вселенной. 64

Происхождение Солнечной системы.. 67

Химическая картина мира. 70

Природа химической связи. 73

Происхождение жизни. 75

Теория эволюции живых организмов. 78

Биосфера Земли. 81

Понятие ноосферы.. 83

 

Литература по дисциплине
«Концепции современного естествознания»

1. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. – Новосибирск, 1997.

2. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. – М.: Высш.шк., 1998.

3. Концепции современного естествознания / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, В.Ф. Голубь и др. – М.: Культура и спорт, 1997.

4. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Центр, 1998.

5. Гуляев С.А., Жуковский В.М., Комов С.В. Основы естествознания. – Екатеринбург: УрГУ, 1997.

6. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум. – М.: Культура и спорт, 1998.

7. Белкин П.Н. Концепции современного естествознания. – М.: Высш.шк., 2004.

8. Канке В.А. Концепции современного естествознания. Учебн. для вузов. – М., 2002.

Наука и культура

Conceptio (понимание) – концепция:

1) способ понимания явлений;

2) основная точка зрения, руководящая идея деятельности.

Задачи курса:

1) показать, как устроен мир с точки зрения современной цивилизации;

2) показать методы и средства его изучения.

В основе любой деятельности, любого знания лежит материальное производство, основанное на научных знаниях о природе. Эти знания даются комплексом естественных наук. Кроме того, имеются объективные закономерности, связанные с выделенным положением человека в мире.

Прежняя традиция исторического материализма сводила все проявления жизни общества непосредственно к развитию производства и производственных отношений. Под культурой понимался исторически определенный уровень развития общества, а наука как ее часть представляла собой производительную силу. Однако такое определение слишком широко и неопределенно, поэтому целесообразно дать более узкое определение культуры.

Культура – область, в которой развертывается духовная и творческая деятельность человека.

Она включает: 1) предметные результаты деятельности;

2) силы и способности человека, реализованные в ней.

Наука – одна из частей культуры, функция которой – выработка и систематизация объективных знаний о действительности.

Включает: 1) научную деятельность;

2) ее результат – сумму знаний.

Наряду с искусством, религией, философией, моралью, правом и т.д. наука выражает все стороны человеческого взаимоотношения с миром. Однако, для современной науки характерно определяющее положение в этом ряду. Можно сказать, что современная наука – это теория действительного. Мир предстает перед нами как потенциальный объект наших действий. Реальность совпадает с тем, что действует на нас. Научное познание создает некую структуру, технический мир, совокупность приемов, методов воздействия.

Различие между естественными и гуманитарными науками всегда сводилось к различию методов. Физика, химия, биология имеют во многом сходную методологию и непосредственную связь с практикой, в то время как в рамках истории, социологии или психологии имеется множество подходов и методов, основанных на философских позициях и установках их авторов. Специфика гуманитарного знания состоит еще и в том, что его уровень зависит от развития общества в целом. По-существу, гуманитарные науки появляются только в XIX веке, после определенных общественных преобразований и под влиянием различных философских систем того времени. Для них пытались приспособить индуктивно-логический метод естественных наук (Милль), потом стали дополнять его психологическими поправками (Гельмгольц), затем перешли на язык ценностей (Риккерт). Однако, если вспомнить, что ценность есть просто точка зрения на что-либо (Ницше), система ценностей есть в своем роде тоже технический мир, совокупность приемов и способов воздействия.

Таким образом, естественные и гуманитарные науки обладают своей спецификой, но могут быть объединены в единое понятие науки.

Научное знание подчиняется общим критериям:

1) объективность;

2) систематичность;

3) непротиворечивость;

4) подтверждаемость;

5) эффективность,

что также говорит о возможности объединения наук.

 

История естествознания

Имеющиеся сведения о древних цивилизациях позволяют заключить, что их знания об окружающем мире были фрагментарны и мифологичны. Поэтому науки в современном понимании не существовало ни в Египте, ни в Вавилоне, ни в Древней Греции.

Человек того времени чувствовал себя частью природы, бытия, и его деятельность была органически включена в жизнь окружающего мира. Поэтому практические нужды могли привести к развитию знаний по конкретным областям без общего системного подхода. Столь же естественным было представление знаний в виде мифов-преданий.

Греческие мифы, записанные в VIII-VII вв. до н.э., дают связную картину бытия в виде жизни богов и героев. Изучение мира велось посредством наблюдения. Замеченные факты сопоставлялись, сравнивались между собой, обобщались с тем, чтобы получить закономерности. Характерно разделение теории и практики в познавательной деятельности древних.

Натурфилософия в Древней Греции (VI-IV вв. до н.э.) занималась устройством и происхождением мира, пытаясь объяснить их естественными причинами. Однако она не выделялась из общего философского знания и была чисто теоретической дисциплиной.

Практика приравнивалась к ремеслу, искусству, технике и поэтому не могла дать сведений о природе вещей. Сущность вещей или явлений доступна лишь философии, она постигается в ходе умственного созерцания, теоретически.

В древнегреческой философии выражены две основные методологические тенденции изучения мира, которые в своем классическом варианте прослеживаются вплоть до XVIII века, а концептуально присутствуют и в современной науке:

1) тенденция Демокрита – атомизм (сведение многообразия мира к сочетаниям элементов – атомов);

2) тенденция Платона – идеализм (сведение явлений мира к параллельному миру высших сущностей – идей).

В Средние века теоретическая и практическая деятельности по изучению мира и человека так же, как и в древности были разделены, но не на философской, а, скорее, исторической почве. В период раннего Средневековья античные знания в Европе были утрачены, а на Востоке они были восприняты арабами и снова попали в Европу в VIII-IX веках.

Схоластика или академическая философия в университетах Европы, достигшая расцвета в XIII-XIV веках, занималась систематизацией и уяснением материала из готовых источников (Аристотеля и других).

Герметические науки или искусства (магия, алхимия, астрология) – подобие практических методов и знаний, связанных с ремеслами и др. – возникли в эпоху эллинизма и поздней античности. Авторство герметических трактатов II-III веков приписывалось Гермесу Трисмегисту, которого греки отождествляли с Тотом Древнего Египта – богом мудрости, книг, письма, счета и т.п.

Согласно философии герметизма, Единое мира предстает в соединении двух: мира телесного и мира духовного. Существует подобие между земными и небесными вещами, поэтому можно воздействовать на земные вещи, влиять тем самым на духовные и достигнуть совершенства во всем, в том числе и совершенного знания о Едином.

По-видимому, эксперимент выдвинулся в Средние века как метод изучения природы в практических науках. Появление машинной техники потребовало формализации полученных знаний, представления их в удобной для применения форме, что неизбежно привело к математизации самого естествознания и становлению количественного эксперимента.

С другой стороны, накопление фактических сведений вело к необходимости их обобщения, систематизации, экспериментальной проверки, представления в некоем стандартном виде. Поэтому новый методический идеал познания мира, выдвинутый в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.), т.н. субъект-объектное отношение, быстро вошел в методологию естествознания.

Действительно, ведь этот идеал предполагает активность познающего субъекта и пассивность, независимость от него объекта, в данном случае, природы, возможность его экспериментального изучения и обобщения знаний.

В Новое время (XVII-XIX вв.) формируется наука в современном понимании. Ее существо – в исследовании, а основной метод – эксперимент. Благодаря математизации становится возможной общая схема природы. Теперь наука объясняет природу в рамках этой общей схемы, а научное исследование подготавливает свои объекты для технического применения. Наука вселяет уверенность человека в своих силах, создает определенность, устойчивость окружающего мира, так сказать, гуманизирует бытие человека. Эта тенденция гуманизма характерна для всей поствозрожденческой культуры. Например, в эстетике субъект анализирует объекты по законам красоты, общей эстетической схемы. Искусство посвящено выражению жизни человека, политика заботится о его благах, удобстве и т.д.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.