Военные игры издавна считались в военном деле важным средством воспитания и обучения. Их история восходит к тем древним временам, когда китайский генерал Сун Дзу[78]пытался разбирать военные операции, нанося на карту расположение собственных сил и сил противника или размечая их на песке или планшете и анализируя различные ходы или действия, которые могут быть предприняты каждой стороной. Он, в сущности, строил модель боевой обстановки, рассматривая свои возможные ходы и ходы противника, он искал решения, наиболее эффективные в любых условиях противодействия противника.
Сохранилась ли эта методика изучения действий и противодействий благодаря тому, что наш генерал нашел, будто она способствовала его успеху, или потому, что она была полезным средством анализа сложных ситуаций, или просто потому, что она позволяла приятно провести время, не имеет большого значения. Важно одно: она сохранилась и со временем претерпела много изменений и сильно развилась.
В настоящее время военные игры используются во многих случаях. Приведем четыре основных типа использования военных игр[79]
1. Игры как средство обучения или эвристическое средство. Сюда входят все случаи использования игр, когда предполагается, что имитация обстановки позволит в большей степени осознать множество факторов и действий, которые связаны с этой обстановкой, и разовьет понимание этих факторов и действий в любом отражении этой обстановки в реальном мире.
2. Игры как средство самообразования. В этом случае создается ситуация, служащая сосредоточением опыта и суждений военного профессионала и специалиста по анализу систем. При анализе конкретных ситуаций соответствующие факторы рассматриваются в определенном контексте, и многие факторы и взаимосвязи, которыми, возможно, мы бы пренебрегли или упустили, выявляются и становятся предметом рассмотрения. Во многих случаях необходим такой начальный период, когда исследователи используют простейшие формы игр как метод, позволяющий почувствовать сложность проблемы и распознать некоторые основные аспекты, требующие изучения.
3. Игры как инструмент исследования. Цель этого использования (обычно в форме оценки или экспериментальной модели) заключается в том, чтобы прийти к определенным выводам в отношении планов, политики или определенных средств. Ниже приводится пример использования этого типа игр.
4. Игры как средство моделирования явления. В этом смысле игры используются как средство изучения различных факторов, связанных с данной ситуацией, чтобы определить ее важные аспекты и в некоторой степени оценить эти факторы. Этот случай использования является предварительным шагом на пути к созданию более точной модели, которая может стать частью гораздо более удобной и ценной теоретической формулировки.
Попытки использовать игры в качестве средства исследования или как этап в создании общей теории имеют относительно недавнюю историю. Вероятно, сейчас преждевременно пытаться оценить вклад, который военные игры могут сделать в качестве аналитических методов при принятии решения. Преждевременно также утверждать, что у нас есть весьма полное понимание различных типов игр или проблем, к которым они могут быть применены. Однако даже при таких оговорках мы можем использовать и действительно используем военные игры в качестве аналитических методов.
Методика военных игр
Военные игры связаны с созданием гипотетической ситуации, в которой две стороны с противоположными интересами и целями взаимодействуют в системе более или менее определенных правил. В этих общих рамках мы можем рассмотреть ряд различных методов, некоторые из которых, возможно, подчеркивают один аспект военной игры, другие - иные аспекты. Мы можем рассматривать различные методы согласно следующим разделам:
1) математические игры;
2) .машинные игры;
3) управленческие игры;
4) игры, требующие посредничества человека.
К математическим относятся игры, поддающиеся анализу с помощью теории игр. В этих играх каждый ход, возможный для одной стороны, соотносится на матрице с ходом, возможным для другой стороны, и предполагаемый результат для каждого сочетания точно определяется. Задача математики заключается в том, чтобы вывести правильный ход действия или стратегию, которую должен применять каждый игрок. В некоторых случаях решения указывают одну лучшую стратегию, которую должен выбирать каждый игрок. Однако в других случаях каждому игроку приходится выбирать одну из нескольких стратегий в соответствии с вычисленной вероятностью. При этом методе правила являются абсолютно определенными и никакого посредничества не требуется. До сих пор метод был подходящим только для ограниченного количества случаев, связанных с боевыми действиями, таких, например, как некоторые типы одиночного перехвата бомбардировщика истребителем.
К другому типу математических игр относится такая игра, в которой каждой стороне предоставляется возможность сделать ряд выборов при распределении сил. Примером такого типа является проблема распределения, при решении которой каждая сторона может предназначать свои самолеты для выполнения любой из трех задач: ПВО, удары по наземным целям, непосредственная поддержка войск. Проблема, подлежащая анализу, заключается в том, чтобы сделать правильный вывод по распределению сил для каждой стороны на всю кампанию. В этой ситуации, как и в предыдущем случае, условия должны быть оговорены очень точно и возможности выбора ограниченны и определенны.
Следующими являются игры, связанные с использованием вычислительных машин. Примером этого типа является игра, отражающая воздушное сражение, в которой прослеживается история каждой отдельной атаки и ее результат. Правила игры для каждой атаки должны быть определены заблаговременно, и машина, использующая метод Монте-Карло, проигрывает огромное количество атак. Анализ может указать степень критичности для результата боя некоторых факторов, которые были включены для анализа.
Существуют разнообразные машинные методы, позволяющие включать в игру одного или двух человек-игроков, принимающих на месте решения о необходимости проведения атак и об использовании сил, вместо того чтобы эти атаки и силы были определены заранее. В этом случае машина проводит вычисления, основываясь на суждениях игроков.
К третьей категории относятся управленческие игры. Эти игры имеют обычно четкие правила и отличаются от машинных игр тем, что количество возможных действий и их последствий в течение некоторого периода времени становится таким большим и их взаимодействие столь сложным, что превосходит реальные возможности машин. В каком-то смысле эти игры похожи на очень большие шахматные партии. Игры этого типа использовались для изучения стратегических кампаний ВВС, планирования войны и закупок вооружения и военной техники.
И наконец, есть игры, в которых человек участвует как игрок и как посредник; этот тип игр отличается большим разнообразием. Возможны такие игры, когда одна сторона играет против посредника, являющегося непререкаемым авторитетом по результатам каждого хода. В этих играх подобные правила могут применяться и могут не применяться.
Исходя из этого, мы получаем двусторонние или многосторонние военные игры, сочетаний и типов которых существует множество, включая игры, связанные с участием большого количества игроков и многих посредников. Эти игры используются при решении проблем, касающихся национальных и международных факторов.
Так как наиболее широко используются игры, связанные с посредничеством человека, его суждениями и принятием решений, то большая часть последующих замечаний будет относиться именно к этому типу игр.