Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Статусные позиции социокультурного менеджмента



В каждой организации социокультурной среды профессиональная статусная позиция менеджера связана с осуществлением управленческого труда, но имеет разноуровневые и разнохарактерные микростатусные положения. Наиболее рельефными фигурами в управленческом труде являются: администратор, руководитель, управленец.

В зависимости от характера и способов их деятельности можно выделить определенные типы управленческих взаимоотношений, статусную роль, особенности стиля и методов управления.

Статусное положение "администратор" обусловлено нижним пределом управленческих отношений в вертикальной иерархии. Его предметно-содержательная функция связана с репродуктивной практикой, ретрансляционных, передающих усилия, поскольку как содержание, так и методы реализации задач, а также способы получения результата практически предопре­делены полученным заданием.

Привнесенная "сверху" задача не требует особого осмысления и, тем более, интерпретации, что не может быть допущено иерархической вертикалью управления.

Деятельность администратора очерчена трансляционными функциями на каждом уровне решения задачи, с учетом программируемых и непредвиденных ситуаций.

Для администратора поставленная задача всегда очевидна и ясна, в технологической цепочке действий он точно определяет последовательность выполнения отдельных составляющих общего задания для того, чтобы в результате получить вполне определенный результат, соответствующий поставленной общей задачи.

Для администратора предметно-ролевая функция сводится к выполнению полученной команды или распоряжения, которые могут быть постоянно закрепленными или разовыми, отклоняющимися от нормативных функций.

Предметно-содержательная характеристика положения "руководитель" ориентирована на отношение к группе людей, объединенных выполнением определенных трудовых функций. Роль руководителя связана в основном с организацией деятельности коллектива, объединенного конкретной задачей в социо-культурном процессе. Руководство осуществляется решением таких задач, как:

- сплочение людей вокруг общих целей;

- развитие профессиональных качеств и создание условий для их реализации;

- подготовка членов коллектива к совместной деятельности;

- стимулирование труда;

- создание в коллективе атмосферы уважения, доверия, успеха.

Руководитель является своеобразным "архитектором" социально-культурных процессов, изучая и формируя то, что назы­вается "культурой организации", анализируя ценности и нормы организации, с помощью которых эти ценности могут быть привиты и переданы людям.

Руководство коллективом учреждения культуры следует понимать как часть внутриучрежденческого управления, следовательно, речь идет об определении позиции руководителя и собственно управленца.

В данном случае руководство есть лишь часть управления, а руководство и управление, естественно, не являются синонимичными. Руководство следует рассматривать в качестве одного из управленческих действий, таких, как, например, планирова­ние, организация, контроль и т.д.

Суть в расхождении этих понятий заложена в характере предметной деятельности. Для администратора - полученная команда или распоряжение, для руководителя - организация деятельности коллектива, для управленца ~ собственно сущность всего процесса.

Все указанные типы управленческих взаимоотношений дифференцируются в зависимости от доминирования определенной предметной деятельности.

Но, вместе с тем, управление, в отличие от руководства, в качестве управляемого объекта имеет не структуры исполнения, а совокупные структуры деятельности, процессы целеполагания.

Поэтому управление определяется не местом в функциональной структуре деятельности, а масштабным мышлением, способностью рефлексивно-мыслительного определения пер­спектив развития всей системы деятельных субъектов.

Отличие позиций "администратора", "руководителя" от "управленца" заключается в том, что первые два типа менеджмента эксплуатируют управленческие функции, влияя через организационные формы на содержание без проникновения в сущность общего целостостного процесса, который остается прерогативой источника команды.

Возможности управленца влиять на ход всего процесса деятельности, за счет внесения изменений в его содержание, сроки и интенсивность, позволяют обеспечивать нужный общий результат. Ключевые рычаги механизма управления, таким образом, находятся в руках управленца, что и определяет его соответствующий статус.

Если в целом рассматривать профессиональную управленческую культуру менеджера, то можно легко представить ее как интегрирующую модель специалиста с качествами администратора, руководителя и управленца.

Важно при этом различать и учитывать личностные характеристики менеджера, не дать им раствориться или потеряться в однообразном потоке собственных ролей, а быть всегда не только внутри роли, но одновременно и под ней, и над ней, чтобы видеть и знать мотивы тех, кто создает и осваивает роли, меняет или отменяет их.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.