Начиная с декабря 1991 года, когда республики Центральной Азии получили независимость после распада Советского Союза, Китай, Россия и США начали расширять свое проникновение в регион, используя для этого различные пути, формы и средства. У всех трех держав в регионе имеются значительные интересы. Каждая из них формировала собственную платформу и занимала определенное место в Центральной Азии. События 11 сентября изменили геополитическую ситуацию в Центральной Азии в пользу США, но никто не покинул сцену, так что присутствие каждой из этих стран в регионе будет долгосрочным и стратегическим.
Китай, Россия и США стратегически столкнулись в Центральной Азии. Все они останутся в регионе надолго.
В центральной Азии существует широкая область общих интересов и взаимной выгоды Китая, России и США. К ним относятся борьба с терроризмом, контрабандой наркотиков, обеспечение региональной безопасности, препятствование распространению религиозного экстремизма и др. Все это создает объективные предпосылки для стратегического диалога, а возможно, и сотрудничества между тремя странами.
Самим крупным общим для них интересом в регионе можно считать борьбу с терроризмом, которая одновременно является областью, наиболее приемлемой для создания отношений сотрудничества между ними. Борьба с терроризмом в Центральной Азии совпадает с целями антитеррористической деятельности США в глобальном масштабе. Они также соответствуют интересам России, устраняя источник террористической угрозы на южном направлении и способствуют установлению контроля Китая над силами сепаратистов «Восточного Туркестана».
Другая общая цель трех великих держав в Центральной Азии - обеспечение безопасности, стабильности и развития региона. Центральноазиатские государства еще слабы, они сталкиваются с множеством политических, экономических, религиозных, национальных и социальных проблем. Им трудно самостоятельно препятствовать проникновению терроризма и экстремизма извне, да и сами они создают благоприятную почву для распространения этих явлений.
Три великие державы также должны вместе противостоять нетрадиционным угрозам и решать глобальные проблемы, к числу которых относятся борьба с производством и контрабандой наркотиков, а также защита окружающей среды и т. д.
Наличие общих интересов в Центральной Азии Китая, России и США не означает, что сотрудничество между ними может непрерывно углубляться. Во-первых, если трехстороннее сотрудничество состоится, оно будет носить пассивный или вынужденный характер. Во-вторых, в регионе существуют структурные противоречия между Китаем, Россией и США. Имеются две противоположные зоны: в одной из них их интересы совпадают, а в другой расходятся. Это и обусловливает сложность отношений между тремя державами.
Реальная суть российско-американских отношений в Центральной Азии мало располагает к партнерству. Суть состоит в том, что США вытеснили Россию с доминирующих позиций в зоне ее традиционных, естественных интересов, имеющих для нее стратегическое значение, и обосновались здесь всерьез и надолго.
Появление США в тылу Китая закономерно воспринимается как угроза в Пекине. Становятся более уязвимыми стратегически важные объекты на севере-западе Китая, связанные с производством и испытаниями ракетно-ядерного оружия. Возникают новые возможности вмешательства извне в межэтнические отношения в северо-западном регионе. Будучи в перспективе крупнейшим потребителем энергоресурсов региона, Китай приобрел в лице США потенциального конкурента, заинтересованного в том, чтобы развернуть транспортировку углеводородов в сторону Запада.
Страны Центральной Азии приветствуют приход к ним КНР, поскольку видят в его лице богатого нового партнера, потенциального инвестора их развития. Появление такого партнера, помимо всего прочего, укрепляет их позиции в диалоге с Россией. Также относятся они и к присутствию США. Для России же приход Китая в зону ее традиционных интересов означает подрыв ее монопольного положения, ослабление ее политического и экономического статуса. Тем не менее очевидно, что противоречия между Россией и Китаем не носят острого характера.
Отсюда следует, что сотрудничество между Китаем, Россией и США имеет определенные ограничения как по ширине, так и по глубине охвата. Формирование реальных отношений всестороннего сотрудничества между ними представляется весьма проблематичным.
Закавказье.
Южный Кавказ — геополитический регион, расположенный на границе Восточной Европы и Юго-Западной Азии, лежащий к югу от главного, или водораздельного хребта Большого Кавказа. В пределах Южного Кавказа расположены независимые государства: Азербайджан, Армения и Грузия. В этом же регионе находятся: Абхазия и Южная Осетия, независимость которых признана лишь Россией и ещё пятью странами, а также непризнанное государство Нагорно-Карабахская Республика. Закавказье граничит на севере с Российской Федерацией, на юге — с Турцией и Ираном.