Здесь интеграционные процессы активизировались весной прошлого года. Правительство республики одобрило решение о начале процедуры присоединения к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству, утвердив состав созданной для этого межведомственной комиссии.
Проблема для Киргизии заключается в том, что вхождение в ТС может негативно сказаться на ряде отраслей промышленности, прежде всего – легкой и швейной, работающих на поставляемых из Китая материалах.
присоединение республики к союзу потребует пересмотра ее обязательств перед ВТО в части уровня ставок таможенных пошлин либо же пересмотра ставок Единого таможенного тарифа ТС. Причем процесс изменения формата участия в ВТО довольно сложный. Киргизии будет необходимо уведомить о своем решении страны-члены ВТО, которые, скорее всего, потребуют компенсировать потери уступками в других местах. Переговоры по этому поводу будут непростыми и могут длится не менее двух лет.
неспособность контролировать свои границы, отсутствие значительного в масштабах союза рынка товаров, низкую платежеспособность населения, к тому же отвыкшего жить и работать в более или менее правовых условиях, а также не считающую необходимостью соблюдать достигнутые договоренности политическую элиту. Проблемой является и наличие в стране обширной теневой экономики.
Молдавия
Молдавия (парламентская Республика Молдова) является унитарным государством. Численность населения увеличилась с 2,3 млн. человек в 1950 году до 4,4 млн. в 1992 годы и сократилась до 3,6 млн. в 2012 году (без Приднестровской Молдавской республики). ВВП $7,6 млрд. или $2,1 тыс. на душу населения. Столица — Кишинев (723 тыс.).
После распада Советского Союза через историческую область Бессарабию прошли государственные границы Украины и Молдовы. Игнорирование исторических социокультурных рубежей в Молдавии сторонниками объединения с этнически близкой Румынией привели к расколу страны и провозглашению непризнанной Приднестровской Молдавской республики (ПМР). В результате вооруженного конфликта в 1992 г. погибли тысячи людей Становление молдавской государственности осложняется внутренними этнонациональными рубежами славянского, тюркского и романского народов, где молдаване тяготеют к румынам, тюрки-гагаузы — к светской Турции, а русские и украинцы— к восточнославянскому миру. ПМР рассматривается местной властью как геополитический форпост России в Юго-Восточной Европе. С другой стороны, Запад рассматривает Молдову как возможный плацдарм Евросоюза и НАТО. Румыния неоднократно заявляла о незаконности вхождения Бессарабии в Советский Союз в 1940 году и о стремлении присоединения Молдавии.
В постсоветской Бессарабии «вскрылся» исторический реликт - пограничный буджак (угол, конец) Золотой Орды, где ныне находится тюркский форпост постсоветского пространства — православные гагаузы. Гагаузская проблема, возникшая в результате обострения местных социально-экономических, социокультурных и экологических факторов, проявилась в борьбе за автономию в независимой Молдове, тяготеющей к Румынии. Тюрки-гагаузы, напротив, тяготеют к светской Турции. В 1989 году на политической карте Молдовы появилась самопровозглашенная Гагаузская республика. В декабре 1994 г. Гагаузия-Ерли получила особый статус культурной автономии от парламента Молдовы и право на самоопределение в случае, если произойдет объединение Кишинева с Румынией.
Европейский Союз не заинтересован в сближении Молдавии с Россией и как только в этом направлении начинается движение, показывает очередной «пряник» Кишиневу и поддерживает местных политиков в антироссийской деятельности.
Молдавские националисты заинтересованы в европейской интеграции. При воссоединении Молдовы с Румынией статус Приднестровья, как независимого государства может определиться автоматически. Эта идея была популярна на заре молдавской независимости и была вновь реанимирована определенными политическими кругами.
В ПМР российскими и украинскими предпринимателями приватизированы крупные промышленные объекты. 100 тыс. граждан Приднестровья получили российские паспорта, а около 17 тыс. — украинское гражданство. Непризнанная Приднестровская Молдавская республика является местным Эльдорадо для украинских контрабандистов.
Согласно украинско-молдавской договоренности по делимитации государственной границы был произведен обмен участками территории. Украинской стороне отошла полоса автомобильной трассы (7,7 км) в районе молдавского села Паланки, а молдавская сторона получила выход к Дунаю вблизи Рени (435 м) дунайского берега, где создан единственный молдавский морской порт Молдовы Джурджулешты с нефтяным терминалом.
Мировой кризис привел к замедлению экономического роста, дальнейшему спаду промышленного и сельскохозяйственного производства, в несколько раз сократились иностранные инвестиции, уменьшаются социальные расходы. Увеличиваются площади необрабатываемых пахотных земель. Растет долг фермеров перед государством. В бывшей процветающей советской республике свыше 22 % населения живёт за чертой бедности.
Из-за тяжелого социально-экономического положения в Молдавии сложилась неблагоприятная демографическая обстановка, характеризующаяся эмиграцией за рубеж граждан трудоспособного возраста. Число экономически активного населения (занятые и безработные) составило 1,3 млн. человек. Молдавские гастарбайтеры уверенно интегрировались в рынок труда России и «путешествуют» в поисках работы по просторам Европейского Союза.
В 2011 году сократился экспорт в страны Евросоюза при росте поставок в страны СНГ.
Молдавия вступила в Зону свободной торговли СНГ, но дальнейшая интеграция на постсоветском пространстве невозможна при существующей власти в Кишиневе. Приднестровская Молдавская республика (ПМР), Гагаузия, Бельцы (третий по величине город, возглавляемый коммунистом) наоборот, выступают за более тесное сотрудничество с Россией и активно обсуждают проблему создания и вступления в Таможенный и Евразийский Союз. Курс на интеграцию в Евразийский Союз официально включен в новую редакцию Концепции внешней политики ПМР.
Молдавия с Украиной образуют серую зону Европы, создание которой стало возможной благодаря активной деятельности местных националистов.
Отношения с ЕС
Парафирование Молдавией соглашения об ассоциации с ЕС (29 ноября 2013 )во время вильнюсского саммита "Восточного партнерства" в ноябре 2013 года будет означать прохождение страной первого этапа на пути вступления в "единую европейскую семью". Эксперт отметил, что основным препятствием на следующем этапе движения в сторону Евросоюза для молдавского руководства, помимо всего прочего, будет урегулирование молдавско-приднестровского конфликта, о чем неоднократно заявлялось представителями ЕС. Однако, по его словам, и на эту проблему в Кишиневе есть вариант решения - силовое воздействие на приднестровцев с привлечением к участию в конфликте румынских войск. Мир на берегах Днестра уже более 20 лет охраняют миротворцы под эгидой России в соответствии с Соглашением о принципах мирного урегулирования молдавско-приднестровского конфликта 1992 года, из которого Молдавия не вышла по сей день, несмотря на постоянные попытки дискредитировать миротворческий мандат России и требования вывода российских войск, а Румыния - член НАТО. Таким образом, если прогноз Ивана Захарова сбудется, то новая война на Днестре будет войной России и НАТО.
Российско- Молдавские отношения
Российско-молдавские отношения очень сложны и противоречивы. Сейчас вопрос стоит так: будет ли Россия в южных регионах Европы, в первую очередь в Молдавии, реальным субъектом геополитических отношений или нет? В первом варианте она останется в Молдавии (в Приднестровье) как держава, чьи интересы на постсоветском пространстве не подвергают сомнению европейские страны, которые пока еще придерживаются основных положений, принятых в Ялте и Потсдаме в 1945 г. Во втором случае Россия уходит из региона, а ее место занимают силы блока НАТО, который безудержно стремится на Восток. Для того чтобы остаться активным субъектом геополитики в Молдавии, Москве необходимо разработать и подписать с Кишиневом долгосрочный договор, охватывающий все сферы общественной жизни: экономической, политической, социальной, духовной, а не только ограничиваясь поставкой молдавских вин на прилавки России. В этом документе должны быть предусмотрены все варианты межгосударственных отношений, должен быть разработан конкретный план действий по урегулированию отношений между Кишиневом и Тирасполем.
В непризнанной Приднестровской Республике живет около 80 тыс. граждан России. Отдавать их Молдавии — это делать ход против себя. Для того чтобы жители Приднестровья были спокойны за свое будущее, необходимо четко прописать в договоре правовые основы нахождения в регионе российских сил стабильности и мира. И здесь не должны приниматься на веру устные заявления политических лидеров Молдавии.
Российским политикам, особенно либерал-реформаторам, нельзя забывать, что многие молдавские лидеры стремятся к объединению с Румынией. Дипломаты этой страны осторожно отвечают на просьбы Молдавии, но тем не менее Румыния предпринимает шаги по «мягкой» экспансии в отношении Молдавии. Все образование в этой республике ориентирует молодежь на изучение румынской истории и румынского языка, постепенно вытесняя все русское. Молдавия, если «проглотит» Приднестровье, будет таким государством, каким это видится Западу, и в перспективе вместе с Румынией пойдет в НАТО.
Сегодня Кишинев, убаюкивая Москву пророссийскими декларациями и добиваясь от нее экономических выгод (квот на сахар, снижения цен на газ, нефть и т.д.), реально придерживается прозападного курса, наращивая военное и экономическое давление на Приднестровье: блокируются грузопотоки, изменяются границы. Тирасполь в ответ грозит перекрыть подачу российского газа, блокировать автомобильное и железнодорожное сообщение. Вывод такой: в Молдавии существуют внутренние противоречия и не все складывается для России удачно.
Наибольшего охлаждения отношения между Россией и Молдовой достигали именно тогда, когда во власти в Кишиневе преобладали политики - носители радикальной идеологии. Хуже всего молдо-российские отношения были в тот период, когда наибольшее влияние на молдавскую политику оказывал Народный фронт (ХДНФ). Во второй раз это случилось, когда у власти в Молдавии была ПКРМ. Если фронтисты вели открытую антироссийскую политику, то коммунисты испортили отношения с Россией, отказавшись выполнить свои предвыборные обещания относительно восстановления статуса русского языка, как второго государственного, а также сорвав подписание «Меморандума Козака».
Нынешняя коалиционная власть в Молдове не декларирует свою пророссийскость. Более того, она открыто объявила свой курс на евроинтеграцию. Однако, во многом благодаря Владимиру Филату в бытность его премьер-министром, а сегодня – политике, проводимой премьер-министром Юрием Лянкэ и председателем парламента Игорем Корман, власть Молдавии говорит с Россией доброжелательно, честно и открыто.
Нынешняя молдавская власть прямо говорит России: Да, мы сторонники евроинтеграции, но мы отнюдь не противопоставляем наш европейский выбор стратегическому партнёрству с Россией. Власть в Кишиневе хорошо понимает, что Россия озабочена своей безопасностью, недовольна приближением НАТО к своим границам, а потому заявляет, что Республика Молдавия не намерена отказываться от нейтралитета, не собирается вступать НАТО, учитывает, что у России есть собственные интересы в этом регионе, готова обсуждать и решать связанные с этим проблемы.
«Молдавия, в силу географических причин и своего исторического прошлого, обречена на дружеское сотрудничество и с Западом, и с Востоком. Хотелось бы, чтобы это поняли, в первую очередь, все граждане Молдавии, а также наши партнеры на Западе и на Востоке. Каким бы ни был наш интеграционный выбор, мы всегда будем стремиться к тому, чтобы территория Молдавии была не полем конфронтации, а местом»
Центральная Азия представляет собой гигантский по размерам и геополитически разнородный регион. Он делится на два субрегиона - северный (Казахстан и Кыргызстан) и южный (Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан) .Обретение республиками советской Средней Азии и Казахстаном в конце 1991 г. независимости стало отправной точкой двух разноуровневых процессов: строительства в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане национальных государств и формирования на данных территориях новой целостности - Центрально-азиатского региона.
Экономика региона.
Говоря об экономическом положении стран Средней Азии, интересно заметить, что темп роста экономики Казахстана составляет 10%, Узбекистана - 8%. Не на много отстает и Туркменистан. Результаты по другим направлениям - не хуже. Среднеазиатские страны активно наращивают экспорт и золотовалютные резервы. Промышленное производство большинства государств региона растет вровень с украинским, а в Узбекистане и вовсе бьет рекорды - 12,1% прироста. И все это на фоне относительно стабильной инфляции.
Такие метаморфозы вполне объяснимы. Средняя Азия - сокровищница нефти, газа и других полезных ископаемых. А потому экономика расположенных здесь стран пошла по пути, проторенном Россией. Ее двигателем стал рост мировых цен на энергоресурсы. Стремятся реализовать свой потенциал и Киргизия с Таджикистаном, хоть эти два государства и не могут похвалиться углеводородными запасами своих недр. Секрет в том, что страны Средней Азии преодолели затяжной постсоветский экономический кризис и начали выздоравливать, удивляя население темпами роста, а инвесторов - потенциалом.
По мере роста экономики увеличивается и внутренний рынок этих государств, а также потребительская способность всего 60-миллионного населения Средней Азии.
Но главное, что может удивить каждого, кто давно не интересовался экономикой стран региона, - их инвестиционная политика. Средняя Азия предлагает отличные условия выхода зарубежного бизнеса на свои рынки и постепенно становится инвестиционной Меккой.
В последние годы главы государств Средней Азии взялись за "ремонт" своего инвестиционного облика. Руководители стран региона больше не собираются довольствоваться ролью сырьевой "кладовой" для развитых государств. Они хотят выстроить экономики с высоким уровнем добавленной стоимости. И именно для этого начали полномасштабную борьбу за привлечение иностранных инвестиций.
Так президент Киргизии, чтобы привлечь инвестиции, пообещал едва ли не тотальную приватизацию госпредприятий. Все без исключения государственные предприятия Президент хочет перевести в форму акционерных обществ с открытым публичным предложением их акций на фондовом рынке. С не меньшим рвением за улучшение бизнес-среды принялся и Узбекистан. Сейчас во многих сферах он практически полностью освобождает инвесторов от налогов и сборов. Исключение составляет разве что НДС. Но самое яркое инвестиционное "перерождение" пережил Туркменистан. Теперь "газовая кладовая" Средней Азии готовится к реструктуризации госпредприятий, вводит льготы для компаний, решившихся работать на туркменском рынке, борется с бюрократией.
Нефтегазовый. Казахстан сегодня - восьмой в списке мировых экспортеров газа, а к 2015 году войдет и в топ-10 экспортеров нефти. Спешит похвалиться нефтегазовым содержимым своих недр и Узбекистан.
В Узбекистане, Кыргызстане и Таджикистане спрятан другой клад - электроэнергетический. К примеру, на территории Таджикистана формируется больше половины всех водных ресурсов Средней Азии. Основу энергетики составляют ГЭС, построенные еще в советские времена. Но все эти электростанции срочно требуют модернизации. К тому же потенциал ресурсов гидроэнергетики государства используется лишь на 5%. А поэтому в числе приоритетов Таджикистана - строительство новых ГЭС и линий электропередачи.
Средняя Азия переживает настоящий строительный бум. Пока "сливки" с этого бума снимают представители турецкой строительной отрасли. Выгодно не только участвовать в проектах по строительству, но и вкладывать деньги в развитие своих производств по выпуску стройматериалов. Например, только в Узбекистане насчитывают около 49 месторождений строительного камня.