Участники акции говорят о том, что вступление в ТС поставит угрозу потери возможности дальнейшего развития и демократии в Армении. Они требуют уважать достоинство, свободы и права граждан Армении, пресечь процесс присоединения Армении к Таможенному союзу и отказаться от участия в формировании Евразийского союза во имя Республики Армения.
Иран рассматривает крайне негативно, с точки зрения своих интересов, принуждение Армении к вступлению в Таможенный союз. Иран, как любое другое государство, стремящееся к укреплению своей независимости, хотел бы выстраивать отношения с суверенными государствами, а вовсе не со странами, находящими в вассальной зависимости. Армения имеет для Ирана чрезвычайно важное значение как партнер в развитии геоэкономических отношений с Европейским Союзом и вообще с христианским миром, занимающий ключевое положение и играющий известную роль в безопасности региона. Таможенный союз приведет к сокращению и снижению эффективности объема ирано-армянской торговли, так как таможенные пошлины повысятся в 2 – 3 раза. Но даже не в этом причина беспокойства Тегерана. Иран мог убедиться в том, что Россия жестко контролирует развитие инфраструктуры в Армении, всячески ограничивая перспективы связей Ирана в европейском направлении. Хорошо известна история с газопроводами, когда Россия принудила Армению и Иран исключить транзитный характер поставок иранского газа в Армению.
Индия и Вьетнам
Тема будущей интеграции Индии и ТС открылась со встречи в начале апреля в Нью-Дели министра торговли и промышленности Индии Ананда Шармы и председателя коллегии Евразийской экономической комиссии Виктора Христенко
Что касается Вьетнама, то на его примере видно, насколько небыстрый это процесс — интеграция с Таможенным союзом. Только на этот год намечено четыре раунда переговоров на министерском уровне с участием специалистов, видеоконференциями и всем необходимым.
По мнению Аджая Бисарии, главы евразийского департамента МИД Индии, экономика — это слабое звено в стратегических связях наших стран. Надежду на исправление ситуации он возлагает на скорейшее подписание соглашения.
В свою очередь, Виктор Христенко по итогам переговоров в Нью-Дели подчеркнул, что ТС готов к расширению, но не за счёт глубины интеграции. Иными словами, речь пойдёт о снятии взаимных таможенных барьеров и приведении торговых отношений Таможенного союза с Индией и Вьетнамом к полному соответствию не только законам этих стран, но и регламенту ТС, то есть де-факто их вхождению как равноправных партнёров в единое экономическое пространство ЕврАзЭс.
При этом существует очевидная проблема в установлении более плотных торговых отношений между Таможенным союзом и Индией — между ними расположены либо очаги нестабильности, либо недостаточно развитые транспортные сети и труднопроходимые горы. Поэтому возросшие потоки грузов Индия планирует направить через международный транспортный коридор «Север-Юг».
Этот путь был открыт Индией, Ираном и Россией ещё в 2002 году. Он имеет несколько веток, но в любом случае теснейшим образом завязан на Иран. Через юг Ирана контейнеры идут морем в Индию, через его север — опять-таки морем или по железной дороге по восточному берегу Каспия через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан в Россию.
Соответственно, любое усиление торгового оборота между Таможенным союзом и Индией автоматически означает их плотное и, что самое важное, сугубо мирное сотрудничество с Ираном. Чем спокойнее ситуация в Иране и вокруг него, тем это выгоднее всем сторонам.
В связи с этим существует и потенциальная проблема. Южнее Ирана интересы наших партнёров непредсказуемо переплетаются: у Индии есть договор о взаимопомощи с Катаром, по которому вооружённые силы Индии будут защищать его территорию как свою собственную. Другой наш мощный геополитический партнёр, Китай, имеет с Индией ряд трений, а с недавних пор он тоже присутствует в регионе, заняв иранский глубоководный порт Гвадар. Если Ирану появление китайцев выгодно, то для индусов это дополнительное напряжение.
В желании установить более плотные торговые отношения с Таможенным союзом Индия проявляет невиданный по меркам международных отношений энтузиазм. Для нас эта страна давний, можно сказать, даже древний партнёр, особенно в военно-промышленной сфере: благодаря заказам Индии многие предприятия советского ВПК в период разрухи не пропали, разработки не были утеряны, а некоторые даже получили дальнейшее развитие, как ракета Брамос-2. Поэтому расширить область мирной торговли нам диктует не только выгода, но и традиция сотрудничества.
При этом сохраняются трения между Индией и Китаем, последний сближается с Ираном, а тот, в свою очередь, с Пакистаном, у которого с Индией отношения напряжённые. В то же время Вьетнам имеет к Китаю собственные территориальные претензии и защищать их собирается корветами российского производства. Не говоря уж о том, что нормальные отношения как с Индией, так и с Китаем давно являются предметом зависти третьей силы, и нельзя ей позволить столкнуть нас лбами.
Всё это наводит на мысль, что России даже выгодно находиться на некотором расстоянии от своих партнёров, чтобы торговать со всеми, но случайно не влезть в их разборки между собой.