Страны Балтии в современных условиях превратились из некогда «витрины социализма» в своего рода депрессивную зону.
Когда прибалтийские республики находились в составе Советского Союза, то были одними из самых развитых в СССР. По отраслевой структуре прибалтийские государства не уступали промышленно развитым странам мира, составляя при этом лишь 1% от населения СССР.
Евроинтеграция стран Балтии имела, среди прочего и негативные последствия, обусловленные обострением ряда политических и межнациональных противоречий, ухудшением отношений с Россией.
Одной из причин «разрушающих» последствий вступления в ЕС стран региона стало стремление вступления в союз любой ценой. Это привело к ущемлению важных экономических и социальных составляющих в ущерб повышения внутренней конкурентоспособности, стимулирования национальных инвесторов, поддержки национального производителя и экспортера и т.д.
Уже через два три года после вступления стран региона в ЕС было зафиксировано увеличение инфляции.
Отчасти вступление в ЕС косвенно привело к тому, что страны Балтии являются лидерами ЕС по доле теневой экономики. Негативное влияние вступление стран Балтии в ЕС имело на сельскохозяйственных производителей этих государств. Примером негативного воздействия на экономику можно считать «сахарную реформу ЕС», которая привела к ликвидации сахарной отрасли в Латвии.
Ключевым среди негативных последствий евроинтеграции для стран Балтии можно выделить подорожание цен на продукты питания, предметы повседневного спроса и лекарственные средства. В декабре 2007 года по сравнению с тем же периодом 2006 годом рост потребительских цен в Эстонии составил 9,6 %, в Латвии – 14,1%, в Литве – 8,1 %.
В следствие вступления в ЕС в балтийских государствах происходит процесс усиление миграционных тенденций: старения нации, низкой рождаемости и миграции.
Европейский рынок труда с его более высоким уровнем заработной платы стимулирует отток из стран Балтии наиболее квалифицированной рабочей силы.
Негативными последствиями интеграции в ЕС для стран Балтии можно считать усиление процесса эмиграции..
Самые оптимистические данные свидетельствуют о том, что население этого государства ежегодно уменьшается примерно на 5-10 тыс. человек.
Необходимость ограничения дефицита госбюджета привела к искусственному сокращению государственных расходов стран Балтии и не позволяла выделять средства на программы восстановления экономики. Более того, правительствам этих стран приходится идти путем сокращения расходов на социальные нужды, заработной платы (в том числе для госслужащих, работников правоохранительных органов, здравоохранения и образования) и увеличения налогового бремени.
Существенному сокращению были подвержены в странах Балтии заработные платы государственных служащих.
Негативно интеграция в ЕС балтийских государств отразилась и на занятости населения. Фактически безработица в странах Балтии растет существенными темпами.
В странах Балтии увеличился дефицит государственного бюджета и соответственно государственный долг.
После обретения независимости и вступления в ЕС страны Балтии растеряла весь свой экономический потенциал, по уровню развития оказалась на последних местах среди стран- членов Сообщества. Присоединения к ЕС стран Балтии, привело к тому, что их экономика практически не развивается и имеет существенную зависимость от получения международной донорской помощи в виде кредитов. Такая ситуация связана с тем, что Европе сильные и экономически развитые страны Балтии были не нужны, поэтому эти страны по причине не дальновидности своего руководства и аморфности ЕС утратили некогда сильные экономические позиции переориентировавшись на транзит и сферу услуг. Евроатлантическая интеграция не способствовала развитию прибалтийских стан, а наоборот еще более усугубила их экономическое состояние, что в итоге негативно отразилось на социальной сфере.
В современных условиях из этих стран активно бежит молодежь, усиливаются ультранационалистические движения, падает уровень жизни, стабильно высокий уровень безработицы, инфляции, растут цены на продукты питания и энергоресурсы. Соответствующие обстоятельства еще более усиливают количество евроскептиков в этих странах.
США и страны Балтии
Недавно прошла встреча президентов трех Балтийских стран и США, приуроченная к 15-летней годовщине подписания хартии о взаимном сотрудничестве. Результатом встречи стала обнародованное совместное заявление президентов Соединенных Штатов Америки, Эстонской, Латвийской и Литовской республик, открывающее перспективный план развития Балтийского региона на ближайшие годы.
встреча определила дальнейший вектор развития весьма спорного приграничного с Россией и Беларусью региона.
Тематика встречи была обнародована президентами накануне и, в принципе, отражена в совместном заявлении. Речь шла о развитии и укреплении трансатлантических отношений, сотрудничестве после окончания военной операции НАТО в Афганистане в 2014 году, политике безопасности, в том числе кибернетической и энергетической, якобы милитаризации Калининградской области, торгово-экономическом сотрудничестве США и ЕС, а также традиционно – о содействии правам человека и поддержке демократического развития в соседних странах, усилиях балтийских стран в области «Восточного партнерства».
В средствах массовой информации данная встреча получила большой резонанс, всех интересовал вопрос – означает ли это начало холодной войны-2? Речь можно вести об обострении отношений. Так как на самом деле с момента развала СССР холодная война так и не прекращалась: США проводили целенаправленную работу по вовлечению постсоветских республик в орбиту своих интересов, менялась только форма их интенсивности, а блок НАТО продвинулся почти к самым подступам Москвы.
Причина этому – географическое положение Балтийского региона, которое делает его стратегически важным для США. Америка заверила Литву, Латвию и Эстонию в том, что примет меры по обеспечению их энергетической независимости от России, чтобы предотвратить любое влияние со стороны Кремля. Вашингтон обязался выделить средства на программы по развитию объектов энергетической важности – Висагинской АЭС и терминала сжиженного газа в Клайпеде, экспортировать природный газ по цене в четыре раза ниже общеевропейской.
Отдельным пунктом встречи был вынесен вопрос продвижения «…американской демократии, свобод и гарантий соблюдения прав человека в неблагополучные соседние страны», читай – Беларусь. Согласно обещаниям Обамы, будет проведено финансирование программ по поддержке белорусских демократических и оппозиционных сил, «…оказывая помощь в целях развития другим государствам, переживающим переходный период». Также должна будет усилена работа в рамках программы «Восточное пространство» по вовлечению Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Молдовы и Украины в трансатлантическое сотрудничество.
Особое внимание заслуживают вопросы, касающиеся финансирования США программ по развитию военной инфраструктуры Балтийского региона и национальных вооруженных сил Латвии, Литвы и Эстонии.
Учитывая важность региона для США, с их помощью в Литве был учрежден центр передового опыта НАТО в области энергетической безопасности, центр обучения ядерной безопасности, в Эстонии – центр кибернетической безопасности НАТО. И это только часть выполненных мероприятий.
Путем наращивания с помощью американцев военного потенциала Литва, Латвия и Эстония пообещали «…продолжать и расширять сотрудничество в регионе Балтийского моря и за его пределами (?–ред.), чтобы строить более благополучное, безопасное и общедоступное будущее». Таким образом, подобное заявление можно понимать как прямую угрозу военного вмешательства в соседние страны – Беларусь и Россию.
Называя вещи своими именами, Обама хотел подбодрить своих «младших коллег» на обострение отношений с Россией и Беларусью, напомнить, чьи интересы они должны блюсти в регионе Балтийского моря и, дав гарантии на мнимую безопасность под патронажем США, требовать от них преданности, беспрекословного подчинения и готовности стать пушечным мясом на форпостах американских интересов.