В середине 1990-х гг. ими были поданы заявки на вступление в НАТО и ЕС. Россия пыталась помешать этому процессу, но тщетно. В марте 2004 года страны Балтии вступили в НАТО, а 1 мая того же года стали членами ЕС – раньше, чем, например, Болгария или Румыния, сохранявшие в советские времена статус самостоятельных государств.
1. Главным приоритетом внешней политики Эстонии, как и других стран Балтии, стала европейская интеграция. Вскоре после распада СССР она была принята в ОБСЕ и Совет Европы. Эстония, как и Латвия с Литвой, поддержала агрессии США в Югославии 1999 г. и в Ираке с 2003 г. Сформированный из них объединенный «Балтийский батальон» участвовал в агрессии против Югославии. В 2004 г. Эстония вместе с Латвией и Литвой была принята в НАТО.
Запад оказывает Эстонии интенсивную финансовую помощь. На сегодня главный торговый партнер и кредитор республики – родственная Финляндия. Практически одновременно с вступлением в НАТО, в 2004 г. Эстония и другие балтийские республики были приняты в Евросоюз.
В рамках сотрудничества между самими странами Балтии, объединенными общими внешнеполитическими интересами, в 1991 г. образована консультативная межпарламентская Балтийская ассамблея, позднее – Балтийский совет министров. Однако, несмотря на ряд договоров и соглашений о формировании единого внешнеэкономического пространства, в этой области сотрудничество более декларативно, чем реально, на практике преобладает соперничество.
Отношения с Россией омрачены историческим наследием и дискриминацией русского населения в Эстонии, вызывающей резкие заявления и внешнеполитические демарши со стороны России. Отношения отравляются и возмущающими российскую общественность попытками судебных преследований советских ветеранов войны, чествованиями местных нацистских преступников. Кроме того, Эстония претендовала на два района Псковской области, входившие в ее состав в первый период независимости, но под давлением Евросоюза сняла эти претензии накануне вступления в ЕС. С другой стороны, экономика стран Балтии во многом находится в зависимости от транзита российских товаров в Европу, за который они ведут конкурентную борьбу между собой. Вывод российских войск из Эстонии завершился в 1994 г.
2.Внешне Латвия демонстрирует солидарность с остальными странами Балтии и участвует в действующем с 1991 г. консультативном межпарламентском органе 3 республик – Балтийской ассамблее, а также в созданном позднее Балтийском совете министров. Но, как уже отмечалось, громкие декларации о единстве, особенно во внешнеэкономической деятельности, не всегда воплощаются в жизнь, в действительности преобладает экономическое соперничество (в частности, в борьбе за тот же русский транзит).
Отношения с Россией остаются напряженными вследствие грубой дискриминации русского населения в Латвии, в сопровождении шокирующей мировую общественность травли советских ветеранов войны (вплоть до судебных преследований) и чествований местных нацистских преступников. Подчас это вызывает со стороны России резкие внешнеполитические демарши и экономические санкции. Кроме того, Латвия претендовала на один из районов Псковской области, входивший в ее состав в первый период независимости, но под воздействием Евросоюза сняла свои претензии накануне вступления в ЕС. С другой стороны, на сегодняшний день экономика Латвии еще в огромной степени зависит от транзита российских товаров в Европу.
Латвия, 10 лет назад вступившая в Евросоюз, сегодня имеет многомиллиардные долги. 250.000 человек - самое активное население Латвии - покинули страну в поисках лучшей доли. После вступления в ЕС Латвия потеряла многие виды своей промышленности: сахарную, рыболовецкую, машиностроение. Ее продукция не пользуется спросом в Европе, поэтому латвийцы вынуждены все же пытаться продвинуть ее на российский рынок – такой близкий и родной еще со времен СССР.
3.Как и для других балтийских республик, для Литвы стержневой осью внешней политики стала европейская интеграция. Вскоре после обретения независимости она была принята в ОБСЕ и Совет Европы. Литва, вслед за Латвией и Эстонией, солидаризировалась с нападениями США на Югославию в 1999 г. на Ирак в 2003 г. В 2004 г. вместе с Латвией и Эстонией Литва была принята в НАТО.
Западный мир выступает активным спонсором литовской экономики. В одно время с вступлением в НАТО, в 2004 г. Литва, Эстония и Латвия вошли в Евросоюз.
Демонстрируя солидарность, экономическое и политическое единство с соседними балтийскими республиками, Литва участвует в работе консультативной межпарламентской Балтийской ассамблеи и Балтийского совета министров. Однако в реальности, как уже отмечалось, во внешнеэкономической деятельности между ними идет активное соперничество.
Отношения Литвы с Россией гораздо благоприятнее, чем у Латвии и Эстонии. В отличие от них, Литва не подвергала русское население открытой правовой дискриминации, принятый ею закон о гражданстве вполне соответствует цивилизованным международным нормам. Она быстрее других решила вопрос с выводом российских войск со своей территории, завершенным в 1993 г. (на год раньше соседей). Однако в последнее время отношения двух стран осложнил «Калининградский вопрос». При вступлении в Евросоюз Литва входит в Шенгенскую визовую зону, и в соответствии с этим вынуждена ввести визовый режим для граждан России, пересекающих литовскую территорию транзитом в Калининградскую область – российский анклав между Литвой и Польшей. В результате был достигнут компромисс: Россия озаботилась организацией паромного сообщения с Калининградом, а Литва ввела упрощенный порядок выдачи виз для ее граждан. Экономика Литвы во многом находится в зависимости от транзита российских товаров в Европу, за который она ведет конкурентную борьбу с соседями.
В настоящее время в этих странах расположены военные базы и средства слежения за территорией РФ. Тем самым создаются серьёзные потенциальные угрозы безопасности России на её северо-западных границах. В интересах США и НАТО не допустить установление между нашими странами по-настоящему партнёрских (а уж тем более — дружеских) отношений. Этим и объясняется существующая до сих пор напряжённость — антироссийские и националистические настроения в странах Балтии искусственно культивируются и поддерживаются из Брюсселя и Вашингтона. В обозримом будущем, к сожалению, не приходится всерьёз рассчитывать на кардинальное изменение сложившейся ситуации в лучшую сторону.
Россия выступает за то, чтобы Прибалтийские государства оставались вне каких-либо военно-политических блоков. Она готова взять на себя односторонние обязательства по сохранению и обеспечению их суверенитета, подкрепленные соглашением о добрососедстве и мерах взаимного доверия. К этим гарантиям могут присоединиться США, Германия, Великобритания, Франция и международные организации, включая военные.
Сотрудничество должно развиваться по следующим направлениям: демилитаризация региона, создание единого топливно-сырьевого и энергетического комплекса, общей транспортной и информационной структуры, введение безвизового режима поездок для жителей приграничной полосы. В социальной и гуманитарной сферах необходимо наладить совместные действия по обеспечению равноправия русских, украинцев, белорусов, поляков и других национальных меньшинств, культурный обмен, сотрудничество в борьбе с преступностью, терроризмом и т.д.
Народы прибалтийских государств понимают важность и выгодность добрососедских отношений с Россией. Но их правительства испытывают определенное давление со стороны США, рассчитывающих с помощью своих политических ставленников и финансовых вливаний получить преимущество в регионе и закрепить тем самым тенденцию к монополярности. За период с сентября 1991 г. по настоящее время только от одной американской корпорации «Частные инвестиции за рубежом» в страны Балтии поступило более 100 млн. $. Однако, и у Москвы есть инструмент экономического воздействия, ведь российскую нефть можно продавать на запад через Польшу и Финляндию и тогда все транзитные платежи будут доставаться им.