Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Внешняя политика стран Балтии



В середине 1990-х гг. ими были поданы заявки на вступление в НАТО и ЕС. Россия пыталась помешать этому процессу, но тщетно. В марте 2004 года страны Балтии вступили в НАТО, а 1 мая того же года стали членами ЕС – раньше, чем, например, Болгария или Румыния, сохранявшие в советские времена статус самостоятельных государств.

1. Главным приоритетом внешней политики Эстонии, как и других стран Балтии, стала европейская интеграция. Вскоре после распада СССР она была принята в ОБСЕ и Совет Европы. Эстония, как и Латвия с Литвой, поддержала агрессии США в Югославии 1999 г. и в Ираке с 2003 г. Сформированный из них объединенный «Балтийский батальон» участвовал в агрессии против Югославии. В 2004 г. Эстония вместе с Латвией и Литвой была принята в НАТО.

Запад оказывает Эстонии интенсивную финансовую помощь. На сегодня главный торговый партнер и кредитор республики – родственная Финляндия. Практически одновременно с вступлением в НАТО, в 2004 г. Эстония и другие балтийские республики были приняты в Евросоюз.

В рамках сотрудничества между самими странами Балтии, объединенными общими внешнеполитическими интересами, в 1991 г. образована консультативная межпарламентская Балтийская ассамблея, позднее – Балтийский совет министров. Однако, несмотря на ряд договоров и соглашений о формировании единого внешнеэкономического пространства, в этой области сотрудничество более декларативно, чем реально, на практике преобладает соперничество.

Отношения с Россией омрачены историческим наследием и дискриминацией русского населения в Эстонии, вызывающей резкие заявления и внешнеполитические демарши со стороны России. Отношения отравляются и возмущающими российскую общественность попытками судебных преследований советских ветеранов войны, чествованиями местных нацистских преступников. Кроме того, Эстония претендовала на два района Псковской области, входившие в ее состав в первый период независимости, но под давлением Евросоюза сняла эти претензии накануне вступления в ЕС. С другой стороны, экономика стран Балтии во многом находится в зависимости от транзита российских товаров в Европу, за который они ведут конкурентную борьбу между собой. Вывод российских войск из Эстонии завершился в 1994 г.

 

2.Внешне Латвия демонстрирует солидарность с остальными странами Балтии и участвует в действующем с 1991 г. консультативном межпарламентском органе 3 республик – Балтийской ассамблее, а также в созданном позднее Балтийском совете министров. Но, как уже отмечалось, громкие декларации о единстве, особенно во внешнеэкономической деятельности, не всегда воплощаются в жизнь, в действительности преобладает экономическое соперничество (в частности, в борьбе за тот же русский транзит).

Отношения с Россией остаются напряженными вследствие грубой дискриминации русского населения в Латвии, в сопровождении шокирующей мировую общественность травли советских ветеранов войны (вплоть до судебных преследований) и чествований местных нацистских преступников. Подчас это вызывает со стороны России резкие внешнеполитические демарши и экономические санкции. Кроме того, Латвия претендовала на один из районов Псковской области, входивший в ее состав в первый период независимости, но под воздействием Евросоюза сняла свои претензии накануне вступления в ЕС. С другой стороны, на сегодняшний день экономика Латвии еще в огромной степени зависит от транзита российских товаров в Европу.

Латвия, 10 лет назад вступившая в Евросоюз, сегодня имеет многомиллиардные долги. 250.000 человек - самое активное население Латвии - покинули страну в поисках лучшей доли. После вступления в ЕС Латвия потеряла многие виды своей промышленности: сахарную, рыболовецкую, машиностроение. Ее продукция не пользуется спросом в Европе, поэтому латвийцы вынуждены все же пытаться продвинуть ее на российский рынок – такой близкий и родной еще со времен СССР.

 

3.Как и для других балтийских республик, для Литвы стержневой осью внешней политики стала европейская интеграция. Вскоре после обретения независимости она была принята в ОБСЕ и Совет Европы. Литва, вслед за Латвией и Эстонией, солидаризировалась с нападениями США на Югославию в 1999 г. на Ирак в 2003 г. В 2004 г. вместе с Латвией и Эстонией Литва была принята в НАТО.

Западный мир выступает активным спонсором литовской экономики. В одно время с вступлением в НАТО, в 2004 г. Литва, Эстония и Латвия вошли в Евросоюз.

Демонстрируя солидарность, экономическое и политическое единство с соседними балтийскими республиками, Литва участвует в работе консультативной межпарламентской Балтийской ассамблеи и Балтийского совета министров. Однако в реальности, как уже отмечалось, во внешнеэкономической деятельности между ними идет активное соперничество.

Отношения Литвы с Россией гораздо благоприятнее, чем у Латвии и Эстонии. В отличие от них, Литва не подвергала русское население открытой правовой дискриминации, принятый ею закон о гражданстве вполне соответствует цивилизованным международным нормам. Она быстрее других решила вопрос с выводом российских войск со своей территории, завершенным в 1993 г. (на год раньше соседей). Однако в последнее время отношения двух стран осложнил «Калининградский вопрос». При вступлении в Евросоюз Литва входит в Шенгенскую визовую зону, и в соответствии с этим вынуждена ввести визовый режим для граждан России, пересекающих литовскую территорию транзитом в Калининградскую область – российский анклав между Литвой и Польшей. В результате был достигнут компромисс: Россия озаботилась организацией паромного сообщения с Калининградом, а Литва ввела упрощенный порядок выдачи виз для ее граждан. Экономика Литвы во многом находится в зависимости от транзита российских товаров в Европу, за который она ведет конкурентную борьбу с соседями.

 

В настоящее время в этих странах расположены военные базы и средства слежения за территорией РФ. Тем самым создаются серьёзные потенциальные угрозы безопасности России на её северо-западных границах. В интересах США и НАТО не допустить установление между нашими странами по-настоящему партнёрских (а уж тем более — дружеских) отношений. Этим и объясняется существующая до сих пор напряжённость — антироссийские и националистические настроения в странах Балтии искусственно культивируются и поддерживаются из Брюсселя и Вашингтона. В обозримом будущем, к сожалению, не приходится всерьёз рассчитывать на кардинальное изменение сложившейся ситуации в лучшую сторону.

 

Россия выступает за то, чтобы Прибалтийские государства оставались вне каких-либо военно-политических блоков. Она готова взять на себя односторонние обязательства по сохранению и обеспечению их суверенитета, подкрепленные соглашением о добрососедстве и мерах взаимного доверия. К этим гарантиям могут присоеди­ниться США, Германия, Великобритания, Франция и международные организации, включая военные.

Сотрудничество должно развиваться по следующим направлениям: демилитаризация региона, создание единого топливно-сырьевого и энергетического комплекса, общей транспортной и информационной структуры, введение безвизового режима поездок для жителей приграничной полосы. В социальной и гума­нитарной сферах необходимо наладить совместные действия по обеспе­чению равноправия русских, украинцев, белорусов, поляков и других национальных меньшинств, культурный обмен, сотрудничество в борьбе с преступностью, терроризмом и т.д.

Народы прибалтийских государств по­нимают важность и выгодность добрососедских отношений с Россией. Но их правительства испытывают определенное давление со стороны США, рассчитывающих с помощью своих политических ставленников и финансовых вливаний получить преимущество в регионе и закрепить тем самым тенденцию к монополярности. За период с сентября 1991 г. по настоящее время только от одной американской корпо­рации «Частные инвестиции за рубежом» в страны Балтии поступило более 100 млн. $. Однако, и у Москвы есть инструмент экономического воздействия, ведь российскую нефть можно продавать на запад через Польшу и Финляндию и тогда все транзитные платежи будут доставаться им.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.