Население стран Балтии немногочисленное и в 2004 г. составляло до 7,3 млн. чел, из которых менше всего граждан Эстонии (1,33 млн.), больше всего — Литвы (3.59 млн.).
Часть коренного населения колеблется в пределах 60—80%. В Латвии латыши составляют 57% (1,4 млн. чел), среди национальных меньшинств преобладают россияне (30%), белорусы (4,2%), украинцы (2,7%), поляки (2,5%). В целом в стране проживают представители 81 национальности. В Литве часть этнических литовцев достигает свыше 80% населения, россиян — 9%, поляков -7%, к другим национальным меньшинствам принадлежат белорусы, украинцы, евреи, латыши и цыгане. В Эстонии за последние десятилетия количество эстонцев увеличилось (65% в 2004 г.), а часть россиян сократилась (28,1%). Национальные меньшинства представлены украинцами (2,5%), белорусами (1,5%), финами (1%). в Латвии и Эстонии возникли некоторые проблемы со статусом россиян, которые попали в эти страны в советское время. В Эстонии и Латвии среди верующих преобладают лютераны (в Эстонии — 80—85%, в Латвии — 55%), в Литве — католики (87%), представлены также православные, баптисты, методисты, пятидесятники, иудеи. С 1991 г. началось возрождение религиозной деятельности.
Русские в странах Прибалтики — крупнейшее национальное меньшинство в Латвии (27,3 % в середине 2011 г.[1]) и Эстонии (25,6 % в начале 2009 г.[2]), в Литве — второе по численности (4,8 % в начале 2010 г.[3]).
Дискриминация русских в Прибалтике как языкового меньшинства выражается в постепенном сужении сферы применения русского языка.[24] Хотя русские и русскоязычные составляют значительную часть населения Эстонии и Латвии, они лишены права обращаться на русском языке во властные структуры, в том числе в местах компактного проживания, ограничены в возможности получения образования на русском языке, лишены права получать на нём официальную информацию.[24]
По мнению историка В. А. Шнирельмана, в Латвии и Эстонии имеет место политическая дискриминация русских, большинство которых не получили гражданства этих стран и были исключены из политического процесса.[25]
По оценке президента Российской ассоциации политических наук Михаила Васильевича Ильина, в Эстонии и Латвии проводится национализаторская политика в радикальных формах, напоминающих апартеид[26].
В 2010 году портал русской общины Эстонии сообщил о запуске проекта «BALTIC APARTHEID — Service of monitoring of racial and language discrimination in Baltics», основной целью которого является фиксация и систематизация случаев расовой и языковой дискриминации русского населения в Прибалтике.[27]
В 2008 году Агентством Евросоюза по защите основных прав человека был проведён опрос в странах ЕС, согласно которому дискриминацию на расовой почве или в качестве иммигранта в Эстонии ощущают 59 % русских, в Латвии — 25 %, в Литве — 12 %.[28][29]
Джон Лафленд- британский эксперт, директор исследовательских программ Института демократии и сотрудничества. Статья : «Дерусификация Прибалтики служит геополитическим целям»,
«Сотни тысяч русских живут сегодня в «юридическом гетто», не имея гражданства и, следовательно, ни политических, ни гражданских прав. Прибалтийские политики часто говорят русским, чтобы те «убирались домой», хотя огромная их часть родилась уже здесь. Невообразимо, чтобы такая ситуация не вызвала вмешательства защитников прав человека, если бы это касалось какого-нибудь другого этнического меньшинства. Эти защитники разворачивают громкие кампании за право иммигрантов получать гражданство, но только не в этом случае. Права на гражданство лишены те, кто не является этническим прибалтом (русские, украинцы, белорусы), а их дети считаются «оккупантами». Двойные стандарты налицо, тем более что русофобская риторика в Латвии часто соседствует ещё и с антисемитизмом.
Причина, почему им всё сходит с рук, заключается в том, что Прибалтика занимает стратегически важную территорию, которая на протяжении двух столетий была западным побережьем России. Деруссификация этой территории преследует геополитическую цель – оттеснить Россию дальше на север и восток, подальше от европейских дел, в которых России должна участвовать по естественным причинам.
В этой геополитической игре прибыль получат лишь США. У России всё ещё есть небольшой кусочек балтийского побережья, но американцы понимают всю важность приобретения для НАТО прибалтийских стран.
Официальная идеология стран Балтии до сих пор формирует представление о Советском Союзе как об «оккупанте», «захватившем» Прибалтику и насильственно включившим её в состав СССР. Негативное отношение к распавшемуся более 20 лет назад Советскому Союзу переносится и на его «продолжателя» — современную Российскую Федерацию. Никуда не исчезла проблема так называемых неграждан. В странах Балтии продолжаются ревизия истории Второй мировой войны и героизация бывших эсэсовцев. Да и прокладке вдоль своих северных границ стратегически важного газопровода «Северный поток» страны Балтии сопротивлялись с силами, достойными лучшего применения.
4 мая экс-министр иностранных дел Латвии Янис Юрканс в эфире телеканала «PRO100TV» прямо назвал русскоязычных жителей республики «пятой колонной»: «Пятая колонна существует. Эти люди нам недружественны. Они не верят латвийскому государству. Им 20 лет говорили, что они оккупанты, и они стали чужими». Невольно хочется задать латвийскому дипломату вопрос: «А на какую же реакцию вы, господа, рассчитывали, проводя на протяжении всего постсоветского периода жёсткую антироссийскую политику?» 11 мая латвийский парламент принял поправки к закону о гражданстве, в которых было введено понятие «государственной нации», причём её представителями признаются только латыши и ливы, а национальные меньшинства (в том числе русские), которые составляют 40% населения республики, автоматически становятся гражданами «второго сорта». Русская общественность Латвии уже заявила о своём намерении опротестовать эти поправки, как противоречащие конституции и нарушающие права человека.
Бронзовый солдат
Перемещение Бронзового солдата из Таллина и эксгумация захоронений с площади в центре Таллина в апреле 2007 года спровоцировали резкую реакцию России. 27 апреля Совет Федерации утвердил заявление, в котором содержится призыв принять «максимально жёсткие меры» в отношении Эстонии. Первый вице-премьер Сергей Иванов заявил, что в отношении Эстонии должны быть приняты адекватные меры, в первую очередь, экономические. Президент России Владимир Путин по случаю Дня Победы 2007 года заявил, что умаление подвигов героев Второй мировой войны и осквернение памятников, воздвигнутых в память о них, приводит к разногласиям и недоверию между странами и народами. Посольство Эстонии в Москве было осаждено протестующими.